Спрос и предложение

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2010 в 10:34, курсовая работа

Описание

Задачи, стоящие перед нами, сводятся к следующему: ознакомиться с сущностью экономических категорий и законами спроса и предложения; рассмотреть графические интерпретации изменения объема и характера спроса и предложения в зависимости от цены и неценовых факторов; определить как спрос и предложение воздействует на равновесную цену; объяснить наклон кривых совокупного спроса и совокупного предложения; показать взаимосвязь совокупных спроса и предложения.

Предметом курсовой работы выступает совокупность экономических отношений, возникающих между производителями и потребителями товаров и услуг в результате взаимодействия спроса и предложения.

Работа состоит из введения, трех разделов, первый из которых раскрывает спрос, второй - предложение как экономические категории, а третий – взаимосвязь этих категорий как фактор развития рынка, заключения, где сформулированы основные теоретические и аналитические выводы, списка используемых источников.

Содержание

Введение……………………………………………………………………….. 3


Глава I. Спрос в механизме рынка ………………………………………....5


1.Сущность и составные элементы спроса…………………………………..5
2.Разновидности спроса…………………………………………………….....6
3.Закон спроса……………………………………………………………….....7
4.Факторы, воздействующие на спрос…………………………………........11
5.Эластичность спроса………………………………………………………..13
6.Предельная полезность и парадокс стоимости воды и алмазов………....19


Глава II. Предложение в рыночной системе……………………………….21

1. Содержание товарного предложения………………………………………..21

2. Закон предложения…………………………………………………………....21

3. Факторы, влияющие на предложение…………………………………….….24

4. Эластичность предложения…………………………………………………..26


Глав III. Взаимодействие спроса и предложения…………………………..28


Заключение……………………………...………………………………………35

Список литературы ……………………………………………………………38

Работа состоит из  1 файл

Спрос и предложение.doc

— 260.50 Кб (Скачать документ)

     Закон спроса и закон предложения не содержат конкретного инструмента, рецептов построения кривых спроса и предложения. Однако они играют огромную роль в раскрытии природы, толковании рыночных процессов и объяснения поведения продавцов и покупателей на рынке.

 
 
 
 

     4.Фактоы, воздействующие на спрос.

    Их  условно принято делить на ценовые  и неценовые.

Ценовые факторы, воздействующие на спрос.

Обратная  зависимость динамики спроса от уровня цен определяется тремя причинами: во-первых, снижение цен увеличивает число покупателей; во-вторых, снижение цен расширяет покупательскую способность потребителей; в-третьих, насыщение рынка приводит к снижению полезности дополнительной единицы продукта (закон убывающей предельной полезности). Поэтому покупатели готовы приобрести дополнительную единицу товара только по более низким ценам. Последнюю причину можно проиллюстрировать простым примером. Одно зимнее пальто в наших условиях необходимо,   два – хорошо. Баз третьего и четвертого можно обойтись. Покупать четыре зимнего пальто для зимнего сезона станет далеко не каждый. Потребители покупают дополнительную единицу товара только в том случае, если цена на этот товар снижается. Более низкая цена позволяет покупателям приобрести еще большее количество товара и дает возможность тем, кто раньше не мог позволить себе покупку, начать приобретать этот товар.

    Неценовые факторы, воздействующие на спрос.

    Действие  неценовых факторов приводит к изменению  в спросе и выражается смещением  кривой спроса вправо, если спрос растет, и влево, если он падает.

    1. Доходы населения (потребителей). Как правило, при росте доходов увеличивается спрос на более дорогие, качественные товары. Товары, спрос на которые на прямую связан с изменением дохода, называются товарами высшей категории, или нормальными товарами. Вместе с тем существуют товары, потребление которых с ростом дохода уменьшается. Эти товары называются товарами низшей категории (картофель, хлеб, ношеная одежда).
    2. Спрос и цены на сопряженные (взаимодополняемые и взаимозаменимые) товары. Взаимодополняемые товары дополняют друг друга или сопутствуют друг другу в процессе использования или потребления. В этом случае изменение спроса на один товар вызывает тоже изменение на другой. Так, если увеличивается спрос на велосипеды, то растет спрос на спортивную одежду. Взаимозаменяемые товары (товары-субституты) могут быть использованы для одних и тех же целей. Они удовлетворяют одну и ту же потребность (сок и фруктовый напиток, чай и кофе, масло растительное и животное). Когда цена на один товар-субститут повышается, то спрос на него снижается, одновременно повышается спрос на другой товар-субститут. Например, выросла цена на сливочное масло, спрос на него снижается, но одновременно растет спрос на масло растительного происхождения.
    3. Размер рынка. Как правило, чем в большем объеме предлагается товар, тем меньше его цена (сказывается конкуренция производителей) и, следовательно, тем больше спрос на него.
    4. Число покупателей. Чем больше на рынке потребителей, тем выше спрос, и, наоборот, уменьшение числа потребителей уменьшает спрос.
    5. Вкусы, предпочтения покупателей, национальные особенности. Учитывая национальные особенности надо исходить из того, что спрос не изменится или изменится не значительно, если возрастает цена на товар, являющийся предметом повседневного спроса у людей, живущих на данной территории. Таким товаром, например, является рис у китайцев и японцев, картофель – для русских.
    6. Ожидания. Потребительские ожидания связаны с изменением цен на товары или услуги или с изменением доходов. Ожидание высоких цен в будущем заставляет больше покупать товара сегодня. То же можно сказать относительно будущих доходов: если ожидается их рост, то люди не экономят, а больше тратят на текущие потребности, увеличивая спрос, и наоборот.

