Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Мая 2012 в 19:21, курсовая работа
Целью работы является провести анализ экономического положения Китая и определить во второй главе изменение соотношения экономических потенциалов этой страны и России за определённый период времени. В связи с этим сформулированы следующие задачи, выполнение которых обеспечивает вышеуказанную цель: – исследовать современное состояние экономики страны; – выделить основные факторы экономического роста; – определить место Китая в мировой экономике; – провести сравнительный экономико-статистический анализ России и Китая;
ВВЕДЕНИЕ
1 ХАРАКТЕРИСТИКА ЭКОНОМИЧЕСКОГО ПОЛОЖЕНИЯ КИТАЯ
1.1 Особенности экономического развития Китая………………………... .....6
1.2 Этапы экономического развития Китая ………………………………….9
1.3 Основные проблемы экономического развития Китая………………...17
1.4 Внешнеэкономические связи Китая……………………………………..20
2 СРАВНИТЕЛЬНЫЙ ЭКОНОМИКО–СТАТИСТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ КИТАЯ И РОССИИ
2.1 Сравнительный экономико-статистический анализ……………………..43
2.2 Внешнеэкономическое сотрудничество России и Китая………………..61
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
1 ХАРАКТЕРИСТИКА ЭКОНОМИЧЕСКОГО ПОЛОЖЕНИЯ КИТАЯ
1.1 Особенности экономического развития Китая………………………... .....6
1.2 Этапы экономического развития Китая ………………………………….9
1.3 Основные проблемы экономического развития Китая………………...17
1.4 Внешнеэкономические связи Китая……………………………………..20
2 СРАВНИТЕЛЬНЫЙ ЭКОНОМИКО–СТАТИСТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ КИТАЯ И РОССИИ
2.1 Сравнительный экономико-статистический анализ……………………..43
2.2 Внешнеэкономическое сотрудничество России и Китая………………..61
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
ВВЕДЕНИЕ
Особенности современного мирового развития связаны с процессами, происходящими в развивающихся странах, которые составляют большинство государств мира. Центром экономического роста в мировом хозяйстве стала Восточная Азия. На 2010 год экономика Китая занимает 2 место в мире по величине номинального ВВП, обогнав Японию [18]. Китайская Народная Республика – одна из крупнейших стран мира. Внушительные успехи, достигнутые в Китае за период проведения хозяйственных реформ (с конца 70-х гг.), привлекают внимание всего мира. Со дня образования КНР ее положение в мировом хозяйстве кардинально изменилось. Она превратилась из отсталой страны в промышленно-аграрную, поставившую цель достичь в первой половине XXI века высокого уровня развития и стать одной из ведущих держав мира [10]. Актуальность темы заключается в том, что процессы, происходящие в экономике Китая, на протяжении нескольких последних десятилетий привлекают к себе внимание специалистов и широкой мировой общественности. «Мы внимательно следим за экономическим развитием вашей страны и восхищаемся вашими успехами», – заявил в ходе своего визита в Китай Владимир Путин, обращаясь к председателю КНР Ху Цзиньтао. И это действительно так. Достижения, демонстрируемые китайским народом в переустройстве страны, не могут никого оставить равнодушными [15]. Китаю удалось не только избежать спада, являющегося едва ли не общей закономерностью начального этапа реформ в постсоциалистических странах, но и обеспечить высокий динамизм экономического развития, стабильное улучшение показателей уровня жизни населения. Объект исследования – экономика Китая. Предмет исследования – макро - и микроэкономические показатели развития страны. Целью работы является провести анализ экономического положения Китая и определить во второй главе изменение соотношения экономических потенциалов этой страны и России за определённый период времени. В связи с этим сформулированы следующие задачи, выполнение которых обеспечивает вышеуказанную цель: – исследовать современное состояние экономики страны; – выделить основные факторы экономического роста; – определить место Китая в мировой экономике; – провести сравнительный экономико-статистический анализ России и Китая; В работе произведен анализ ряда источников российских и зарубежных авторов, сделаны необходимые выводы и обобщения. Использованы статистические материалы, атласы. При написании курсовой работы были использованы следующие методы научного исследования: сравнительный метод и анализ научной и специальной литературы. Работа состоит введения, двух глав и заключения. Во введении обоснована актуальность работы, объект и предмет исследования. Выделена цель и сформулированы задачи. Проведен анализ литературы и методов исследования. В первой главе «Характеристика экономического положения Китая» рассматриваются особенности и этапы развития страны, анализируются основные проблемы экономического развития. Проводится анализ внешнеэкономических связей Китая. Во второй главе «Сравнительный экономико-статистический анализ Китая и России» дается подсчет и оценка различных сфер деятельности страны в сравнении с Россией. Представлена характеристика внешнеэкономического сотрудничества между странами. В заключении даны выводы по всем главам и параграфам работы. В библиографическом списке двадцать одно наименование.
