Сравнительный экономико-статистический анализ Китая и России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Мая 2012 в 19:21, курсовая работа

Описание

Целью работы является провести анализ экономического положения Китая и определить во второй главе изменение соотношения экономических потенциалов этой страны и России за определённый период времени. В связи с этим сформулированы следующие задачи, выполнение которых обеспечивает вышеуказанную цель: – исследовать современное состояние экономики страны; – выделить основные факторы экономического роста; – определить место Китая в мировой экономике; – провести сравнительный экономико-статистический анализ России и Китая;

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
1 ХАРАКТЕРИСТИКА ЭКОНОМИЧЕСКОГО ПОЛОЖЕНИЯ КИТАЯ
1.1 Особенности экономического развития Китая………………………... .....6
1.2 Этапы экономического развития Китая ………………………………….9
1.3 Основные проблемы экономического развития Китая………………...17
1.4 Внешнеэкономические связи Китая……………………………………..20
2 СРАВНИТЕЛЬНЫЙ ЭКОНОМИКО–СТАТИСТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ КИТАЯ И РОССИИ
2.1 Сравнительный экономико-статистический анализ……………………..43
2.2 Внешнеэкономическое сотрудничество России и Китая………………..61
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

Работа состоит из  1 файл

курсовая мировая экономика.doc

— 544.00 Кб (Скачать документ)

 

Выводы по таблице 2.8                                                                                                                                            По поводу внешнего долга в обеих странах можно сделать следующие выводы: величина внешнего долга увеличилась в России в 1,7 раз, в Китае в 2,72 раза. Это связано с невыплатой или частичной выплатой, но при этом накоплением еще большего долга по сравнению с предыдущим.  Заёмные внешние средства вливаются в национальную экономику страны, что может способствовать экономическому росту, а обслуживание внешнего долга, изымает средства из национальной экономики, что, с одной стороны, может означать недостаточность финансовых активов для обеспечения экономического развития, а с другой – бурный экономический рост (как в Китае).                                                         Данная ситуация  привела к тому, что величина внешнего долга на душу населения в России увеличилась на 85,15 %, в Китае на 151,5 %,  что связано с более высокими темпами роста внешнего долга в странах по сравнению с увеличением населения.                                                                                                                               Величина внешнего долга по отношению к ВВП также увеличилась на 18,29 % в России и на 30 % в Китае, данная  ситуация связана с более высокими темпами роста ВВП по сравнению с темпами роста внешнего долга.                                          Внешний долг по отношению к экспорту сократился в России более чем в 2 раза, что связано с более высокими темпами роста экспорта по сравнению с увеличением  внешнего долга страны. В Китае этот показатель так же сократился.

Таблица 2.9 – Развитие социальной сферы Китая и России

Статьи–показатели

Годы

Россия

Китай

Соотношение Р/К

Выводы по статьям

1. Индекс потреби­тельских цен к ин­дексу потребительс­ких цен в США

2002

4,29

0,96

4,45

Индекс потребительских цен к индексу потребительских цен в США в России вырос практически в 2 раза, что указывает на высокие темпы инфляции в России по сравнению с США. Если говорить о тенденциях, имеющихся в Китае, то нужно отметить, что там индекс сократился, что указывает на замедление инфляции в этой стране.

2008

8,06

0,89

9,01

Изменения, %

 

87,53

–7,36

 

 

 

 

Окончание таблицы 2.9                                                                                                                                                         

2. Число больничных коек на 100 000 чело­век населения, шт.

1999[5]

1159

238

4,87

Число больничных коек на 100 000 человек населения, шт. в России снизилось. Снижение этого показателя в России составило 6,14 %, в Китае число больничных коек увеличилось на 5,88 %.

2008[6]

1092

252

4,33

Изменения (+,–)

Абс.

 

67

14

 

%

–6,14

5,88

 

3. Удельный вес рас­ходов на образова­ние к ВВП, %

2001

3,1

2,9

1,07

Удельный вес расходов на образование к ВВП,% Увеличивается и в России и в Китае.

