Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Октября 2011 в 18:57, курсовая работа
Целью данной работы является провести исследования форм и методов современной оплаты труда, проанализировать действующие системы и формы оплаты труда, выяснить их недостатки.
Для осуществления этой цели необходимо выполнить следующие задачи:
во-первых, определить сущность категории заработной платы;
во-вторых, рассмотреть существующие формы и системы оплаты труда, порядок начисления некоторых видов заработной платы, рассмотреть действующую систему премирования;
в-третьих, следует рассмотреть порядок удержаний и вычетов из заработной платы.
Введение 3
1. Общие положения 5
1.1. Основные понятия и определения 5
1.2 Формы оплаты труда 6
2. Сравнительный анализ денежных доходов за последние три года. 19
2.1 Денежные доходы населения 19
2.2. Задолженности по заработной плате 22
Заключение 24
Список источников 26
Приложения 27
плате в зависимости от уровня
выполнения нормированных
- премия за снижение
повышение качества продукции, которая начисляется в процентах к
исходной тарифной ставке (включая доплаты за профессиональное
мастерство и условия труда).
2. Дополнительная оплата за выполнение нормированных заданий,
стимулирующая количественные
Дополнительная оплата
вспомогательного производства, которым устанавливаются бригадные или индивидуальные нормированные задания исходя из технически обоснованных норм времени или норм обслуживания. Начисление дополнительной оплаты производится по результатам работы бригады (отдельных рабочих) за месяц в зависимости от уровня выполнения нормированных заданий в процентах к повременной заработной плате каждого рабочего.
Премия выплачивается при
Рабочие премируются также за повышение качества продукции и рациональное использование материальных ресурсов.
Повременно-премиальная
Смешанная
форма оплаты труда.
Смешанные системы оплаты труда синтезируют в себе основные
преимущества повременной и сдельной оплаты труда и обеспечивают гибкую увязку размеров заработной платы с результатами деятельности предприятия и отдельных работников.
К таким системам в настоящее время относится бестарифная система
оплаты
труда.
Этот вид системы оплаты труда ставит заработок работника в полную
зависимость от конечных результатов работы всего рабочего коллектива, к которому принадлежит работник.
Применять такую систему в полной мере можно только там, где есть
реальная возможность учесть результаты труда и где есть условия для общей заинтересованности и ответственного отношения каждого члена коллектива к работе. В противном случае хорошо работающие будут страдать от небрежного отношения к делу недостаточного ответственных работников. Кроме этого члены трудового коллектива должны хорошо знать друг друга и доверять своим руководителям, так как придется многое решать коллективным способом, и нужен морально единый настрой в коллективе. Поэтому, как правило, подобную систему оплаты труда применяют в относительно небольших коллективах с устойчивым составом работников (не только рабочих, но и руководителей и специалистов).
Успешное использование этой системы связано с тем, что в условиях
перехода к рынку появляется необходимость в пересмотре порядка формирования фонда заработной платы. Фонд оплаты труда должен зависеть, прежде всего, от объёма реализованной продукции (товаров, услуг), который может меняться. Следовательно, может и колебаться величина фонда оплаты труда.
Бестарифные системы оплаты труда во многом схожи и основаны на
долевом распределении средств, предназначенных на оплату труда, в
зависимости от различных критериев. При этом производится ранжирование подразделений предприятия и каждого работника исходя из его квалификации и эффективности работы. Каждому подразделению определяется фонд оплаты труда (ФОТ). Каждому работнику присваивается свой квалификационный уровень. В зависимости от квалификационных уровней работники распределяются по квалификационным группам, количество которых может быть различным. В основу оценки квалификационного уровня могут приниматься следующие критерии:
- Образование,
- профессиональная квалификация,
- деловитость и т.д.
Оценка квалификационного уровня дополняется определённым
коэффициентом трудового участия каждого работника (KTV) в текущих результатах деятельности и количеством отработанного времени. Расчёт заработной платы при бестарифной системе оплаты труда определяется в следующей последовательности:
1. Рассчитывается количество балов, заработанных каждым работником
подразделения .