1 ХАРАКТЕРИСТИКА ЭКОНОМИЧЕСКОГО ПОЛОЖЕНИЯ КИТАЯ
1.1 Особенности экономического развития страны ХХ век изменил облик Китая. Отсталая сельскохозяйственная, голодающая, раздробленная страна, неспособная осуществлять независимую внешнюю политику, превратилась в мощную в экономическом и военном отношении централизованную державу, играющую все более заметную роль на мировой арене. На протяжении всего истекшего века главное содержание понятия развитие в КНР определялось однозначно обретение национальной мощи. Стремление преодолеть былое национальное унижение и вырвать абсолютное большинство населения из тисков крайней бедности на протяжении десятилетий искусственно усиливалось властями с помощью кампаний национальной консолидации перед лицом якобы грозящей внешней опасности. Экономическое развитие КНР осуществлялось в рамках стратегии «опоры на собственные силы» и сопровождалось быстрым расширением внешнеэкономических связей. На сегодняшний день Китай занимает первое место в мире по экспортной деятельности [10]. В современной трактовке концепция развития страны подразумевает активное использование передовой зарубежной технологии, опыта управления, финансовых средств в целях укрепления экономического потенциала и повышения технического уровня национального хозяйства [10]. Происшедшие изменения в социальной структуре китайского хозяйства, включение в состав КНР Сянгана и Макао привели к образованию неоднородного хозяйственного механизма, включающего различные формы собственности и разнородные производительные силы. Своеобразна размерная структура промышленных предприятий. Быстрое развитие получили малые и средние предприятия, которые выпускают около половины промышленной продукции, обеспечивают 40 % прибыли. Ведущее место в воспроизводственном процессе занимает государственный сектор, на долю которого приходится 40 % ВВП. Он сократился. Наиболее низка его доля в легкой и пищевой промышленности. До конца 90-х годов государство занимало почти монопольное положение в сфере связи, банковском деле. Определенная доля государственных предприятий функционирует на основе плановых поставок. Значительное место занимает коллективный сектор. Его доля поднялась до 39 %, еще выше его доля в занятости. Индивидуальные и совместные предприятия (частный сектор) обеспечивают 19 % производства. Наиболее значима доля частного сектора в сфере услуг – 37 %. Формирующийся негосударственный сектор не замещает, а в основном дополняет существующие государственные предприятия, оказывая на них стимулирующее конкурентное давление на рынке [10]. Так же одной из особенностей экономического развития страны является постепенный характер китайских реформ, а так же их умелое идеологическое обеспечение. Преобразования экономики в КНР никогда не велись методами «шоковой терапии» [10]. Например, на данный момент произошли изменения в трудовом законодательстве: сняты ограничения на рост заработной платы, на работу по совместительству, одновременно расширились права предпринимателей по набору рабочей силы, по применению штрафных санкций. Осуществляются комплексные мероприятия в сфере социального обеспечения. Их целью является создание слаженного механизма социальной защищенности различных социальных групп с тем, чтобы смягчить негативные последствия реформ и процессы социальной дифференциации [10]. Изменения в институциональной структуре экономики, механизме ценообразования, системе внешнеэкономического регулирования происходят эволюционным путем и растягиваются на достаточно длительные временные интервалы. Формы хозяйственной организации, свойственные развитым рыночным экономикам, берутся за образец, но ставка делается не на форсированное насаждение этих форм в принципиально иную экономическую среду, а на их постепенное вызревание из самой ткани реформирующейся экономики. Новые методы хозяйствования обычно отрабатываются в экспериментальном порядке – в пределах отдельных регионов, отраслей или даже группы предприятий. Широко используются различного рода переходные формы. Допускается возможность возвратных движений, например, в случаях, когда применение той или иной хозяйственной инновации очевидным образом ухудшает макроэкономическую ситуацию или же усиливает социальную напряженность. Все это, однако, отнюдь не свидетельствует, что китайские реформы носят более «мягкий» характер, чем, скажем, реформы в России. Напротив, в случае необходимости китайское руководство действует достаточно жестко. Об этом свидетельствует, в частности, практика «урегулирований» экономики – так в Китае обычно называют антиинфляционную стабилизационную политику. В периоды «урегулирований» правительство решительно ужесточает бюджетную и денежную политику, ограничивает масштабы потребительского и инвестиционного спроса, вводит ограничения во внешнеэкономической сфере. Вследствие этого всплески инфляции в Китае в 80 – 90-е гг., хотя и происходили регулярно, но были относительно непродолжительными, темпы роста цен в годовом исчислении не выходили за рамки 15 – 20 % [13]. Таким образом, на современной этапе, характерной чертой экономического развития Китая является тесная взаимосвязь внутренних экономических реформ и мер по активизации внешнеэкономических связей, привлечения иностранного капитала и увеличения экспорта. Происходит постепенное сокращение государственного сектора в экономике.
