Спрос и предложение

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2012 в 23:02, контрольная работа

Описание

Спрос и предложение – самые важные понятия, которые рассказывают о взаимодействии продавцов и покупателей, с учетом того, что и те, и другие стремятся к наиполному удовлетворению своих потребностей.
От правильного определения уровня спроса зависит эффективная деятельность предприятия и экономики государства в целом.

Содержание

1. Введение………………………………………………………………………………….3
2. Глава I. Спрос.
1.1. Закон спроса………………………………………………………………………...5
1.2. Факторы изменения спроса………………………………………………………...7
1.3. Инфляция и спрос…………………………………………………………………..9
1.4. Ценовая эластичность спроса…………………………………………………….11
3. Глава II. Предложение.
2.1. Закон предложения………………………………………………………………...14
2.2. Факторы изменения предложения………………………………………………..18
2.3. Взаимодействие спроса и предложения………………………………………….19
4. Заключение……………………………………………………………………………...23
5. Список испоьзованной литературы……………………………………………………

Работа состоит из  1 файл

курсовая.docx

— 110.85 Кб (Скачать документ)

Содержание:

  1. Введение………………………………………………………………………………….3
  2. Глава I. Спрос.
    1. Закон спроса………………………………………………………………………...5
    2. Факторы изменения спроса………………………………………………………...7
    3. Инфляция и спрос…………………………………………………………………..9
    4. Ценовая эластичность спроса…………………………………………………….11
  3. Глава II. Предложение.

    2.1. Закон предложения………………………………………………………………...14

    2.2. Факторы  изменения предложения………………………………………………..18

    2.3. Взаимодействие  спроса и предложения………………………………………….19

  1. Заключение……………………………………………………………………………...23
  2. Список испоьзованной литературы……………………………………………………
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение:

     Спрос и предложение – самые важные понятия, которые рассказывают о  взаимодействии продавцов и покупателей, с учетом того, что и те, и другие стремятся к  наиполному удовлетворению своих потребностей.

     От  правильного  определения  уровня  спроса  зависит  эффективная  деятельность  предприятия  и  экономики  государства  в  целом. Рассматривая  модель  спроса для  одного  товара  можно  выяснить различия  цен  и  объёма  производства  отдельных  товаров  и  услуг,  также,  почему  равновесные  цены  и  равновесные  объёмы  отдельных товаров  в  разные  периоды  отличаются.

     Покупатель  всегда будет стараться купить нужный ему товар, по более низкой цене, а продавцы, соответственно, имеют  стремление к продаже, по более высокой. Цена товара - это важный фактор, как  для предложения, так и для  спроса, и является их общим фактором. Так же, вместе с ценой, на спрос  влияет возможность покупателя заменить данный товар, на аналогичный, т.е. близким  по значению и выполняемым функциям, а на предложение - уровень развития, в данной отрасли, технологии.

   Так как желания продавцов и покупателей  выполняются исключительно за счет друг друга, то их встреча просто неизбежна, в связи с этим образуется РЫНОК.

   Рынок - это система экономических отношений между поставщиками товара, и его покупателями,  вследствие которых они совершают сделки.

  Рыночная  экономика — это бесконечное взаимодействие спроса и предложения. Любому акту купли-продажи предшествуют два феномена — “спрос” и “предложение”, величины которых определяют объем сделок и уровень цен на рынке. А поскольку рыночная экономика есть динамика цен и объема сделок, то добиваться их желаемого изменения можно, регулируя величину спроса (влияя на доходы потребителей) и величину предложения (влияя на прибыль производителей). Это справедливо и для макро-, и для микроэкономики.

       Любой рынок, независимо от его конкретного вида, базируется на трех основных элементах: цене, спросе и предложении, конкуренции.

       У экономики есть очень действенный инструмент для объяснения этих и многих других изменений в экономическом окружении. Он называется теорией спроса и предложения. Эта теория показывает, как потребительские предпочтения определяют потребительский спрос на товары, в то время как затраты предприятий являются основой предложения товаров.

      Понятие предложения и спроса показывает, как они действуют на конкурентных рынках по отношению к отдельным благам (товарам и услугам).     
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава I. Спрос.

1.1.Закон  спроса.

