Стандартизация качества

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Мая 2012 в 11:40, контрольная работа

Описание

Стандарт — это нормативный документ, принятый официальным органом, который устанавливает правила, указания или характеристики продукции или связанных с ней процессов и методов производства. Он может также включать в себя требования к терминологии, символам, упаковке, маркировке продукции, либо быть целиком посвящен этим вопросам.

Содержание

1. международная стандартизация.
2. петля качества.

Работа состоит из  1 файл

стандартизация качества.docx

— 26.93 Кб (Скачать документ)

Стандартизация  качества.

1. Международная стандартизация.

  Стандарт — это нормативный документ, принятый официальным органом, который устанавливает правила, указания или характеристики продукции или связанных с ней процессов и методов производства. Он может также включать в себя требования к терминологии, символам, упаковке, маркировке продукции, либо быть целиком посвящен этим вопросам.

  Стандартизация  – это деятельность, направленная на разработку и установление требований, норм, правил, характеристик как  обязательных для выполнения, так  и требуемых, обеспечивающая право  потребителя на приобретение товаров  надлежащего качества за приемлемую цену, а также право на безопасность и комфортность труда.

  В условиях интернационализации хозяйственных связей все большее значение приобретает международная стандартизация. Экспорт продукции во многом зависит от уровня стандартизации изделий. Товаропроизводители, стремясь к обеспечению высокой конкурентоспособности продукции, используют в своей деятельности стандарты международных организаций, что способствует повышению качества продукции.

  По определению Международной организации по стандартизации (ISO) стандартизация представляет собой «процесс установления и применения правил с целью упорядочения в данной области на пользу и при участии всех заинтересованных сторон, в частности, для достижения всеобщей максимальной экономии с соблюдением функциональных условий и требований безопасности».

  Стандартизация  выполняет следующие функции:

- упорядочивание объектов (продукции, работ, услуг, процессов), создаваемых людьми в разных странах;

- закрепление в нормативных документах оптимальных требований к упорядоченным объектам;

- установление правил применения этих нормативных документов.

Роль  международной стандартизации заключается  в:

- обеспечении  взаимозаменяемости элементов сложной продукции;

- сближении  уровня качества товаров, производимых в разных странах;

- содействии взаимообмену научно-технической информацией;

- содействии международной торговле;

- ускорении  научно-технического прогресса участников международных организаций.

Основополагающими принципами международной стандартизации являются:

1. Комплексность стандартизации. Заключается в систематизации и оптимальной увязке комплекса факторов, обеспечивающих требуемый уровень качества продукции, в процессе установления и применения нормативной документации (НД).

2. Опережающее развитие стандартизации. Развитие стандартизации с учетом изменения во времени показателей качества объектов стандартизации. Опережающая стандартизация заключается в установлении повышенных по отношению к уже достигнутому на практике уровню норм, требований к объектам стандартизации, которые согласно прогнозам будут оптимальными в последующее время.

3. Классификация. Заключается в выделении у объекта стандартизации классификационных признаков и их ранжировании по значимости для определения объекта. При этом различают общую и частную классификации.

  Существуют  две разновидности стандартизации: фактическая и официальная. Фактическая стандартизация отражает некоторые исторически сложившиеся особенности и правила жизни общества (календарь, письменность, счет и т. д.). Официальная стандартизация является результатом целенаправленной деятельности и всегда завершается выпуском нормативной документации, составляемой по установленной форме, имеющей определенную сферу и конкретные сроки действия.

  В области международной стандартизации работает большое число организаций, среди которых Международная организация по стандартизации (International Standart Organization) или сокращенно ISO (ИСО), является наиболее представительной. Она была создана решением комитета по координации стандартов ООН в 1946 г., официальную деятельность начала с февраля 1947 г., после ратификации ее создания 33 странами. ИСО является неправительственной организацией и пользуется консультативным статусом ООН. Основная цель, декларируемая Уставом ИСО, определена как «содействие стандартизации в мировом масштабе».

  Международная организация по стандартизации (ИСО) выполняет следующие функции:

- установление международных стандартов с согласия всех членов ИСО;

- содействие внедрению и облегчению применения новых прогрессивных стандартов;

- организация обмена информацией о работах своих членов и технических комитетов;

- сотрудничество с другими международными организациями.

  Структура Международной организации по стандартизации.

  Высшим  руководящим органом ИСО является Генеральная Ассамблея, состоящая  из официальных лиц и представителей всех категорий членов ИСО, созываемая не реже одного раза в три года. Генеральная Ассамблея определяет общую политику организации, решает основные вопросы ее деятельности. Официальными лицами ИСО являются: президент, вице-президент, казначеи, генеральный секретарь.

  При Совете создан ряд специальных комитетов  для работы по отдельным направлениям деятельности ИСО, например: КАСКО — деятельность комитета по оценки соответствия; ДЕВКО — деятельность комитета по оказанию помощи развивающимся странам; КОПОЛКО — деятельность комитета по защите интересов потребителей.

  Разработка  и согласование проектов международных стандартов производится рабочими органами ИСО — техническими комитетами (ТК). Количество технических комитетов не ограничено. Если сфера деятельности технического комитета слишком широка, в его рамках создаются более узко специализированные подкомитеты (ПК), формирующие рабочие группы (РГ) из ведущих специалистов в определенных областях деятельности из разных стран. Рабочие группы являются основным техническим звеном ИСО, разрабатывающим проекты рабочих документов.

В Международной организации по стандартизации  существуют три категории членства, когда организации могут стать членами ИСО:

- комитет-член (полноправный член ИСО). Комитетами-членами ИСО выступают национальные организации по стандартизации, согласные с требованиями Устава и Правил ИСО. От каждой страны, вне зависимости от числа действующих в ней организаций по стандартизации, в члены ИСО может быть принята только одна национальная организация.

