Спрос и предложение

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2010 в 10:34, курсовая работа

Описание

Задачи, стоящие перед нами, сводятся к следующему: ознакомиться с сущностью экономических категорий и законами спроса и предложения; рассмотреть графические интерпретации изменения объема и характера спроса и предложения в зависимости от цены и неценовых факторов; определить как спрос и предложение воздействует на равновесную цену; объяснить наклон кривых совокупного спроса и совокупного предложения; показать взаимосвязь совокупных спроса и предложения.

Предметом курсовой работы выступает совокупность экономических отношений, возникающих между производителями и потребителями товаров и услуг в результате взаимодействия спроса и предложения.

Работа состоит из введения, трех разделов, первый из которых раскрывает спрос, второй - предложение как экономические категории, а третий – взаимосвязь этих категорий как фактор развития рынка, заключения, где сформулированы основные теоретические и аналитические выводы, списка используемых источников.

Содержание

Введение……………………………………………………………………….. 3


Глава I. Спрос в механизме рынка ………………………………………....5


1.Сущность и составные элементы спроса…………………………………..5
2.Разновидности спроса…………………………………………………….....6
3.Закон спроса……………………………………………………………….....7
4.Факторы, воздействующие на спрос…………………………………........11
5.Эластичность спроса………………………………………………………..13
6.Предельная полезность и парадокс стоимости воды и алмазов………....19


Глава II. Предложение в рыночной системе……………………………….21

1. Содержание товарного предложения………………………………………..21

2. Закон предложения…………………………………………………………....21

3. Факторы, влияющие на предложение…………………………………….….24

4. Эластичность предложения…………………………………………………..26


Глав III. Взаимодействие спроса и предложения…………………………..28


Заключение……………………………...………………………………………35

Список литературы ……………………………………………………………38

Работа состоит из  1 файл

Спрос и предложение.doc

— 260.50 Кб (Скачать документ)

СОДЕРЖАНИЕ 

Введение……………………………………………………………………….. 3 

Глава I. Спрос в механизме рынка ………………………………………....5  

    1. Сущность  и составные элементы спроса…………………………………..5 
    2. Разновидности спроса…………………………………………………….....6
    3. Закон спроса……………………………………………………………….....7
    4. Факторы, воздействующие на спрос…………………………………........11
    5. Эластичность спроса………………………………………………………..13
    6. Предельная полезность и парадокс стоимости воды и алмазов………....19
 

Глава II. Предложение в рыночной системе……………………………….21

1. Содержание  товарного предложения………………………………………..21

2. Закон предложения…………………………………………………………....21

3. Факторы, влияющие  на предложение…………………………………….….24

4. Эластичность предложения…………………………………………………..26 

Глав  III. Взаимодействие спроса и предложения…………………………..28 

Заключение……………………………...………………………………………35

Список  литературы ……………………………………………………………38 
 
 
 
 
 

ВВЕДЕНИЕ

   Экономика является одной из древнейших наук. Она всегда привлекала внимание ученых и всех образованных людей. Объясняется  это тем, что изучение экономики  – это реализация объективной необходимости познания мотивов, действий людей в хозяйственной деятельности, законов хозяйствования во все времена – от Аристотеля, Ксенофонта до сегодняшних дней.

   В рыночной экономике продукты продаются  и покупаются. Товарное обращение  и соответственно рынок всегда представлены  парным отношением «продавец - покупатель», которое в превращенной форме, свойственной обращению, выражает внутренние связи и противоречия между производством и потреблением. Они проявляются в сфере обмена как противоречия между спросом и предложением.

      Особенность рыночного механизма в переходной экономике состоит в том, что  каждый его элемент теснейшим  образом связан с ценой, которая  служит основным инструментом, воздействующим на спрос и предложение. Показать как взаимодействие спроса и предложения способствует координации рыночных сил и выступает целью данной работы.

