Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2012 в 09:08, реферат
Целью данной работы является определение теоретико-методологических основ стратегического планирования в муниципальных образованиях, а также выявление практических проблем в процессе осуществления стратегического планирования на примере муниципального образования города Екатеринбурга.
Данная цель обусловила постановку следующих практических задач:
Введение 3
1 Теоретико-методологические основы исследования стратегического планирования социально-экономического развития муниципального образования
2 Организационно-правовые основы стратегического планирования социально-экономического развития муниципального образования
3 Опыт стратегического планирования в муниципальном образовании город Екатеринбург
Заключение 65
Список использованных источников и литературы 68
Оценка деятельности исполнительных органов государственной власти области осуществляется с учетом выполнения стратегических задач.
Практикуется установка контрольных параметров экономических и социальных показателей развития на среднесрочную перспективу как на областном, так и на муниципальном уровне.
Основными муниципальными правовыми актами, регламентирующими разработку, принятие и представление прогноза социально-экономического развития города Екатеринбурга, являются:
• Положение «О бюджетном устройстве и бюджетном процессе в муниципальном образовании «город Екатеринбург», утвержденное Решением Екатеринбургской городской Думы от 22.04.2003 № 38/2 (с изм.): регламентирует сроки, процедуры представления и рассмотрения бюджета города;
• Положение о порядке составления Прогноза социально-экономического развития муниципального образования «город Екатеринбург», утвержденное Постановлением Главы Екатеринбурга от 21.12.2007 № 5908 (с изм.): определяет основу и содержание Прогноза, порядок и сроки подготовки и представления материалов в предварительный и уточненный прогнозы, форму представления материалов и перечень сведений, необходимых для составления прогноза и представляемых отраслевыми и территориальными подразделениями Администрации города;
• Положение о муниципальной статистической информации в муниципальном образовании «город Екатеринбург», утвержденное Постановлением Главы Екатеринбурга от 13.03.2008 № 870 (с изм.): определяет порядок формирования, сбора, предоставления и использования муниципальной статистической информации в муниципальном образовании «город Екатеринбург».
В основе программ социально-экономического развития лежат взаимоувязанные по целям, задачам, ресурсам, срокам и исполнителям мероприятия; все они должны содержать механизм эффективного управления результатами и специально разработанную систему индикаторов (показателей) измерения достижения запланированных целей.
В данном исследовании проведена оценка качества стратегического планирования в городе Екатеринбурге с применением методики, подготовленной в 2001 г. МЦСЭИ «Леонтьевский центр».
Данная методика оценки качества стратегического планирования позволяет оценить:
процесс стратегического планирования и систему стратегического партнерства;
непосредственный результат стратегического планирования – стратегический план (содержание и форма);
конечные результаты стратегического планирования – улучшения в экономике и качестве жизни населения города, происходящие вследствие реализации стратегического плана.
На основе разработанной методологии и изученных нормативно-правовых основ стратегического планирования социально-экономического развития муниципального образования, в следующей главе мы осуществим оценку данного процесса в муниципальном образовании город Екатеринбург.
3 Опыт стратегического планирования в муниципальном образовании города Екатеринбурга
Идея разработки стратегического плана развития Екатеринбурга в администрации города появилась еще в начале 90-х годов, однако, в условиях экономической и политической нестабильности реально опереться в планировании было практически не на что. Толчком для разработки стало постановление Главы города Екатеринбурга от 28.06. 2000 г. № 674 «О процессе стратегического планирования в г. Екатеринбурге». Непосредственным инициатором этого процесса и основным субъектом – заказчиком стратегического планирования выступила городская власть. Принцип «первого руководителя», следование которому означает «включенность» в ход работ по формированию концепции «первых лиц» субъекта управления был реализован благодаря общему руководству организацией и разработкой Стратегического плана развития Екатеринбурга Главой города А.М. Чернецким и председателем городской Думы Я.П. Силиным.
