Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Апреля 2012 в 11:55, курсовая работа
В быстро меняющемся мире важно не отстать от мировых достижений в
мотивации труда. В рыночной экономике при острейшей конкуренции важным
фактором развития предприятия является соотношение цены и качества товара.
Имея современное оборудование, отработанное технологическое производство,
необходимую сырьевую базу совсем не означает, что предприятие будет успешно
работать.
Введение 3
1. Методология системы стимулирования эффективности и качества труда. 7
1.1. История стимулирования труда 7
1.2. Понятие и сущность системы стимулирования 12
1.3. Мировые тенденции развития 22
1.4. Механизм управления поведением объектов стимулирования 23
2. Виды и формы стимулирования 27
2.1. Виды стимулирования 27
2.1.1. Материально-денежное стимулирование 28
2.1.2. Социальное стимулирование 33
2.1.3. Моральное стимулирование 35
2.2. Формы стимулирования 40
2.2.1. Опережающие и подкрепляющие формы стимулирования 40
2.2.2. Индивидуальная и коллективная формы стимулирования 41
2.2.3. Позитивная и негативная формы стимулирования 42
2.2.4. Непосредственная, текущая и перспективная формы. 43
2.2.5. Общая и целевая формы 44
. психологическое неприятие безработицы и самих безработных, это в равной
степени относится как к тем, кто потерял работу и пытается
трудоустроиться самостоятельно, так и к тем, кто нанимает рабочую силу
через центр занятости;
. население плохо информировано о расположении данных служб, об их
предназначении и деятельности;
. возможности трудоустройства центра занятости ограничены, т. к.
подавляющее большинство руководителей предприятий не прибегают к услугам
ЦЗН при поиске и найме рабочей силы;
Говоря о финансовой стороне вопроса можно отметить следующие причины:
предполагается, что предприятия, высвобождающие работников, должны
информировать их о необходимости регистрации в ЦЗН. Однако у предприятий
нет ни стимулов, ни обязанностей выполнять эту функцию. Более того,
предприятия, сокращающие занятых, скорее всего находятся в трудном
материальном положении и для них выгоднее не информировать работников,
поскольку в таком случае они не будут выплачивать им пособие за третий
месяц; Закон о занятости включает положение о том, что граждане России,
получающие выходное пособие от предприятий, не могут претендовать на
пособие по безработице. Это означает, что многие из числа потерявших работу
и получивших выходное пособие не видят смысла обращаться в ЦЗН. Из опроса
клиентов службы занятости выяснилось, что среди других, наиболее часто
встречающихся причин нежелания обращаться в ЦЗН, назывались такие как
"через государственные СЗ можно трудоустроиться лишь в государственном
секторе", "в СЗ обращаются только уволенные за нарушение трудовой
дисциплины".
Как бы ни были субъективны оценки людей, неоспоримым является то, что
большинство не имеющих работы не пользуется услугами органов службы
занятости. Эта субъективная информация ценна и ее изучение позволит
оказывать влияние на мотивационный механизм человека, желающего
трудоустроиться
3. Перспективы развития рынка труда
Успех проводимых в России реформ во многом зависит от степени
институционализации легальной экономики в целом и отдельных рынков в
частности. Конечно, следует учитывать, что в процессе институционализации
могут формироваться не только эффективные институты. Например,
институционализируются, наряду с легальными, и теневые рынки, и такие
процессы, которые никак нельзя признать способствующими повышению
эффективности экономики.
Создание рыночных институтов не тождественно процессу формирования
рынков. Но в то же время успешное функционирование рынков, как основных
механизмов экономической координации, является целью инженерии институтов.
В современной экономической литературе по институционализму и экономике
организаций различие между институтами и рынками сводится к тому, что рынки
определяются как механизмы по передаче прав собственности, а институты –
как правила и нормы, определяющие этот и др. механизмы поведения людей.
Процесс институционализации рынков труда в переходной экономике
протекает сложно и противоречиво, сопровождаясь эрозией уже созданных
институтов или их неэффективным функционированием (например, городских,
молодежных и др. бирж труда). Особая роль при формировании институтов рынка
труда принадлежит формальным институтам, среди которых важнейшее значение
имеют институты и нормы трудового законодательства. Принятие нового
Трудового Кодекса в 2002 году должно способствовать изменению направления
развития вектора конструктивных тенденций на современном отечественном
рынке труда.
Ситуацию на российском рынке труда можно охарактеризовать как
неравновесную (асимметричную), причем, природа неравновесия имеет
особенности, которые часто не анализируются в рамках традиционного
неоклассического макро- и микроэкономического анализа. Неравновесие на
рынках в переходной экономике является институциональным, проявляясь в
отсутствии институтов, которые могли бы обеспечить условия для
возникновения эффективных равновесий.