2007

3,7

3,74

0,99

Изменения (+,–), %

 

19,35

28,9

 

4. Удельный вес рас­ходов на здравоох­ранение к ВВП, %

2001

2

5,5

0,36

Удельный вес расходов на здравоохранение к ВВП, % в России увеличивается на 3,2, а в Китае уменьшается на 0,8.

2007

5,2

4,7

1,10

Изменения (+,–), %

 

3,2

–0,8

 

 

Вывод по таблице 2.9                                                                                                                                            Индекс потребительских цен к индексу потребительских цен в США в России вырос практически в 2 раза, что указывает на высокие темпы инфляции в России по сравнению с США. Если говорить о тенденциях, имеющихся в Китае, то нужно отметить, что там индекс сократился, что указывает на замедление инфляции в этой стране.                                                                                                                               Число больничных коек на 100 000 человек населения, шт. в России снизилось. Снижение этого показателя в России составило 6,14 %, в Китае число больничных коек увеличилось на 5,88 %.                                                                                     Удельный вес расходов на образование к ВВП, % Увеличивается и в России и в Китае.                                                                                                                                                                         Удельный вес расходов на здравоохранение к ВВП, % в России увеличивается на 3,2, а в Китае уменьшается на 0,8.

2.2 Внешнеэкономическое сотрудничество России и Китая                                          Торгово-экономические отношения между Россией и Китаем в последние годы динамично развиваются. И дело не только в том, что торговый оборот между двумя странами достиг рекордного уровня свыше $ 10 млрд. США и продолжает расти. Более существенным представляется увеличение деловой активности, всемерная диверсификация торговли, причем в значительной мере за счет наукоемкой продукции и высоких технологий. Успешно развивается межбанковское и инвестиционное сотрудничество. Активизировано взаимодействие в области транспорта, связи и информационных технологий.               Темпы развития сотрудничества и колоссальный взаимный интерес деловых кругов России и Китая позволяют судить о двусторонних торгово-экономических отношениях как наиболее динамично развивающихся в мировой экономике. Такое развитие обусловлено созданием благоприятных условий. Самым главным фактором явился Договор о добрососедстве, дружбе и сотрудничестве между РФ и КНР. В прошлом году главы наших государств, проявив незаурядную прозорливость, полное взаимопонимание, в рекордно короткие сроки подготовили и подписали этот исторический по значению, программный, по сути, двусторонний документ – договор XXI века, «обращенный в будущее, для будущих поколений».                                                                                                                                                           С подписанием Договора значительно возросла эффективность работы Российско-Китайской Комиссии по подготовке регулярных встреч глав правительств, которые значительно стимулируют развитие сотрудничества, содействуют практической реализации конкретных проектов, в частности в области энергетики.                                                                                                                                             Возросла роль общественных объединений и организаций, выразителей интересов различных слоев населения наших стран. И без сомнения самой активной межгосударственной общественной организацией стал Российско-Китайский Комитет дружбы, мира и развития, заслужено пользующийся всемерной поддержкой глав наших государств и правительств [8]. На протяжении пяти лет своей работой, состоящей не только из пленарных заседаний, но и множества практических мероприятий и в России и в Китае, Комитет заработал большой авторитет среди широких общественных кругов двух стран. Свою посильную лепту в процесс укрепления и дальнейшего развития двусторонних связей вносит Российско-Китайский центр (РКЦ) торгово-экономического сотрудничества. Неслучайно РКЦ был поручен целый ряд мероприятий. Это и визит в КНР 100 российских предпринимателей по приглашению Премьера Госсовета КНР, и проведение международной выставки «Технология из России–2002» и Российско-китайского форума торгово-экономического сотрудничества в апреле 2002 г. в г. Шэньян. В этих мероприятиях одновременно приняли участие более 500 российских специалистов.                                                                                                   Правительством России и Правительством Москвы поручено РКЦ оказывать содействия китайской стороне в строительстве Китайского торгово-делового центра в Москве. Китайская сторона намерена вложить в проект более 300 млн.                                                                                                                                                                                       