Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Мая 2012 в 19:21, курсовая работа
Целью работы является провести анализ экономического положения Китая и определить во второй главе изменение соотношения экономических потенциалов этой страны и России за определённый период времени. В связи с этим сформулированы следующие задачи, выполнение которых обеспечивает вышеуказанную цель: – исследовать современное состояние экономики страны; – выделить основные факторы экономического роста; – определить место Китая в мировой экономике; – провести сравнительный экономико-статистический анализ России и Китая;
ВВЕДЕНИЕ
1 ХАРАКТЕРИСТИКА ЭКОНОМИЧЕСКОГО ПОЛОЖЕНИЯ КИТАЯ
1.1 Особенности экономического развития Китая………………………... .....6
1.2 Этапы экономического развития Китая ………………………………….9
1.3 Основные проблемы экономического развития Китая………………...17
1.4 Внешнеэкономические связи Китая……………………………………..20
2 СРАВНИТЕЛЬНЫЙ ЭКОНОМИКО–СТАТИСТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ КИТАЯ И РОССИИ
2.1 Сравнительный экономико-статистический анализ……………………..43
2.2 Внешнеэкономическое сотрудничество России и Китая………………..61
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
Источник: The Chinese economy. Fighting, deepening reforms. World Bank, W. 1996. P.80; Statistical yearbook of China. 1999. Проанализировав показатели таблицы можно увидеть, что значительно выросла доля экспорта готовой промышленной продукции и снизилась доля сырьевых товаров. Географическое распределение внешней торговли Китая Географическое распределение внешней торговли КНР отражает две противоположные по своей сути тенденции – к концентрации и деконцентрации (диверсификации). В самом деле, страна торгует более чем со 180 государствами мира, но только десяток из них относится к числу ее главных торговых партнеров. Во-первых, это некоторые из ее соседей – Япония, Республика Корея, Тайвань, Малайзия, Таиланд (не говоря уже о Сянгане), развитию торговых связей с которыми во многом способствует и транспортно–географическое положение. Для торговли Китая с этими странами характерна и конкуренция, и кооперирование. Финансово–экономический кризис в странах Юго-Восточной Азии в 1997 г. привел к резкому уменьшению китайского экспорта в страны субрегиона, но затем он снова вырос. Более того, в 2001 г. было принято важное решение о создании в течение десяти лет свободной торговой зоны между Китаем и странами АСЕАН. Во-вторых, это США, в торговле с которыми Китай (он экспортирует в США текстиль, продукцию художественно–прикладных промыслов, одежду, обувь, но также некоторые изделия машиностроения и электроники) постоянно имеет положительное сальдо торгового оборота [11]. По объему закупок США почти в два раза превосходят все страны [10]. В-третьих, это страны Европейского союза, прежде всего Германия, Нидерланды, Великобритания, Франция и Италия. И в-четвертых, это Россия. Это десятый по значению рынок. Однако объем торговли между двумя странами до конца 1990-х гг. оставался на низком уровне, не соответствующем ни потребностям, ни возможностям обеих стран: но уже в 2006 г. экспорт из России в Китай достиг $ 16 млрд. (третье место после Нидерландов и Германии). Китайские предприятия экспортируют в РФ изделия из кожи (24 % экспорта), одежду (12 %), обувь, трикотаж, а импортируют из нее машины и оборудование (свыше 40 %), минеральные удобрения и черные металлы [13]. Большое место в этом товарообороте занимает приграничная торговля между северными провинциями Китая и районами российского Дальнего Востока [11]. В целом внешнеторговый оборот имеет положительное сальдо. В конце 2001 г. Китай был принят в ВТО.
