Современный рынок ценных бумаг

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2013 в 02:16, курсовая работа

Описание

Цель данной работы – сделать общий обзор деятельности профессиональных участников рынка ценных бумаг, а также рассмотреть и проанализировать государственное регулирование профессиональной деятельности.

Работа состоит из  1 файл

курсач рцб.docx

— 64.14 Кб (Скачать документ)

      В случае невыполнения вышеизложенных  особенностей и ограничений совмещения  профессиональной деятельности, к  профессиональному участнику рынку  ценных бумаг – нарушителю  применяются санкции в виде  лишения лицензии на право  осуществления всех видов профессиональной  деятельности на рынке ценных  бумаг, а также другие правовые  меры, предусмотренные ФКЦБ.  

2.3. Проблемы  государственного  регулирования  профессиональной деятельности.

 

       На данном этапе развития рынка  ценных бумаг в России сформировались  и оформились правовые, экономические  и организационные основы для  его планомерного развития, в  том числе: 

  • приняты федеральные законы, формирующие нормативную правовую основу рынка;
  • издан ряд  указов  Президента  РФ   и  постановлений Правительства РФ, способствующих быстрому развитию нормативной базы рынка;
  • создан единый орган государственного регулирования рынка – Федеральная комиссия по рынку ценных бумаг;
  • появилось значительное  количество  профессиональных участников  рынка, имеющих опыт практической работы на нем;
  • сформированы основы для развития коллективных инвестиций;
  • разработана Комплексная программа защиты прав акционеров и вкладчиков.

      Вместе с тем остается нерешенным  ряд значительных проблем, основными  из которых являются:

  • низкий уровень капитализации рынка и  ликвидности ценных бумаг мелких и средних эмитентов;
  • высокая стоимость заимствований на рынке государственного долга;
  • отставание в развитии инфраструктуры рынка, в том числе информационной и телекоммуникационной систем, недоиспользование возможностей отечественных систем в этой сфере, недостаточный уровень развития инфраструктуры с точки зрения снижения рисков и их качества, а также комплекса предоставляемых услуг;
  • слабое развитие нормативной правовой базы, устанавливающей ответственность за правонарушения на рынке, недостаточность полномочий органов государственного регулирования по привлечению к ответственности организаций и лиц, нарушающих законодательство РФ и правовые нормы на рынке, непроработанность вопросов взаимодействия регулирующих органов с правоохранительными органами и судебной системой. [16, 23]

      В ракурсе данной работы, посвященной  деятельности профессиональных  участников рынка ценных бумаг  хотелось бы выделить следующие  стоящие перед органами государственного  регулирования и профессиональными  участниками проблемы:

  1. Поддержание и повышение ликвидности рынка, так как появилась явная тенденция сокращения профессиональных участников рынка ценных бумаг, в связи с резким падением ликвидности.
  2. Предотвращение   конфликтов   интересов      при     осуществлении  профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг.
  3. Раскрытие информации профессиональными участниками рынка ценных бумаг.
  4. Установление процедур внутреннего контроля профессиональных участников рынка ценных бумаг.
  5. Минимизация негативных  последствий  финансового кризиса для профессиональных участников рынка ценных бумаг.
  6. Снижение рисков профессиональных участников рынка ценных бумаг и усиление защиты их клиентов в условиях кризиса.   
  7. Повышение уровня профессиональной квалификации участников рынка ценных бумаг.
  8. Незаконная профессиональная деятельность на рынке ценных бумаг.

       Для решения этих проблем необходимо  обеспечить проведение активной  государственной политики,  направленной  на дальнейшее развитие самостоятельного  российского рынка ценных бумаг,  отвечающего национальным интересам  России, интегрированного в мировой  фондовый рынок  и обеспечивающего  привлечение инвестиций в российскую  экономику.

 

 

 

Заключение

          В заключение  работы хотелось бы остановиться  на основных моментах и сделать  некоторые выводы.

