Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2012 в 19:59, курсовая работа
В данной курсовой работе рассматривается один из этих элементов – спрос. Изучение спроса – одна из наиболее важных задач для любого, кто действует на рынке, так как именно спрос описывает поведение фактических и потенциальных покупателей товара. Спрос имеет множество основных характеристик, среди которых огромное значение приобретает эластичность. «Эластичность – oднa из важнейших кaтегорий экономической науки. Впервые она была введена в экономиче
Оглавление
Введение 3
Глава I. Спрос и его характеристики 5
Изменение спроса 7
Глава II. Эластичность спроса 9
Прямая эластичность спроса по цене 9
Оценка эластичности по показателю общей выручки. 13
Свойства эластичности 14
Факторы, влияющие на ценовую эластичность спроса 14
Перекрестная эластичность спроса по цене 17
Эластичность спроса по доходу. 18
Глава Ш. Практическая часть 19
Примеры подсчета эластичности
Фактор времени. В долгосрочном периоде спрос будет более эластичен, чем в краткосрочном. Это связано в первую очередь с тем, что для приспособления к изменениям в ценах необходимо время, для подбора заменяющего варианта, а так же с действием психологического фактора, так как привыкшие к одной продукции потребители обычно неохотно переходят на новую. Например, спрос на бензин со стороны индивидуальных владельцев автомобилей относительно неэластичен, и повышение цены, особенно в летний сезон, вряд ли существенно сократит спрос. Однако можно предположить, что осенью значительная часть автовладельцев поставят свои машины в гаражи, спрос на бензин снизится, и сократится его объем продаж. Кроме того, к следующему лету часть из них начнут пользоваться пригородными электричками. Несмотря на то, что спрос на бензин относительно неэластичен в обоих случаях, в долгосрочном периоде эластичность выше.
То есть на этапе, близком к повышению цены, спрос будет мало эластичен или совсем неэластичен. Но по мере удаления во времени от момента повышения цен эластичность спроса на данный товар начнет увеличиваться.
Для некоторых товаров спрос более эластичен для краткосрочного, а не долгосрочного периода. Это товары длительного пользования, поэтому суммарный запас каждого товара, принадлежащего потребителям велик по сравнению с ежегодным объемом их производства. В результате небольшое изменение в суммарном запасе, которым хотят обладать потребители, может привести к большому в процентном выражении изменению объема покупок.
Спрос на определенный товар зависит от изменения цен на другие товары. Такая зависимость называется перекрестной эластичностью. Коэффициент перекрестной эластичности спроса по цене – это отношение относительного изменения спроса на i-тый товар к относительному изменению цены j-го товара:
Перекрестная эластичность показывает наличие связи в потреблении между рассматриваемыми товарами. Коэффициент перекрестной эластичности может быть положительным, отрицательным или нулевым.
Если >0, то повышение цены на j-й товар влечет за собой увеличение спроса на i-й товар, и спрос на i-й товар находится в прямой зависимости от цены на j-й товар. В данном случае такие товары называются взаимозаменяемыми. Чем выше положительный коэффициент перекрестной эластичности спроса по цене, тем большая взаимозаменяемость характерна для двух данных товаров. В пример можно привести различные виды топлива.
Если <0, то при повышении цены на j-й товар спрос на i-й товар падает. Такие товары являются взаимодополняющими. В данном случае, чем больше отрицательное значение коэффициента перекрестной эластичности, тем больше и взаимодополняемость товаров. К примеру, автомашины и бензин.
Если =0, то есть изменение цены на один товар никак не влияет на объем спроса другого товара, то такие товары называются независимыми. Например, хлеб и стиральный порошок.
Знание перекрестной эластичности очень важно, так как с помощью нее можно увидеть какова будет реакция на изменение цен продукции, конкурирующей с данной. Так же перекрестная эластичность может быть рассчитана и по отношению к изделиям собственного производства, например в случае, когда предприятие выпускает несколько моделей продуктов. При изменении цены на одну модель может измениться спрос не только на нее, но так же и на другие модели. Стремясь увеличить спрос более дорогой продукции с помощью понижения ее цены, фирма может в итоге добиться лишь перераспределения спроса с одних продуктов на другие.
Так же, с помощью величины перекрестной эластичности фирма может учесть весь круг ее конкурентов. Это довольно сложно, так как, характеризуя взаимозаменяемость, взаимодополняемость или независимость товаров, обычно говорят об их экономических характеристиках, а не физических. К примеру, автомобиль и квартира в физическом плане не могут заменить друг друга, и поэтому вроде бы не должны конкурировать. Но, покупая дорогой автомобиль, потребитель часто теряет возможность для того, чтобы в это же время увеличить жилплощадь. С другой стороны, человек, который копит деньги на квартиру, останется равнодушным к автомобилям в силу того, что на покупку и того и другого просто не хватит средств. В экономическом смысле такие товары как бы конкурируют друг с другом, и индикатором из взаимозаменяемости будет положительная величина коэффициента перекрестной эластичности.
Но в то же время товары, которые физически могут друг с другом конкурировать, в действительности окажутся независимыми. К примеру вне зависимости от того, какие цены на свою продукцию предложит АвтоВАЗ, потребитель, имеющий возможность приобрести мерседес, никак на это не прореагирует.