В 2008 году был создан Комитет стратегического планирования, который продолжил эту работу и приступил к организации работы по подготовке проекта новой редакции Стратегического плана. К этому времени с появлением Программного совета субъект-исполнитель стратегического планирования сформировался в виде четкой организационной структуры. Принятая в Екатеринбурге схема стратегического планирования подразумевает, что Программный совет является единственной легитимной структурой, осуществляющей экспертизу стратегических направлений, программ и проектов, в силу принципиально максимальной представленности в нем общественности. Любой горожанин, занимающий активную гражданскую позицию, или творческий коллектив, имеющий уже готовые разработки, или желающий поучаствовать в написании или экспертизе плана, могут реализовать свои намерения, подав соответствующее заявление.
К субъектам стратегического управления города относятся также представители науки (многие из них известные ученые), которые принимали непосредственное участие в разработке плана. Научное сопровождение Стратегического плана обеспечивали д.г.н., профессор Е.Г. Анимица и к.э.н., профессор В.С. Бочко.
Стратегический план г.Екатеринбурга до 2015 г.г. концентрируется на 8 ключевых, наиболее важных и приоритетных для города направлениях, выявленных на основе анализа конкурентных преимуществ Екатеринбурга, оценки сильных и слабых сторон его развития с учетом тенденций развития России и мирового сообщества. Таким образом, объектом стратегического планирования выступают социальная, экономическая, экологическая и пространственная сферы города. Согласно плану к 2020 году Екатеринбург должен войти в состав мировых городов, к коим пока нельзя причислить ни один российский мегаполис.
Цель стратегического планирования сформулирована в плане как интеграция «в некое согласованное единое целое взаимообусловленные главных целей и задач развития города, его конкурентных возможностей, важнейших стратегических направлений развития и основных организационных действий».
Миссия Екатеринбурга на обозримую перспективу определена в плане как «трансформация города из исторически сложившегося индустриально-хозяйственно-
В ходе разработки Стратегии развития Екатеринбурга можно выделить четыре этапа, последний (пятый) этап относится к адаптации плана новым условиям. К самому процессу разработки старались подходить комплексно, разделив его на 3 составляющих: методология, собственно формирование Стратегического плана и механизм его реализации. Главной задачей городская власть считала создание условий и возможностей для участия в работе над планом всех жителей города.
На первом этапе основная работа была направлена на формирование тематических (рабочих) групп по направлениям социально-экономического развития города (всего 26 групп). На этом же этапе тематическими группами был обобщен и осмыслен мировой и российский опыт стратегического планирования в городах, проанализированы стартовые возможности и условия развития Екатеринбурга, выявлены позитивные и негативные тенденции его развития, предложены различные цели, задачи и основные направления стратегии развития города на период до 2015г.
На втором этапе был определен методический подход к стратегическому планированию, проведены аналитические работы по выявлению «сильных» и «слабых» сторон развития города, предложены главная цель и основные стратегические направления. Научные творческие коллективы и Координационный Совет в течение 2001 г. собирали, анализировали и обобщали материалы, необходимые для составления стратегического плана развития Екатеринбурга на ближайшие 10 лет по важнейшим направлениям развития города. В ходе исследования были определены 8 приоритетных направлений, охватывающих социальную, экономическую, экологическую и пространственную сферы, а на их основе предложены 27 программ, которые должны реализовываться через систему конкретных проектов.
Третий этап разработки стратегии развития Екатеринбурга заключался в составлении стратегического плана города на основе углубленного исследования узловых проблем развития Екатеринбурга, т.е. собственно написание текста стратегии (2002). Начало третьего этапа, который заключался в обеспечении единства, теоретического, методологического, методического и организационного формирования стратегии развития Екатеринбурга связано с постановлением Главы города от 13.03.2002 г. № 250 «Об утверждении календарного плана мероприятий по разработке Стратегического плана развития города на 2002 г.».
Был создан новый авторский коллектив, включающий ученых-специалистов практически во всех областях знаний о человеке и его деятельности, профессионалов из Администрации и городской Думы, предпринимателей и общественности (всего около 200 человек).
Четвертый этап - утверждение Стратегического плана (2003г.) и разработка стратегических проектов (2003-2009гг.).
Пятый этап – актуализация и пролонгация Стратегического плана и стратегических проектов (2010г.).