Позиции страны в международном движении капитала Китай принимает активное участие в международном движении капитала. Чистый его приток использовался для перестройки китайского хозяйства. Общий приток капитала соответствовал 13 % объема капиталовложений в основные фонды в 80–90-е годы, что является очень большой величиной для крупной страны. Значительная часть средств была привлечена в форме ссудного капитала – свыше 37 %. Источником его преимущественно выступали правительственные кредиты, кредиты международных финансовых организаций, а также ценные бумаги, реализованные КНР за рубежом. На кредиты международных финансовых организаций, предоставляемых, как правило, на льготных условиях, приходилось до половины общего объема привлеченного ссудного капитала. Большая часть займов пошла на создание и реконструкцию предприятий в инфраструктурных отраслях (энергетика, транспорт, связь). Часть средств была инвестирована в сырьевые отрасли, мелиорацию, в сферу здравоохранения. Значительная часть кредитов была предоставлена Мировым банком, в который КНР вступила в 1980 г. одновременно с вступлением в МВФ. КНР использовала экономическую помощь на цели развития. Ее относительная величина была небольшой –1– 0,3 % ВВП в 90-е годы. На каждого жителя приходилось $ 2 в год. Привлечение иностранного ссудного капитала вызывало рост внешней задолженности. Ее относительные показатели не были высокими по международным стандартам. По отношению к ВВП внешняя задолженность не превышает 15 %, обслуживание долга по отношению к экспорту – не выше 10 %, краткосрочная составляющая не превышает 20 %. В 90-е годы КНР стала одним из крупнейших центров приложения иностранных прямых капиталовложений. В конце десятилетия на ее долю приходилось более 6 % общемирового объема ИПК и 1/5 часть накопленных вложений в развивающиеся страны. Приток ИПК шел по нарастающей. Если в 1984–1989 гг. среднегодовой приток составлял 3,2 % мирового объема, то в 1990–1995 гг. – 9,95, а в 1996–1999 гг. – 9 %. Данные о притоке ИПК имеют свои особенности. Они включают движение капитала из Сянгана и Макао, ныне являющихся составными частями Китая. Из общего объема накопленных в КНР иностранных капиталовложений порядка 20 % приходится на Сянган, т. е. они являются внутренними инвестициями. Крупный приток капитала шел из Тайваня. Оценивается, что 80 % притока капитала обеспечивают этнические китайцы из Восточной Азии. КНР проявляет выборочный подход к привлечению прямых капиталовложений. Прежде всего, они привлекаются в высокотехнологичные отрасли, энергетику, включая реализацию нефтяных проектов на шельфе. Соглашения об организации совместных предприятий часто содержат условия постепенной замены импортных комплектующих на изделия китайского производства [10]. Широкое привлечение иностранного капитала в форме прямых инвестиций способствовало усилению инвестиционного процесса в стране. Их среднегодовой приток составлял 15 % валовых вложений в основной капитал во второй половине 90-х годов, по объему привлечения которых он уступает только США. Хотя свои капиталы инвестируют в Китае более 100 государств, к числу главных инвесторов относятся всего несколько стран и территорий. До 1997 г. внеконкурентное первое место среди них занимал Гонконг, а последующие места приходились на долю Тайваня, США, Японии, Сингапура [11]. ИПК способствовали расширению экспорта и улучшению его товарной структуры. Доля предприятий с иностранным капиталом в общем объеме китайского экспорта составляет около 50 %. Они помогли развитию ряда экспортных отраслей, в том числе легкой промышленности, что позволило увеличить вывоз их продукции на международные рынки. В территориальном аспекте ИПК высоко сконцентрированы. Они сосредоточены в основном в приморских районах, где создано порядка 40 различных экспортных зон. На них приходится около 80 % предприятий с участием иностранного капитала, действующих в КНР. Они обеспечивают 20 % китайского экспорта. Китайский экспорт намного больше зависит от иностранного капитала, чем экспорт восточно-азиатских стран. Во внутренних районах большая часть промышленности слабо связана с механизмом экономического роста через экспорт, что явилось, например, отправным моментом успехов Южной Кореи. Новой чертой участия КНР в международном движении капитала стало усиление его позиций в вывозе предпринимательского капитала в форме прямых капиталовложений ($ 1,6–4 млрд. в год). В конце 90-х годов