2. Определяется общая сумма баллов, заработанная всеми работниками
подразделения:
3. Рассчитывается доля ФОТ,
4. Определяется заработная плата
отдельных работников
Разновидностью бестарифной системы оплаты труда можно считать
рейтинговую систему оплаты труда. Она учитывает вклад работников в
результаты
деятельности предприятия и основана
на долевом распределении фонда
оплаты труда.
Среднемесячная
начисленная заработная
плата в сентябре 2009 г., по предварительным
данным, составила 18702 рубля, реальная
заработная плата за сентябрь 2009 года
относительно сентября 2008 г. составила
- 94,8 процента. С начала года отмечается
устойчивая тенденция снижения темпов
роста среднемесячной заработной платы
по сравнению с соответствующим периодом
предыдущего года со 115,5% в январе 2009 г.
до 104,9 % в сентябре 2009 г. Таким образом,
общей тенденцией является постепенный
возврат к уровню заработной платы соответствующего
периода предыдущего года. Одной из причин
сложившейся ситуации является необходимость
снижения издержек производства на этапе
преодоления кризисных явлений и повышения
эффективности деятельности для успешного
дальнейшего развития, в том числе расходов
на оплату труда.
В целом за 9 месяцев текущего года, по
оценке Росстата, номинальная начисленная
заработная плата составила 18156 рублей
(рост относительно соответствующего
периода прошлого года составил 108,6 процента).
Реальная начисленная заработная плата
за этот период составила 96,5 процента.
(Приложение №1)
Наиболее
высокие темпы роста заработной
платы в августе 2009 года относительно
августа прошлого года отмечаются в
тех же отраслях, что и в предыдущем
месяце: образовании - 119,8%, здравоохранении
и предоставлении социальных услуг
- 114,4% и государственном управлении и обеспечении
военной безопасности - 114,1 процента.
Отдельно следует отметить рыболовство
и рыбоводство. Поддержка государства
способствовала активному развитию отрасли
и, как следствие, увеличению заработной
платы. В августе текущего года по сравнению
с августом прошлого года заработная плата
в этом виде экономической деятельности
увеличилась на 32,3%, а по сравнению с предыдущим
месяцем текущего года прирост составил
17,8 процента.
Наиболее неудачным август стал для строительства,
сокращение заработной платы по сравнению
с августом прошлого года составило 5,9%,
финансовой деятельности - 0,9% и отдельных
видов обрабатывающих производств. Так
в производстве прочих неметаллических
минеральных продуктов заработная плата
по сравнению с августом 2008 г. сократилась
на 9,2%, в производстве готовых металлических
изделий - на 7,8%, в производстве транспортных
средств и оборудования - на 4,1%, в прочих
производствах на 2,2%, в производстве кокса
и нефтепродуктов - на 1,1 процента.
Существенных
изменений в структуре
В числе положительных моментов изменения
структуры заработной платы по видам экономической
деятельности можно отметить сохранение
роста заработной платы в отраслях социальной
сферы (образование, здравоохранение и
предоставление социальных услуг).
В январе-августе 2009 г. уровень среднемесячной
начисленной заработной платы работников
здравоохранения и предоставления социальных
услуг составил к ее уровню в обрабатывающих
производствах 90%, работников образования
- 79% (в январе-августе 2008 г. - соответственно
79% и 68 процентов).
Численность работников практически во
всех видах промышленной деятельности
продолжает снижаться. В августе 2009 г.
по сравнению с предыдущим месяцем наибольшее
сокращение численности работников наблюдалось
в производстве прочих неметаллических
минеральных продуктов на 1,4 процента.
В производстве и распределении электроэнергии
газа и воды численность работников в
августе текущего года выросла на 0,5 процента.
За январь-август 2009 г. по сравнению с соответствующим
периодом 2008 г. численность работников
во всех видах промышленной деятельности
сократилась на 7,6%, в отдельных подвидах
сокращение численности с начало текущего
года превысило 10-15 процентов. За январь-август
2009 г. численность работников обработки
древесины и производства изделий из дерева
сократилась на 16,2 процента. (Приложение№2)
В соответствии с постановлением Правительства
Российской Федерации от 5 августа 2008 г.