        Неудовлетворенный спрос может стимулировать рост производства, а может спровоцировать и рост цен; уменьшение спроса может вызвать структурные изменения в экономике, а может — кризис перепроизводства. Словом, спрос — поистине “душа” экономики. Он вечно загадочен и непредсказуем.

       Спрос — это платежеспособная потребность покупателей в данном товаре при данной цене. Иными словами, спросом является не всякая потребность в данном товаре, а только такая, которая обеспечена наличием платежных средств (деньгами) у покупателя. Таким образом, в экономической теории различают “потребность” и “спрос”.

Между этими понятиями складывается непростое  количественное соотношение. Как правило, спрос меньше потребности, поскольку любая цена ограничивает число покупателей.

Итак, спрос — это объем возможной купли товара в зависимости от установившейся цены на него. Очень важно осознать, что спрос — это потенциальная купля, но сосгоится она или нет, зависит от множества факторов. Для динамики рыночной системы наличие спроса как возможной купли — благотворно, так как заставляет суетиться бизнесменов, вынуждает их к доходному маневрированию объемами производства, а коммерсантов — объемами предложения. Специальная наука (“маркетинг”) озабочена одним — как помочь “спросу” превратиться в реальную “куплю”.

  Из  данного выше определения спроса следует, что каждой цене товара соответствует  определенная величина спроса. Это  позволяет охарактеризовать данное устойчивое соответствие как закон спроса: между уровнем цены (Р) и величиной спроса на него (Qd ) существует обратная зависимость. Qd = f(l/P), — разумеется, при прочих равных условиях. Закон спроса гласит: чем ниже цены — тем больше величина спроса, а чем выше цена — тем меньше величина спроса.

  Закон спроса имеет общепринятое в экономической  теории графическое изображение (график 6.1).

  График 6.1

Цена (Р)

величина спроса (Qd) 

  Почему  же снижение цены товара увеличивает  спрос на него?

  1. Самое очевидное заключается в том, что удешевление товара делает его доступным для тех категорий покупателей, которым он раньше был “не по карману”. А рост числа покупателей означает рост спроса на данный товар.

  2. Сложнее объяснить поведение прежних покупателей данного товара, которые увеличивают объем его купли именно при снижении цены.

           Проще всего предположить, что часть покупателей приобретала данный товар в меньшем размере, чем испытывала в нем потребность, и вот теперь, благодаря снижению цены, доводит размер спроса до реальной потребности.

           Приведенные выше два объяснения справедливы, но выходят за рамки закона спроса, поскольку раскрывают связь динамики цены то с числом покупателей, то с величиной потребности, т. е. не соответствует требованию “прочих равных условий”. Поэтому экономисты предложили объяснение в виде трех “эффектов”, возникающих при снижении цены на товар.

А. “Эффект роста выгоды”. Любая покупка имеет объективным пределом равенство расходов на приобретение товара и полезности от него. Снижение цены уменьшает расходы при прежней полезности товара, т. е. изменяет соотношение расходов на товар и полезности от него к большей выгоде покупателя. Поэтому, сохраняя прежние объемы расходов (а это при снижении цены увеличивает спрос на товар), покупатель получает больше выгоды (полезности), чем раньше.

В. “Эффект дохода”. Сниженная цена позволяет на прежнюю сумму расходов на данный товар приобрести его в большем размере. Это равнозначно увеличению денежного дохода покупателя, но только по отношению к данному товару, только при покупке данного товара. Поэтому, чем больше покупатель покупает подешевевшего товара, тем больше он самостоятельными действиями реализует эту открывшуюся возможность увеличения своего дохода. Иными словами, каждый участник рыночной экономики стремится увеличить свой доход; снижение цены на данный товар позволяет ему реализовывать эту заветную цель, — но только покупкой этого подешевевшего товара!

С. “Эффект замещения”. Подешевевший товар относительно удорожает другие товары, хотя их собственные цены могут и не измениться. Поэтому, замещая “другие” товары подешевевшим, покупатель обеспечивает себе дополнительный эффект дохода.

Таким образом, снижение цены на отдельный  товар вызывает многочисленные последствия, — как и рост цены.

Закон спроса - ВЕЛИЧАЙШИЙ ЗАКОН РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКИ, ибо он придает поведению покупателей и продавцов ОБЪЕКТИВНУЮ ЭКОНОМИЧЕСКУЮ ЛОГИКУ, а это позволяет прогнозировать их реакцию на изменение цены.

