Специализация и кооперирование в машиностроении

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Апреля 2012 в 21:37, курсовая работа

Описание

Экономика любого государства тесно взаимосвязана с экономическим положением конкретных предприятий, которые являются исходным элементом формирования благосостояния всей страны. Развитие рыночной экономики подразумевает практически полную самостоятельность хозяйствующих субъектов, но необходимо понимать, что свобода всегда относительна и не смотря на то, что она не контролируется прямыми средствами государственного воздействия, свобода всегда ограничивается возможностями. Возможности в условиях развитого рынка – это спрос на производимую предприятия продукцию.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………3
1 Специализация и кооперирование…………………………………………..4
1.1 Сущность специализации и кооперирования…………………………….4
1.2 Формы специализации и кооперации……………………………………..7
1.3 Показатели специализации и кооперирования……………………………9
1.4 Организационные основы специализации и кооперирования…………10
1.5 Планирование специализации и кооперирования………………………13
2 Экономическая эффективность………………………………………………15
2.1 Понятие об эффекте и эффективности…………………………………….15
2.2 Методические подходы к выбору инструментария расчета
Эффективность………………………………………………………………….18
2.3 Эффективность и сфера интересов предприятия…………………………21
2.4 Доходы и расходы предприятия как основа формирования
показателей экономической эффективности…………………………………..22
3 Экономическая эффективность специализации и кооперирования………24
Заключение……………………………………………………………………...28
Список используемой литературы……………………………………………31

Работа состоит из  1 файл

Содержание.docxэк.docx

— 54.26 Кб (Скачать документ)

                                                    Содержание

Введение…………………………………………………………………………3

1 Специализация  и кооперирование…………………………………………..4

1.1 Сущность специализации  и кооперирования…………………………….4

1.2 Формы специализации и кооперации……………………………………..7

1.3 Показатели специализации и кооперирования……………………………9

1.4 Организационные основы специализации и кооперирования…………10

1.5 Планирование специализации и кооперирования………………………13

2 Экономическая  эффективность………………………………………………15

2.1 Понятие об эффекте и эффективности…………………………………….15

2.2 Методические подходы к выбору инструментария расчета

Эффективность………………………………………………………………….18

2.3 Эффективность и сфера интересов предприятия…………………………21

2.4 Доходы и расходы предприятия как основа формирования

показателей экономической  эффективности…………………………………..22

3 Экономическая  эффективность специализации и  кооперирования………24

 Заключение……………………………………………………………………...28

 Список используемой литературы……………………………………………31

 

                                            

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                     

                                                Введение 

 

Экономика любого государства  тесно взаимосвязана с экономическим  положением конкретных предприятий, которые  являются исходным элементом формирования благосостояния всей страны. Развитие рыночной экономики подразумевает практически полную самостоятельность хозяйствующих субъектов, но необходимо понимать, что свобода всегда относительна и не смотря на то, что она не контролируется прямыми средствами государственного воздействия, свобода всегда ограничивается возможностями. Возможности в условиях развитого рынка – это спрос на производимую предприятия продукцию. То есть, экономическая деятельность любого коммерческого предприятия, даже в условиях свободного рынка, всегда подлежит регулированию при помощи определённых рыночных механизмов. Таким образом, предприятие, осуществляя финансово-хозяйственную деятельность, должно чётко представлять, какие факторы способствуют ему, а какие нет. Руководство предприятия должно постоянно находиться в состоянии анализа своей деятельности, постоянно контролировать окружающую среду фирмы и выбирать самый оптимальный путь для своего развития. Рост конкурентной среды в свою очередь обуславливает необходимость постоянного снижения ресурсоёмкости производства, так как это позволяет снижать цену на продукцию. Другим направлением борьбы за покупателя является рост качества выпускаемой продукции. Снижение цены и рост качества продукции – это два основных фактора, которые позволяют предприятию успешно продвигаться на рынке определённых товаров. При этом главная цель предприятия – рациональное сочетание цены на продукцию и её качества, при этом необходимо понимать, что рост качества всегда подразумевает увеличение затрат. Одним из направлений снижения издержек производства является его специализация и кооперирование. Именно поэтому выбранная тема курсовой работы является актуальной и требует тщательного исследования.

