Спрос и предложение

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2012 в 23:02, контрольная работа

Описание

Спрос и предложение – самые важные понятия, которые рассказывают о взаимодействии продавцов и покупателей, с учетом того, что и те, и другие стремятся к наиполному удовлетворению своих потребностей.
От правильного определения уровня спроса зависит эффективная деятельность предприятия и экономики государства в целом.

Содержание

1. Введение………………………………………………………………………………….3
2. Глава I. Спрос.
1.1. Закон спроса………………………………………………………………………...5
1.2. Факторы изменения спроса………………………………………………………...7
1.3. Инфляция и спрос…………………………………………………………………..9
1.4. Ценовая эластичность спроса…………………………………………………….11
3. Глава II. Предложение.
2.1. Закон предложения………………………………………………………………...14
2.2. Факторы изменения предложения………………………………………………..18
2.3. Взаимодействие спроса и предложения………………………………………….19
4. Заключение……………………………………………………………………………...23
5. Список испоьзованной литературы……………………………………………………

Работа состоит из  1 файл

курсовая.docx

— 110.85 Кб (Скачать документ)
="justify">6) число продавцов.

  Предложение, подобно спросу, можно разграничить на “эластичное” и “неэластичное”. Коэффициент ценовой эластичности предложения (К ц. эл. спроса) рассчитывается по формуле, аналогичной формуле коэффициента ценовой эластичности спроса: процентное изменение величины предложения относится к вызвавшему его процентному изменению цены:

К ц. эл. Предложения    =  изменение величины предложения (в %)  
=
DQs(%)
изменение цены (в %) Dр(%)

Отличным  от эластичности спроса предстает и  графическое изображение эластичности предложения (график 6.4)

График 6.4. Ценовая эластичность предложения

        Разумеется, для продавца более привлекательна ситуация неэластичного предложения, гарантирующая стабильность производства при резком изменении цены (не случайно кривые неэластичного спроса и неэластичного предложения очень близки). Поэтому часть предпринимателей озабочена не столько производством, сколько “переводом” эластичного предложения в неэластичное состояние. Для этого имеется только один способ — искусственное ограничение объема производства, а следовательно, и величины предложения. Но это возможно при двух условиях:

а) монополии  данного производителя на рынке (отсутствие конкурентов);

б) отсутствии товаров-заменителей (субститутов).Предложение — это все товары и платные у слуги, представленные к непосредственной продаже. Стоимость этих товаров и услуг характеризует стоимостной объем предложения.

Главными  экономическими факторами, определяющими  динамику предложения, являются следующие.

      Выручка предпринимателя от реализации товарной продукции равна стоимости единицы товара, умноженной на число продаж. Но из этого следует, что высокая цена предложения не всегда выгодна и самим предпринимателям, ибо она ограничивает объем реализации предложения. Если снизить цену предложения (как правило, это делается на товары высокоэластичного спроса), то возросшее число продаж может даже увеличить объем выручки (хотя это снижает рентабельность производства в расчете на товарную единицу). Поэтому в мировой хозяйственной практике конечным результатом деятельности коммерческого предприятия считается показатель объема продажи в фактических ценах реализации, — именно он открывает годовые балансы фирм.

     На величину предложения влияет и экономическая конъюнктура — ситуация, складывающаяся на рынке данного товара в определенный период. Различают четыре состояния экономической конъюнктуры — “повышательную”, “высокую”, “понижательную” и “низкую” (характеристики даны с позиции предложения). Первые два состояния — повышательная и высокая — “звездный” час для предпринимателей, ибо это “рынок продавца”. Он складывается в условиях превышения спроса над предложением, что гарантирует производителю устойчивый объем реализации его товарной продукции при высоких рыночных ценах. Но именно высокие цены стимулируют увеличение предложения, что приводит в дальнейшем к его превышению над спросом и соответственно к снижению цен.

     Величина предложения зависит также от уровня конкуренции в данной отрасли. Если на рынок выносится предложение, превышающее платежеспособную емкость спроса, то производители начинают соревнование за покупателя, цены падают. Эта конкуренция производителей нам известна только по литературе. Зато при недостаточном предложении возникает хорошо известный нам на практике и долгое время бывший для нас единственно доступным вид конкуренции — конкуренция среди покупателей.

Величина  и структура предложения отражают налоговую политику государства: введение, например, налога на добавленную стоимость стимулирует производство менее трудоемкой продукции, а налоговые льготы способны увеличить предложение определенных товаров.

   Наконец, отметим еще один фактор. Как известно, связь производства и потребления  опосредована в рыночной экономике специфической отраслью — торговлей. Торговля также имеет специфические экономические интересы. Поэтому на конкретной величине предложения в каждый данный момент сказывается и политика торговых агентов. 

