Способы сокращения государственной задолженности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Февраля 2012 в 01:40, курсовая работа

Описание

В данной работе рассмотрим все самые главные и важные аспекты: основные моменты формирования и структуры бюджета, возникновение, причины и регулирование дефицита бюджета; возникновение государственного долга, его виды; экономические последствия долга и методы управления им.
Основными задачами, которые необходимо выполнить для осуществления поставленных целей, являются: изучение видов бюджетного дефицита и государственного долга, исследование различных путей сбалансирования бюджетного дефицита и управления государственным долгом в зарубежных странах.

Содержание

Введение 3
1 Бюджетный дефицит 4
1.1 Государственный бюджет. Сущность, структура и виды бюджета 4
1.2 Бюджетный дефицит. Понятие, причины возникновения, виды. Финансирование бюджетного дефицита 7
1.3 Способы финансирования бюджетного дефицита 9
2 Государственный долг 12
2.1 Структура и виды государственного долга 12
2.2 Экономические последствия государственного долга 16
3 Способы сокращения государственной задолженности 19
3.1 Способы регулирования бюджетного дефицита 19
3.2 Управление государственным долгом 20
Заключение 23
Список используемой литературы 25

Работа состоит из  1 файл

Реферат по экономике.docx

— 72.88 Кб (Скачать документ)

 

  1. Способы сокращения государственной задолженности

    1. Способы регулирования бюджетного дефицита

Существуют разные точки  зрения по поводу регулирования бюджетного дефицита. Можно выделить три основные концепции.

Представители первой считают, что бюджет должен балансироваться ежегодно, т.е. каждый финансовый год должно существовать равенство между доходами и расходами, так называемый ежегодно сбалансированный бюджет.

До Великой депрессии 30-х годов в США ежегодно сбалансированный бюджет считался наиболее приемлемой целью государственной финансовой политики, но такое состояние бюджета ограничивает возможности бюджетно-налогового регулирования, которое заключается в сознательном изменении расходов и налогообложения в зависимости от состояния экономики, что приводит либо к дефициту бюджета, либо к его излишку. Помимо того, оно заставляет правительство часто изменять налоговые ставки, структуру госрасходов, что негативно сказывается на инвестиционной активности.

Для примера предположим, что экономика столкнулась с  затяжной безработицей и падением доходов. В подобных обстоятельствах, налоговые  поступления автоматически сокращаются. Для принятия сбалансированного  бюджета правительство должно либо повысить ставки налогов, либо сократить  государственные расходы, либо сделать  и то и другое. Все эти меры носят ограничительный, сдерживающий характер; каждая из них еще сильнее подавляет, а вовсе не стимулирует совокупный спрос.

Ежегодное принятие сбалансированного  бюджета не является экономически нейтральным; это проциклическая, а не антициклическая политика. Несмотря на это, предложения о внесении поправки в конституцию, предусматривающей обязательный ежегодно сбалансированный бюджет, встречают широкую поддержку.

Сторонники второй концепции полагают, что бюджет должен балансироваться входе экономического цикла, а не ежегодно, ее называют циклически сбалансированным бюджетом.

Обоснование этой концепции  бюджета просто и разумно. Для  преодоления спада правительство  должно снизить налоги и увеличить  расходы, таким образом, сознательно  создавая дефицит. В ходе последующего инфляционного подъема необходимо повысить налоги и урезать государственные  расходы. Возникающее на этой основе положительное сальдо бюджета может быть использовано для покрытия федерального долга, образовавшегося в период спада. Таким образом, правительство в состоянии сбалансировать бюджет, но не ежегодный, а за несколько лет. Основная проблема данной концепции бюджета состоит в том, что подъемы и спады в экономическом цикле не одинаковы по степени и продолжительности. Например, если за длительным и глубоким спадом последует короткий период весьма умеренного процветания, то это будет означать возникновение крупного дефицита в период спада, незначительного или вовсе никакого избытка в период процветания.

