Способы сокращения государственной задолженности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Февраля 2012 в 01:40, курсовая работа

Описание

В данной работе рассмотрим все самые главные и важные аспекты: основные моменты формирования и структуры бюджета, возникновение, причины и регулирование дефицита бюджета; возникновение государственного долга, его виды; экономические последствия долга и методы управления им.
Основными задачами, которые необходимо выполнить для осуществления поставленных целей, являются: изучение видов бюджетного дефицита и государственного долга, исследование различных путей сбалансирования бюджетного дефицита и управления государственным долгом в зарубежных странах.

Содержание

Введение 3
1 Бюджетный дефицит 4
1.1 Государственный бюджет. Сущность, структура и виды бюджета 4
1.2 Бюджетный дефицит. Понятие, причины возникновения, виды. Финансирование бюджетного дефицита 7
1.3 Способы финансирования бюджетного дефицита 9
2 Государственный долг 12
2.1 Структура и виды государственного долга 12
2.2 Экономические последствия государственного долга 16
3 Способы сокращения государственной задолженности 19
3.1 Способы регулирования бюджетного дефицита 19
3.2 Управление государственным долгом 20
Заключение 23
Список используемой литературы 25

Работа состоит из  1 файл

Реферат по экономике.docx

— 72.88 Кб (Скачать документ)

Оглавление

Введение 3

1 Бюджетный дефицит 4

1.1 Государственный бюджет. Сущность, структура и виды бюджета 4

1.2 Бюджетный дефицит. Понятие, причины возникновения, виды. Финансирование бюджетного дефицита 7

1.3 Способы финансирования бюджетного дефицита 9

2 Государственный долг 12

2.1   Структура  и виды государственного долга 12

2.2   Экономические  последствия государственного долга 16

3 Способы сокращения государственной задолженности 19

3.1 Способы регулирования бюджетного дефицита 19

3.2 Управление государственным долгом 20

Заключение 23

Список используемой литературы 25

 

 

Введение

Основной целью бюджетного регулирования является проведение финансово – бюджетной политики, направленной на экономический рост, поскольку реальный рост экономики  – единственно надежный источник улучшения благосостояния. Современное  отношение к бюджетному дефициту и государственному долгу неоднозначно. Некоторые экономисты считают, что  использование бюджетного дефицита и государственного долга не является наилучшим стимулятором развития экономики  и ведет к ускорению инфляции, то есть выступают сторонниками бездефицитных  бюджетов и высказывают опасения по поводу рискованности чрезмерных бюджетных дефицитов и государственного долга. Другие экономисты, наоборот, считают  использование бюджетных дефицитов  и государственного долга наиболее эффективным способом оживления  экономики, особенно в периоды ее спада. Следовательно, актуальны такие  вопросы: нужен ли бюджетный дефицит  и государственный долг вообще; какими они должны быть по размеру (процент ВВП); какое их количественное влияние на инфляцию и экономический рост; как избежать чрезмерного бюджетного дефицита и государственного долга.

В данной работе рассмотрим все самые главные и важные аспекты: основные моменты формирования и структуры бюджета, возникновение, причины и регулирование дефицита бюджета; возникновение государственного долга, его виды; экономические последствия  долга и методы управления им.

Основными задачами, которые  необходимо выполнить для осуществления  поставленных целей, являются: изучение видов бюджетного дефицита и государственного долга, исследование различных путей  сбалансирования бюджетного дефицита и управления государственным долгом в зарубежных странах.

 

  1. Бюджетный дефицит

    1. Государственный бюджет. Сущность, структура и виды бюджета

Прежде чем, рассматривать  проблему дефицита бюджета, следует  понять, как и на какой основе формируется бюджет государства. Бюджет государства - это роспись его доходов, полученных от сбора налогов, таможенных пошлин, приватизаций, дивидендов по принадлежащим государству  пакетов акций и др. источников, и расходов на социальные нужды, оборону, управление, дотации учреждениям науки, культуры, жилищно-коммунальному хозяйству и другое за определенный период времени (обычно за год). Государственный бюджет можно рассматривать на стадии его окончательного утверждения законодательной властью как сумму ожидаемых налоговых поступлений и предполагаемых государственных расходов. Совокупность входящих в государственный бюджет организационных структур образует бюджетную систему.