КНР имела прямые инвестиции объемом в $ 26 млрд. или 0,5 % мирового объема (без Сянгана и Макао). Половина из них инвестирована в сбытовую сеть и только 16 % – в обрабатывающую промышленность. Крупнейшим объектом приложения китайских инвестиций была Северная Америка (почти 40 %), далее идут Европа и Океания. Одной из проблем участия КНР в международном движении капитала стало усиление бегства капитала, о чем свидетельствует статья платежного баланса «ошибки и пропуски». Ее величина возросла с $ 700–800 млн. до $ 17–18 млрд. в конце 90-х годов, что составляет 70 % потока капитала. Валютное положение КНР остается достаточно прочным. Валютные резервы превышают годовой объем импорта (валютные резервы без золота у КНР составляют 52–55 % импорта, у всех развивающихся стран – 25–30 %). Постоянно поддерживается положительное сальдо платежного баланса по текущим операциям. В результате китайское хозяйство продемонстрировало устойчивость к неблагоприятным внешним воздействиям. Контролируемая «открытость экономики» показала свои преимущества в условиях кризисных явлений в финансовой сфере мирового хозяйства [10]. Также, к другим формам внешних экономических связей можно отнести производственное сотрудничество. В конце 1990-х гг. в стране имелось около 300 тыс. совместных предприятий с участием иностранного капитала, доля которых во внешней торговле, по одним оценкам, составляла 1/4, а по другим, даже Можно упомянуть также о научно–технических связях, которые пока выражаются главным образом в закупке Китаем технической документации и ноу–хау в странах Запада. Если же иметь в виду и сферу услуг, то Китай начал получать все большие доходы от международного туризма (в 2006 г. 50 млн. международных туристских прибытий). Он предоставляет также трудовые услуги: на работу в другие страны ежегодно выезжают десятки и даже сотни миллионов китайцев [11]. Наличие и особенности развития свободных экономических зон Не последнюю роль в развитии Китая сыграло наличие свободных экономических зон. В настоящее время в КНР действуют 4 специальные экономические зоны (Шэньчжэнь, Чжухай, Шаньтоу, Сямэнь), 14 открытых приморских городов, находящихся в приморской провинции Хэбэй, Гуанси–Чжуанском автономном районе, экономическом треугольнике на юге приморской провинции Фуцзянь, а также в дельтах рек Янцзы и Чжуцзян и на Шаньдунском и Ляодунском полуостровах. Также 14 зон свободной (беспошлинной) торговли, как–то: беспошлинная зона порта Тяньцзинь, Вайгаоцяоская, Даляньская, Шатоуцзяоская, Футяньская, Гуанчжоуская, Чжанцзянганская, Хайкоуская, Циндаоская, Нинбоская, Фучжоуская, Сянъюйская, Шаньтоуская и Чжухайская беспошлинные зоны – 13 открытых приграничных городов, а именно: Хуньчунь (провинция Цзилинь), Суйфэнькэ и Хэйхэ (провинция Хэйлунцзян), Маньчжурия и Эрлянь–Хото (автономный район Внутренняя Монголия), Тачэн, Болэ и Инин (Синьцзян-Уйгурский автономный округ), Хэкоу, Ваньдин и Жуйли (провинция Юаньнань), Пинсян и Дунсин (Гуанси-Чжуанский автономный район) – 53 зоны высоких и новых технологий, 70 с лишним научно-технических зон для специалистов, получивших образование за границей, 38 зон переработки продукции, ориентированной на экспорт, а также созданные в 1988 г. свободная экономическая зона (СЭЗ) Хайнань и новый район Пудун, расположенный на восточном берегу реки Хуанпу напротив старой части Шанхая. Создание особых экономических районов (ОЭР) является важным шагом китайского правительства. На территории общей площадью более 30 км2 проводится специфическая экономическая политика и осуществляется особая система экономического управления, напоминающие практику «портов свободной торговли» западноевропейских государств: будучи ориентированными на внешний рынок и предусматривая налоговые и таможенные льготы, упрощенные регистрационные и прочие процедуры и смягченный режим регламентации предпринимательской деятельности, ОЭР полагаются в основном на экспортоориентированную обрабатывающую промышленность и объединяют в единый комплекс научно-исследовательские и опытно-конструкторские разработки, производство и торговлю. Статус китайских ОЭР отличается как от статуса существующих в некоторых странах зон переработки продукции, ориентированной на экспорт, так и от статуса особого административного района Сянгана, законодательно оформленного после его присоединения к Китаю. Цель создания ОЭР состоит в привлечении иностранных инвестиций, ввозе передовых высоких и новых