   2.2. Факторы изменения  предложения.

     При общем снижении/повышении себестоимости  производства в результате внешнего понижения/повышения цен на используемые в производстве  ресурсы, или при улучшении/ухудшении технологии производства, или при снижении/повышении уровня налогов уровень оптимального объема продаж для той же продажной цены соответственно вырастет («смещение» кривой предложения вправо) или снизится («смещение» кривой предложения влево).

     Ясно, что каждый новый продавец на рынке  интересующих товаров дополняет  общее предложение своим количеством  товара, то есть чем больше/меньше продавцов – тем больше/меньше общее предложение для каждой цены.

     При понижении или повышении цен на другие товары, которые данный поставщик имеет возможность поставлять на рынок, для него может оказаться выгодным соответственно увеличить поставки других товаров вместо исследуемого товара («сдвиг» кривой предложения исследуемого товара влево) – или наоборот сократить поставки других товаров, увеличив предложение исследуемого («сдвиг» кривой предложения исследуемого товара вправо).

     Поставщик может сократить объем продаж в текущем периоде в надежде  получить большую прибыль (или меньший  убыток) в следующем периоде в  связи с ожиданиями определенных изменений внешних условий (т.е. может «придерживать» товары в расчете на рост цен в ближайшем будущем или резко увеличить объем продаж для заблаговременного освобождения мощностей к началу периода, когда продажа данного товара будет явно и сильно убыточной, например, в результате тех же изменений налоговой системы).

     Аналогично  терминологии для спроса, для описания предложения под термином «изменение предложения» принято понимать изменение  самой функции Q=S(P) («смещение» всей кривой предложения) под влиянием неценовых  факторов, а под термином «изменение величины предложения» - реакцию предложения  на изменение цены при прежних  значениях всех иных факторов (перемещение  вдоль кривой предложения). 

     2.3. Взаимодействие спроса  и предложения.

     В предыдущих разделах обсуждались отдельно кривая спроса и кривая предложения, отражающие соответственно платежеспособные потребности покупателей в определенном количестве товара в зависимости  от его цены и готовность продавцов  поставить определенное количество товара в зависимости от цены. При  этом в рассуждениях намеренно не затрагивалось влияние покупателей  на продавцов и продавцов на покупателей, и кривые спроса и предложения  построены   исходя из предположений, что весь товар, который покупатель готов купить, существует на рынке, а весь поставленный на рынок поставщиком  товар будет куплен. В действительности, естественно, покупатели и продавцы вместе формируют рынок, и нет  смысла говорить об оптимальности удовлетворения потребностей покупателя, если он не купит  всё, что запланировал, и о максимальности прибыли поставщика, если он не сумеет продать, скажем, половину того количества товара, которое рассчитывал продать.

     Планы покупателей вполне могут не совпадать  с планами поставщиков, и этот факт может быть наглядно продемонстрирован  путем отражения кривой спроса и  кривой предложения для одного и  того же товара, рынка и внешних  факторов, в одних осях. (график 6.5)

     

       График 6.5 Взаимодействие спроса и предложения

       Из этого графика видно, что  лишь при цене на исследуемый  товар P=P0 планы, как покупателей, так и продавцов оправдаются полностью: покупатели запланированным оптимальным образом удовлетворят свои потребности, а поставщики получат запланированную оптимальную прибыль. Если же на рынке в данный момент существует цена P1< P0, то это означает, что покупатели готовы купить товара в объеме Q3 (точка B на графике), тогда как продавцам выгодно поставить товара лишь в количестве Q2<Q3 (точка A на графике) – таким образом, при такой цене часть спроса останется непокрытой предложением, то есть возникнет ситуация избыточного спроса (т.е. дефицита данного товара на рынке в количестве Q3-Q2). Соответственно, если на рынке в данный момент существует цена P2>P0, то это означает, что покупатели готовы купить товара в объеме Q1 (точка C на графике), тогда как продавцам выгодно поставить товара лишь в количестве Q4>Q1 (точка D на графике) – таким образом, при такой цене часть предложения останется непокрытой спросом, то есть возникнет ситуация избыточного предложения (т.е. профицита, излишка данного товара на рынке в количестве Q4-Q1).

     На  любую из ситуаций дефицита и профицита, когда ожидания соответственно покупателей  и продавцов относительно степени  удовлетворения своих потребностей не оправдались, и те и другие будут  действовать исходя из соображений  максимально полного удовлетворения своих интересов. Фактически к перечню  уже обсуждавшихся факторов, влияющих на действия покупателей и поставщиков  добавляется еще по одному фактору, существенному для оптимизации  их выбора, но этот дополнительный фактор (а именно: фактически имеющийся  объем предложения – для действий покупателя и фактически имеющийся  объем спроса – для действий поставщика) сам зависит от цены на товар.