Цель курсовой работы – определение экономической  эффективности от кооперирования и  специализации производства. Рассмотреть основные экономические процессы на предприятии и определить предпосылки специализации и кооперирования производства; дать определение понятиям «специализация» и «кооперирование» производства, рассмотреть их сущность и содержание; определить основные показатели экономической эффективности специализации и кооперирования производства.

При написании курсовой работы были использованы учебные пособия,

 

1 Специализация и кооперирование 

 

1.1 Сущность специализации и кооперирования 

 

Специализация промышленного производства является эффективной формой общественного разделения труда. Специализация ведет к повышению однородности производства, что означает усиление конструктивной и технологической общности выпускаемой продукции, ограничение разнообразия применяемого оборудования и технологических процессов, исходных материалов, а также форм организации промышленного производства.

Различают специализацию  промышленности, предприятия, специализацию  внутри предприятия. Специализация  промышленности выражается в расщеплении  существующих отраслей и создании новых  производств, выпускающих определенную продукцию, а также в разделении труда между предприятиями данной отрасли.

Специализация предприятия  и его отдельных производственных подразделений означает сосредоточение их деятельности на выпуске определенной продукции или выполнении отдельных  видов работ.

Направления специализации:

1) создание или выделение отраслей и предприятий, специализированных на выпуске определенных готовых изделий;

2) расчленение процесса изготовления продукта на ряд частичных процессов и концентрация на предприятиях обособленного производства отдельных частей этого продукта;

3) выделение и создание самостоятельных предприятий и цехов по выполнению отдельных технологических операций (стадий).

Кооперирование

Научно-технический  прогресс ведет к концентрации в  одном продукте затрат труда работников все большего количества специализированных отраслей, что усложняет производственные связи и вызывает развитие кооперирования.1 Под кооперированием понимаются планово-организованные производственные связи между предприятиями, совместно изготовляющими какой-либо вид продукции. Являясь следствием развития специализации, производственное кооперирование характеризуется относительным постоянством и устойчивостью связей, строгим соблюдением технических условий предприятий-смежников.

Производственное  кооперирование существенно отличается от материально-технического обеспечения, которое не вытекает непосредственно  из форм специализации и не всегда основано на длительных производственных связях. Если кооперирование охватывает производственные связи по деталям, узлам, агрегатам, полуфабрикатам, определенным технологическим операциям, которые  осуществляются с конкретными предприятиями, то материально-техническое обеспечение  включает в себя поставки сырья, материалов, топлива, машин, оборудования и других средств производства любому потребителю.

В промышленности кооперированные  связи могут различаться по отраслевому  и территориальному признаку. По отраслевому  признаку различают внутриотраслевое кооперирование, когда производственные связи устанавливаются между предприятиями одной отрасли, и межотраслевое - если оно имеет место между предприятиями разных отраслей.

По территориальному признаку кооперирование делится: на внутрирайонное, когда производственные связи устанавливаются  между предприятиями одного экономического района, и межрайонное - между предприятиями, расположенными в разных экономических районах страны.

Следует выделять специализацию вспомогательных производств и специализацию межотраслевых, производств. Примером специализации вспомогательных производств являются ремонтные заводы (фирмы), а примером специализации межотраслевых производств - предприятия по выпуску продукции общемашиностроительного назначения (коленчатые валы, редукторы, зубчатые колеса и т.д.).

В специализированном производстве разделяют продукцию однородную и профильную.

Однородность продукции или выполняемой работы определяется конструктивно-технологическими признаками. Критериями однородности служат: на рабочем месте - одинаковые деталеоперации, закрепленные за ним; на участке и в цехе - аналогичные по техническим признакам детали, узлы, изделия или выполняемые работы; на предприятии — изделия или работы, конструктивно и технически сходные между собой.

Профильная продукция - понятие более широкое и относится преимущественно к предприятиям. Каждое предприятие создается для производства определенной продукции, которая является для него профильной.

В народном хозяйстве  постоянно возникают новые виды производств, которые выделяются в  самостоятельные участки и производственные единицы. Например, до недавнего времени  автомобильные, и тракторные двигатели  изготавливались на комплексных  автомобильных и тракторных предприятиях. В настоящее время функционирует более десяти специализированных заводов по производству этих двигателей.