В 2002 г. отмечается небывалый приток в Россию деловых делегаций крупнейших китайских предприятий, а также руководителей провинциальных и городских правительственных структур из различных регионов Китая. В ходе состоявшихся многочисленных встреч, семинаров можно с уверенностью отметить значительный рост заинтересованности китайских компаний в установлении и развитии отношений с российскими партнерами.                                                        Речь идет о предприятиях по производству оборудования для нефтегазодобывающих компаний, контрольно-измерительного оборудования, химических волокон, кабелей, очистных систем, бытовой техники, станков и машин, упаковочного сварочного, железнодорожного оборудования, строительных материалов, мотоциклов, запчастей для автомобилей, обуви, информационных систем и т. д.                                                                                                                                            Если ранее РКЦ, как и многие другие ведомства и организации России, такие визиты относил к категории так называемого «делового туризма», то на нынешнем этапе подобные встречи свидетельствуют о том, что мы имеем дело со специалистами – первыми лицами крупнейших предприятий в Китае – государственных, частных и смешанных (с японским, немецким, американским, французским капиталом), демонстрирующих высококлассные технологии и продукцию, имеющих зарубежные рынки сбыта и крайне заинтересованных в сотрудничестве с Россией.                                                                                                                                                          С уверенностью можно сказать об острой восстребованности китайской стороны в такой структуре как РКЦ. В этой связи и с учетом мнений китайской стороны, РКЦ разработал и подготовил комплексную программу деловой подготовки китайских участников внешнеэкономической деятельности (ВЭД) на территории России или в КНР. Эта программа осуществляется в форме базового семинара «Российский рынок XXI в. Пути сотрудничества» в течении 3–5 дней. Подготовлена она с использованием потенциала РКЦ и с привлечением высококлассных специалистов ряда российских организаций. Впервые эта Программа была озвучена при поддержке Консультационного Центра Института России, Восточной Европы, Средней Азии АОН КНР на очередном рабочем Совещании Управления по делам иностранных специалистов КНР, которое состоялось в Нанкине с 23 по 26 октября 2002 г. Указанная Программа была практически реализована РКЦ при поддержке Шэньянского городского народного правительства в период визита в Москву в ноябре 2002 г. делегации по торгово-экономическому сотрудничеству провинции Ляонин и г. Шэньян в составе 68 человек [12].                                                                                                                                                                         По последним статистическим данным Китайской таможни, в январе–августе 2004 г. объем китайско-российской торговли составил $ 12,87 млрд. или возрос на 35,4 % по сравнению с тем же периодом прошлого года. В 2003 г. двусторонний товарооборот достиг $ 15,76 млрд. (рост – 32 %). Таким образом, уже в течение 5 лет сохраняется тенденция динамичного роста китайско-российской торговли.                                                                                                                                                          Как показывает статистика, за первые 8 месяцев 2004 г. экспорт Китая в Россию составил $ 4,85 млрд. (рост – 57 %), импорт Китая из России – $ 8,02 млрд. (рост – 25 %) [18]. В настоящее время Россия является 8-м по величине торговым партнером Китая. По статистике российской стороны, по объему торговли с Россией Китай занимает 4-е место среди ведущих российских торговых партнеров, уступая Европейскому Союзу, Беларуси и Украине.                             Китай поставляет в Россию, главным образом, текстильные изделия, одежду, обувь, бытовые электроприборы и другие товары бытового назначения. На их долю приходится свыше 70 % общего объема экспорта Китая в Россию. Россия экспортирует в Китай в основном сырьевые ресурсы. Импорт машиностроительной и электронной продукции из России постоянно сокращается.                                                                                                                                                                        Согласно статистическим данным Министерства коммерции КНР, к концу августа в России было зарегистрировано 549 проектов с китайскими инвестициями на договорную сумму $ 582 млн  [20].  В прошлом году договорная сумма китайских инвестиций в экономику России составила $ 339 млн., увеличившись в 9 раз по сравнению с предыдущим годом. Инвестиции Китая в России, главным образом, сосредоточены в торговле, микроэлектронике, связи, производстве одежды, сборке бытовой техники, общепите, переработке древесины и сельском хозяйстве.                                                                                                                               