технологий, заимствовании управленческого опыта зарубежных партнеров, создании дополнительных рабочих мест для граждан КНР и повышении качества кадрового состава и, в целом, общего уровня хозяйствования. Китае принято выделять три этапа развития ОЭР. На первой стадии (5–7 лет) формируется производственная, инженерная, транспортная, социальная и иная инфраструктура, привлекаются иностранные капитал, техника и технологии, приобретаются навыки управления и налаживаются внешнеэкономические связи; вторая такой же продолжительностью связана с переходом к внешнеориентированной модели экономического развития от значительного удельного веса в экономической структуре торговли и сферы услуг к преобладанию промышленности и внешнеэкономической деятельности, в то время как наблюдаются рост применения передовой технологии в традиционных отраслях деятельности и их модернизация и ставится цель осуществлять 50–60 % инвестиций за счет иностранного капитала, а долю экспорта довести до 70 % общего производства; третий этап является зрелой фазой, характеризующейся реконструкцией традиционных производств и существенной долей наукоемких и высокотехнологичных отраслей. Таким образом, на протяжении 20 лет реформы экономической системы в Китае сформировался сравнительно совершенный режим ОЭР, благоприятствующий привлечению зарубежных инвестиций. Примером особенностей развития ОЭР в Китае может послужить специальная экономическая зона Шэньчжэнь, которая получила официальный статус в августе 1980 г. с принятием закона «Регулирование специальных экономических зон в провинции Гуандун» и которую более 20 лет экономического роста вывели далеко вперед даже по сравнению с крупнейшими экономическими центрами страны, такими как Пекин, Тяньцзинь, Шаньдун, Шанхай, Фуцзянь и Гуандун. ОЭР Шэньчжэнь, занимающий 327,5 км2 и огибающий район Гонконга, отделяя его от материкового Китая, – самая быстро развивающаяся зона: так, в 1980–2001 гг. средний ежегодный рост его ВВП превысил 29,5 %, объема промышленной продукции – 45 % и внешней торговли – 39 %, а ежегодный рост реальных иностранных инвестиций за этот период находился на уровне 28 %, поэтому в течение последних 9-ти лет город является первым в стране по объемам внешней торговли, вторым – по выпуску промышленной продукции и третьим – по годовому доходу местного бюджета и привлечению реальных иностранных инвестиций. Здесь преобладают так называемые вторичные и третичные промышленные производства: в частности, в 2000 г. соотношение первичного, вторичного и третичного секторов составило 0,9:52,6:46,5, а соотношение иностранных инвестиций в данные секторы – 0,2:63,3:36,5. Сегодня китайские СЭЗ характеризуются наличием следующей отличительной черты, а именно: зоны высоких и новых технологий, или аналоги американских технопарков, на долю которых приходятся 4 % национального ВВП и 10 % совокупной стоимости экспорта и импорта, имеют стратегическое значение для современной экономической экономики. Свидетельством их превращения в главную движущую силу развития отрасли высоких и новых технологий на фоне оптимизации экономической структуры КНР служит тот факт, что, начиная с 1991 г., их основные экономические показатели ежегодно в среднем возрастают более чем на 40 % – в результате, в 2003 г. они продолжали стремительное развитие и впервые принесли стране доход, превышающий 2 трлн. юаней, что на 32 % больше аналогичного показателя предыдущего года, причем доходы от продажи продукции высокотехнологичных предприятий, расположенных в Пекинской зоне научно-технического освоения «Чжунгуаньцунь» и Шанхайской зоне освоения новых и высоких технологий, превысили 150 млрд. юаней [20]. Таким образом, китайская модель территориально–экономической открытости на основе создания различных типов СЭЗ весьма реалистична и позволяет обеспечить относительно безболезненный переход к рынку и постепенное включение в систему международного разделения труда и международных внешнеэкономических связей стран и регионов. Участие Китая в процессах международной экономической интеграции Китайский подход к глобализации основывается на принципе разделения политики и экономики: если в международной политической интеграции Китай усматривает угрозу вмешательства Запада в его внутренние дела по таким вопросам, как независимость Тибета и Тайваня, права человека, торговля наркотиками и оружием и реформирование политической системы, обеспечивающей власть Коммунистической