                                                                                                          

 

   5.Эластичность спроса.

         Мера реакции одной величины на изменение другой называется эластичностью.

       Эластичность  показывает, насколько процентов  измениться одна переменная экономическая величина при изменении другой на один процент. Примером может служить эластичность спроса по цене, или ценовая эластичность спроса, которая показывает на сколько изменится в процентном отношении величина спроса на товар при изменении его цены на один процент.

       Если  обозначить цену Р, а величину спроса Q, то показатель (коэффициент) ценовой эластичности спроса Ep равен:

 

 

где DQ - изменение величины спроса, %; DР - изменение цены, %; «Р» в индексе означает, что эластичность рассматривается по цене.

       Аналогично  можно определить показатель эластичности по доходам или какай-то другой экономической величине.

       Показатель  ценовой эластичности спроса для  всех товаров является отрицательной величиной. Действительно, если цена товара снижается - величина спроса растет, и наоборот. Однако для оценки эластичности часто используется абсолютная величина показателя (знак «минус» опускается).

       Например, снижение цены стирального порошка  на 5% вызвало увеличение спроса на него на 10%. Показатель эластичности будет равен:

 

  

 

       Если  абсолютная величина показателя ценовой  эластичности спроса больше 1, то мы имеем дело с относительно эластичным спросом. Иными словами, изменение цены в данном случае приведет к большему количественному изменению величины спроса.

       Если  абсолютная величина показателя ценовой  эластичности спроса меньше 1, то спрос относительно неэластичен. В этом случае изменение цены повлечет за собой меньшее изменение величины спроса.

       При коэффициенте эластичности, равном 1, говорят  о единичной эластичности. В этом случае изменение цены приводит к такому же количественному изменению величины спроса.

       Существует  два крайних случая. В первом возможно существование только одной цены, при которой товар будет приобретаться  покупателями. Любое изменение цены приведет либо к полному отказу от приобретения данного товара (если цена повысится), либо к неограниченному увеличению спроса (если цена снизится). При этом спрос является абсолютно эластичным, показатель эластичности бесконечен. Графически этот случай можно изобразить в виде прямой, параллельной горизонтальной оси.

       

 
 
 
 

Например, спрос на помидоры, продаваемые отдельным  торговцем на городском рынке, абсолютно эластичен. Однако рыночный спрос на помидоры не является эластичным.

        Другой крайний  случай представляет собой пример абсолютно неэластичного спроса: изменение цены не отражается на величине спроса. График абсолютно неэластичного спроса выглядит как прямая, перпендикулярная горизонтальной оси.

 
 
 
 
 

Примером  может служить спрос на отдельные  виды лекарств, без которых больной не может обойтись, и т.п.

       Таким образом, абсолютная величина показателя ценовой эластичности спроса может  изменяться от нуля до бесконечности:

       1< |Eр| £ ¥ - спрос эластичен;

       0£ |Eр| < 0 - спрос неэластичен;

         |Eр| = 1 - спрос с единичной эластичностью.

 

       Как измерить эластичность спроса по цене? Для этого необходимо подсчитать процентное изменение величины спроса, процентное изменение цены и соотнести их:

 

       Из  этой формулы видно, что показатель эластичности зависит не только от соотношения приростов цены и объема, или от наклона кривой спроса, но и от их фактических значений. Даже если наклон кривой спроса является постоянным, показатель эластичности будет различным для разных точек на этой кривой.

       Существует  еще одно обстоятельство, которое следует учитывать при определении эластичности. Какой объем продукции и какой уровень цены следует использовать при расчете? Существовавший до изменения или полученный после него?

