Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2010 в 10:34, курсовая работа
Задачи, стоящие перед нами, сводятся к следующему: ознакомиться с сущностью экономических категорий и законами спроса и предложения; рассмотреть графические интерпретации изменения объема и характера спроса и предложения в зависимости от цены и неценовых факторов; определить как спрос и предложение воздействует на равновесную цену; объяснить наклон кривых совокупного спроса и совокупного предложения; показать взаимосвязь совокупных спроса и предложения.
Предметом курсовой работы выступает совокупность экономических отношений, возникающих между производителями и потребителями товаров и услуг в результате взаимодействия спроса и предложения.
Работа состоит из введения, трех разделов, первый из которых раскрывает спрос, второй - предложение как экономические категории, а третий – взаимосвязь этих категорий как фактор развития рынка, заключения, где сформулированы основные теоретические и аналитические выводы, списка используемых источников.
Введение……………………………………………………………………….. 3
Глава I. Спрос в механизме рынка ………………………………………....5
1.Сущность и составные элементы спроса…………………………………..5
2.Разновидности спроса…………………………………………………….....6
3.Закон спроса……………………………………………………………….....7
4.Факторы, воздействующие на спрос…………………………………........11
5.Эластичность спроса………………………………………………………..13
6.Предельная полезность и парадокс стоимости воды и алмазов………....19
Глава II. Предложение в рыночной системе……………………………….21
1. Содержание товарного предложения………………………………………..21
2. Закон предложения…………………………………………………………....21
3. Факторы, влияющие на предложение…………………………………….….24
4. Эластичность предложения…………………………………………………..26
Глав III. Взаимодействие спроса и предложения…………………………..28
Заключение……………………………...………………………………………35
Список литературы ……………………………………………………………38
Основная
масса потребительских товаров
относится к категории
6. Предельная полезность и парадокс стоимости воды и алмазов.
В XIX в. Многие экономисты были обескуражены следующей проблемой: почему цена воды, столь необходимой для жизни человека, настолько ниже цены алмазов, имеющих чисто декоративную функцию? Один простой ответ состоит в том, что алмазы редки, а вода имеется в изобилии. Но такой ответ не может быть исчерпывающим, поскольку все же совокупная полезность, получаемая потребителями от использования воды (без нее они умирают), выше, чем использование алмазов. Эта проблема решается в рамках концепции предельной полезности.
Потребители продолжают покупать товар до тех пор, пока отношение его предельной полезности к цене равна этому отношению для других благ. В пределе последний галлон воды, который мы выпиваем или используем, чтобы принять душ, дает очень малое приращение полезности, тогда как в пределе последний алмаз, который некто покупает, как правило, делает его очень счастливым. Так что неудивительно, что люди в общем готовы платить больше за дополнительные алмазы, чем за дополнительную воду.
Но как же это решает проблему? Суть состоит в том, что совокупная полезность, получаемая индивидуумом от всей используемой им воды, может быть очень велика и почти наверняка больше, чем совокупная полезность алмазов. Но еще один (следующий) галлон воды дает гораздо меньше полезности большенству людей, чем еще один карат алмазов, и именно предельная, а не совокупная полезность имеет отношение к той цене, которую люди готовы платить за блага. Совокупная полезность в основе своей не имеет отношения к рыночному поведению.
Чтобы как-то иначе представить суть проблемы, вообразите, что некто, имевший алмаз в один карат, умирал от жажды и ему была предоставлена возможность купить галлон воды за алмаз. Можете быть уверены, что он с упоением совершил бы эту сделку, потому что в этих условиях предельная полезность воды была бы намного выше предельной полезности алмаза.
Глава II. Предложение в рыночной системе.
1.Содержание товарного предложения.
Предложение- это совокупность товаров, находящихся на рынке или способных быть доставленными туда, это сумма товаров, которые продавцы готовы продать при разной динамике рыночной цены. Другими словами, предложение представляет собой рыночные фонды, то есть ту совокупность товаров, которая поступает для окончательной реализации.
