Спрос и его эластичность

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2012 в 19:59, курсовая работа

Описание

В данной курсовой работе рассматривается один из этих элементов – спрос. Изучение спроса – одна из наиболее важных задач для любого, кто действует на рынке, так как именно спрос описывает поведение фактических и потенциальных покупателей товара. Спрос имеет множество основных характеристик, среди которых огромное значение приобретает эластичность. «Эластичность – oднa из важнейших кaтегорий экономической науки. Впервые она была введена в экономиче

Содержание

Оглавление
Введение 3
Глава I. Спрос и его характеристики 5
Изменение спроса 7
Глава II. Эластичность спроса 9
Прямая эластичность спроса по цене 9
Оценка эластичности по показателю общей выручки. 13
Свойства эластичности 14
Факторы, влияющие на ценовую эластичность спроса 14
Перекрестная эластичность спроса по цене 17
Эластичность спроса по доходу. 18
Глава Ш. Практическая часть 19
Примеры подсчета эластичности

Работа состоит из  1 файл

Курсовая работа Алексеевой Д.Е. гр.2112.docx

— 156.21 Кб (Скачать документ)

Прямая эластичность спроса по цене

Согласно закону спроса при  прочих равных условиях увеличение цены ведет за собой уменьшение спроса. И, наоборот, снижение цены приводит к  росту спроса. Для любого субъекта рынка необходимо знать величину, которая выражает степень чувствительности спроса к изменению цены, которая  измеряется с помощью показателя ценовой эластичности.

«Зависимость изменения спроса на товар от изменения его цены называется эластичностью спроса по цене. Коэффициент ценовой эластичности вычисляют по формуле:

 

Или в преобразованном  виде:

В соответствии с законом  спроса при росте цены спрос на продукцию уменьшается, поэтому  коэффициент эластичности почти  всегда будет отрицательный. Но поскольку  важна величина коэффициента, то его  отрицательность принято не учитывать».6

Измерение эластичности на практике обычно сложно в силу того, что в большинстве случаев  она носит непостоянный характер и может меняться существенно  при различных уровнях цен. Для  подсчета коэффициента эластичности используются два способа:

  1. Точечная эластичность. Она характеризует изменение объема спроса в ответ на бесконечно малое изменение цены. Для каждой точки кривой спроса считается коэффициент эластичности. Применение этого способа было бы идеально для любой фирмы, так как она могла бы просчитать размеры изменения спроса при планируемом изменении цены, но для расчета точечной эластичности необходимо, чтобы была известна функция спроса. На практике это обычно неизвестно, и имеются лишь данные о конкретных величинах объема спроса при существующих ценах. В этом случае применяют следующий метод.
  2. Дуговая эластичность. При использовании этого способа эластичность спроса рассчитывают на отрезке. При этом берут средние значения цены и спроса для данного отрезка. Полученный коэффициент эластичности считают характерным для всех точек данного отрезка:

Существуют следующие  уровни эластичности спроса по цене:

  1. Эластичный спрос: незначительные изменение цены влечет за собой существенное изменение объема продаваемой продукции. Коэффициент эластичности в этом случае превышает единицу.

Эластичный  спрос,

      Цена P

 

 

 

 

 

                                  

                  

 

                                                                                           

                                                                                      Объем спроса Q

                                                    

Рис. 3

 

Спрос с единичной эластичностью

      Цена P

 

 

                                                         DP= DQ

 

 

                                  

             DP      

                                                                                       D

 

                                                                                                                   Объем спроса Q

                                                     DQ

Спрос с единичной эластичностью: процент изменения объема продаж равен процентному изменению  цены. Коэффициент ценовой эластичности спроса в этом случае равен единице.

Рис. 4

 

Неэластичный спрос

      Цена P

                                    D

 

 

 

 

                                  

             DP      

 

 

                                                                                                         Количество Q

                                                            DQ

Неэластичный спрос: изменение  цены не влечет за собой существенное изменение объема продаж. Коэффициент  эластичности меньше единицы. Рис. 5

Эластичный спрос обычно характерен для предметов роскоши (например, драгоценности) или для  достаточно дорогих предметов потребления (аудио- и видеотехника, персональные компьютеры, автомобили). Пример неэластичного  спроса – спрос на товары первой необходимости, цены на которые располагаются  на относительно низком уровне: хлеб, картофель, поездки на общественном транспорте.