     Для выяснения действий неудовлетворенных  покупателей при дефиците исследуемого товара и неудовлетворенных поставщиков  при его профиците предположим, что в отношении прочих товаров  ожидания покупателей и продавцов  полностью оправдались.

     В случае дефицита не оправдываются ожидания покупателей, то есть условие оптимальности  набора потребленных товаров для  некоторого конкретного покупателя не выполняется. В такой ситуации этот покупатель вынужден перераспределить имеющиеся у него средства между  желаемыми товарами в иной пропорции, учитывающей значение предложения  на данный товар. Одни покупатели могут  полностью отказаться от удовлетворения потребности, связанной с недополученным товаром, но логично предположить, что  среди покупателей будут такие, для кого получение данного товара в доступном при дефиците слишком  малом количестве является принципиально  неприемлемым. Такие покупатели перераспределят  свои средства в пользу данного товара, обеспечивая появление спроса на него по более высокой цене. Ясно, что поставщику в этом случае выгодно, ориентируясь на таких покупателей, произвести дополнительное количество данного товара, поскольку возросшая  цена предполагает возможность получения  поставщиком дополнительной прибыли  за счет роста объема производства (переход на более высокую рабочую  точку на кривой предложения).

     В случае профицита часть товара остается вовсе непроданной поставщиками, тогда как потребители удовлетворили  потребности в соответствии со своими оптимальными предпочтениями. Чтобы  возместить хотя бы часть затрат, фактически произведенных в ходе производства излишка товара, поставщик вынужден продавать излишки по более низкой цене (при меньшей цене величина спроса больше) и сокращать объем  поставок (меньшая цена требует меньшего объема поставок для оптимальной  прибыльности). Таким образом, в ситуации профицита существует тенденция  к снижению поставщиками цен и  сокращению ими объема производства, что автоматически влечет за собой  увеличение величины спроса на эти  более дешевые товары (более низкая рабочая точка на кривой спроса).

     Таким образом, при несоответствии объема спроса объему предложения при первоначально  заданной цене товара, поиск оптимального для себя выхода продавцами и покупателями приводит к изменению цены на данный товар в сторону некоторой  равновесной цены, при которой  спрос и предложение равны. Явно, что выбираемый покупателями и поставщиками новый уровень цены при дефиците или профиците товара на рынке не обязательно находится между значениями P1 и P0 для дефицита и между значениями P0 и P2 для профицита: новый уровень цены может «перелететь» через равновесную цену, и в зависимости от ситуации вполне возможны как затухающие, так и постоянные или даже нарастающие колебания цен на данный товар, однако, всегда вокруг равновесной цены. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Заключение.

      Важнейшими категориями микроэкономического анализа является спрос и предложение, которые подчинены действию определеых законов. Согласно закону спроса потребители готовы приобрести по низкой цене большее количество продукции, чем по высокой; между ценой и субъектом спроса существует обратно пропорциональная зависимость. Закон предложения в условиях рынка предполагают прямую зависимость между ценой и объемом предлагаемых к продаже товаров: по более высокой цене производитель готов  выпускать большее количество продукции, чем по низкой.

     Любой рынок состоит из покупателей, желающих приобрести товары, и поставщиков, желающих товары продать. Каждая из этих сторон стремится максимально полно  удовлетворить собственные потребности  при любой, установленной на товар  цене, однако каждая из них находится  во власти своего сдерживающего фактора: покупатели сдерживаются ограниченностью  своего бюджета, а поставщики – ограниченностью  своих технологических возможностей. Наличие этих сдерживающих факторов приводит к тому, что при неизменности всех прочих условий, но изменении цены на товар, спрос и предложение  будут изменяться. Характерная кривая спроса, отражающая зависимость количества товара, которое покупатели готовы купить, от цены на данный товар, является убывающей. Характерная кривая предложения, отражающая зависимость количества товара, которое поставщики готовы продать, от цены на данный товар, является возрастающей. Конкретное положение  кривой спроса и кривой предложения  в осях {цена, количество} определяется рядом неценовых параметров спроса и неценовых параметров предложения. Степень чувствительности изменений  спроса и предложения к изменениям цены на товар или любого неценового параметра принято описывать  коэффициентом эластичности. Если существующая на рынке цена на данный товар ниже или выше цены, для которой объем  спроса, совпадает с объемом предложения, то образуется соответственно дефицит  или профицит товара на рынке, при  существовании которых отслеживание покупателями и поставщиками своих  интересов по максимально полному  удовлетворению своих потребностей приводит к изменению существующей цены в направлении к равновесной  цене, что не исключает варианта колебаний цены на товар вокруг равновесного значения при слишком больших  корректировках первоначальной цены.

Информация о работе Спрос и предложение