Предложение предопределяется производством, но не тождественно ему. Равенство спроса и предложения не всегда означает равенство производства и потребности.
Предложение характеризует возможность и желание продавца (производителя) предлагать свои товары для продажи на рынке по определенным ценам. Такое определение обрисовывает предложение и отражает его сущность с качественной стороны. В количественном плане предложение характеризуется его величиной, объемом.
Объем, величина предложения - это количество продукта, которое продавец желает, может и способен в соответствии с наличием или производственными возможностями предложить для продажи на рынке в течение некоторого периода времени по определенным ценам.
Как и объем спроса, величина предложения зависит не только от цены, но и от ряда неценовых факторов, включая производственные возможности, состояние технологии, ресурсное обеспечение, уровень цен на другие товары, инфляционные ожидания.
2.Закон предложения.
Если для покупателей цена определяет величину спроса на товар или услугу, то для производителей она определяет величину предложения. Величиной предложения называется количество товара, которое будет предложено для продажи при данной цене в данный период.
Закон предложения состоит в следующем: чем выше цена, тем больше величина предложения; чем ниже цена, тем меньше величина предложения. Почему действует закон предложения? Во-первых, потому, что по возросшей цене производители захотят дать больше изделий, чем раньше. Во-вторых, действует «эффект нового продавца». Дело в том, что всякого рода производство чего-то стоит производителю, требует от него определенных издержек и затрат. Они имеют различную природу. С одной стороны, для того, чтобы изготовить некоторое количество товаров, производитель должен приобрести и затратить факторы производства: землю, труд и капитал. Это так называемые издержки производства.
Рост величины предложения товара при увеличении его цены обусловлен в общем случае тем обстоятельством, что при неизменных издержках производства единицы товара с увеличением цены растет прибыль и производителю (продавцу) становится выгодным продать побольше такого товара. Реальная картина на рынке сложнее этой простой схемы, но выраженная в ней тенденция обычно имеет место. По мере увеличения цены количество предлагаемых для продажи товаров будет возрастать. Это иллюстрируется на условном примере в шкале предложения.
Шкала предложения показывает, сколько товаров продавцы готовы продать по разным ценам. Приводимые цифры раскрывают зависимость предложения от цены.
Цена 1 продукта продавцы готовы продать
20 25
15 15
13 9
8 4
5 2
Графически закон предложения может быть отображен кривой предложения, отображающей в форме графика связь, функциональную зависимость между величиной предложения и ценой. Кривые предложения принято обозначать буквой S, представляющей первую букву английского слова «supply»- предложение.
Из данного графика видно, что при увеличении цены на товар, предложение будет увеличиваться.
По аналогии со спросом следует различать величину предложения, характеризующую изменение объема предложения в зависимости от цены при перемещении по кривой предложения, и предложение в целом, характеризуемое формой и положением всей кривой предложения.
3.Факторы, воздействующие на предложение.
Если факторы, определяющие объем предложения, считать неизменными, то все изменения предложения будут происходить вдоль кривой предложения. Изменение величины предложения - это изменение количества товара, которое производители могут продать, происходящее в результате изменения цены. Если цена товара остается прежней, а меняются неценовые факторы, например технология, ведущая к сокращению издержек производства, происходит увеличение предложения и кривая сдвигается вправо. Подорожание сырья, материалов и энергии уменьшает возможность производства, и кривая смещается влево. В случае смещения каждая новая кривая отражает качественно новую ситуацию. Рассмотрим воздействие на предложение изменения каждого фактора.
1. Цены на ресурсы. Как отмечалось выше при объяснении закона предложения, существует самая тесная связь между издержками производства и предложением. Кривая предложения фирмы основывается на издержках производства; за дополнительные единицы продукта фирма должна установить более высокие цены, поскольку производство этих дополнительных единиц требует больших издержек. Отсюда следует, что снижение ресурсных цен снизит издержки производства и увеличит предложение, то есть переместит кривую предложения вправо. Пример: если цены на семена и удобрения снижаются, можно ожидать увеличения предложения кукурузы. И наоборот, повышение цен на ресурсы увеличит издержки производства и сократит предложение, то есть сместит кривую предложения влево. Пример: повышение цен на железную руду и кокс увеличивает издержки производства стали и ведет к сокращению ее предложения.