Помимо федерального государственного бюджета, в ряде стран существуют и внебюджетные фонды социальной сферы. Так в Российской федерации  к ним относятся: Пенсионный фонд, Фонд социального страхования, Федеральный  фонд занятости населения, Федеральный  фонд обязательного медицинского страхования.

Важнейшее значение для развития теории и совершенствования практики бюджетного процесса имеет обоснование  принципов построения и функционирования бюджетной системы.

В Бюджетном Кодексе регламентируются следующие принципы: единство бюджетной системы; разграничение доходов и расходов между уровнями бюджетной системы; самостоятельность бюджетов; полнота отражения доходов и расходов бюджетов, бюджетов государственных внебюджетных фондов; сбалансированность бюджета; эффективность и экономность использования бюджетных средств; общее (совокупное) покрытие расходов бюджетов; гласность; достоверность бюджетов; адресность и целевой характер бюджетных средств.

Структура бюджета той или иной страны зависит, прежде всего, от ее государственного устройства. В странах, имеющих унитарное устройство, бюджетная система имеет двухъярусное построение – государственный и местный бюджет. В странах с федеральным государственным устройством (США, ФРГ, Российская Федерация) имеются промежуточные звенья – бюджеты штатов, земель, субъектов Федерации.

Структура бюджета заключается  в разделении его на две основные части: расходы и доходы. Составление  и исполнение бюджета базируется на бюджетной классификации, в которой  выделяются целевые направления  государственной деятельности, вытекающие из основных функций государства.

В любом государственном  образовании выделяется внутренняя структура бюджета по доходам  и расходам. Схематически она представлена в таблице 1.

Таблица 1

Доходы

Удель-ный вес, %

Расходы

Удель-ный вес, %

  • Налоги, акцизные сборы, таможенные пошлины, гербовый сбор и др.
  • Доходы от государственной собственности, предприятий, торговли и др.
  • Поступления фондов социального страхования, пенсионного и страхового фондов.
  • Прочие доходы

85

 

 

 

7

 

 

 

 

7

 

 

 

1

  • Расходы на здравоохранение, образование, пособия, субсидии региональным властям на эти цели.
  • Расходы на поддержание конъюнктуры и экономический рост: инвестиции в инфраструктуру, дотации фирмам, расходы на развитие аграрного сектора экономики, осуществление целевых программ и планов.
  • Расходы н оборону.
  • Расходы на материальное обеспечение внешней политики, содержание дипломатических служб, займы иностранным государствам.
  • Содержание аппарата государства, милиции, юстиции и др.
  • Платежи по государственному долгу.
  • Прочие расходы.

50

 

 

 

 

 

15

 

 

 

 

 

 

 

 

 

12

3

 

 

 

 

10

 

 

8

 

 

2


Структура государственного бюджета в каждой стране имеет  свои особенности. Они обусловлены  не только национальными традициями, организацией образования и здравоохранения, но и главным образом характером административной системы, структурными особенностями экономики, развитием  оборонных отраслей, численностью армии  и др.

Расходная часть бюджета  характеризует направление и  цели бюджетных ассигнований для  развития и регулирования экономических  процессов. Они всегда носят целевой  и, как правило, безвозвратный характер. Безвозвратное предоставление государственных  средств из бюджета на целевое  развитие называется бюджетным финансированием.

Каждое правительство  в своей деятельности стремится  к тому, чтобы доходная часть бюджета  равнялась расходной. Соответствие их называется «балансом дохода».

    1.  Бюджетный дефицит. Понятие, причины возникновения, виды. Финансирование бюджетного дефицита

Бюджетный дефицит - превышение расходов бюджета над его доходами. Связь между государственными расходами  и налоговыми поступлениями в  казну (к ним сведем все доходы государственного бюджета) можно показать графически. Государственные расходы  на текущий год есть величина постоянная, не зависящая от объема национального  производства. Поэтому кривая государственных  расходов G будет иметь вид горизонтальной прямой (рис.1). Сумма налогов, получаемых государством, определяется доходом  нации, то есть она пропорциональна  объему национального производства. Соответственно кривая налоговых поступлений T будет восходящей.

Рис.1  Бюджетный дефицит и бюджетный излишек

G – государственные расходы; T – налоговые поступления; Q – объем производства.