Третья концепция - концепция функциональных финансов. Ее представители утверждают, что главной целью государственных финансов является обеспечение макроэкономического равновесия. Поэтому можно не обращать внимания на бюджетный дефицит. Во-первых, макроэкономическое равновесие приведет к экономическому росту, а он — к увеличению национального дохода и налоговых поступлений в бюджет; во-вторых, правительство всегда может повысить налоги, выпустить дополнительное количество денег и, следовательно, устранить дефицит; в-третьих, по их мнению, не сказывается негативно на развитии экономики (теория дефицитного финансирования).

Все же большинство экономистов  считают, и мировая практика это подтверждает, что существуют определенные пределы бюджетных дефицитов, нарушение которых может отрицательно сказаться на развитии национальной экономики. Финансовое положение страны считается нормальным, если бюджетный дефицит не превышает 2—3 % от валового внутреннего продукта, 8—10 % расходной части госбюджета.

    1. Управление государственным долгом

Управление государственным  долгом – это совокупность мероприятий, проводимых государством по погашению  займов, выплате процентов кредиторам, по определению условий и выпуску  новых государственных ценных бумаг.

Основная цель управления государственным долгом – обеспечение  потребностей государства в займах, привлеченных с минимальными затратами. В развитых зарубежных странах управление государственным долгом ориентировано  на развитие рынка государственных  ценных бумаг и финансового сектора  в целом.

Важный элемент системы  управления государственным долгом – погашение займов и выплата  доходов, процентов по ней. Если у  государства недостаточно средств для погашения текущей задолженности, правительство может пойти на выпуск новых займов для того, чтобы рассчитаться с владельцами облигаций предыдущих займов, такое погашение называется рефинансированием. Действительно, для обслуживания внутреннего и внешнего долга можно прибегнуть к рефинансированию, но обращаться к этому способу государство может (без боязни остаться банкротом) лишь до известных пределов. Если все новые и новые выпуски государственных облигаций идут не на решение структурных проблем экономики, стимулирования научно – технического прогресса, создания новых рабочих мест, то есть всего того, что расширяет базу налогообложения и дает источник выплат процентов по госзаймам, то рано или поздно эта «пирамида» рушится.

Займы погашаются через казначейство, то есть за счет золотовалютных резервов что, конечно, ведет к обеднению  страны, так как уменьшается золотой  запас государства, или различными способами: выкуп облигаций у  кредиторов или на фондовой бирже; проведение тиражей выигрышей; тиражей погашения  по выигрышным процентным займам. Кроме  того, погашение по займам производится в виде ежегодных выплат, включающих процентную ставку и часть основной суммы займов, что называется «аннуитет».

Государство имеет право  уточнять первоначальные условия займа. Основным инструментами, которыми пользуется государство в этом случае, являются конверсия, консолидация, унификация, новация и отсрочка  погашения займов.

Конверсия – это изменение  первоначальных условий займов, касающихся доходности государственных ценных бумаг. Различают несколько видов  конверсии:

а) принудительные – когда  кредитор обязан обменять облигации  старого займа на облигации нового с пониженной процентной ставкой;

б) добровольные – когда  кредитор имеет право согласиться  на новые условия займа, либо получить обратную сумму, данную в долг государству;

в) факультативные – когда  кредитор имеет право либо согласиться, либо отказаться от изменения первоначальных условий займа.

Консолидация – изменения  условий займа, связанные со сроками  этого займа. Как правило, консолидация направлена на продление сроков займов и сочетается с конверсией.

Унификация – это объединение  нескольких займов в один, и при  этом облигация ранее выпущенных займов обменивается на облигации новых  займов. В особом случае государство  может проводить обмен облигаций  по регрессивному соотношению, в  этом случае несколько ранее выпущенные облигации приравниваются к одной  новой облигации. Такой обмен  проводиться в послевоенный период с целью изъятия из оборота  облигаций займов военного времени.

Новация – это соглашение между заемщиком и кредитором по замене обязательства по определенному  кредиту другим обязательством.

Отсрочка погашения займов проводится в условиях, когда дальнейшее государственное заимствование  не имеет финансового эффекта  для государства. Отсрочка отличается от консолидации тем, что при отсрочке отодвигаются не только сроки погашения  займов, но и прекращаются  выплаты  доходов по облигациям.