На наш взгляд, выделяются следующие особенности неравновесия на рынке
труда:
1) Сложившаяся ситуация является следствием переходных и
трансформационных процессов в экономике в целом. Своеобразие приспособления
рынка труда к сложившимся новым экономическим условиям и институтам
заключается в том, что оно происходит не столько за счет сокращения
численности занятых, сколько гибкости в оплате труда, а также в его
продолжительности и эффективности. Конкретными проявлениями такой
специфической гибкости являются низкий уровень заработной платы, высокий
уровень ее дифференциации, систематические задержки в ее выплате, широкое
распространение административных отпусков и переводов в режим неполного
рабочего времени, развитие вторичной занятости, высокая текучесть кадров.
Перечисленные факторы обусловливают сохранение трудоизбыточной
(придерживаемой) занятости на значительной части российских предприятий.
2) Особенностью неравновесия современного российского рынка труда
является существование увеличивающегося разрыва между официально
регистрируемым количеством безработных и их общей численностью, которая не
соответствует уровню падения производства. За последние годы наблюдается
устойчивая тенденция уменьшения доли официально регистрируемых безработных
в их общей численности. Так в июне 2000 года доля официально
зарегистрированных безработных в их общем количестве составляла 22%, а в
июне 2001 года - 15%. Одним из объяснений подобного феномена может служить
прогрессирующий уход в "тень" легальной составляющей рынка труда.
Значительный разрыв между регистрируемой безработицей и фактической можно
объяснить тем, что безработный часто стоит перед выбором - иметь легальную
занятость, но с крайне низкими доходами или иметь более высокие доходы, но
лишиться всех социальных гарантий, перейдя в теневой сектор.
Таким образом, рынок труда в зависимости от институциональных
факторов, представляется сложным структурированным образованием, состоящим
из нескольких рынков и квазирынков, в зависимости от вида которого
работники реагируют на разные стимулы при поиске работы. Поэтому каждый
работник вынужден делать выбор между теневым рынком труда и легальным с
невысокой заработной платой и минимальными социальными гарантиями. Именно,
выбор работника из этих критериев, наиболее выгодных для себя, и будет в
дальнейшем показывать, направление развития современного рынка труда в
будующем.
3) Отклонение цены на рынке труда от совершенно равновесной можно
также объяснить специфической монополизацией, которая является "наследием"
плановой экономики, а также обусловлена слабостью и неразвитостью
институциональной структуры.
Важнейшим институтом рынка труда является институт профсоюзов. В
плановой экономике профсоюзы не являлись свободными ассоциациями
трудящихся, а были встроены в общую систему государственного управления.
В России кризис системы государственных профсоюзов обозначился еще в
дореформенный период, когда начали создаваться независимые профсоюзы, и
широкий размах приняло забастовочное движение. В ходе последующих реформ
российский рынок труда приобрел все важнейшие атрибуты, присущие
современной системе трудовых отношений: независимые от государства
объединения трудящихся; право на проведение забастовок; свобода заключения
коллективных договоров; механизм трехсторонних соглашений с участием
профсоюзов, работодателей и государства. Эти изменения были закреплены в
законе "О коллективных договорах и соглашениях", положениях Правительства
РФ "О российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых
отношений", "О порядке подготовки и заключения генерального соглашения и
отраслевых (тарифных) соглашений".
Необходимо учитывать тот исторический факт, что объединения работников
способствовали институциональным изменениям, в результате которых получили
распространения капиталоемкие производства и, следовательно, неизбежные
технологические и организационные нововведения. Это согласуется с
историческими фактами эпохи промышленной революции: организация больших
групп наемных работников навязывала корпорациям постоянную заботу о
развитии капиталоемких способов производства и о минимизации использования
труда. Объединения занятых работников в профсоюзы - это единственная
возможность повысить эффективность рынка труда в условиях монопсонии или
олигопсонии.
В нашей стране профсоюзы еще не достаточно сильны и, скорее всего в
ближайшем будущем они все еще не будут оказывать достаточного влияния, а
следовательно развитие эффективности рынка труда в России в данном
направлении наблюдаться не будет.
Приватизация и остро вставшая перед российскими предприятиями
необходимость ориентироваться на рыночный спрос неизбежно должны были
отразиться на структуре производства товаров и услуг и, следовательно, на
структуре и величине занятости. Как ни парадоксально, ни того, ни другого
(по крайней мере, в ожидавшихся) масштабах не произошло.
При планировании реформ особый акцент делался на изменение структуры
прав собственности в стране. Но результаты этого процесса неоднозначны и,
по оценкам большинства экономистов, неудовлетворительны из-за слабой
развитости институциональных механизмов, которые способствуют эффективному
перераспределению и контролю за собственностью, сокращению агентских цепей.
Индивидуализация собственности предполагает создание более
конкурентных условий для перелива ресурсов в перспективные отрасли
промышленности. Таким образом, приватизация, создающая множество частных
собственников, является одной из предпосылок реструктуризации
промышленности. Реформирование трудовых отношений в постсоветском обществе
основывается на совершенно иных подходах, требующих собственных,
кардинально отличающихся институциональных механизмов. Индивидуализация
рынка труда (а новый Трудовой Кодекс, фактически, способствует этому),
расширяющаяся в России, ставит наемных работников в положение,
противостоящее односторонней монопсонии, что снижает Парето-эффективность
распределения трудовых ресурсов. Ситуации с односторонне доминирующими