Выделяют также два особых случая:

  • абсолютно эластичный спрос: в этом случае покупатели приобретают товар по одной и той же цене, невзирая на величину спроса. Коэффициент эластичности в данном случае равен бесконечности. Кривая спроса представляет собой горизонтальную линию. Примером эластичного спроса может быть продукция компаний, работающих в условиях совершенной конкуренции или при условии инфляции: при любом, даже существенно малом уменьшении цены или в ожидании их повышения потребитель стремится приобрести как можно больше товаров и услуг  на имеющиеся денежные средства, чтобы избежать их обесценения.

Рис.6

 

Абсолютно эластичный спрос,


    Цена P

 

 

 

                                                                                                     D

                                  

 

 

                                                                                                           Объем спроса Q

                                                    


 

Абсолютно неэластичный спрос,


    Цена P

                                                                D

 

 

 

                                  

 

 

                                                                                                            Объем спроса Q

                                                    

абсолютно неэластичный спрос: в этом случае производители могут продать  одно и то же количество товара при  любой цене, и изменение цены не влечет за собой каких бы то ни было изменений в спросе на данный товар. Примером товаров с таким спросом могут быть некоторые медикаменты, например инсулин, необходимый больным сахарным диабетом.


 

 

 

 

 

 

 

Рис. 7

 

Таким образом, абсолютная величина показателя ценовой эластичности спроса может изменяться от нуля до бесконечности.

Оценка эластичности по показателю общей выручки.

Общей выручкой (total return, TR) называется вся сумма дохода, который получает фирма. Величина TR вычисляется с помощью произведения объема проданной продукции на цену одной единицы: TR=P*Q. С помощью коэффициента эластичности можно судить о характере будущего поведения произведения данных величин, так как он показывает как изменение цены (P) влияет на объем спроса (Q).

  1. Эластичный спрос ( >1). Если спрос эластичен, то снижение цены приведет к увеличению общей выручки, так как даже при меньшей цене, уплачиваемой за единицу продукции, прирост продаж оказывается более чем достаточным для того, чтобы компенсировать потери от снижения цены. Верно и обратное: при эластичном спросе повышение цены  влечет за собой уменьшение общей выручки.
  2. Неэластичный спрос ( <1). Если спрос неэластичен, уменьшение цены приведет к снижению общей выручки. Расширение продаж оказывается недостаточным для компенсации снижения выручки, получаемой от продажи единицы продукции, таким образом, в результате общая выручка уменьшается. Обратное утверждение тоже верно.

Если спрос неэластичен, уменьшение цены вызывает изменение  общей выручки в том же направлении.

  1. Единичная эластичность ( =1). При таком спросе прирост объема продаж при уменьшении цены таков, что общая выручка не изменяется.

Для любой фирмы на практике чрезвычайно важно оценивать  такую эластичность, так как от того, является ли спрос эластичным, зависит, что будет происходить  с выручкой в случае изменения  цены. При одном уровне эластичности спроса для фирмы будет выгодно  повышать цены, а при другом, наоборот, снижать.

Свойства  эластичности

Эластичность  и ценовые интервалы. Эластичность изменяется в зависимости от  выбранного ценового интервала. Для кривых спроса эластичность чаще всего оказывается более значительной в верхнем левом углу графика по сравнению с правым нижним.  Это арифметическое свойство единиц измерения эластичности и связано с первоначальным количеством и ценой, от которых ведется отсчет.

Эластичность  и наклон кривой спроса. Внешний вид графика не может  служить надежным основанием для суждения  об эластичности спроса. Наклон кривой спроса зависит от абсолютных  изменений цены и количества продукции, тогда как теория эластичности имеет дело  с процентными изменениями цены и количества.