партии КНР, то в экономической глобализации Китай ищет возможности для дальнейшего экономического роста без ущерба для национального суверенитета на основе превращения страны в одного из основных экспортеров продукции с глубокой степенью переработки, высокой долей добавленной стоимости и технологического содержания, что знаменует новую стадию развития экономических реформ, а именно: переход от селективной к комплексной либерализации экономики – при условии унифицированного и прозрачного доступа на мировые рынки и отсутствия специфических дискриминации и барьеров и чему, безусловно, способствует вступление Китая во Всемирную торговую организацию 11 декабря 2001 г. Укрепление экономического потенциала и бурный рост национальных экономик Восточной и Юго-Восточной Азии за последние два десятилетия и активизация экономических интеграционных процессов в Азиатско-Тихоокеанском регионе (АТР) вызвали эволюцию подходов Пекина к деятельности подобных образований от осторожно-скептического к активному участию по ключевым для КНР направлениям торгово-экономического и инвестиционного взаимодействия в регионе, в результате чего форум «Азиатско-Тихоокеанского экономического сотрудничества» (АТЭС), насчитывающий 21 страну-участницу, расценивается Китаем как наиболее перспективная по сравнению с другими действующими в АТР организациями структура международного экономического и научно-технического сотрудничества в области региональной торговли, взаимного инвестирования и обмена научной информацией и технологиям. Тем не менее, отсутствие в нынешней Азии межгосударственной структуры типа Европейского Союза (ЕС) активизирует как процесс дальнейшей институционализации АТЭС, так и поиски идей и концепций развития субрегиональных интеграционных группировок, таких как экономический союз стран Восточной Азии (СВА), или Японии, Китая и Южной Кореи, на основе сравнительных преимуществ Японии в науке и технике, Китая с Сянганом в использовании капитала и людских ресурсов и Южной Кореи в информационных технологиях и транзитных авиаперевозках; единое таможенное, а в дальнейшем экономическое и валютное пространство стран Ассоциации государств Юго-Восточной Азии (АСЕАН) и СВА, которые, являясь одновременно и экономическими конкурентами, и партнерами, экономически взаимно дополняют друг друга, и Шанхайская организация сотрудничества (ШОС), включающая Китай, Россию, Казахстан, Киргизию, Таджикистан и Узбекистан и подразумевающая взаимодействие в таких областях, как топливно-энергетический комплекс, сельское хозяйство, транспорт, финансово-банковская сфера и водохозяйственный комплекс, в отношении которой на настоящий момент преобладают не оформленные в реальные проекты задумки и не подкрепленные финансами ожидания [20]. Таким образом, в настоящее время КНР проявляет крайнюю заинтересованность в международной экономической интеграции и рассчитывают сыграть свою роль в разработке новых правил игры как на региональных и субрегиональных, так и на мировых рынках. Позиции страны в международном обмене технологиями Со второй половины 90-х годов Китай приступил к формированию и реализации инновационной стратегии экономического роста. Так, согласно вступившим в действие с начала 1998 г. «Перечню отраслей, продукции и технологий, развитие которых государство рассматривает ключевыми в настоящее время» и «Перечню предпочтительных отраслей для иностранных инвестиций», китайское правительство проводит активную политику по внедрению новой агротехники, фундаментальных проектов в сфере связи и энергетики, машиностроения, электроники, нефтехимической и автомобильной промышленности, проектов по улучшению окружающей среды, а также новых технологий на основе малоотходных и безотходных производств и полной переработки мусора. С 1995 г. КНР вступила в новый этап индустриального развития, который характеризуется ускорением темпов развития новых и высоких технологий и наукоемких производств и дальнейшим совершенствованием промышленной структуры. Если за период с 1978 по 1998 г. производительность труда определяла экономический рост на 36,6 %, капитальные вложения – на 49 % и прирост рабочей силы – на 13,9 %, то в 2000 г. эти показатели составили 39,7, 47,6 и 12,7 % соответственно, что свидетельствует о возрастании влияния интенсивных факторов роста в экономике страны. Стратегия подъема производительных сил за счет науки и образования должна умножить возможности в научно-технических инновациях