Закон спроса важен и тем, что показывает достижение экономикой данной страны высокого уровня развития — ведь спрос может “благодарно” увеличиваться при снижении цены или “возмущенно” уменьшаться при росте цены только при отсутствии дефицита; там же, где дефицит, мнение покупателя не важно, все диктует производитель; а ведь подлинный рынок — это равноправие спроса и предложения. 
 

1.2. Факторы изменения спроса.

     Благоприятное для данного продукта изменение потребительских вкусов или предпочтений (вызванное, например, проведением активной рекламной кампании для данного продукта, изменением моды на данный продукт или исследованием спроса на данный продукт в ином географическом регионе) будет означать, что спрос возрос по каждой цене. Неблагоприятные перемены в предпочтениях потребителей вызовут уменьшение спроса.

     Увеличение  или уменьшение числа покупателей, имеющих доступ на данный рынок, обусловливает соответственно повышение и снижение спроса.

     Как уже отмечалось, на рынке обычно существуют товары, близкие к интересующему  товару по характеру удовлетворяемой  с их помощью потребности покупателя, т.е. интересующий товар, входит в группу взаимозаменяемых товаров. В зависимости  от изменений соотношения цен на взаимозаменяемые товары, появления на рынке нового близкого товара с лучшими потребительскими характеристиками спрос на конкретный товар из группы может изменяться: внутри группы спрос на одни товары растет за счет уменьшения спроса на другие товары.

     Извлечение  пользы из многих товаров требует  наличия у потребителя некоторого другого товара, т.е. два или несколько  товаров могут являться взаимодополняющими (например, кофе в зернах и кофемолка). Повышение или уменьшение спроса на взаимодополняющий товар (например, в результате изменения его цены) приводит к соответственно повышению или уменьшению спроса и на данный товар.

     Изменение общего дохода (бюджета) потребителей также существенно влияет на спрос, причем в данном случае существенным оказывается вид исследуемого товара. Товары, спрос на которые изменяется в прямой зависимости с изменением денежного дохода потребителей, называются товарами высшей категории, или нормальными товарами. Однако существуют товары, спрос на которые изменяется в противоположном направлении, то есть спрос возрастает при снижении доходов, –   они называются товарами низшей категории и включают в себя, например, хлеб, одежду секонд-хенд, восстановленные автопокрышки.

     Потребительские ожидания относительно будущих цен на товары (например, в связи с изменениями налоговой системы), относительно наличия существующих и иных товаров в будущем (например, при появлении информации об уходе с рынка крупного поставщика привычного товара или о скором начале выпуска товара, лучше удовлетворяющего соответствующие потребности) также способны изменить спрос в соответствующую сторону. Изменяющие спрос ожидания могут относиться и к собственному доходу потребителя в будущем.

     Изменение неценовых параметров вызовет «смещение» кривой спроса на вышеприведенном графике Q=D(P) (при этом под «смещением», естественно, не может пониматься сдвиг каждой точки кривой спроса вправо или влево  на одно и то же значение ΔQ, параметрическая  зависимость в общем случае предусматривает  и некоторую графическую трансформацию  кривой спроса).

       Во избежание путаницы под  термином «изменение спроса»  принято понимать изменение самой  функции Q=D(P) («смещение» всей  кривой спроса) под влиянием неценовых  факторов, а под термином «изменение  величины спроса» - реакцию спроса  на изменение цены при постоянстве  значений всех иных факторов (перемещение  вдоль кривой спроса).

     Для характеристики поведения кривой спроса на определенном участке, как и для  анализа многих других зависимостей, в экономике используется так  называемая функция эластичности, отражающая степень чувствительности изменений  одной величины к изменениям другой, или, точнее, на сколько процентов  изменится одна величина при определенном процентном изменении другой величины. То есть эластичность спроса по цене в  определенной точке кривой спроса будет  равна отношению процентного  изменения объема спроса к процентному  изменению уровня цен. Аналогичным  образом оказывается удобным  использовать понятие эластичности и для характеристики чувствительности спроса к изменениям неценовых параметров при фиксированной цене (эластичность спроса по доходу, перекрестная эластичность спроса на один товар по цене на другой товар и т.п.). 

Информация о работе Спрос и предложение