          Итак, функционирование  рынка ценных бумаг невозможно  без профессионалов, обслуживающих  его и решающих возникающие  задачи. Такими профессионалами рынка ценных бумаг являются: брокеры (посредники при заключении сделок, сами в них не участвующие); дилеры (посредники, участвующие в сделках своим капиталом); управляющие (лица, распоряжающиеся переданными им на доверительное управление ценными бумагами); клиринги (организации занимающиеся определением взаимных обязательств); депозитарии (оказывают услуги по хранению ценных бумаг); регистраторы (ведут реестры ценных бумаг); организаторы торговли на рынке ценных бумаг (оказывают услуги, способствующие заключению сделок с ценными бумагами); джобберы (специалисты на конъюктуре рынка ценных бумаг).

Кроме того, рынок ценных бумаг обслуживают банковские служащие, работники инвестиционных фондов, а  также государственные чиновники  и юристы, обеспечивающие необходимые  для финансового рынка законотворчество и контроль.

В каждой стране круг участников рынка ценных бумаг, а также условия их участия  в работе рынка ценных бумаг определяется государством. Государственное законодательство в этой сфере отражает специфику  состояния производства и финансов страны и в случае экономического кризиса претерпевает изменения.

В России функционирование рынка ценных бумаг и состав его  участников определены, прежде всего, федеральными законами «О рынке ценных бумаг», «Об акционерных обществах», а также рядом других нормативных документов.

В последние  годы в России число профессионалов рынка ценных бумаг значительно  возросло. Таким образом, только взаимодействие их может обеспечить стабилизацию рынка  и повысить ликвидность ценных бумаг. 

Необходимо  также  отметить, что каждый профессиональный участник рынка ценных бумаг  имеет  свои обязанности и должен соответствовать  квалификационным требованиям.

Для того чтобы профессиональный участник мог осуществлять свою профессиональную деятельность ему необходимо получить специальное разрешение – лицензию, выдаваемую ФКЦБ или уполномоченными  ею органами на основании генеральной лицензии. Органы, выдавшие лицензии должны осуществлять контроль за деятельностью профессиональных участников.

Если рассматривать деятельность ФКЦБ по лицензированию профессиональной деятельности, то можно отметить, что  в целом в 1998 году наблюдалась  тенденция сокращения числа профессиональных участников рынка ценных бумаг. Это сокращение обусловлено в частности аннулированием 62 лицензий в связи с непредставлением отчетности по состоянию на 1 июля 1998 года и аннулированием 32 лицензий  в связи с представлением заявления о прекращении профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг.

Таким образом, мы видим, что  большинство профессиональных участников рынка ценных бумаг по собственной  инициативе решили прекратить свою профессиональную деятельность в связи с тем, что  августовский кризис очень негативно  повлиял на рынок ценных бумаг и это в свою очередь отразилось на деятельности профессиональных участников. Поэтому ФКЦБ России были  приняты конкретные антикризисные решения, направленные на минимизацию негативных последствий финансового кризиса для профессиональных участников рынка ценных бумаг. В частности, отменены требования по обязательному хранению части собственного капитала в ГКО-ОФЗ, что позволило избежать прекращения деятельности значительной части профессиональных участников рынка ценных бумаг.

            Но, несмотря на кризисное состояние  российского финансового  рынка  ФКЦБ России продолжает деятельность  по развитию и совершенствованию  нормативной правовой базы, регулирующей  профессиональную деятельность  на рынке ценных бумаг. Однако остаются  нерешенными ряд проблем, стоящие перед органами государственного регулирования и профессиональными участниками рынка ценных бумаг, такие как: снижение рисков профессиональных участников рынка ценных бумаг и усиление защиты их клиентов в условиях кризиса; повышение уровня профессиональной квалификации участников рынка ценных бумаг; незаконная профессиональная деятельность на рынке ценных бумаг.

Для решения этих проблем  необходимо обеспечить проведение активной государственной политики, направленной на дальнейшее развитие самостоятельного российского рынка ценных бумаг, отвечающего национальным интересам  России, интегрированного в мировой фондовый рынок и обеспечивающего привлечение инвестиций в российскую экономику.