2. Технология. Совершенствование технологии означает, что открытие новых знаний позволяет более эффективно произвести единицу продукции, то есть с меньшей затратой ресурсов. При данных ценах на ресурсы снизятся производственные издержки и увеличится предложение. Пример: недавние мощные прорывы в области сверхпроводимости открывают перспективы для передачи электрической энергии почти или вовсе без потерь. В настоящее время при передаче электрической энергии по медным проводам потери ее составляют около 30%. Каково возможное следствие указанного открытия? Существенное снижение издержек производства и увеличение предложения целого ряда продуктов, при изготовлении которых затрачивается большое количество электроэнергии.
3. Налоги и дотации. Предприятия рассматривают большинство налогов как издержки производства. Поэтому повышение налогов, скажем, на продажи или на собственность увеличивает издержки производства и сокращает предложение. Напротив, дотации считаются "налогом наоборот". Когда государство субсидирует производство какого-либо товара, оно фактически снижает издержки и увеличивает его предложение.
4. Цены на другие товары. Изменения цен на другие товары также способны сместить кривую предложения продукта. Снижение цены на пшеницу может побудить фермера выращивать и предлагать к продаже больше кукурузы по каждой из возможных цен. И напротив, повышение цены на пшеницу может заставить фермеров сократить производство и предложение кукурузы. Фирма, выпускающая спортивные товары, может сократить предложение баскетбольных мячей, когда повышается цена на футбольные.
5. Ожидания. Ожидания изменений цены продукта в будущем также могут повлиять на желание производителя поставлять продукт на рынок в настоящее время. Однако трудно делать выводы о том, как скажутся ожидания, допустим, более высоких цен на нынешнюю кривую предложения продукта. Например, фермеры могут задержать вывоз кукурузы текущего урожая на рынок, ожидая повышения цены на нее в будущем. Это вызовет сокращение текущего предложения. Равным образом ожидание существенного повышения в ближайшем будущем цен на продукцию обрабатывающей промышленности может сократить текущее предложение этой продукции. С другой стороны, во многих отраслях обрабатывающей промышленности ожидание повышения цен способно побудить фирмы увеличить производственные мощности и тем самым вызвать увеличение предложения.
6. Число продавцов. При данном объеме производства каждой фирмы чем больше число поставщиков, тем больше рыночное предложение. По мере вступления в отрасль большего количества фирм кривая предложения станет смещаться вправо. Чем меньше в отрасли количество фирм, тем меньше оказывается рыночное предложение. Это означает что по мере выхода фирм из отрасли кривая предложения будет смещаться влево.
4. Эластичность предложения.
Предложение тоже может быть эластичным и неэластичным. Степень изменения объема предложения в ответ на увеличение цены характеризует эластичность предложения. Под эластичностью предложения понимается степень его изменения в зависимости от динамики цен. Мерой этого изменения является коэффициент эластичности предложения (Кп):
Кп= объем предложения (в%)/ рост цен (в%)
Эластичным предложение становится, когда его величина изменяется на больший процент, чем цена. Как показывает опыт западных стран, коэффициент эластичности предложения- при условии равновесия цен и за длительный период - имеет тенденцию к возрастанию (т.е. рост цен на определенную величину в несколько большей степени вызывает увеличение производства).
Неэластичным предложение бывает, если оно не изменяется при повышении или снижении цен. Это характерно для многих товаров в краткосрочном периоде. Например, низка эластичность для скоропортящихся продуктов, которые не возможно хранить в больших количествах. К тому же предложение более инертно (по сравнению со спросом). Ведь довольно трудно переключать производство на выпуск новых изделий, перераспределять в связи с этим ресурсы для изменения количества выпускаемых товаров. Стало быть, знание динамики коэффициента эластичности предложения полезно для прогнозирования объема производства в зависимости от изменения цены.