1.2 Этапы экономического развития страны В хозяйственном развитии КНР выделяются несколько периодов, характеризующихся разными режимами воспроизводства. Первый период (50–70-е_гг.) характеризовался политикой индустриализации на основе централизованного планирования, второй период (80 – 90-е гг.) – развитием индустриализации на основе рыночных отношений и преобразования методов регулирования и производственной деятельности государства. Теперь рассмотрим данные периоды более подробно [10]. В 1949 г. к власти в Китае приходят коммунисты во главе с Мао Цзэдуном. К моменту провозглашения республики в 1949 г. Китай был отсталой аграрной страной. В основном на всей его территории господствовали феодальные отношения, и лишь на побережье сформировались «анклавы» капитализма [8]. После провозглашения КНР велось восстановление хозяйства. Реконструировались и отстраивались заново разрушенные предприятия. В годы первой пятилетки (1952–1957 гг.) проводилась индустриализация страны [8]. Индустриализация проводилась на основе государственной собственности и централизованного распределения производственных средств. Были национализированы предприятия, принадлежащие иностранному капиталу и компрадорской буржуазии, проведены аграрные реформы. В то время возникли новые отрасли промышленности, в создании которых оказал помощь Советский Союз [10]. На карте страны появились такие индустриальные гиганты, как Аньшаньский металлургический завод, Лоянский тракторный завод, Уханьский завод тяжелого машиностроения и др. Предпочтение в размещении новых капиталовложений в промышленность отдавалось внутренним районам страны. Шло кооперирование сельского хозяйства, однако вследствие ограниченных капиталовложений уровень сельскохозяйственного производства, производительность труда крестьян росли значительно медленнее [8]. В конце 50-х годов в руководстве компартии и государства возобладали взгляды о возможности в короткий срок догнать по объему производства ведущие западные страны – теория «большого скачка», под лозунгом: «В экономическом развитии 1 день должен равняться 20 годам» [10]. Также была создана теории коммун. Весной – летом 1958 г. по всей стране стали создаваться коммуны. Первоначально коммуна представляла собой очень большое сельскохозяйственное предприятие – до 5 тыс. хозяйств (а иногда и до 20 тыс.). Постепенно коммуна взяла на себя все экономические функции, а также организацию культуры, образования, здравоохранения, поддержания общественного порядка. Был взят курс на децентрализацию управления экономикой. В июне 1958 г. страна была разделена на «7 кооперативных районов»: Северо-Восточный, Северный, Восточный, Южный, Центральный, Юго-Западный и Северо-Западный. Каждый регион в кратчайшие сроки должен был создать крупную промышленность. Было принято решение, что 80 % регулирования экономики будет осуществляться на местном уровне. По всей стране началась массовая кампания ускоренной индустриализации. Рыночные отношения были полностью разрушены. Весной 1958 г. началось укрупнение кооперативов. Коммуны осуществляли все виды аграрной деятельности, а также промышленное производство, торговлю, образование и военное дело. Кампания «большого скачка» привела к разбалансировке хозяйственного механизма страны. Уже в 1960 г. страна столкнулась с жестоким кризисом и голодом. Мощные экономические диспропорции привели к падению производства. Если в 1960 г. ВВП страны составил 145,70 млрд. юаней, то в 1962 г. – 114,93 млрд. юаней. «Большой скачок» породил серьезные проблемы. Во-первых, это диспропорция между накоплением и потреблением; во-вторых, диспропорция между промышленностью и сельским хозяйством; в-третьих, диспропорции внутри индустриального сектора; в–четвертых, дисбаланс между доходами и расходами. Уровень жизни населения резко упал. Потребление снизилось. Резко обострился товарный дефицит [21]. В результате вплоть до 1966 г. Китай был вынужден заняться «упорядочением экономики». Программа «упорядочения» экономики сводилась к следующим положениям: 1)стимулирование сельскохозяйственного производства и легкой промышленности; 2)сокращение объема капиталовложений до оптимального уровня; 3)сокращение городского населения; 4)модернизация техники; 5)регулирование рынка и восстановление его жизнедеятельности;
| 1952–1957
| 1958–1965
|
Население | 2,4 | 1,5 |
ВВП | 9,2 | 3,8 |
Сырьевые отрасли | 3,8 | 0,4 |
Промышленность и строительство | 19,7 | 8,1 |
Сельское хозяйство | 4,5 | 1,2 |
Услуги | 9,6 | 3,7 |
ВВП на душу населения | 6,2 | 3,0 |
Экспорт | 15,0 | 1,8 |
Источник: World economy and China. Compiled by editorial department of the journal World economy and China. 1999. Проанализировав таблицу мы видим, что в за годы первой пятилетки промышленное производство возрастало ежегодно на 19.7 %, а сельское хозяйство – на 4,5 % в год. А в годы второй пятилетки все показатели были снижены: произошло резкое сокращение населения, уровня жизни. ВВП на душу население сократилось практически в 2 раза. Второй период экономического развития КНР характеризуется переходом от централизованно планируемой экономики к рыночным отношениям [10]. В конце 70-х годов Китай оказался перед острой необходимостью реформирования экономики. Отказавшись от приоритетов идеологических доктрин после смерти Мао Цзэдуна, руководство страны пришло к осознанию невозможности дальнейшего развития в условиях сохранения административно–командной, тоталитарной системы. Для того чтобы перейти к реализации экономических законов, нужно было демонтировать командную экономику [8].
