Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2012 в 09:08, реферат
Целью данной работы является определение теоретико-методологических основ стратегического планирования в муниципальных образованиях, а также выявление практических проблем в процессе осуществления стратегического планирования на примере муниципального образования города Екатеринбурга.
Данная цель обусловила постановку следующих практических задач:
Введение 3
1 Теоретико-методологические основы исследования стратегического планирования социально-экономического развития муниципального образования
2 Организационно-правовые основы стратегического планирования социально-экономического развития муниципального образования
3 Опыт стратегического планирования в муниципальном образовании город Екатеринбург
Заключение 65
Список использованных источников и литературы 68
18
Стратегическое планирование социально-экономического развития территории (на примере муниципального образования «г. Екатеринбург»)
18
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение 3
1 Теоретико-методологические основы исследования стратегического планирования социально-экономического развития муниципального образования
2 Организационно-правовые основы стратегического планирования социально-экономического развития муниципального образования
3 Опыт стратегического планирования в муниципальном образовании город Екатеринбург
Заключение 65
Список использованных источников и литературы 68
Введение
Неравномерность экономического развития территорий и усиливающаяся социальная дифференциация населения, глобальные и локальные социально-экономические изменения побуждают искать новые методы и варианты ответов на складывающиеся вопросы. Наличие стратегии позволяет сделать механизм управления городом более прозрачным, дает возможность жителям, представителям всех хозяйствующих, финансовых, научных структур принимать участие в выборе решений и их успешной реализации.
Целью данной работы является определение теоретико-методологических основ стратегического планирования в муниципальных образованиях, а также выявление практических проблем в процессе осуществления стратегического планирования на примере муниципального образования города Екатеринбурга.
Данная цель обусловила постановку следующих практических задач:
1) Выявить и рассмотреть основные элементы стратегического планирования на муниципальном уровне;
2) охарактеризовать принципы и этапы стратегического планирования;
3) рассмотреть основные элементы стратегических планов как основных результирующих документов стратегического планирования;
4) проанализировать нормативно-правовые основы стратегического планирования социально-экономического развития территории по уровням правового регулирования (федеральный, региональный, местный);
5) описать применяемые инструменты стратегического планирования;
6) проанализировать систему стратегического планирования в муниципальном образовании г. Екатеринбург, обозначив субъекты, объекты, цели, показатели их достижения, этапы разработки, институциональные основы, условия внешней и внутренней среды;
7) выявить проблемы связанные с организацией, содержанием и реализацией стратегического планирования в городе Екатеринбурге, дать рекомендации и предложения по их устранению.
Объектом исследования является система стратегического планирования социально-экономического развития муниципального образования. Полигоном исследования послужил Екатеринбург - типичный представитель городов-миллионников.
Предметом исследования являются отношения, тенденции и механизмы, возникающие в процессе разработки и реализации стратегии муниципального развития.
Базой исследования являются данные из периодических источников и сети Интернет, а также законодательные и нормативные акты Российской Федерации и ее субъектов, акты муниципальных образований в области стратегического планирования, в частности, акты органов местного самоуправления муниципального образования город Екатеринбург.
1 Теоретико-методологические основы исследования стратегического планирования социально-экономического развития муниципального образования
Необходимость стратегического планирования развития городов была вызвана, прежде всего, невозможностью в краткосрочной и среднесрочной перспективе решить сложные социальные и экономические проблемы, а также сделать более предсказуемыми риски предпринимательской деятельности. Многие городские стратегии в России, разработанные в 2008 - 2010 годах, имеют антикризисную направленность.
Предмет нашего исследования можно также рассматривать как часть системы планирования на местном уровне, включающей три основных вида планирования бюджетное, территориальное планирование и, собственно, планирование социально-экономическое развития.
К подсистемам обеспечения системы стратегического планирования социально-экономического развития территорий относятся кадровая, финансовая, информационная и прочие системы.
Целевая подсистема заслуживает отдельного внимания. Помимо целей социально-экономического развития территории, следует обозначить цели управляющей системы стратегического планирования. На муниципальном уровне они включают:
• выработку общего понимания происходящих в экономике изменений и единой позиции по отношению к ним;
• определение вектора развития социо-экономики муниципального образования;
• определение формата совместной работы по укреплению экономического потенциала жителей города и местных предприятий;
• содействие субъектам экономической политики в принятии ими конкретных решений, позволяющих повысить целенаправленность и скоординированность действий.
С одной стороны, стратегия должна помочь местному бизнесу получить представление о деятельности властей в сфере экономики, приоритетных направлениях, которые будут поддерживаться и стимулироваться. С другой стороны, стратегия должна нацелить работу многочисленных институтов, занятых реализацией экономической и социальной политики. То есть стратегическое планирование рассматривается как средство координации усилий и достижения взаимопонимания.