К концу августа в Китае было зарегистрировано 1644 предприятия с участием российского капитала (0,5 % от общего количества действующих в Китае предприятий с зарубежными инвестициями), объем фактически освоенных российских инвестиций в Китае составил $ 414 млн. (0,08 % от общего объема практически освоенных Китаем инвестиций). Российские инвестиции в Китай направлены, главным образом, на освоение атомной энергии, сборку автомобилей и сельскохозяйственных машин, химию, строительную индустрию и фармацевтику.                                                                                                                                                                         В январе–августе 2004 г. Китай заимствовал из России 25 технологий общей стоимостью $ 15,3 млн., затрагивающих атомную энергетику, космонавтику, электронику и другие сферы. В 2003 г. Россия передала Китаю 39 технологий на общую сумму $ 24 млн [20].                                                                                                                               Китайско-российская приграничная торговля также сохраняет хорошую тенденцию развития. По статистике Китайской таможни, в 2003 г. объем китайско-российской приграничной торговли составил $ 3,5 млрд. или 22 % двустороннего товарооборота. В первые 8 месяцев 2004 г. он составил около $ 2,7 млрд. или возрос на 22 % по сравнению с аналогичным периодом прошлого года [17].                                                                                                                                                                                                     10 июня 2004 г. в Хабаровске завершился Китайско-Российский экономический форум, в ходе которого заключен ряд инвестиционных контрактов на сумму более $ 700 млн. [17].                                                                                                                               Так, подписано соглашение по созданию в поселке Хор Хабаровского края завода по производству химико-термомеханической массы мощностью 300 тысяч тонн в год, Договор о создании совместного предприятия по производству плит МДФ, Контракт о сотрудничестве в освоении лесных ресурсов и создания совместного предприятия по заготовке и переработке древесины, Протокол намерений о сотрудничестве между правительством Еврейской автономной области и главным управление провинции Хэйцлунцзян в области выращивании сои, Соглашение о сотрудничестве в области лесозаготовки и деревообработки в ЕАО, Соглашение о намерении сотрудничества в области освоения и использования лесных ресурсов в Томской области, Соглашение о намерениях сотрудничества по созданию в поселке Пограничном Приморского края Суйфэньхэньской промышленной зоны по сборке бытовых электроприборов и производства изделий легкой промышленности и др.                                                                       Выступая перед участниками форума, полномочный представитель Президента Российской Федерации в Дальневосточном федеральном округе Константин Пуликовский отметил, что в экономических отношениях между двумя странами должно царить доверие и уважение, которые давно торжествуют в политических отношениях.                                                                                                                                            «На доверии и уважении должны быть построены отношения к иностранным инвесторам, к китайским инвесторам в России. Сегодня, к сожалению, не всегда даже региональные и федеральные власти России уважительно относятся к китайским предпринимателям. Возмущен недавним случаем неправомерных действий милиции на китайском рынке в Уссурийске. Такие примеры не сделают Россию привлекательной страной для иностранного капитала», – отметил К. Пуликовский.                                                                                                                              Полпред также сказал: «Контакты на высшем уровне, двусторонние межправительственные и межведомственные комиссии по сотрудничеству, их подкомиссии и рабочие группы являются эффективным средством оперативного обмена мнениями и согласования позиций по двусторонним вопросам и актуальным международным проблемам между Российской Федерацией и Китайской Народной Республикой.                                                                                                                Знаменательно, что первое заседание постоянной комиссии по инвестиционному сотрудничеству проходит в период работы Российско-Китайского инвестиционного форума. Экономические отношения России и Китая переходят в новую фазу. Приоритетным становится наше сотрудничество в реализации взаимных инвестиционных проектов, производственной и технологической кооперации» [19].

