Способы сокращения государственной задолженности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Февраля 2012 в 01:40, курсовая работа

Описание

В данной работе рассмотрим все самые главные и важные аспекты: основные моменты формирования и структуры бюджета, возникновение, причины и регулирование дефицита бюджета; возникновение государственного долга, его виды; экономические последствия долга и методы управления им.
Основными задачами, которые необходимо выполнить для осуществления поставленных целей, являются: изучение видов бюджетного дефицита и государственного долга, исследование различных путей сбалансирования бюджетного дефицита и управления государственным долгом в зарубежных странах.

Содержание

Введение 3
1 Бюджетный дефицит 4
1.1 Государственный бюджет. Сущность, структура и виды бюджета 4
1.2 Бюджетный дефицит. Понятие, причины возникновения, виды. Финансирование бюджетного дефицита 7
1.3 Способы финансирования бюджетного дефицита 9
2 Государственный долг 12
2.1 Структура и виды государственного долга 12
2.2 Экономические последствия государственного долга 16
3 Способы сокращения государственной задолженности 19
3.1 Способы регулирования бюджетного дефицита 19
3.2 Управление государственным долгом 20
Заключение 23
Список используемой литературы 25

Работа состоит из  1 файл

Реферат по экономике.docx

— 72.88 Кб (Скачать документ)

Внешнее долговое финансирование бюджетного дефицита связано с продажей государственных ценных бумаг правительствам, субъектам хозяйствования, населению  других стран. Оно возможно в том  случае, если данные облигации приносят больший доход, чем ценные бумаги других стран, то есть уровень внутренних процентных ставок выше среднемирового. Установление таких ставок может  быть результатом сознательных действий Центрального Банка страны. Долговое финансирование ведет к росту расходов государства на выплату процентов по ценным бумагам.

Третий способ покрытия бюджетного дефицита - денежное финансирование (монетизация  бюджетного дефицита). Прямая эмиссия  денег Центральным Банком сейчас практически не используется. Монетизация бюджетного дефицита осуществляется в основном путем выдачи Центральным Банком кредитов правительству для покрытия бюджетного дефицита, что также ведет к инфляции. Правительства прибегают к монетизации дефицита в развивающихся странах, в переходных экономиках в связи с отсутствием внешних источников финансирования дефицита, напряженностью на рынке ссудного капитала, что ограничивает возможности внутреннего долгового финансирования.

В странах с переходной экономикой для финансирования бюджетного дефицита используется и такой способ, как отсрочка платежей правительства, местных органов власти за товары и услуги. Если отсрочка платежей касается госпредприятий, бюджетной сферы, то накопившиеся долги правительство, как правило, оплачивает ценными бумагами. Если же она используется в отношении частного сектора, то в дальнейшем предприятия начинают закладывать эту отсрочку в цены, что стимулирует инфляцию.

Для покрытия дефицита могут  быть использованы и средства, полученные от приватизации государственной собственности.

Самым распространенным источником покрытия бюджетного дефицита являются внешние займы, которые влекут за собой государственный долг. Если внешние займы будут использованы для структурной перестройки экономики, ее модернизации, то такой бюджетный дефицит будет способствовать развитию производства. Однако в странах с переходной экономикой полученные средства часто идут на финансирование возросших расходов по управлению, на содержание правоохранительных органов, что снижает эффективность внешних займов. Они могут быть неэффективными и в том случае, если проценты по ним велики или краткосрочные займы используются для финансирования долгосрочных проектов.

 

  1. Государственный долг

2.1   Структура и виды государственного долга

Государственный долг состоит из общей накопленной суммы бюджетных дефицитов (за вычетом бюджетных излишков) и суммы финансовых обязательств иностранным кредиторам (за вычетом той части, которая пошла на покрытие бюджетного дефицита) на определенную дату. В развитых странах государственный долг определяют также как общий объем непогашенных государственных облигаций.

Рост государственного долга  наблюдается практически во всех странах, что в основном объясняется  хронической дефицитностью государственных  финансов. Но в разных странах государственный  долг растет разными темпами. Превышение государственного долга над ВНП  более чем в 2,5 раза считается  опасным для стабильности экономики, особенно для устойчивого денежного  обращения.

Государственный долг различают по двум критериям:

    • по сроку;
    • по месту выплаты.

По сроку различают  следующие виды долга: краткосрочный (до 1 года), среднесрочный (от 1 года до 5 лет), долгосрочный (свыше 5 лет).

Наиболее обременительными являются краткосрочные долги, так  как дата их погашения наступает  очень быстро, а проценты по таким  займам довольно высокие.

