Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2012 в 19:59, курсовая работа
В данной курсовой работе рассматривается один из этих элементов – спрос. Изучение спроса – одна из наиболее важных задач для любого, кто действует на рынке, так как именно спрос описывает поведение фактических и потенциальных покупателей товара. Спрос имеет множество основных характеристик, среди которых огромное значение приобретает эластичность. «Эластичность – oднa из важнейших кaтегорий экономической науки. Впервые она была введена в экономиче
Оглавление
Введение 3
Глава I. Спрос и его характеристики 5
Изменение спроса 7
Глава II. Эластичность спроса 9
Прямая эластичность спроса по цене 9
Оценка эластичности по показателю общей выручки. 13
Свойства эластичности 14
Факторы, влияющие на ценовую эластичность спроса 14
Перекрестная эластичность спроса по цене 17
Эластичность спроса по доходу. 18
Глава Ш. Практическая часть 19
Примеры подсчета эластичности
Согласно закону спроса при прочих равных условиях увеличение цены ведет за собой уменьшение спроса. И, наоборот, снижение цены приводит к росту спроса. Для любого субъекта рынка необходимо знать величину, которая выражает степень чувствительности спроса к изменению цены, которая измеряется с помощью показателя ценовой эластичности.
«Зависимость изменения спроса на товар от изменения его цены называется эластичностью спроса по цене. Коэффициент ценовой эластичности вычисляют по формуле:
Или в преобразованном виде:
В соответствии с законом спроса при росте цены спрос на продукцию уменьшается, поэтому коэффициент эластичности почти всегда будет отрицательный. Но поскольку важна величина коэффициента, то его отрицательность принято не учитывать».6
Измерение эластичности на практике обычно сложно в силу того, что в большинстве случаев она носит непостоянный характер и может меняться существенно при различных уровнях цен. Для подсчета коэффициента эластичности используются два способа:
Существуют следующие уровни эластичности спроса по цене:
Эластичный спрос,
Цена P
Рис. 3
Спрос с единичной эластичностью
Цена P
DP
Спрос с единичной эластичностью:
процент изменения объема продаж
равен процентному изменению
цены. Коэффициент ценовой
Рис. 4
Неэластичный спрос
Цена P
DP
Неэластичный спрос: изменение цены не влечет за собой существенное изменение объема продаж. Коэффициент эластичности меньше единицы. Рис. 5
Эластичный спрос обычно характерен для предметов роскоши (например, драгоценности) или для достаточно дорогих предметов потребления (аудио- и видеотехника, персональные компьютеры, автомобили). Пример неэластичного спроса – спрос на товары первой необходимости, цены на которые располагаются на относительно низком уровне: хлеб, картофель, поездки на общественном транспорте.
Выделяют также два особых случая:
Рис.6
Абсолютно эластичный спрос,
Цена P
Абсолютно неэластичный спрос,
Цена P
абсолютно неэластичный спрос: в этом случае производители могут продать одно и то же количество товара при любой цене, и изменение цены не влечет за собой каких бы то ни было изменений в спросе на данный товар. Примером товаров с таким спросом могут быть некоторые медикаменты, например инсулин, необходимый больным сахарным диабетом.
Рис. 7
Таким образом, абсолютная величина показателя ценовой эластичности спроса может изменяться от нуля до бесконечности.
Общей выручкой (total return, TR) называется вся сумма дохода, который получает фирма. Величина TR вычисляется с помощью произведения объема проданной продукции на цену одной единицы: TR=P*Q. С помощью коэффициента эластичности можно судить о характере будущего поведения произведения данных величин, так как он показывает как изменение цены (P) влияет на объем спроса (Q).
Если спрос неэластичен, уменьшение цены вызывает изменение общей выручки в том же направлении.
Для любой фирмы на практике чрезвычайно важно оценивать такую эластичность, так как от того, является ли спрос эластичным, зависит, что будет происходить с выручкой в случае изменения цены. При одном уровне эластичности спроса для фирмы будет выгодно повышать цены, а при другом, наоборот, снижать.