В общем виде стратегическое управление городами предполагают следование принципам целенаправленности, социальности, комплексности, эффективности, минимизации риска, баланса интересов, легитимности, демократичности, профессионализма, принципа «первого руководителя», партнерства, единства объекта стратегического управления, единства субъекта стратегического управления, трактовки стратегического плана как единства целей и средств достижения.
Для разработки стратегий города используют схожие подходы, перенимая друг у друга схемы построения стратегии. В основе большинства западных подходов лежит теория конкурентности М.Портера и активное участие в разработке стратегии города высших учебных заведений.
В муниципальных структурах применяются следующие алгоритмы стратегического планирования.
Алгоритм стратегического планирования, разработанный экспертами РНЦГМ и Института социально-экономического проектирования РАН и реализованный при формировании стратегического плана г. Тольятти Самарской области:
1. Анализ внутренних закономерностей развития города.
2. Анализ стартовых условий развития города, обусловленных факторами местного характера:
1) качество жизни населения;
2) величина и эффективность использования накопленного (стартового) на территории социально-экономического потенциала;
3) экологическая обстановка на территории города;
4) экономическая ситуация;
5) состояние системы городского самоуправления;
3. Анализ внешних факторов, определяющих перспективное социально-экономическое развитие города.
4. Разработка системы государственных минимальных социальных стандартов и их оценка:
1) система минимальных муниципальных социальных стандартов;
2) предложения по системе муниципальных стандартов качества жизни.
5. Интегральная оценка исходной социально-экономической ситуации.
6. Выявление и систематизация предпосылок и ограничений перспективного развития города (на основе результатов исследований пп. 1, 3, 5).
7. Генерация вариантов стратегического выбора города (информационной базой являются пп.4, 6).
8. Комплексная оценка вариантов стратегического выбора города (экспертная оценка).
9. Определение варианта (вариантов) стратегического выбора города.
Основными документами в сфере комплексного социально-экономического развития муниципального образования являются концепция и разрабатываемый на ее основе стратегический план социально-экономического развития. Стратегические планы, являющиеся одним из видов планов, представлены различными вариантами. Но всякий стратегический план содержит два необходимых компонента:
1) стратегический проект, представляющий собой набор элементарных стратегий и
2) стратегическую программу, определяющую способы реализации проекта.
Сопоставляя два элемента стратегического плана – стратегический проект и программу – следует отметить, что более подвижной, изменчивой ее частью является именно программа, а не проект.
2 Организационно-правовые основы стратегического планирования социально-экономического развития муниципального
Правовой основой использования методов стратегического планирования и прогнозирования социально-экономического развития является Федеральный закон «О государственном прогнозировании и программах социально-экономического развития Российской Федерации» № 115-ФЗ. Закон определяет программы социально-экономического развития «как систему целевых ориентиров и планируемых эффективных путей и средств достижения указанных ориентиров».
Функцией контроля над разработкой стратегических документов в субъектах РФ с 2002 года закреплена за одним из департаментов Минэкономразвития РФ.
Законодательством РФ установлено, что государственные органы власти субъектов РФ формируют нормативные правовые акты, определяющие порядок решения вопросов в рамках распределенных полномочий, в частности это касается утверждения областными актами программ социально-экономического развития.
Основным документом, определяющим подход исполнительной власти в лице Минрегионразвития России к стратегическому планированию регионального развития, является «Концепция Стратегии социально-экономического развития регионов Российской Федерации», являющаяся теоретическим документом, представляющим достаточно подробную и обстоятельную модель регионального развития в видении центра с позиции управления региональным развитием. Второй документ — проект «Требований к стратегии социально-экономического развития субъекта РФ» (Приказ Минрегионразвития РФ от 27.02.2007 № 14), а также письмо Минрегионразвития России от 28.10.2005 № 6831-ВА/20 в органы исполнительной власти субъектов РФ — предлагает регионам некоторый унифицированный методического характера взгляд федерального центра на формат и содержание региональных стратегий как документов, представляемых для согласования в МВК при Минрегионе России.
Законодательство и нормативная правовая база федерального уровня не содержат прямого требования о применении стратегического планирования в качестве метода государственного планирования, также как не определено требование по установлению органами государственной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления порядка применения метода планирования.
В Свердловской области сделаны следующие шаги по формированию правовой базы стратегического планирования:
Постановлением областного Правительства определены задачи стратегического характера государственных органов исполнительной власти области и органов местного самоуправления, определен план разработки нормативных правовых актов стратегического характера.
Создана организационная структура стратегического планирования, позволяющая в т. ч. реализовывать стратегические проекты на условиях государственно-частного партнерства (Фонд развития, соглашения о сотрудничестве).
Областным министерствам поручено разработать планы по развитию объектов бюджетной сферы инженерной инфраструктуры инвестиционных площадок.
Определены задачи «увязать» стратегию области, инвестиционные площадки с разрабатываемой схемой территориального планирования, разработать концепцию бюджетной, налоговой политики и развития налогового потенциала на период до 2020 г.
Информация о работе Стратегическое планирование социально-экономического развития территории