- член-корреспондент.  С 1964 г. в ИСО существует категория членов-корреспондентов, в которую входят страны, не имеющие национальной организации по стандартизации (чаще всего развивающиеся).

- наблюдатель.

  ИСО поддерживает контакты со многими международными организациями, в той или иной мере затрагивающими в своей деятельности проблемы стандартизации, к числу которых могут быть отнесены:

IЕС/СЕI — International Electronical commision — Международная электротехническая комиссия (МЭК). МЭК является второй по значимости международной организацией по стандартизации после ИСО. Сферой стандартизации МЭК являются электротехника, радиосвязь, электроника, приборостроение. ИСО занимается стандартизацией во всех прочих отраслях;

СЕN — Europeen Committee for Standartization — Европейский комитет по стандартизации;

СЕNЕLЕС — Europeen Committee for electronical Standartization — Европейский комитет по стандартизации в области электротехники и электроники;

ЕОQ -Europeen Organization for Quality — Европейская организация по качеству;

ЕТSI — Europeen Telecommunications Standarts institute — Европейский институт по стандартизации в области телекоммуникаций;

ЕАSC — EuroAsia State Council for Standartization , Metrology and Certification — Евроазиатский межгосударственный совет по стандартизации, метрологии и сертификации;

IAN — International Federation of Standarts Users — Международная федерация пользователей стандартов;

СОРАN — Pan-American Standarts Commission — Панамериканская комиссия по стандартам;

РАSСО — Pacific Area Standarts Congress — Конгресс по стандартизации стран Тихоокеанского бассейна; WHO — World Health Organization — Всемирная организация здравоохранения;

TWO — World Trade Organization — Всемирная торговая организация;

EAST — Eurasian Council on Standartization, Metrology and Certification — Межгосударственный совет по стандартизации, метрологии и сертификации Содружества независимых государств (МГ-С СНГ) и другие.

2. Петля качества.

  Важнейшим элементом системы качества является жизненный цикл продукции, или «петля качества». «Петля качества» («спираль качества») - концептуальная модель взаимозависимых видов деятельности, влияющих на качество на различных стадиях: от определения потребностей до оценки их удовлетворения.

  Объектами управления качества продукции являются все элементы, образующие петлю качества. Под петлей качества, в соответствии с международными стандартами ИСО, понимают замкнутый в виде кольца жизненный цикл продукции, включающий следующие основные этапы: маркетинг; проектирование и разработка технических требований, разработка продукции; материально-техническое снабжение; подготовка производства и разработка технологии и производственных процессов; производство; контроль, испытание и обследование; упаковка и хранение; реализация и распределение продукции; монтаж; эксплуатация; техническая помощь и обслуживание; утилизация.

  С помощью петли качества осуществляется взаимосвязь изготовителя продукции  с потребителем и со всеми объектами, обеспечивающими решение задач  управления качеством продукции. Управление качеством продукции осуществляется циклически и проходит через определенные этапы, именуемые циклом Деминга. Реализация такого цикла называется оборотом цикла Деминга. Понятие цикла Деминга не ограничивается только управлением качества продукции, а имеет отношение и к любой управленческой и бытовой деятельности.

  В круговом цикле, заключается сущность реализации общих функций управления, имея в виду, что эти функции направлены на обеспечение всех условий создания качественной продукции и качественного ее использования.

  При управлении качеством в целях обеспечения системности этого процесса необходимо объединить кольцо качества с циклом (кругом) Деминга, что будет характеризовать основные виды действий на протяжении жизненного цикла продукции. Управление качеством отличается от контроля, который в основном сводится к отделению хороших изделий от плохих. Качество продукта после завершения процесса производства не может быть изменено в результате контроля. Управление качеством имеет дело со всей системой разработки, производства, эксплуатации (потребления) и утилизации товара. Задачей управления качеством является установление причин брака, а затем устранение этих причин и обеспечение производства продукции лучшего качества.

  Управление качеством это прежде всего: ориентация на потребителя; системный подход; охват всех фаз жизненного цикла продукции.

  Задача  управления качеством не определяется масштабом деятельности предприятия, а зависит от стратегии фирмы  и наличия политики в области  качества. Система управления качеством строится так, чтобы текущая деятельность предприятия, обеспечивающая достижение поставленных тактических и стратегических целей, в минимальной степени зависела от индивидуальных особенностей исполнителя.

  В стандартах ISO-9000 приводятся требования к системе качества услуг.

  К основным трудностям при создании системы  качества на предприятии и, прежде всего  на малом предприятии, стоит отнести  позицию руководства. Руководство предприятия должно осветить следующие вопросы: цели предприятия, задачи предприятия, задачи каждого руководителя предприятия по управлению качеством.

  К основным мероприятиям по строению системы  качества можно отнести следующее:

- обучение персонала предприятия для обеспечения определенного профессионального уровня в вопросах построения систем качества;

- принятие высшим руководством предприятия взвешенного решения о создании системы качества;

- маркетинговые исследования по выявлению потребностей рынка в оказываемых услугах или продукции;

- формирование политики качества предприятия, определение целей и постановка задач предприятия;

- подтверждение всем персоналом сформулированных целей и задач в области качества;

- назначение уполномоченного по качеству, наделенного соответствующими полномочиями;

- фиксация исходного состояния: установление несоответствия в управлении производством требованиям и нормам ISO, установление отклонения от планируемого состояния качества услуг или продукции предприятия;

Информация о работе Стандартизация качества