В отношении внутреннего  долга используется конверсия, консолидация и унификация, а также обмен  по регрессивному соотношению. Такие  методы, как новация  и отсрочка могут применяться по соотношению  к внешней задолженности. В кризисных  ситуациях государство может  полностью отказаться от обязательств по выпущенным займам, как внутренним, так и внешним, это называется «аннулирование государственного долга». Причины отказа от погашения государственного долга:

а) банкротство государства;

б) отказ нового правительства  признать финансовые обязательства  предыдущих властей.

На финансовом рынке осуществляется государственное кредитование, возложенное  на Министерство финансов и его подразделения  в части изготовления, хранения и  рассылки облигаций государственных  займов. Реализация ценных бумаг, как  правило, осуществляется банковскими  системами. Внешние займы на иностранных  финансовых рынках размещаются, как  правило, банковскими консорциумами. Межправительственные займы являются облигационными, и они фиксируются  в специальных межправительственных соглашениях. Для совершенствования  системы государственного долга  ряд стран идет на коммерциализацию, т.е. создаются специализированные финансовые институты.

Заключение

В данной реферативной работе показаны основные теоретические моменты теории бюджетного дефицита и государственного долга и был решен ряд задач:

  • Дано определение терминов дефицита бюджета и государственного долга.
  • Рассмотрена сущность этих процессов.
  • Выявлены причины рассматриваемых явлений и пути их регулирования.
  • Определены виды инфляции.

Итак, можно сделать следующие  выводы:

1) Бюджетный дефицит и  государственный долг тесно связаны между собой. Ежегодный дефицит может покрываться либо за счет роста государственного долга, либо путем эмиссии денег. Даже бездефицитный бюджет не может свидетельствовать о здоровье экономики, если у государства большой долг.

2) Проблема дефицитного бюджета не является столь смертельной для экономики страны, так как на современном этапе в мировой практике нет почти ни одного государства, не столкнувшегося с дефицитом бюджета. Многие процветающие страны сталкиваются с этой проблемой, однако, она не влияет кардинально на экономическую ситуацию страны в целом.

3) Но, все же, существует бюджетный дефицит, и его нужно финансировать, для этого применяются различные способы: повышение налоговых ставок, введение специальных налогов, долговое финансирование (внутреннее и внешнее), денежное финансирование и другие, но самым распространенным является финансирование по средствам внешних займов, тогда возникает государственный долг.

4) Проблемы государственного долга следует рассматривать в совокупности с экономической политикой страны, а также прогнозированием его дальнейшего развития. Рост государственного долга наблюдается практически во всех странах, но в разных странах долг растет разными темпами.

5) Последствия внешнего долга тяжелее, чем внутреннего. При внешнем долге нация вынуждена отдавать ценные товары и услуги другим странам, что снижает уровень жизни населения. Кроме того, при предоставлении займа страна-кредитор может потребовать выполнения ряда условий, которые «неудобны» для страны-заемщика. А большой внешний долг снижает международный авторитет страны и может осложнить получение новых иностранных займов.

6) Во избежание негативных последствий государственного долга правительство предпринимает определенные меры, чтобы уменьшить долг, если он превышает приемлемый уровень. Так, для внутреннего долга оно может использовать рефинансирование, налогообложение и создание денег. Чтобы уменьшить внешний долг, правительство может использовать золотовалютные резервы, также, с согласия кредиторов, оно может переоформить кратко- и среднесрочную задолженность в долгосрочную или отсрочить выплату внешнего долга.

 

Список используемой литературы

  1. Курс экономической теории/ под редакцией Чепурина М.Н., Киселевой Е.А. – К.:АСА, 1995.
  2. Экономическая теория 2-е издание/Сажина М.А, Чибриков Г.Г – М.: Норма, 2007.
  3. Экономическая теория/ под редакцией Камаева В.Д. – М.: Владос, 2005.
  4. Курс экономической теории: Общие основы экономической теории. Микроэкономика. Макроэкономика. Основы национальной экономики/ под ред. А.В. Сидоровича - М.: Дело и Сервис, 2001
  5. Сайт:  http://www.minfin.ru/

 


Информация о работе Способы сокращения государственной задолженности