Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Апреля 2012 в 11:55, курсовая работа
В быстро меняющемся мире важно не отстать от мировых достижений в
мотивации труда. В рыночной экономике при острейшей конкуренции важным
фактором развития предприятия является соотношение цены и качества товара.
Имея современное оборудование, отработанное технологическое производство,
необходимую сырьевую базу совсем не означает, что предприятие будет успешно
работать.
Введение 3
1. Методология системы стимулирования эффективности и качества труда. 7
1.1. История стимулирования труда 7
1.2. Понятие и сущность системы стимулирования 12
1.3. Мировые тенденции развития 22
1.4. Механизм управления поведением объектов стимулирования 23
2. Виды и формы стимулирования 27
2.1. Виды стимулирования 27
2.1.1. Материально-денежное стимулирование 28
2.1.2. Социальное стимулирование 33
2.1.3. Моральное стимулирование 35
2.2. Формы стимулирования 40
2.2.1. Опережающие и подкрепляющие формы стимулирования 40
2.2.2. Индивидуальная и коллективная формы стимулирования 41
2.2.3. Позитивная и негативная формы стимулирования 42
2.2.4. Непосредственная, текущая и перспективная формы. 43
2.2.5. Общая и целевая формы 44
3.2. Политика государства по созданию и сохранению рабочих мест 19
Заключение 29
Список литературы: 34
Осуществляемый в России в настоящее время переход к рыночным
отношениям связан с большими трудностями, возникновением многих социально-
экономических проблем. Одна из них - проблема занятости, которая неразрывно
связана с людьми, их производственной деятельностью.
Рынок предъявляет и требует совершенно иного уровня трудовых
взаимоотношений на каждом предприятии. Однако, пока не созданы эффективные
механизмы использования трудовых ресурсов, возникают новые и обостряются
старые проблемы занятости, растет безработица.
Массовая бедность и социальная незащищенность широких слоев населения
- наша действительность.
Безработица представляет собой макроэкономическую проблему,
оказывающую наиболее прямое и сильное воздействие на каждого человека.
Потеря работы для большинства людей означает снижение жизненного уровня и
наносит серьезную психологическую травму. Поэтому неудивительно, что
проблема безработицы часто является предметом политических дискуссий.
Экономисты изучают безработицу для определения ее причин, а также для
совершенствования мер государственной политики, влияющих на занятость.
Некоторые из государственных программ, например, программы по
профессиональной переподготовке безработных, облегчают возможность их
будущего трудоустройства. Другие, такие как программы страхования по
безработице, смягчают отдельные экономические трудности, с которыми
сталкиваются безработные. Еще целый ряд государственных программ влияет на
уровень безработицы косвенно. Например, большинство экономистов считает,
что законы, предусматривающие высокую минимальную заработную плату, ведут к
росту безработицы. Выявляя нежелательные побочные последствия той или иной
государственной политики, экономисты могут помочь политикам оценить
альтернативные варианты решения различных проблем.
На протяжении многих десятилетий политика управления трудовыми
ресурсами в СССР отталкивалась не от интересов человека, а от потребностей,
определяемых общей направленностью экономики на преимущественно
экстенсивный рост. Она была подчинена задаче преодоления нехватки кадров,
изыскания дополнительных источников рабочей силы для укомплектования
растущего числа рабочих мест. Это привело к практически полному исчерпанию
трудовых ресурсов и чрезмерному вовлечению в народное хозяйство женщин и
лиц пенсионного возраста с ограниченной трудоспособностью. В СССР
длительное время существовало такое явление, как нерациональная
сверхзанятость. При этом на предприятиях и в организациях имел место
раздутый управленческий и вспомогательный персонал, количество вакантных
рабочих мест в производственной сфере исчислялось миллионами и одновременно
существовала безработица.
Переход к рыночной экономике неизбежно привел к большим переменам в
использовании трудовых ресурсов. С перестройкой хозяйственной жизни страны
проявилось много факторов, влияющих на качественные характеристики рынка
рабочей силы. Свертывание деятельности центральных ведомств и отраслевых
министерств, разрыв вертикальных и горизонтальных экономических связей,
установленных в условиях командно-административной системы без учета
интересов территорий и трудовых коллективов, резкое ухудшение социально-
экономического положения и обострение межреспубликанского (в пределах СНГ)
движения населения негативно сказывается на эффективности использования
накопленного производственного потенциала, сбалансированном обеспечении
трудоспособного населения рабочими местами, способствует возникновению
локальных очагов безработицы. Эмиграция населения в страны дальнего
зарубежья в основном охватывает высококвалифицированные кадры,
специалистов, способных выдержать конкуренцию на мировом рынке рабочей
силы. Для России она будет иметь двоякое последствие - с одной стороны,
сократится предложение рабочей силы, с другой - ухудшится ее качество.