и улучшить качество рабочей силы. В частности, в 2000 г. удельный вес экспорта новых и высоких технологий Китаем составил около 15 % от всего объема экспортной продукции против 11,4 % в 1998 г., в то время как и доля импорта продукции новых и высоких технологий увеличилась от 29 до 52,5 % за рассматриваемый период времени. Что касается производства этой продукции внутри страны, то ее доля в стоимости валовой продукции промышленности повысилась от 4,7 % в период 1993–1998 г. до 8,4 % в 2000 г., а в стоимости национального ВВП – от 1,7 до 2,97 %. Развивая новые и высокие технологии, охватывающих авиацию, космонавтику, компьютеры и компьютерное обеспечение, электронику и средства связи, производство медицинских и лекарственных препаратов, основанное на таких технологиях, к 2003 г. Китай создал 53 государственных зон освоения высоких и новых технологий, где быстрыми темпами развиваются высокотехнологичные отрасли, такие как микроэлектроника, связь, освоение компьютерной продукции и программного обеспечения, биофармацевтика и производство новых материалов, которые уже успели превратиться в главную движущую силу развития отрасли высоких и новых технологий. КНР развивает технико-экономическое сотрудничество с другими странами главным образом в следующих трех направлениях: оказании технико-экономической помощи другим странам, выполнении подрядных работ по строительству объектов за рубежом и предоставлению рабочей силы иностранным заказчикам, а также получению от других стран технико-экономической помощи на основе многосторонних и двусторонних международных соглашений. С начала 50-х годов Китай начал предоставлять технико-экономическую помощь развивающимся странам, направляемую в такие отрасли, как земледелие, лесное и водное хозяйство, легкая, текстильная и пищевая промышленность, электроэнергетика, машиностроение, металлургия и химическая промышленность, транспорт, коммунальное хозяйство, культура, просвещение и здравоохранение. Среди объектов, построенных с помощью Китая, числятся не только крупно- и среднемасштабные, но и мелкие, которые, требуя незначительные капиталовложения, дают быстрый эффект. К концу 1995 г. КНР оказала содействие более 1,500 объектов за рубежом в 102 странах и регионах. К концу 1995 г. Китаем были подписаны контракты на подрядное строительство со 178 странами и регионами мира относительно 82 тыс. объектов общей стоимостью $ 50,07 млрд. Такие объекты, именуемые «окнами в Китай», включают автостраду Ал Муфро–Ал Муха, президентскую резиденцию и жилые дома на 600 квартир в Йемене, автодорожный мост через залив на остове Бубиян в Кувейте, здание международного банка в Аомыне, порт имени Кеннеди в Сянгане, Центр международных конференций в Каире, Макарскую гидроэлектростанцию в Белизе и прочие. Китайское правительство планирует глобализировать научно-технические исследования за счет инкорпорирования иностранных интеллектуальных ресурсов и отправления за рубеж работников для учебы и стажировки. Таким образом, на данный момент в Китае создано 70 с лишним научно-технических зон для специалистов, получивших образование за границей, где 15 тыс. возвратившихся на родину специалистов создали свыше 4,000 предприятий. О значимости таких зон в ускорении разработки высоких и новых технологий и внедрении научно-технических достижений в производство свидетельствует тот факт, что лишь в одной Чжунгуаньцуньской зоне освоения высоких и новых технологий в Пекине действуют более 1,800 предприятий, созданных специалистами, получившими образование за границей. Одной из важнейших задач китайской внешней торговли является приобретение техники и технологий. В 90-е годы закупки Китаем ключевого оборудования и неовеществленных технологий, как–то: патентов и лицензий – заменили закупки комплексного оборудования, поскольку именно в этом случае страна получает возможность на основе реконструируемых предприятий наладить собственное производство современной продукции и таким образом выйти на более высокий уровень технического развития: так, за период 1985–1995 г. количество импортируемого оборудования и его стоимость по лицензионным соглашениям увеличились в 25 раз по сравнению с предыдущим десятилетием. В результате, существенно возросла импортозависимость ряда отраслей, в первую очередь, автомобилестроения и самолетостроения, нефтяной и нефтеперерабатывающей промышленности, черной металлургии. Вместе с тем, согласно взятому в 1997 г. курсу