III пленум ЦК КПК одиннадцатого созыва, состоявшийся в декабре 1978 г., принял решение о переносе центра тяжести в работе партии и правительства на решение экономических проблем и провозгласил задачу модернизации экономики страны. Этот пленум рассматривается в КНР как «великий переломный момент», с которого началось становление страны на правильный, отвечающий условиям Китая путь экономического развития. Хотя сроки выполнения программы модернизации, конкретные пути осуществления экономической реформы неоднократно пересматривались, основные цели остаются неизменными и заключаются в том, чтобы превратить Китай в богатое, демократическое социалистическое государство с душевым доходом населения на уровне среднеразвитых стран мира. Достижение поставленных целей связывается с построением «социалистической рыночной экономики», сочетающей использование двух хозяйственных систем: планово-распределительной и рыночной, постепенное внедрение элементов рынка и сокращение централизованного распределения, уменьшение доли госсектора при увеличении доли других форм собственности, сосуществование регулируемых государственных и свободных рыночных цен. Преобразование хозяйственного механизма рассматривается в Китае в качестве чрезвычайно сложной, масштабной задачи, требующей системного подхода и длительного периода времени, что, в частности, отмечалось в докладе Цзян Цзэмина на XV съезде КПК в сентябре 1997 г. По мнению китайского руководства, система социалистической рыночной экономики в полном объеме может быть создана в течение 20–30 лет путем преодоления множества трудностей и проблем [10]. В конце 70-х годов XX в. реформы осуществлялись под лозунгом «плановая экономика – главное, рыночное регулирование – вспомогательное», когда основное внимание уделялось совершенствованию планового управления народным хозяйством с допущением договорных цен, развитием индивидуального сектора, появлением жестко контролируемых совместных предприятий, предоставлением госпредприятиям права сбывать сверхплановую продукцию, введением семейного подряда. В период 1984–1990 гг. официальной моделью преобразований было провозглашено создание системы социалистического товарного хозяйства. В программных документах КПК было заявлено о недопустимости противопоставлений планового хозяйства товарному и необходимости развития последнего как наиболее эффективного инструмента развития экономики. Центральная роль отводилась реформе системы ценообразования – постепенное сокращение номенклатуры товаров, цены на которые централизованно устанавливаются государством, переход к свободному регулированию цен на потребительские товары. Таким образом, реформа хозяйственного механизма вплоть до начала 90-х годов была направлена на расширение хозяйственной самостоятельности государственных предприятий, которые получили права реализации внеплановой продукции (затем и плановой), изменения цен, выбора поставщиков и потребителей. Все крупные и средние государственные предприятия были переведены на подрядную форму хозяйственной ответственности, которая предусматривала заключение договора с вышестоящей организацией на определенный объем производства и сумму отчислений в государственный бюджет. Важной составляющей экономического реформирования была передача отдельных правомочий собственности от высшего к низшему административному звену и хозяйственным субъектам. В начале 90-х годов начался следующий преобразований социально–экономической структуры хозяйства – период «углубления реформ», включающий широкое внедрение в хозяйство товарно-денежных отношений, постепенную демократизацию общественной жизни, но без посягательства как на приоритет общественной собственности, так и на решающую политическую и экономическую роль государства и коммунистической партии. Эти черты определили понятие «социализм с китайской спецификой» [10].
Информация о работе Сравнительный экономико-статистический анализ Китая и России