№ 583 «О введении новых систем оплаты труда
работников федеральных бюджетных учреждений
и федеральных государственных органов,
а также гражданского персонала воинских
частей, учреждений и подразделений федеральных
органов исполнительной власти, в которых
законом предусмотрена военная и приравненная
к ней служба, оплата труда которых в настоящее
время осуществляется на основе Единой
тарифной сетки по оплате труда работников
федеральных государственных учреждений»
оплата труда работников федеральных
бюджетных учреждений в 2009 году осуществляется
по новым системам оплаты труда, предусматривающим
повышение уровня оплаты труда и расширение
самостоятельности руководителей учреждений
в установлении условий и размеров оплаты
труда в соответствии с качеством и эффективностью
оказываемых государственных услуг. При
переходе федеральных бюджетных учреждений
с 1 декабря 2008 г. на новые системы оплаты
труда их фонды заработной платы были
увеличены на 30 процентов.
В течении 9 месяцев 2009 года осуществлялся
ежеквартальный Мониторинг эффективности
новых систем оплаты труда в федеральных
бюджетных учреждениях во исполнение
поручения Правительства Российской Федерации.
На основе проводимой работы будет осуществляться
подготовка предложений по возможному
совершенствованию нормативной правовой
базы по новым системам оплаты труда работников
федеральных бюджетных учреждений. В случае
выявления типичных ошибок и отклонений
при введении новых систем оплаты труда
предполагается разработка методических
указаний с анализом наиболее часто встречающихся
ошибок в ведении новых систем оплаты
труда в федеральных государственных
учреждениях и рекомендаций по их исправлению.
Продолжает
сохраняться высокий уровень
просроченной задолженности по заработной
плате, который также является одним
из факторов, сдерживающих рост заработной
платы, так как предприятиями, находящимися
в сложном финансовом положении, не соблюдается
принцип приоритетности погашения указанной
задолженности.
По данным, полученным от организаций,
кроме субъектов малого предпринимательства,
суммарная задолженность
по заработной плате по кругу наблюдаемых
видов экономической деятельности на
1 октября 2009 г. составила 5,1 млрд. рублей
и снизилась по сравнению с 1 сентября
2009 г. на 8,6 процента. При этом основная
часть приходится на задолженность из-за
отсутствия собственных средств, которая
на 1 октября 2009 г. составила 4,9 млрд. рублей
(96,2% от общей суммы задолженности) и снизилась
за сентябрь 2009 года на 9 процентов.
Следует отметить, что в обрабатывающих
производствах (на долю которых приходиться
более 50% задолженности всей экономике)
задолженность по заработной плате за
август снизилась на 10,7 процента.
В обрабатывающих, добывающих производствах,
транспорте, сельском хозяйстве, производстве
и распределении электроэнергии, газа
и воды 95-100% просроченной задолженности
по заработной плате образовано из-за
нехватки у организаций собственных средств.(Приложение№3)
В целом, за последние 4 месяца задолженность
по заработной плате сократилась на 3,7
млрд. рублей (на 42,1% по сравнению с 1 июня
2009 года), что позволяет делать выводы
об улучшении экономической ситуации
в целом.
В целом
объем просроченной задолженности по
заработной плате, сложившийся на 1 октября
2009 г., составлял менее 2% месячного фонда
заработной платы работников наблюдаемых
видов экономической деятельности.
Задолженность из-за несвоевременного
получения денежных средств из бюджетов
всех уровней на 1 октября 2009 г. составила
191 млн. рублей или 3,8% общего объема просроченной
задолженности по заработной плате и выросла
за сентябрь на 5,5 процента.
За сентябрь просроченная задолженность
по заработной снизилась в 45 субъектах
Российской Федерации.
Из общей суммы просроченной задолженности
569 млн. рублей (11,2%) приходится на задолженность,
образовавшуюся в 2008 году, 352 млн. рублей
(6,9%) - в 2007 году и ранее.
Объем денежных доходов
населения за 9 месяцев 2009 г., по предварительной
оценке, составил 20102,3 млрд. рублей с ростом
к соответствующему периоду прошлого
года на 10,4 процента. Денежные расходы
по сравнению с соответствующим периодом
прошлого года выросли на 12,7% и составили
20344,2 млрд. рублей.