Цель и подцели стратегии развития города корреспондируют с основными положениями «Стратегии развития Российской Федерации до 2010 года», подготовленной в 2000 г. Центром стратегических разработок, а также с идеями «Концепции перехода Российской Федерации к устойчивому развитию» (1996 г.). Основополагающие принципы развития Екатеринбурга находятся в русле требований Европейской Хартии Городов, а также Программы устойчивых городов Центра ООН по изучению населенных пунктов (HABITAT).
В процессе формулирования миссии, определении целей и показателей их достижения в Екатеринбурге проявилась проблема неопределенности субъекта и объекта стратегического планирования. Примечательна также размытость представлений о субъекте стратегических усилий в плане.
Не сформулированы в стратегическом плане показатели достижения генеральной стратегической цели (показатели сформулированы только по направлениям стратегического плана), не сформулированы, по крайней мере в самом документе, контрольные параметры.
Необходимо включить отсутствующие в плане показатели для оценки инвестиционного риска территории.
Проблема доступности и достоверности информации проявляется в отсутствии региональной и муниципальной статистики, а также адекватной системы учета и системы показателей планирования и соответствующего мониторинга экономических субъектов и экономической территории.
Проблема постоянного наблюдения реализации Стратегического плана выражается в недоступности некоторых необходимых инструментов мониторинга. Здесь помимо статистических проблем возникает проблема адекватного учета и систематизации (автоматизации) учета данных.
У государства пока отсутствуют четкие приоритеты и позиции в рамках содействия развитию крупных городов. Не выстроена система «федеральная стратегия – региональная стратегия – стратегия города – генеральный план города – программы и проекты реализации». Нормативная правовая база требует совершенствования в части применения метода стратегического планирования, в первую очередь, на федеральном уровне, заключающегося в:
− определении нормативным правовым актом применяемого фактически метода стратегического планирования как государственного метода планирования;
− разработке и внедрении порядка применения стратегических планов;
− определении порядка применения стратегических планов в бюджетном планировании и установления функционального взаимодействия с применяемыми целевыми программами;
− формировании схемы территориального планирования;
− формировании процедур и процессов взаимодействия стратегического, территориального и бюджетного планирования;
− определении порядка формирования прогнозов социально-экономического развития;
− устранении противоречий в федеральном законодательстве относительно применения программ социально-экономического развития.
Представляется также целесообразным развитие на федеральном уровне методической базы по использованию инструментов стратегического планирования и определение основ взаимодействия федеральных, региональных и местных властей в процессе стратегического планирования, а именно необходимо:
− установить требование для органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления по разработке порядка применения стратегического планирования;
− совершенствовать регламент и процедуры взаимодействия органов управления в процессе стратегического планирования;
− определить порядок согласования, критерии для согласования, регламент взаимодействия в процессе согласования документов стратегического планирования федерального, регионального и муниципального уровней управления;
− определить порядок формирования прогнозов социально-экономического развития в Российской Федерации и регламент взаимодействия органов управления в процессе составления прогнозов;
− разработать методические рекомендации по применению метода стратегического планирования в органах государственной власти субъектов РФ и в органах местного самоуправления.
Создаваемая методика стратегического планирования должна обязательно учитывать опыт как субъектов федерации, так и муниципалитетов.
18
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Муниципальное образование — это сложная система, существующая в условиях нестабильности внешней среды. К настоящему времени в России сложился определенный опыт стратегического управления городами. Объектом стратегического планирования на городском уровне помимо муниципального хозяйства, может выступать группа объектов, включающая инфраструктуру, население, экологию, совокупность организаций. Субъектами-заказчиками стратегического управления чаще выступают органы местного самоуправления ввиду не сформировавшегося гражданского общества и отсутствия инициативы со стороны общественности. В муниципальных структурах могут применять разные алгоритмы стратегического планирования. Общая методология стратегического планирования в городах предполагает проведение предпланового анализа, SWOT- анализа, определение миссии и целей, формулировку показателей и способов достижения целей, разработку конкретных(ой) программ(ы) для стратегического плана, реализацию стратегического плана и мониторинг достижения целей.
Информация о работе Стратегическое планирование социально-экономического развития территории