Общие соглашения между Китаем и Россией о сотрудничестве в экономической сфере

1. Российско-Китайская совместная декларация о многополярном мире и формировании нового международного порядка.                                                                                     2. Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Китайской Народной Республики о поощрении и взаимной защите капиталовложений.                                                                                                                                             3. Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Китайской Народной Республики о сотрудничестве в области туризма.                                                                                                                                                                        4. Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Китайской Народной Республики о сотрудничестве и взаимной помощи в таможенных делах.                                                                                                                5. Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Китайской Народной Республики о торгово-экономических отношениях.                                                                                                                                            6.  Федеральный закон «О ратификации соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Китайской Народной Республики об избежании двойного налогообложения и предотвращении уклонения от налогообложения в отношении налогов на доходы»              .                                          7.  Меморандум о взаимопонимании между Министерством экономического развития и торговли Российской Федерации и Министерством коммерции Китайской Народной Республики о сотрудничестве в области малого и среднего бизнеса.                                                                                                                                                                                      8. План мероприятий Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации и Министерства коммерции Китайской Народной Республики по стимулированию двусторонней торговли машинно-технической продукцией на 2007–2008 гг.                                                                                                                               9. Протокол о взаимном предоставлении Российской Федерацией и Китайской Народной Республикой сертификатов, удостоверяющих конечного пользователя и конечное применение импортируемых товаров и технологий двойного применения.                                                                                                                              10. Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Китайской Народной Республики о принципах направления и приема китайских граждан на работу на предприятиях, в объединениях и организациях России.                                                                                                                                                                        11. Соглашение между Правительством Российской Федерации и правительством Китайской Народной Республики о взаимном признании документов об образовании и ученых степенях.                                                                                                  12. Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Китайской Народной Республики о пунктах пропуска на российско-китайской государственной границе.                                                                                                  13. Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Китайской Народной Республики о сотрудничестве в области борьбы с недобросовестной конкуренцией и антимонопольной политики.                            14. Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Китайской Народной Республики о сотрудничестве в области оценки соответствия импортируемой и экспортируемой продукции.                                                        15. Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Китайской Народной Республики о сотрудничестве и взаимной помощи в области валютного контроля.                                                                                                                              16. Соглашение между Федеральной службой налоговой полиции Российской Федерации и Министерством общественной безопасности Китайской Народной Республики о сотрудничестве в области борьбы с нарушениями налогового законодательства и другими экономическими преступлениями.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В данной работе была  исследована  экономика Китая, её  место в мировом хозяйстве. Были рассмотрены особенности и этапы экономического развития страны, основные черты социально-экономической структуры и внешнеэкономические связи.                                                                                                                 Китай принадлежит к развивающимся странам. Однако к XXI веку  экономисты и авторы редакционных статей зачастую представляют ситуацию в Китае как еще один пример бурного развития экономической системы, ставя его в один ряд с развитием экономики Японии и азиатских «тигров» (Южной Кореи, Сингапура, Тайваня и Гонконга).                                                                                                                Одной из характерных черт китайской экономики является ее экспортная ориентация и быстрое развитие мирохозяйственных связей. Руководство Китая делает ставку на эволюционные методы реформирования, гибкое балансирование интересов различных групп. Стабильность в обществе поддерживает государственный контроль.                                                                                                                              Существенные сдвиги, произошедшие во внешней торговле, были связаны с изменением модели развития экономики Китая. Широкое привлечение иностранного капитала в форме прямых инвестиций способствовало усилению инвестиционного процесса в стране.                                                                                                  Однако, несмотря на успехи, достигнутые в ходе модернизации, в экономике Китая по-прежнему существует комплекс достаточ­но сложных проблем. В их числе: низкий уровень развития про­изводительных сил, по-прежнему большое количество неразви­тых и бедных районов, замкнутость ряда регионов, преобладание сельского крестьянского населения (800 млн чел.), высокий удельный вес мелкого производства, низкий жизненный уро­вень населения (65 % живет в бедности).                                                                                                   Причину отставания специалисты объясняют субъективны­ми и объективными факторами, обусловливающими специфиче­ский характер развития. В их числе низкий уровень развития старого Китая, полуфеодальной и полуколониальной страны с крайне отсталой и закрытой экономикой и огромным, практи­чески неграмотным населением, а также разрушительная эконо­мическая политика 50-х годов, последствия которой ощутимы.                                                                                    В настоящее время Китай ведет активную деятельность в рамках международных интеграционных союзов (ШОС, АТЭС).                                                                      Кроме того, в настоящее время Российско-китайские отношения характеризуются устойчиво высокой динамикой развития, прочной правовой базой и разветвленной организационной структурой двустороннего взаимодействия, активными связями на всех уровнях [12]. Китай – важный стратегический партнер России.

Информация о работе Сравнительный экономико-статистический анализ Китая и России