Эластичность и ценовые интервалы. Эластичность изменяется в зависимости от выбранного ценового интервала. Для кривых спроса эластичность чаще всего оказывается более значительной в верхнем левом углу графика по сравнению с правым нижним. Это арифметическое свойство единиц измерения эластичности и связано с первоначальным количеством и ценой, от которых ведется отсчет.
Эластичность и наклон кривой спроса. Внешний вид графика не может служить надежным основанием для суждения об эластичности спроса. Наклон кривой спроса зависит от абсолютных изменений цены и количества продукции, тогда как теория эластичности имеет дело с процентными изменениями цены и количества.
Наличие товаров-заменителей. Чем больше на рынке товаров, которые могут заменить предлагаемый продукт, тем эластичнее спрос, так как у покупателя существует много возможностей отказаться от приобретения данного конкретного товара, если его цена повышается, и сделать выбор в пользу более дешевых продуктов. Наоборот, если товары-заменители отсутствуют (это может зависеть от специфики самого товара, или в случае монопольного рынка), спрос будет менее эластичным или даже абсолютно неэластичным. Например, спрос на хлеб или поваренную соль относительно неэластичен. В то же время спрос отдельных сортов хлеба является относительно эластичным, так как с повышением цены, к примеру, на один сорт хлеба покупатель имеет возможность перейти на другой сорт. Спрос на сигареты, лекарства, мыло и другие подобные продукты относительно неэластичен. Однако если рассматривать эластичность по отношению к отдельным видам сигарет, сортам мыла и т.п., то она будет значительно выше. Та же закономерность применима к изделиям, выпускаемым отдельной фирмой. Если на рынке присутствует значительное число фирм-конкурентов, которые выпускают аналогичную или близкую по назначению продукцию, то спрос на продукцию данной фирмы будет относительно эластичным. В условиях совершенной конкуренции, когда одинаковая продукция предлагается большим количеством продавцов, спрос на товар каждой отдельной фирмы будет абсолютно эластичным.
Значимость продукции для покупателя. В этом случае можно разделить товары на три группы:
1)товары и услуги первой необходимости;
2)товары,
которые используются
3)предметы,
относящиеся к категории
Чем
выше номер группы, к которой относится
товар, тем больше эластичность спроса.
К примеру, в крупном городе практически
невозможно обойтись без транспортных
услуг, но если повышаются цены на услуги
химчистки, потребитель вынужден будет
существенно сократить
Удельный вес затрат на продукцию в расходах потребителя. Спрос на товары, для покупки которых потребитель тратит более значительную часть бюджета, более эластичен. А на те товары, на которые приходится меньшая доля средств, которыми располагает потребитель, спрос имеет меньшую эластичность. Данное утверждение оказывается верным, если учитывается степень постоянства действия данного фактора и значимость товара для потребителя. Например, зубную пасту, являющуюся необходимым товаром, приобретают регулярно и в относительно постоянном количестве и затрачивают при этом довольно незначительную часть бюджета. Если цена на эту продукцию повысится, то спрос на нее существенно не изменится. Но если, к примеру, вырастут цены на мясо, которое является одним из основных продуктов питания, и расходы на которое достаточно велики, спрос на него снизится. При росте цены на предметы роскоши нужно рассматривать изменение спроса более высокооплачиваемых групп населения, так как для людей с низким уровнем дохода спрос на такие товары является абсолютно неэластичным.
Разнообразие направлений использования данного товара. Чем товар универсальнее, тем выше его эластичность, так существует больше возможностей его использования.
Степень насыщения потребностей. Спрос тем более эластичен, чем выше эта степень. Здесь действует закон убывающей предельной полезности, связанный с понижением эластичности. Он означает, что каждая последующая единица товара обладает для потребителя все меньшей полезностью. Например, если в большинстве семей есть по одному холодильнику, в случае незначительного снижения цены объем спроса существенно не изменится. С другой стороны, если товар сравнительно недавно появился на рынке, то количество покупателей, которые хотели бы приобрести данный товар велико, поэтому даже небольшое уменьшение цены способно вызвать значительный рост спроса на данный товар.