Наиболее угрожающим фактором роста безработицы и массового
высвобождения людей из производства является развал межхозяйственных связей
и свертывание по этой причине производства на крупных и сверхкрупных
предприятиях первого подразделения. Разрыв горизонтальных экономических
связей, нарушение договорных обязательств по поставкам продукции
сопровождаются снижением объемов продукции, сокращением числа рабочих мест
и работающих. Перестройка системы управления и политического устройства
общества сопровождается сокращением числа занятых на руководящих должностях
в аппаратах государственного управления, в армии. Возникает специфический
вид безработицы среди лиц высокой квалификации, профессионально непригодных
к использованию в низовых хозяйственных звеньях производственной и
непроизводственной сфер.
Возрождение многоукладной экономики, предоставление предприятиям
полной хозяйственной самостоятельности, а в целом, всесторонняя
демократизация повлекли за собой крупные изменения в теоретических подходах
к проблемам занятости. Главное их направление - превращение работника из
бессубъектного ресурса командно-административной хозяйственной системы в
субъекта экономической жизни. На рынке труда такой работник уже не
выступает в качестве бесправного и несвободного, а обладает некоторым
выбором способов своего существования. Наконец-то общество признало право
работника на самостоятельные действия не только на бумаге, как это было при
советской власти, но и на деле.
В связи с этим, нового осмысления потребовало такое экономическое
понятие, как полная занятость. До недавнего времени она приравнивалась ко
всеобщей, поголовной, тотальной. Ее обеспечение понималось прежде всего как
задача заставить работать всех и каждого, а не удовлетворить спрос на
рабочие места. В новых экономических условиях нужна уже не просто
занятость, а занятость эффективная. По мере углубления экономической
реформы формируется рынок труда, основанный на исключительном праве
человека распоряжаться своими способностями к труду и регулируемый
сбалансированностью спроса и предложения рабочей силы. В отличие от
командного распределения и перераспределения трудовых ресурсов, рынок труда
регулирует личное право граждан на труд и повышает его экономический статус
в обществе. Теперь каждый человек сам добровольно избирает форму занятости,
вид деятельности и профессию. Никто не имеет права принуждать человека к
труду административными способами. Полная занятость - цель, к которой
необходимо стремиться. Она достигается тогда, когда спрос на рабочую силу
совпадает с ее предложением. Но это мимолетное явление, которой постоянно
будет нарушаться из-за изменений потребностей общества, структуры
производства.
Интенсивность высвобождения и перераспределения рабочей силы зависит
от множества факторов, главные из которых - изменение форм собственности,
ликвидация нерентабельных и неконкурентоспособных предприятий и
производств, предстоящая структурная перестройка. Поэтому данные процессы,
затрагивающие коренные интересы всех слоев населения, условия их занятости,
обязательно должны регулироваться. Необходима активная государственная
политика в сфере занятости и трудовых отношений. Регулирующая роль
государства должна состоять в постоянном поддержании сбалансированности
экономических приоритетов и приоритетов занятости в программах
экономических преобразований.
Глава 1. Безработица: понятие формы и причины.
1.1. Формы безработицы и их специфика
Начнем с той формы безработицы, о которой можно вести речь фактически
в любом обществе и которая во многом является необходимым следствием
активных структурных перестроек экономики. Это фрикционная (или
структурная) безработица. Рабочие имеют различные склонности и способности,
а к каждому конкретному рабочему месту предъявляются определенные
профессиональные требования. Кроме того, система распространения информации
о претендентах на рабочие места является несовершенной, а географическое
перемещение рабочих не может происходить моментально. Поиск подходящего
рабочего места требует определенного времени и усилий. В самом деле,
поскольку различные рабочие места различаются и по сложности, и по оплате
труда, безработный может даже отказаться от первого предложенного ему
рабочего места. Безработица, вызванная тем, что установление соответствия
между работниками и рабочими местами требует времени, называется
фрикционной безработицей.
Определенный уровень фрикционной безработицы неизбежен в условиях
постоянно меняющейся рыночной экономики. Спрос на различные товары
постоянно колеблется, что в свою очередь вызывает колебания спроса на труд
работников, производящих эти товары. Далее, поскольку различные регионы
производят разные товары, спрос на труд может одновременно возрастать в
одной части страны и сокращаться в другой. Экономисты называют такие
изменения в структуре спроса на труд по отраслям и регионам структурными
сдвигами. Поскольку структурные сдвиги происходят постоянно и рабочим
требуется определенное время для смены работы, фрикционная безработица
носит устойчивый характер.
Структурные сдвиги не являются единственной причиной постоянного
высвобождения работников и фрикционной безработицы. Помимо этого, рабочие
неожиданно для себя оказываются уволенными в случае, если предприятие
становится банкротом, если качество их работы признается
неудовлетворительным или если их конкретная квалификация более не
требуется.
Если речь идет о систематическом высвобождении работников
предприятий, которые должны свертывать свою деятельность вследствие ее
технологической или экономической неэффективности, вследствие того, что
научно-технический и социальный прогресс требует переструктурирования
экономической жизни, то такого рода высвобождение рабочей силы должно
считаться безусловно позитивным процессом, так как это высвобождение
работников в одних сферах всегда сопровождается параллельным появлением