По месту выплаты различают  внутренний долг и внешний. Внутренний долг – это долг государства населению, субъектам хозяйствования своей  страны. Внешний долг – это задолженность физическим, юридическим лицам, правительствам других стран.

Внутренний долг России, включает в себя задолженности по государственные краткосрочные облигации и облигации федерального займа, облигации государственного сберегательного займа, реструктурированную задолженность по внутренним валютным облигациям, а также просроченную задолженность по централизованным кредитам сельскому хозяйству и северным регионам. Отдельно стоят обязательства государства перед вкладчиками Сбербанка, лишившимися своих сбережений в связи с инфляцией, и обязательства по чекам на автомобили в конце 80-х годов. С 1992 г по 1994 г номинальная величина внутреннего государственного долга быстро росла за счет увеличения задолженности правительства Центральному банку. В таблице 2 отражена динамика развития внутреннего долга.

Таблица 2

Объем государственного внутреннего  долга Российской Федерации

По состоянию на

Объем государственного внутреннего  долга Российской Федерации, млрд. руб.

2000

578,23

2001

557,42

2002

533,51

2003

679,91

2004

682,02

2005

778,47

2006

875,43

2007

1064,88

2008

1301,15

2009

1499,82

2010

2094,73

2011

2940,39


Внешний долг может появиться  по двум основным причинам: в результате прямого заимствования средств  у иностранных государств, частных  компаний и путем продажи государственных  ценных бумаг иностранным юридическим  и физическим лицам, государствам. Этот вид долга ложится на страну наибольшим бременем, так как для его погашения  государство должно отдавать какие-нибудь ценные товары, оказывать определенные услуги.

Внешний долг России составляют кредиты иностранных государств, кредиты иностранных коммерческих банков и фирм, кредиты международных  финансовых организаций, а также  государственные ценные бумаги России в иностранной валюте. Огромные заимствования на покрытие бюджетного дефицита и кредитов от иностранных государств, привели к росту внешнего долга с 20 млрд. до 67 млрд. долларов за 1985-1991 гг. Если платежи по внешнему долгу составляют значительную часть поступлений от внешнеэкономической деятельности страны, то привлекать новые займы из-за рубежа становится трудно. Их предоставляют неохотно и под более высокие проценты, требуя залогов или особых поручительств. Особенность российского внешнего долга заключается в том, что он состоит из двух частей: долг бывшего СССР и долг РФ (см. таблицу 3).

Таблица 3

Структура государственного внешнего долга Российской Федерации  по состоянию на 1 апреля 2011 года

Категория долга

млн. долларов США

эквивалент млн. евро

Государственный внешний  долг Российской Федерации (включая  обязательства бывшего Союза ССР, принятые Российской Федерацией )

38 836,9

27 587,0

Задолженность перед официальными кредиторами - членами Парижского клуба, не являвшаяся предметом реструктуризации

692,1

491,6

Задолженность перед официальными кредиторами - не членами Парижского клуба

1 608,2

1 142,4

Задолженность перед официальными кредиторами - бывшими странами СЭВ

1 110,1

788,5

Коммерческая задолженность бывшего СССР

56,2

39,9

Задолженность перед международными финансовыми организациями

2 959,3

2 102,1

Задолженность по внешним  облигационным займам

29 820,0

21 182,0

     внешний облигационный  заем с погашением в 2015 году

2 000,0

1 420,7

     внешний облигационный  заем с погашением в 2020 году

3 500,0

2 486,1

     внешний облигационный  заем с погашением в 2018 году

3 466,4

2 462,3

     внешний облигационный  заем с погашением в 2028 году

2 499,9

1 775,7

     внешний облигационный  заем с погашением в 2030 году

18 353,7

13 037,2

     

Задолженность по ОВГВЗ

1 774,9

1 260,8

     в том числе:

   

     ОВГВЗ VII серии

1 750,0

1 243,1

Государственные гарантии Российской Федерации в иностранной валюте

816,1

579,7


Бюджетный кризис 1998 года, когда  произошло падение рубля на 70% в номинальном и на 50% в реальном выражении, усугубил проблему внешнего долга. По показателю "внешний долг/ВВП" Россия находилась среди наиболее проблемных стран.