Эластичность спроса по доходу характеризует изменение спроса на какой-либо товар в результате изменения дохода потребителя. Коэффициент эластичности спроса по доходу показывает отношение относительного изменения объема спроса на i-тый товар к относительному изменению дохода потребителя:
В случае если <0, такой товар является низкокачественным. То есть, если у потребителя увеличивается доход, спрос на этот товар падает, так как потребитель получает возможность приобретать товар более высокого качества или более престижные товары. К примеру, дешевые сорта макарон, маргарин.
Если >0, товар называют нормальным. При увеличении дохода потребителя спроса на такой товар увеличивается. Среди нормальных товаров выделяют три группы:
Эластичность спроса по доходу различна для долгосрочного и краткосрочного периодов. Для большинства товаров и услуг эластичность спроса по доходу будет больше в долгосрочном периоде, так как люди могут позволить себе увеличение потребления лишь постепенно. Обратная картина наблюдается для товаров длительного пользования. Даже незначительное увеличение дохода приводит к резкому увеличению объема текущих покупок.
Для подсчета эластичности спроса по цене используется статистика средних потребительских цен на непродовольственные товары в магазинах торговой сети «Эльдорадо» в городе Тверь.
Наименование товара |
Цены на товары длительного пользования | |||
2006 |
2007 |
2008 |
2009 | |
Телевизоры цветные |
7728,89 |
7601,63 |
7794,71 |
7667,66 |
Холодильники |
11749,52 |
12497,59 |
12879,27 |
13405,06 |
Машины стиральные |
9196,82 |
9382,31 |
9796,99 |
10051,81 |
Электропылесосы |
2521,73 |
2633,16 |
2768,99 |
2854,43 |
Велосипеды |
2524,27 |
2808,98 |
3129,57 |
3380,09 |
Табл. 1
А также статистика продаж товаров длительного пользования в торговой сети «Эльдорадо» в городе Тверь.
Наименование товара |
Продажи товаров длительного пользования (тыс.шт.) | |||
2006 |
2007 |
2008 |
2009 | |
Телевизоры цветные |
5123 |
6755 |
6936 |
9715 |
Холодильники |
3353 |
3598 |
3935 |
4533 |
Машины стиральные |
3035 |
3515 |
3662 |
4032 |
Электропылесосы |
3390 |
3929 |
4165 |
4781 |
Велосипеды |
2026 |
2139 |
2276 |
3025 |
Табл. 2
Примеры подсчета:
В данном случае используется формула дуговой или эластичности спроса на отрезке. Используются средние значения для данных отрезков.
Отрицательный знак коэффициента эластичности спроса по цене, обычно не учитывают.
Эластичность спроса по цене будет равна:
Наименование товара |
Эластичность спроса по цене | ||
2006-2007 |
2006-2007 |
2007-2008 | |
Телевизоры цветные |
16,551 |
1,054 |
20,311 |
Холодильники |
1,142 |
2,974 |
3,53 |
Машины стиральные |
7,34 |
0,947 |
3,745 |
Электропылесосы |
3,406 |
1,207 |
4,532 |
Велосипеды |
0,508 |
0,574 |
3,671 |
Табл. 3
В большинстве случаев, как видно из таблицы, коэффициент эластичности содержится на интервале от единицы до бесконечности, что означает, что спрос на данные товары является эластичным, то есть при снижении цены на 1% спрос повышается более чем на 1 %. Это обусловлено тем, что представленные товары являются продуктами длительного пользования, поэтому при снижении цены для потребителя очень выгодно приобретать такой товар. Несмотря на то, что, судя по таблице №1, цены на товары растут, спрос на них повышается. Скорее всего, здесь действует улучшение экономической ситуации в стране, материальное положение большой части населения растет.
В данной курсовой работе была исследована эластичность спроса. Изучив данную тему, можно судить о том, насколько важным является понятие спроса и особенно оценка его эластичности. Спрос выступает одним из самых важных факторов при формировании экономической стратегии предприятия, ведь именно с помощью спроса можно выяснить, производство каких товаров целесообразно и выгодно с экономической точки зрения.
Можно сделать вывод, что
понятие эластичности спроса имеет
прямое отношение к ценовой политике
производителей. Устанавливая цену на
свой товар, любой производитель
должен учитывать те изменения, которые
происходят на рынке и имеют какое-либо
отношение к изменению
1 Грязнова А.Г., Микроэкономика: практический подход/ А.Г. Грязнова, А.Ю. Юданова. – М.: Кнорус, 2008 с.72.
2 Грязнова А.Г., Микроэкономика: практический подход/ А.Г. Грязнова, А.Ю. Юданова. – М.: Кнорус, 2008
С. 95.
3 Грязнова А.Г., Микроэкономика: практический подход/ А.Г. Грязнова, А.Ю. Юданова. – М.: Кнорус, 2008
С.73.
4 Грязнова А.Г., Микроэкономика: практический подход/ А.Г. Грязнова, А.Ю. Юданова. – М.: Кнорус, 2008
С.73-74.
5 Грязнова А.Г., Микроэкономика: практический подход/ А.Г. Грязнова, А.Ю. Юданова. – М.: Кнорус, 2008
с. 95.
6 Гальперин В.М., Микроэкономика, т.1/ В.М. Гальперин, С.М. Игнатьев, В.И. Моргунов. – С-Пб.: Экономическая школа, 2002. с.177.