Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2012 в 19:59, курсовая работа
В данной курсовой работе рассматривается один из этих элементов – спрос. Изучение спроса – одна из наиболее важных задач для любого, кто действует на рынке, так как именно спрос описывает поведение фактических и потенциальных покупателей товара. Спрос имеет множество основных характеристик, среди которых огромное значение приобретает эластичность. «Эластичность – oднa из важнейших кaтегорий экономической науки. Впервые она была введена в экономиче
Оглавление
Введение 3
Глава I. Спрос и его характеристики 5
Изменение спроса 7
Глава II. Эластичность спроса 9
Прямая эластичность спроса по цене 9
Оценка эластичности по показателю общей выручки. 13
Свойства эластичности 14
Факторы, влияющие на ценовую эластичность спроса 14
Перекрестная эластичность спроса по цене 17
Эластичность спроса по доходу. 18
Глава Ш. Практическая часть 19
Примеры подсчета эластичности
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ
МЕЖДУНАРОДНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ПРИРОДЫ ОБЩЕСТВА И ЧЕЛОВЕКА «ДУБНА»
Факультет «Экономика и управления»
Кафедра экономики
КУРСОВАЯ РАБОТА
по
курсу «Микроэкономика»
на тему:
«Спрос и его эластичность. Определение эластичности спроса на примере непродовольственных товаров фирмы «Эльдорадо»»
выполнила: студентка гр.
проверила: профессор
Колесникова Н.А.
дата защиты:
______________
оценка:
_________
(подпись руководителя)
Дубна, 2010
Оглавление
Введение 3
Глава I. Спрос и его характеристики 5
Изменение спроса 7
Глава II. Эластичность спроса 9
Прямая эластичность спроса по цене 9
Оценка эластичности по показателю общей выручки. 13
Свойства эластичности 14
Факторы, влияющие на ценовую эластичность спроса 14
Перекрестная эластичность спроса по цене 17
Эластичность спроса по доходу. 18
Глава Ш. Практическая часть 19
Примеры подсчета эластичности спроса по цене 19
Заключение 22
Список литературы 23
«…Основой рыночной экономики является рынок. Рынок – это общественный механизм распределения благ посредством добровольного обмена. С помощью него осуществляется взаимосвязь между покупателями (предъявителями спроса) и продавцами (поставщиками товаров и услуг). Одни рынки являются международными или национальными, другие носят локальный характер. Некоторые характеризуется личным взаимодействием между покупателем и продавцом, а в условиях других прямого контакта между ними не существует. Независимо от этого любой рынок основывается на нескольких ключевых элементах: цене, спросе и предложении, конкуренции».1
В данной курсовой работе рассматривается
один из этих элементов – спрос.
Изучение спроса – одна из наиболее
важных задач для любого, кто действует
на рынке, так как именно спрос
описывает поведение
В курсовой работе рассматривается понятие спроса и эластичность спроса по ценaм, дoxoдaм, пeрeкрeстная эластичность, что позволяет оценить влияние названных показателей на спрос. А также исследуются факторы, от которых зависит эластичность.
Спрос – это важнейшая
часть нормального
Выполнение курсовой работы предусматривает выполнение следующих задач:
– характеризовать спрос и его эластичность;
– рассмотреть факторы, влияющие на эластичность спроса;
– рассмотреть эластичность спроса по цене, перекрестную эластичность спроса и эластичность спроса по доходу.
Целью исследования является изучение теории эластичности и ее исследование на практике.
«…Термин “спрос” характеризует поведение потенциальных и фактических покупателей товаров и услуг. Формирование спроса происходит под влиянием потребностей, то есть стремления человека обеспечить себя лучшими условиями жизни».3
Из всего многообразия потребностей человека, экономику в первую очередь интересуют те, которые подкреплены соответствующими денежными возможностями, то есть ее интересует платежеспособный спрос. Его можно определить как желание или способность покупателей совершать сделки по приобретению товаров и услуг, имеющихся на рынке. Величиной спроса называется то количество товара, которое покупатели согласны и в состоянии приобрести при данных ценах и на данных условиях в течение определенного периода времени.
«Фундаментальный факт рыночной экономики состоит в том, что при прочих равных условиях товары будут реализованы быстрее по более низкой цене, чем по высокой. Такая обратная зависимость между рыночной ценой спроса и объемом проданной продукции называется законом спроса. Согласно ему потребителями при прочих равных условиях будет куплено тем большее количество товара, чем ниже его рыночная стоимость.»4 То есть закон спроса состоит в обратной зависимости между уровнем цен и количеством покупаемой продукции, и тем самым провозглашает цену товара (максимальную цену, которую потребитель согласен заплатить за данную продукцию) главный фактор, оказывающий влияние на спрос.
Существование закона спроса подтверждают следующие факты:
1. Хорошо известно, что люди действительно покупают данного продукта больше по низкой цене, чем по высокой. Неслучайно фирмы устраивают “распродажи“, это является наглядным свидетельством их веры в закон спроса. Также для того, чтобы уменьшить запасы непроданной продукции, предприятия сокращают цены на нее, а не повышают.