Ситуация, возникшая на фондовом рынке в 1998 году поставила в очень затруднительное положение профессиональных участников рынка ценных бумаг, но хочется верить, что согласованные и ответственные действия регулирующих органов и профессиональных участников способны предотвратить кризис на фондовом рынке и обеспечить права инвесторов.    

 

Список литературы

 

  1. Федеральный закон «О рынке ценных бумаг» от 22 апреля 1996г. №39-ФЗ
  2. Временное положение о клиринговой деятельности. Утверждено постановлением ФКЦБ от 30 декабря 1997г. №44
  3. Временное положение о требованиях, предъявляемых к организаторам торговли на рынке ценных бумаг. Утверждено постановлением ФКЦБ от 19 декабря 1996 г. № 23
  4. Временное положение о лицензировании брокерской и дилерской деятельности на рынке ценных бумаг. Утверждено постановлением ФКЦБ от 19 декабря 1996 г. № 22
  5. Положение о депозитарной деятельности в РФ. Утверждено постановлением ФКЦБ от 16 октября 1997 г. № 36
  6. Положение о ведении реестра владельцев именных ценных бумаг. Утверждено постановлением ФКЦБ от 2 октября 1997 г. №27 (с изменениями от 31 декабря 1997 г., 12 января 1998 г.)
  7. Положение о лицензировании различных видов профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг РФ. Утверждено постановлением ФКЦБ от 23 ноября 1998г.  № 50
  8. Положение об особенностях и ограничениях совмещения брокерской, дилерской деятельности и деятельности по доверительному управлению ценными бумагами с операциями по централизованному клирингу, депозитарному и расчетному обслуживанию. Утверждено ФКЦБ, ЦБР от 20, 22 января 1998 г. №№3, 16-П)
  9. Алексеев М. Ю. Рынок ценных бумаг. – М.: Финансы и статистика, 1995. – 114с.
  10. Под. ред.  А. И. Басова, В. А. Галанова. Рынок ценных бумаг.- М.: Финансы и статистика, 1998. – 107-128с.
  11. Воробьев П. В., Лялин В. А. Ценные бумаги и фондовая биржа. – М.: Филинъ, 1998. – 232с.
  12. Под. ред. Н. Т. Клещева..  Рынок ценных бумаг. – М.: Экономика, 1997. – 112с.
  13. Под. ред. В. И. Колесникова, В. С. Торкановского. Ценные бумаги. – М.: Финансы и статистика, 1998. – 74-82с.
  14. Семенкова Е. В. Операции с ценными бумагами. – М.: Перспектива; ИНФРА-М, 1997. – 328с.
  15. Фельдман А. А. Российский рынок ценных бумаг. – М.:  Атлантика – Пресс, 1997. – 68с.
  16. Захаров А. В. Состояние и перспективы развития рынка ценных бумаг в России. / Право и экономика. – 1998. - №1. – 69-74с.
  17. Каратуев А. Г . О государственном регулировании фондового рынка. / Законодательство и экономика. – 1998. - № 4. – 23-25с.
  18. Килячков А. Р., Чалдаева А. В.  Профессиональная деятельность на рынке ценных бумаг. / Финансы и бизнес. – 1997. - № 2. – 43-46с.
  19. Симонов В. В. Мировой фондовый кризис и российский рынок ценных бумаг. / Деньги и кредит. – 1998. - № 1. – 42-46с.
  20. Семилютина Н. Т. Регулирование деятельности организаторов торговли: мировые тенденции и российское законодательство. / Право и экономика. – 1998. - № 1 – 75-77с.
  21. Юров П. И. Лицензирование деятельности на фондовом рынке. / Фин. Россия. – 1997. - №17. – 14с.
  22. ФКЦБ России. Годовой отчет. – 1998. – 27-46с.      

Информация о работе Современный рынок ценных бумаг