на получение технико-экономической помощи от других стран, КНР, продолжая делать взносы в Фонды ООН на многостороннюю помощь странам третьего мира, получает безвозмездную технико-экономическую помощь от различных органов ООН. Отсталые индустриальные технологии и невысокий удельный вес профессиональных кадров инженерно-технического и управленческого персонала являются далеко не полным перечнем проблем, перед необходимостью решения которых стоит китайское правительство в настоящее время. В Китае осознают, что процессы глобализации не означают равенства и взаимной выгоды, именно поэтому в 10-й пятилетке (2001–2005 гг.) расширение возможностей для роста продукции новых и высоких технололгий рассматриваются в качестве кардинального вопроса развития китайской экономики в начале XXI века [20]. Место страны в международной миграции рабочей силы Исходя из интересов многомиллионного населения, китайское правительство уделяет проблеме занятости огромное внимание. Положение с занятостью в Китае является столь напряженным, поскольку, во-первых, будущим абитуриентам со средним профессиональным и высшим образованием, которых в 2003 г. насчитывалось 31,54 чел., требуется трудоустройство в городах, во-вторых, количество сельчан, мигрирующих из деревни в город в поисках работы, быстро нарастает – в среднем на 5 млн. чел. в год – и, в 2003 г. превысив 98 млн. чел., становится главным каналом оттока сельской трудовой силы, в–третьих, рабочие места нужны 60 млн. инвалидов, более трети которых находится в трудоспособном возрасте, молодежи, составляющей около 70 % зарегистрированных безработных, женщинам и освобожденным с трудовых постов, поэтому экспорт рабочей силы является частью стратегии, направленной на решение проблемы занятости в стране. Долгое время экспорт рабочей силы не поощрялся в Китае, поскольку, с одной стороны, правительство препятствует «утечке мозгов», а с другой стороны, зарубежные страны предъявляют достаточно строгие требования к иммиграции. Таким образом, экспорт рабочей силы из Китая начался в 1977 г. и получил довольно быстрое развитие по сравнению с другими странами: например, за один только период с 1978 по 1988 г. среднегодовой рост экспорта рабочей силы из Китая составил 47,1 %, из Филиппин – 14,9 %, из Индонезии – 22,4 % и из Таиланда – 30,8 %, но, несмотря на быстрый рост данного показателя, его доля в общей численности населения не превышает 0,08 % против 0,2, 1,2 и 8 % в Индии, Шри-Ланке и Филиппинах соответственно. По данным Министерства внешней торговли и экономического сотрудничества, за период с 1990 по 1998 г. численность китайских граждан, работающих за рубежом по контрактам на экспорт рабочей силы, связанным с тяжелым ручным трудом, например, угледобычей, строительством и прокладкой дорог, не требующим высокого уровня образования и технических навыков, и контрактам на выполнение международных проектов, увеличилась от 36.116 до 290.771 чел. и от 21.823 до 61.077 чел. соответственно. Данные таблицы 1.4 о распределении работающих за рубежом китайских граждан по профессиям согласно суммам стоимости контрактов свидетельствуют о том, что в большей степени китайские работники заняты в строительстве и промышленности, где средняя заработная плата в Китае 60 центов в час не превышает 5 % аналогичного показателя в США и 10 % – в некоторых смежных азиатских экономиках. Так, подсчитано, что за период с 1986 по 1990 г. китайские граждане, работающие за рубежом по международным трудовым контрактам и по контрактам на выполнение международных проектов, заработали около $168 млрд. Китайское правительство позволяет осуществлять организованный экспорт работников во все страны и регионы мира. Импортерами китайской рабочей силы выступают страны Ближнего Востока, АТР, Африки, ЕС, Северной и Южной Америки, притом абсолютное лидерство по числу контрактов на китайскую рабочую силу принадлежит азиатским странам, где китайские эмигранты создают собственные финансовые империи: так, уже в 2000 г. китайцы владели 62 % частных предприятий в Малайзии, 70 % – в Индонезии и 80 % – в Таиланде. С начала реформ китайское правительство стремится привлекать на работу иностранных специалистов, рассматриваемых в качестве составной части процесса модернизации промышленности, сельского хозяйства, науки, техники и обороны страны. Таблица 1.4 – Распределение китайских граждан, работающих за рубежом, по профессиям согласно платежам по контрактам (млн. долл.)