      Задачи, стоящие перед нами, сводятся к следующему: ознакомиться с сущностью экономических категорий и законами спроса и предложения; рассмотреть графические интерпретации  изменения объема и характера спроса и предложения в зависимости от цены и неценовых факторов; определить как спрос и предложение воздействует на равновесную цену; объяснить наклон кривых совокупного спроса и совокупного предложения; показать взаимосвязь совокупных спроса и предложения.

      Предметом курсовой работы выступает совокупность экономических отношений, возникающих между производителями и потребителями товаров и услуг в результате взаимодействия спроса и предложения.

      Работа  состоит из введения, трех разделов, первый из которых раскрывает спрос, второй -   предложение как экономические категории, а третий – взаимосвязь этих категорий как фактор развития рынка, заключения, где сформулированы основные теоретические и аналитические выводы, списка используемых источников. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава I. Спрос в механизме рынка.

     1.Спрос  и составные элементы  спроса. 

     Спрос - это платежеспособная потребность, сумма денег, которую покупатели могут и намерены заплатить за какие-то нужные им изделия и услуги. Спрос нельзя отождествлять с потребностью как таковой: если человек нуждается в каком-то благе, но у него нет денег, то он не обладает покупательским спросом, т.е. совокупная величина потребностей превышает платежеспособный спрос, и потребности не могут быть полностью удовлетворены. Таким образом, платежный спрос - это спрос на товары и услуги, подкрепленный денежными средствами покупателей. Он отражает обеспеченную деньгами часть потребностей населения в конкретных количествах товаров и объемах услуг определенного назначения.

     Спрос характеризуется количеством товаров  определенного вида, которые потребитель  хочет и в состоянии купить при определенной цене на них в  течение определенного периода  времени. Именно спрос определяет, что  покупать на рынке и в каком количестве.  Спрос - это важнейший ориентир для предложения. И наоборот, предложение на рынке выступает с такими товарами, которые пользуются спросом.

       Соотношение спроса и предложения,  в конечном счете, определяет  цены на рынке потребительских товаров, средств производства, ценных бумаг, рабочей силы и других товаров.

     Элементы  формирования спроса. На размеры и  структуру спроса влияют:

  • цена продукта или услуги,
  • доходы населения,
  • число покупателей,
  • наличие товара,
  • вкусы покупателей,
  • мода,
  • реклама,
  • цены на сопряженные товары,
  • система налогообложения,
  • возможность и условия кредита,
  • гарантийный и постгарантийный сервис,
  • сезонный фактор,
  • демографические факторы,
  • географические особенности,
  • национальные и исторические особенности,
  • профессиональная структура работающего населения,
  • имущественная дифференциация населения,
  • валютный курс,
  • меры по стимулированию спроса и др.

     Для стимулирования спроса можно использовать следующие меры: .

  • демонстрация товаров,
  • предложение о возврате денег, если товар не понравился,
  • удобство упаковки и доставка товара,
  • премии и конкурсы и др.
 
 

     2.Разновидности  спроса.

     Различают индивидуальный спрос, т.е. платежеспособные потребности отдельного покупателя в том или ином товаре, суммарный спрос индивидуальных покупателей и совокупный спрос, выраженный в деньгах, который формируется на национальном уровне. Он представляет собой реальный объем товаров, который готовы купить при определенном уровне цен все хозяйствующие субъекты.

     По  степени охвата товаров различают:

  • микроспрос, т.е. спрос на отдельные виды товаров,
  • макроспрос, т.е. спрос на более или менее крупные группы товаров.

     По  степени удовлетворения спроса выделяют:

  • реализованный спрос,
  • неудовлетворенный спрос, который определяется количеством денег, которые не могут быть обменены на товары в силу их отсутствия в продаже,
  • скрытый неудовлетворенный спрос, когда вместо желаемого товара, отсутствующего в продаже, приобретаются другие товары или его вид, худший по качеству.

     По  характеру спроса различают:

  • падающий спрос,
  • полноценный спрос,
  • растущий спрос,
  • чрезмерный спрос,
  • нерегулярный спрос,
  • нерациональный спрос.
 

     3. Закон спроса.

     Величиной спроса называется количество товара, которое покупатели готовы (т.е. хотят, могут) купить при данной цене в течение определенного периода: дня, недели и т.п.