Факторы, влияющие на ценовую эластичность спроса

Наличие товаров-заменителей. Чем больше на рынке товаров, которые могут заменить предлагаемый продукт, тем эластичнее спрос, так как у покупателя существует много возможностей отказаться от приобретения данного конкретного товара, если его цена повышается, и сделать выбор в пользу более дешевых продуктов. Наоборот, если товары-заменители отсутствуют (это может зависеть от специфики самого товара, или в случае монопольного рынка), спрос будет менее эластичным или даже абсолютно неэластичным. Например, спрос на хлеб или поваренную соль относительно неэластичен. В то же время спрос отдельных сортов хлеба является относительно эластичным, так как с повышением цены, к примеру, на один сорт хлеба покупатель имеет возможность перейти на другой сорт. Спрос на сигареты, лекарства, мыло и другие подобные продукты относительно неэластичен. Однако если рассматривать эластичность по отношению к отдельным видам сигарет, сортам мыла и т.п., то она будет значительно выше. Та же закономерность применима к изделиям, выпускаемым отдельной фирмой. Если на рынке присутствует значительное число фирм-конкурентов, которые выпускают аналогичную или близкую по назначению продукцию, то спрос на продукцию данной фирмы будет относительно эластичным. В условиях совершенной конкуренции, когда одинаковая продукция предлагается большим количеством продавцов, спрос на товар каждой отдельной фирмы будет абсолютно эластичным.

Значимость продукции  для покупателя. В этом случае можно разделить товары на три группы:

1)товары  и услуги первой необходимости;

2)товары, которые используются регулярно,  но не являются необходимыми;

3)предметы, относящиеся к категории роскоши.

Чем выше номер группы, к которой относится  товар, тем больше эластичность спроса. К примеру, в крупном городе практически  невозможно обойтись без транспортных услуг, но если повышаются цены на услуги химчистки, потребитель вынужден будет  существенно сократить использование  таких услуг, и стирать одежду в домашних условиях. А при росте  цены на драгоценные металлы потребитель  может исключить их из своих статей расхода без какого бы то ни было существенного ущерба. Следует подчеркнуть, что значимость одного и того же товара зависит также от возраста потребителей, территории, где они проживают. К примеру, резиновые сапоги являются очень нужными для жителей деревни, а в городе они практически не используются, поэтому и спрос на них в деревне будет менее эластичным, чем в городе.

Удельный вес затрат на продукцию в расходах потребителя. Спрос на товары, для покупки которых потребитель тратит более значительную часть бюджета, более эластичен. А на те товары, на которые приходится меньшая доля средств, которыми располагает потребитель, спрос имеет меньшую эластичность. Данное утверждение оказывается верным, если учитывается степень постоянства действия данного фактора и значимость товара для потребителя. Например, зубную пасту, являющуюся необходимым товаром, приобретают регулярно и в относительно постоянном количестве и затрачивают при этом довольно незначительную часть бюджета. Если цена на эту продукцию повысится, то спрос на нее существенно не изменится. Но если, к примеру, вырастут цены на мясо, которое является одним из основных продуктов питания, и расходы на которое достаточно велики, спрос на него снизится. При росте цены на предметы роскоши нужно рассматривать изменение спроса более высокооплачиваемых групп населения, так как для людей с низким уровнем дохода спрос на такие товары является абсолютно неэластичным.

Разнообразие направлений  использования данного товара. Чем товар универсальнее, тем выше его эластичность, так существует больше возможностей его использования.

Степень насыщения потребностей. Спрос тем более эластичен, чем выше эта степень. Здесь действует закон убывающей предельной полезности, связанный с понижением эластичности. Он означает, что каждая последующая единица товара обладает для потребителя все меньшей полезностью. Например, если в большинстве семей есть по одному холодильнику, в случае незначительного снижения цены объем спроса существенно не изменится. С другой стороны, если товар сравнительно недавно появился на рынке, то количество покупателей, которые хотели бы приобрести данный товар велико, поэтому даже небольшое уменьшение цены способно вызвать значительный рост спроса на данный товар.

Информация о работе Спрос и его эластичность