       На  участках эластичного спроса снижение цены и рост объема продаж приводят к увеличению общей выручки от реализации продукции фирмы, на участке неэластичного спроса - к уменьшению выручки. Поэтому каждая фирма будет стремиться избегать того участка спроса на свою продукции, где коэффициент эластичности меньше единицы.

       Важным  моментом, оказывающем воздействие  на эластичность спроса, является наличие товаров-заменителей. Чем больше на рынке продуктов, призванных удовлетворить одну и ту же потребность, тем больше возможностей для покупателя отказаться от приобретения данного конкретного продукта в случае повышения его цены, тем выше эластичность спроса на данный товар.

       Например, спрос на хлеб относительно неэластичен. В то же время спрос на отдельные  сорта хлеба является относительно эластичным, так как с повышением цены, к примеру, на бородинский хлеб покупатель может перейти на другой сорт ржаного хлеба и т.п. Спрос на сигареты, лекарства, мыло и другие подобные продукты относительно неэластичен. Однако если рассматривать эластичность по отношению к отдельным видам сигарет, сортам мыла и т.п., то она будет выше.

       Та  же закономерность применима к изделиям, выпускаемым отдельной фирмой. Если на рынке присутствует значительное число конкурентов, выпускающих аналогичную или близкую по назначению продукцию, то спрос на продукцию этой фирмы будет относительно эластичен. В условиях совершенной конкуренции, когда много продавцов предлагают одинаковую продукцию, спрос на товар каждой фирмы будет абсолютно эластичным.

       Другим  важным обстоятельством, влияющем на ценовую эластичность, является фактор времени. В краткосрочном периоде спрос имеет тенденцию быть менее эластичным, чем в долгосрочном. Например, спрос на бензин со стороны индивидуальных владельцев автомобилей относительно неэластичен, и повышение цены, особенно в летний сезон, вряд ли сократит спрос. Однако можно предположить, что осенью значительная часть автовладельцев поставит свои машины в гараж, спрос на бензин сократится, сократится и объем продаж. А к следующему лету часть из них начнет пользоваться пригородными электричками. Несмотря на то, что спрос на бензин относительно неэластичен в обоих случаях,  в долгосрочном периоде эластичность выше.

       Такая тенденция изменения эластичности во времени объясняется тем, что  с течением времени каждый потребитель  имеет возможность изменить свою потребительскую корзину, найти товар-заменитель.

       Различия  в эластичности спроса объясняется  также значимостью того или иного  товара для потребителя. Спрос на предметы первой необходимости неэластичен; спрос на товары, не играющие важной роли в жизни потребителя, обычно эластичен. Действительно, при повышении цен мы можем отказаться от дополнительной пары обуви, драгоценностей, мехов, но вряд ли сократим покупки хлеба, мяса и молока. Как правило, спрос на продукты питания неэластичен, и сейчас, при снижающемся уровне жизни населения, на их приобретение тратится все большая часть доходов средней российской семьи.

       Понятие перекрестной эластичности спроса используется для определения степени влияния на величину спроса на данный товар изменения цены другого товара. Коэффициент перекрестной эластичности - это отношение процентного изменения спроса на товар А к процентному изменению цены товара Б:

 

       

где «с»  в индексе означает перекрестную эластичность (англ. cross). Значение коэффициента от того, какие товары рассматриваются - взаимозаменяемые или взаимодополняемые.

       Если  товары являются взаимозаменяемыми, коэффициент  перекрестной эластичности будет положительным. Так, подорожание сливочного масла  вызовет увеличение спроса на маргарин, снижение цены на бородинский хлеб приведет к сокращению спроса на другие сорта черного хлеба. Если товары являются взаимодополняемыми, как, например, бензин и автомобили, фотоаппараты и фотопленка, величина спроса будет изменяться в направлении, противоположном изменению цен, а коэффициент эластичности будет отрицательным.

       Измерив перекрестную эластичность, можно определить, являются ли выбранные товары взаимодополняемыми или взаимозаменяемыми и соответственно, как изменение цены на какой-то один вид продукции, производимой фирмой, может отразиться на спросе на другие виды продукции той же фирмы. Такие расчеты помогут оценить решения по изменению цен на выпускаемую продукцию.

       Для оценки эластичности спроса может быть выбрана не только цена, но и другие экономические переменные. Эластичность спроса по доходу измеряется как отношение изменения спроса на товар к изменению доходов потребителей. Измерив, эластичность по доходу, можно определить, относится ли данный товар к категории нормальных (когда рост доходов приводит к росту спроса) или низших (когда реакция обратная).

Информация о работе Спрос и предложение