     Величина  спроса находится в обратной зависимости  от цены: чем выше цена товара, тем  меньшее его количество люди готовы купить, и наоборот, чем ниже цена, тем большее количество товара люди готовы купить. Это соотношение называется законом спроса.

     Для того чтобы легче выявить зависимость  спроса от цены рассмотрим шкалу спроса, которая показывает, сколько  товаров  можно купить по различным ценам  за данный период. 
 
 

     Цена 1 кг яблок, руб.  Покупатели готовы купить

 

     2 25

     5 15

     8 9  

     10 6

     15 4

     20 2

 
 

     Закон спроса выражает следующую функциональную зависимость спроса (С) от цены (Ц):

     С=F(Ц),

     где F- показатель количественной зависимости. Чем выше цена товара, тем меньше спрос на него со стороны покупателей. Например, в нашей стране повышение цен на подписные издания в 1991-1998гг. привело к сокращению объема подписки. Действует и обратная зависимость: чем ниже цена, тем больше спрос. Математически это означает, что между величиной спроса и ценой существует обратно пропорциональная зависимость (однако не обязательно в виде гиперболической, представленной формулой y=а/x).

     Природа закона спроса по существу проста. Если у покупателя есть определенная сумма  денег на приобретение данного товара, то он сможет купить тем меньше товара, чем больше его цена, и наоборот. Конечно, реальная картина намного сложнее, так как покупатель может привлечь дополнительные средства, приобрети взамен данного товара иной, заменяющий его. Но в целом закон спроса отражает генеральную тенденцию свертывания объема закупок с ростом цен на товар в условиях, когда денежные возможности покупателя ограничены определенным пределом.

     Графически  закон спроса представлен в виде так называемых кривых спроса, отражающих в форме графика связь, функциональную зависимость между величиной спроса и ценой, то есть шкалу спроса.

     

 

     Кривые D-D' на графике показывают: при повышении цен платежеспособная потребность людей сокращается, и наоборот, когда цена снижается, спрос на продукты увеличивается.

     Кривые  спроса позволяют установить не только объем спроса, соответствующий данной цене на товар, но и выявить чувствительность величины спроса к изменению цены на товар.

     Смещение  кривых спроса происходит под влиянием изменений доходов людей. Когда  доход возрастает, спрос на большинство товаров увеличивается, и, наоборот, при уменьшении дохода спрос снижается. Эти товары экономисты называют нормальными. Но есть и товары-исключения, на которые с возрастанием дохода спрос падает, а с уменьшением - растет.

     Среди товаров низшей категории есть такте  удивительные товары, величина спроса на которые растет с увеличением  цены (т.е. кривая спроса является растущей). Спрос на многие товары в экономике  зависит от ситуации на рынке других товаров. Например, если цена на зеленый салат возрастет, а на капусту останется без изменения, потребители перейдут на салаты из свежей капусты и, соответственно, кривая спроса на нее сдвинется вправо. Такие салаты, как салат и капуста, называются заменителями. Есть и такие товары, на которые спрос растет одновременно, например, если снизится цена на лыжи, по всей вероятности, возрастет спрос на спортивную зимнюю одежду. Такие товары называют дополняющими.

     Итак, сдвиг кривой спроса может произойти  в результате:

  1. изменения вкусов потребителей;
  2. изменения вкусов потребителей;
  3. изменения ситуации (спроса, предложения, цены) на рынке заменителей или дополняющих товаров.

     Теоретически  вполне возможно существование товаров, не подчиняющихся закону спроса, величина спроса на которые возрастает при увеличении цены. Их называют товарами Гиффена. Предпринималось много попыток обнаружить такие товары. В реальной жизни нередки случаи, когда рост цен на товар увеличивает спрос на него, так как людям кажется, что рост цены отражает высокое качество товара. Но поскольку в данном случае проявилось действие не собственно цены, а других факторов, то подобные товары не принято считать товарами Гиффена. Здесь вновь сказывается условность предпосылок, заложенных в основу закона спроса.

Информация о работе Спрос и предложение