А в 2001 г. Россия должна была заплатить по внешнему долгу 14,4 млрд. долларов, в 2003 г. - 19,7 млрд. дол. до 2015 г. - в среднем по 12-15 млрд. долларов ежегодно. На 2002 г. устанавливается верхний предельный размер государственных внешних заимствований в форме несвязанных финансовых кредитов на 2002 год в сумме 2,19 млрд. долларов США. По состоянию на 1 января 2003 года устанавливается верхний предел государственного внешнего долга Российской Федерации в сумме 130,2 млрд. долларов США без учета неурегулированной задолженности Российской Федерации в переводных рублях. Правительство Российской Федерации вправе осуществить в 2002 году урегулирование обязательств Российской Федерации по внешнему долгу бывшего СССР перед Международным банком экономического сотрудничества (МВЭС) и Международным инвестиционным банком (МИБ) путем обмена этих обязательств на обязательства МВЭС и МИБ перед кредиторами с их одновременным обменом на облигации внешних облигационных займов Российской Федерации. Установить верхний предел дополнительной эмиссии облигаций внешних облигационных займов Российской Федерации в рамках урегулирования обязательств Российской Федерации по внешнему долгу бывшего СССР перед МБЭС и МИБ в сумме 1 500,0 млн. долларов США. Государственный долг обычно сравнивается с валовым внутренним продуктом, и поэтому о размерах долга судят по отношению к ВВП. Однако  показатель государственного долга нужно сравнивать не только с ВВП, но и с денежной массой, что весьма логично, учитывая, что действительное бремя госдолга для каждой страны зависит в первую очередь от способности государства его обслуживать, вовремя мобилизовывать наличные денежные ресурсы, что в свою очередь определяется величиной денежной массы. И поэтому, если в отношении к ВВП госдолг кажется, по мировым меркам не столь огромным, то отношение государственного долга к денежной массе может в корне изменить эту картину. Так, например в 1998 году госдолг составил 47% от ВВП, а отношение его к денежной массе составил 387%. Отсюда следует вывод, что величину госдолга следует рассматривать в отношении различных показателей.

2.2   Экономические последствия государственного долга

Экономические последствия  государственного долга можно свести к четырем моментам:

  • Необходимость обслуживать внешний долг, что при крупном его объеме означает существенное сокращение возможностей потребления для населения данной страны.
  • Долг приводит, в определенной мере, к вытеснению частного капитала, что может ограничить дальнейший рост в экономике.
  • Увеличение налогов для оплаты растущего госдолга выступает в качестве антистимула экономической активности.
  • Перераспределение дохода в пользу держателей государственных облигаций.

Рассмотрим последствия  государственного долга отдельно для  внутреннего долга и внешнего.

Внутренний долг можно  определить как долг своему населению. В связи с этим большинство  экономистов утверждают, что рост внутреннего долга не может привести к банкротству нации, так как  это долг самим себе. Кроме того, государство всегда имеет возможность  профинансировать его различными способами.

Вместе с тем нельзя недооценивать негативные последствия  внутреннего долга, ибо при определенных условиях он может стать серьезной  проблемой для экономики страны. Рассмотрим некоторые из них.

Рост внутреннего долга  особенно опасен для страны с низким уровнем доходов, а, следовательно, и сбережений. Покупка населением, субъектами хозяйствования государственных ценных бумаг является альтернативой инвестированию свободных денежных средств в производство. Поэтому наращивание быстрыми  темпами выпуска государственных ценных бумаг может привести к сокращению основного капитала.

Другая опасность связана  с тем, что государство, продавая ценные бумаги, конкурирует на рынке  ссудного капитала с частным сектором. В результате конкуренции ставка ссудного процента повышается, что ведет к сокращению частных инвестиций в экономику страны, чистого экспорта и частично потребительских расходов.

Негативным последствием роста внутреннего долга является увеличение суммы процентных выплат по нему. Если в экономике наблюдается  стагнация или спад производства, то процентные выплаты могут оказаться  неподъемными для страны.

Последствия внешнего долга  более тяжелы для страны, чем внутреннего. При внешнем долге нация вынуждена отдавать другим странам ценные товары и услуги, чтобы оплатить проценты и погасить долг, что снижает уровень жизни населения. Кроме того, при предоставлении займа страна-кредитор может потребовать выполнения ряда условий, которые «неудобны» для страны-заемщика. В связи с негативными последствиями внешнего долга обычно законодательно устанавливается его лимит. Следует отметить, что абсолютная сумма долга малопоказательна для экономического анализа. Поэтому оценивают его относительную величину. Используют такие показатели, как доля внешнего долга в валовом национальном продукте; отношение годового объема выплат по внешнему долгу к объему валютных поступлений за год. По оценкам экономистов, последний показатель не должен превышать 25 %.

Большой внешний долг снижает  международный авторитет страны и может осложнить получение  новых иностранных займов. Поэтому  правительство предпринимает определенные меры, чтобы уменьшить внешний  долг, если он превышает приемлемый уровень.

Информация о работе Способы сокращения государственной задолженности