Профессии | 1986 | 1987 | 1988 | 1990 | Итого |
Инженеры–программисты | 23 | 50 | 284 | 642 | 1,121 |
Медицинские работники | 40 | 170 | 115 | 865 | 1,526 |
Специалисты и техники | 325 | 601 | 1,261 | 726 | 3,649 |
Моряки | 1,411 | 1,720 | 2,829 | 8,833 | 25,885 |
Работники сельского хозяйства | 2,767 | 754 | 255 | 974 | 5,177 |
Окончание таблицы 1.4
Повара | 505 | 721 | 1,361 | 1,587 | 4,953 |
Строительные рабочие | 4,101 | 5,976 | 10,404 | 16,587 | 48,683 |
Текстильщики | 1,247 | 2,476 | 2,778 | 4,218 | 16,527 |
Работники промышленности строительных материалов | 416 | 3,943 | 1,702 | 1,178 | 11,759 |
Машиностроители | 1,404 | 900 | 1,287 | 3,479 | 7,452 |
Прочие | 4,776 | 6,771 | 13,609 | 8,276 | 39,947 |
Итого | 17,018 | 24,073 | 35,885 | 47,815 | 167,927 |
Источник: Хоу Вэньчжу. Политика Китая в отношении внешней миграции//Проблемы Дальнего Востока. – 2002. – №6. – С. 127
Начиная с 90-х г. китайское правительство ввело ряд льгот для поощрения использования иностранных специалистов: например, заработная плата, выплачиваемая китайскими работодателями, должна соответствовать существующим стандартам, иностранным работникам предоставляются льготы при обмене валюты и покупках товаров, отличившихся же выдающимися достижениями в Китае специалистов награждают почетными званиями и бонусами – тем не менее, для квалифицированных иностранных рабочих специальных льгот не предусмотрено, поскольку в стране нет недостатка в трудовых ресурсах и цена труда относительно невысока. Число иностранных специалистов, работающих в Китае после 1993 г., превысило 70 тыс. чел., а их общая численность за период с 1978 по 1997 г. превзошла аналогичный показатель за 30 предшествующих лет в 21 раз. Для более оперативного административного управления занятостью иностранцев 22 января 1996 г. были приняты «Правила административного управления занятостью иностранцев в Китае», согласно которым иностранные граждане, претендующие на работу в Китае, должны удовлетворять следующим требованиям: быть в возрасте 18 лет и старше, обладать хорошим здоровьем, располагать необходимыми профессиональными знаниями и опытом работы, не иметь криминального прошлого и иметь четко определенного нанимателя и действующий паспорт либо иные международные проездные документы. В число основных импортеров рабочей силы в Китай входят Япония, Сингапур, Филиппины, США, Канада и такие страны ЕС, как Франция, Германия и Италия [20]. Итак, на текущий момент в отношении внешней миграции китайское правительство преследует политику как экспорта, так и импорта рабочей силы. Между тем, несмотря на особенное ускорение в 90-х годах в связи с интеграцией КНР в мировую экономику, экспорт рабочей силы из страны с населением 1,3 млрд. чел. не может служить решением существующей проблемы занятости. В целом КНР в конце прошлого века значительно укрепила свои позиции в мировой экономике. Увеличение иностранного капитала оказывает большое влияние на внешнюю торговлю. С ростом уровня экономического развития страны меняется роль Китая на мировом рынке и товарная структура внешней торговли. В импорте Китая преобладает продукция машиностроения, транспортных средств. Растет ввоз промышленного сырья, полуфабрикатов. Крупнейшими торговыми партнерами Китая являются Япония, США, ФРГ, Гонконг (Сянган). Причем Сянган является важной реэкспортной базой КНР.
Информация о работе Сравнительный экономико-статистический анализ Китая и России