Кризисные явления  в экономике России предъявляют  повышенные требования к эффективности  производства. В современных условиях предметная специализация не обеспечивает повышения эффективности производства и, следовательно, конкурентоспособности  отечественной продукции. Из-за нехватки капиталовложений невозможно в широких  масштабах строительство новых  специализированных предприятий. Растет противоречие между неизбежными  в условиях рыночной экономики увеличением  и обновлением номенклатуры продукции  и ограниченными средствами на создание новых предприятий. Преодолеть это  противоречие можно, максимально развивая по детальную специализацию на основе малого предпринимательства.

 

1.2 Формы специализации и кооперации 

 

Специализация

В соответствии с  названными направлениями имеется три формы специализации промышленного производства: предметная, подетальная, технологическая (стадийная). Предметная специализация охватывает предприятия и отрасли, выпускающие какой-либо вид законченной однородной продукции (автомобили, трактора, станки, турбины и т. д.). Предметная специализация предприятия сопровождается углублением ее внутри предприятий (объединений), где создаются специализированные цехи или филиалы. Подетальная специализация присуща предприятиям и отраслям, выпускающим отдельные узлы или части продукции, поступающие на предметно-специализированные предприятия для комплектации основного вида продукции. Этот вид специализации — прямое продолжение предметной и поэтому является более прогрессивной и эффективной формой специализации. На ее основе возникают специализированные производства изделий межотраслевого применения на базе взаимозаменяемости отдельных узлов и деталей различного оборудования. Технологическая специализация характерна для предприятий, производящих материалы, полуфабрикаты и выполняющих отдельные технологические операции. Сюда относятся заводы по производству литья, поковок и штамповок, сварных металлоконструкций, как правило, для машиностроительных и ремонтных предприятий.

В машиностроительном производстве одним из важнейших  направлений специализации является функциональная специализация, когда  в самостоятельные выделяются вспомогательные и обслуживающие производства - ремонт оборудования, изготовление инструмента и технологической оснастки. 2Это направление специализации, в связи с его большим значением для развития машиностроения, планируется самостоятельно. Конкретные формы специализации, их вес и значение зависят от особенностей и уровня развития каждой отрасли промышленности.

Кооперирование

В соответствии с формами специализации в промышленности различают три формы кооперирования:

Предметное (или агрегатное) кооперирование — это такой вид производственных связей, когда головной завод, выпускающий сложную продукцию, получает от других предприятий готовые агрегаты (моторы, генераторы, насосы, компрессоры и др.), идущие на комплектование продукции этого завода. Данная форма кооперирования характерна для машиностроения, многие отрасли которого производят сложные машины и оборудование. Подетальное кооперирование, когда предприятия-смежники поставляют головному заводу детали и узлы (карбюраторы, радиаторы, поршни и др.), для выпуска готовой продукции. Эта форма кооперирования присуща многим отраслям промышленности, и прежде всего машиностроению, деревообрабатывающей, текстильной и обувной промышленности.

Технологическое (или стадийное) кооперирование проявляется в поставках одних предприятий другим определенных полуфабрикатов (отливок, поковок, штамповок) или в выполнении для них отдельных технологических операций, связанных с обработкой выпускаемых изделий.

 

1.3. Показатели специализации и кооперирования

 

Специализация

Для оценки и планирования развития специализации производства пользуются следующей системой показателей:

1) количество отраслей  и отраслевая структура промышленности;

2) удельный вес  специализированного производства  в общем выпуске данного вида  продукции;

3) удельный вес  продукции, соответствующей профилю  данной отрасли или предприятия,  в общем, объеме выпускаемой  продукции;

4) удельный вес  продукции заводов и цехов,  специализированных подетально  и технологически, в общем, объеме  выпускаемой продукции;

5) количество групп,  видов и типов технологически  однородных изделий, выпускаемых  отдельными предприятиями, цехами.

Уровень специализации  промышленных предприятий характеризуется  такими показателями, как:

1) уровень оптимальности  объема производства однородной  продукции (коэффициент оптимальности)  на предприятии (в цехе);   

2) удельный вес  массовой и крупносерийной продукции 
в общем, объеме производства завода, цеха;

3) удельный вес  стандартных, нормализованных и  унифицированных частей в общем  числе изготовляемых деталей  и узлов;

4) удельный вес  специального и другого высокопроизводительного  оборудования в общем парке  станков (оборудования), завода, цеха;

Информация о работе Специализация и кооперирование в машиностроении