В токе Е – сбалансированный бюджет, т.е. налоговые поступления равны государственным расходам (T=G).

Из рисунка видно, что  при неизменном уровне государственных  расходов и ставки налогов, низких объемах  национального производства (до точки E) будет наблюдаться бюджетный  дефицит. В точке Е бюджет будет сбалансирован: расходы государства будут равны его доходам. При значительных объемах национального производства (после точки Е) будет наблюдаться превышение доходов над расходами, то есть бюджетный излишек (профицит).

Бюджетный дефицит - это финансовое явление, с которым в те или  иные периоды своей истории неизбежно  сталкивались все государства мира.

Основными причинами дефицита бюджета являются:

а) Спад общественного производства.

б) Рост предельных издержек общественного производства.

в) Массовый выпуск "пустых" денег.

д) Излишне, неоправданно раздутые социальные программы.

е) Большие  затраты на финансирование ВПК.

ж) Оборот теневого капитала в огромных масштабах.

и) Войны, стихийные бедствия, другие чрезвычайные обстоятельства.

к) Непроизводственные расходы, приписки, хищения, потери произведенной  продукции.

Особое значение из них  имеют спад производства и рост теневого сектора экономики. Наличие этих причин приводит к уменьшению налоговой  базы. В первом случае происходит сокращение производства, уменьшается получаемая прибыль и, следовательно, уменьшаются  поступления в бюджет. В результате план поступления в бюджет не выполняется. Во втором случае предприятия вообще перестают платить налоги. Теневая  экономика отличается от обычной («легальной») лишь тем, что фирмы и предприятия, действующие в ней, нигде не регистрируются и, следовательно, никаких налогов  не платят.

Принято различать первичный  и общий дефицит государственного бюджета. Первичный дефицит –  это общий дефицит бюджета, уменьшенный  на сумму процентных выплат по государственному долгу.

Принято также различать  фактический, структурный, циклический, операционный, квазифискальный.

Фактический дефицит –  это отрицательная разница между  фактическими (действительными) доходами  расходами правительства.

Структурный дефицит –  это разность между доходами и  расходами государственного бюджета, рассчитанная для уровня национального  дохода, соответствующего полной занятости  населения. Другими словами, это та разница, которая существовала бы, если бы при действующей системе налогообложения и принятых законодательной властью государственных расходах в экономике наблюдалась бы полная занятость.

Циклический дефицит –  это разница между фактическим  и структурным дефицитом государственного бюджета.

Операционный дефицит - общий  дефицит государственного бюджета  за вычетом инфляционной части процентных платежей по обслуживанию государственного долга.

Квазифискальный (квазибюджетный) дефицит – скрытый дефицит государственного бюджета, обусловленный квазифискальной (квазибюджетной) деятельностью государства.

    1. Способы финансирования бюджетного дефицита

Существует несколько  способов финансирования бюджетного дефицита. Один из них – повышение налоговых  ставок, введение специальных налогов. Он используется крайне редко, так как  ведет к снижению деловой активности и, в конечном счете, к сокращению объема производства.

Другой способ – долговое финансирование. Различают внутреннее и внешнее долговое финансирование. Внутреннее имеет место тогда, когда  для покрытия бюджетного дефицита осуществляется выпуск и продажа государственных  ценных бумаг на открытом фондовом рынке субъектам хозяйствования, населению данной страны. По ценным бумагам выплачивается доход (как  правило, в виде процента), источником которого являются средства бюджета. Когда у правительства нет средств для погашения ранее выпущенного займа, оно выпускает новый заем. Деньги, полученные от продажи новых ценных бумаг, используются для погашения тех, срок обращения которых истек. В этом случае правительство осуществляет рефинансирование.

Если государственные  ценные бумаги продаются субъектам  хозяйствования, населению, то такой способ финансирования бюджетного дефицита  считается  безинфляционным или малоинфляционным. Но государство может продавать свои ценные бумаги непосредственно Центральному Банку. Покупая их, Центральный Банк тем самым расширяет объем денежной массы в стране. Если этот процесс происходит активно, то он может привести к избытку денег в обращении и, следовательно, к инфляции.

Информация о работе Способы сокращения государственной задолженности