2. В любой данный период времени каждый покупатель товара получает меньше удовлетворения, или выгоды, или полезности от каждой последующей единицы продукта. Поскольку потребление подвержено действию принципа убывающей предельной полезности - то есть принципа, согласно которому последующая единица данного продукта приносит все меньше и меньше удовлетворения, потребители покупают дополнительные единицы продукта лишь при условии, что его цена снижается.
3. На несколько более высоком уровне анализа закон спроса можно объяснить эффектами дохода и замещения. Эффект дохода указывает на то, что при более низкой цене, большее количество людей могут позволить себе купить данную продукцию, не отказывая себе в приобретении каких-либо альтернативных товаров. То есть, снижение цены продукта увеличивает покупательную способность денежного дохода потребителя, а поэтому он в состоянии купить большее количество данного продукта, чем прежде. Более высокая цена приводит к противоположному результату. Эффект замещения выражается в том, что при более низкой цене у человека появляется стимул приобрести дешевый товар вместо аналогичных товаров, которые теперь относительно дороже. Потребители склонны заменять дорогие продукты более дешевыми. Эффект дохода и замещения совмещаются и приводят к тому, что у потребителя возникает способность и желание покупать большее количество продукта по более низкой цене.
Обратную зависимость между ценой продукта и величиной спроса показывает простой двухмерный график, показывающий величину спроса на горизонтальной оси, а цену на вертикальной оси.
Каждая точка графика представляет собой конкретную цену и соответствующее количество продукта, которое потребитель решил купить по данной цене. График отражает все возможные варианты соотношения цены и величины спроса в своих приделах. Закон спроса находит отражение в нисходящем направлении кривой спроса. График позволяет четко представить определенную связь цены и спроса, а также манипулировать различными ее комбинациями.
График спроса
P
D
5
4
3
Ц
е
н 2
а
1
0
10 20 30 40 50 60 70 80
Помещение цены на вертикальной оси и величины спроса на горизонтальной – это экономическая традиция. Математик поместил бы цены на горизонтальной оси, а величину спроса на вертикальной, так как цена
Рис.1
– это независимая переменная, а величина спроса – зависимая переменная.
На любом рынке выступает много покупателей, поэтому целесообразно говорить о рыночном спросе. Переход от шкалы индивидуального спроса к шкале рыночного спроса может быть легко осуществлен по средствам суммирования величин спроса, предъявляемого каждым потребителем при разных возможных ценах.
Цена служит самым важным фактором, определяющим количество любого покупаемого продукта, но существуют и другие факторы, которые влияют на покупки. Они называются неценовыми факторами. Когда они изменяются, происходит сдвиг кривой спроса. Поэтому их также называют факторами изменения спроса. Изменение одного фактора влечет за собой изменение положения кривой спроса. Если потребители обнаруживают желание и способность покупать большее количество данного товара по каждой из возможных цен, то происходит увеличение спроса и кривая спроса смещается вправо. Уменьшение спроса происходит тогда, когда из-за изменения в одном его факторе (или более) потребители покупают меньшее количество продукта по каждой из возможных цен, что влечет за собой сокращение спроса и смещение кривой спроса влево.
Выделяют следующие неценовые факторы спроса:
1. Потребительские вкусы. Благоприятное для данного продукта изменение потребительских вкусов или предпочтений, которое может быть вызвано рекламой или изменением моды, будет означать, что спрос возрос по каждой цене. Неблагоприятные перемены в предпочтениях потребителей вызовут уменьшение спроса, и произойдет смещение кривой спроса влево.
2. Число покупателей. Увеличение на рынке числа покупателей обуславливает повышение спроса. А уменьшение числа потребителей находит отражение в сокращении спроса.
3. Доход. Воздействие изменения денежного дохода на спрос более сложен. В отношении большинства товаров повышение дохода приводит к увеличению спроса.
4. Цены на сопряженные товары. Приведет ли изменение цены на сопряженный товар к повышению или снижению спроса на рассматриваемый продукт, зависит от того, является ли этот родственный товар заменяющим нашего продукта или дополняющим ему. Когда два продукта взаимозаменяемы, между ценой на один из них и спросом на другой существует прямая связь. Многие пары товаров являются независимыми, самостоятельными товарами, изменение цены на один товар, очень мало повлияет или вовсе не повлияет на спрос другого товара.
P
5
4
3
2
1
0
2 4 6 8 10 12 14 16 18 20
5. Ожидание. Потребительские ожидания относительно будущих цен на товары, наличие товаров и будущего дохода способны изменить спрос. Ожидание падения цен и снижения доходов ведет к сокращению текущего спроса на товары. Обратное утверждение также верно.
Рис. 2
В экономике широко распространено
использование процентного
«…Эластичность – это степень реакции одной величины в ответ на изменение другой. Процент изменения является конкретной мерой, выражающей интенсивность реакции. Соответствующий количественный показатель называют коэффициентом эластичности. Он определяется как отношение изменения одной величины к изменению другой, выраженное в процентах. Такой коэффициент может быть определен для любой пары переменных, связанных друг с другом».5 Эластичность спроса можно вычислять по любому из факторов, влияющих на него, но чаще всего анализируется эластичность спроса по цене, по доходу, перекрестная эластичность по отношению к другим товарам.