Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2012 в 09:08, реферат
Целью данной работы является определение теоретико-методологических основ стратегического планирования в муниципальных образованиях, а также выявление практических проблем в процессе осуществления стратегического планирования на примере муниципального образования города Екатеринбурга.
Данная цель обусловила постановку следующих практических задач:
Введение 3
1 Теоретико-методологические основы исследования стратегического планирования социально-экономического развития муниципального образования
2 Организационно-правовые основы стратегического планирования социально-экономического развития муниципального образования
3 Опыт стратегического планирования в муниципальном образовании город Екатеринбург
Заключение 65
Список использованных источников и литературы 68
Институциональные и методические основы стратегического планирования на муниципальном уровне пока не сформированы. Необходимо определение применяемого фактически метода стратегического планирования как государственного метода планирования, формирование методических рекомендаций относительно порядка применения метода стратегического планирования в органах местного самоуправления и определение основ их взаимодействия с разными уровнями власти в процессе стратегического планирования.
На качестве документов стратегического планирования также отрицательно сказывается сокращение полномочий органов местного самоуправления. Невозможно развивать территорию как единое целое, так как существует зависимость от властей других уровней (региональных, федеральных). Необходимо установить процедуры и процессы взаимодействия стратегического, территориального и бюджетного планирования, совершенствовать регламент и процедуры взаимодействия органов управления на местном и региональном уровнях в процессе стратегического планирования, установить критерии для согласования документов стратегического планирования федерального, регионального и муниципального уровней управления.
Разработка стратегического плана в Екатеринбурге была в целом хорошо, системно организована. Была продумана и выстроена организационно-управленческая структура, ответственная за разработку и продвижение плана. Был утвержден четкий план-график проведения различных мероприятий: заседания программных тематических групп, координационного совета, экспертов, общественных слушаний, проведения круглых столов, научно-практических конференций.
Особо следует обратить внимание на четко реализованный принцип представительства различных городских социальных групп: в работе на всех ее этапах участвовали ученые, специалисты, представители городского бизнеса, муниципальной власти, представители общественности, рядовые горожане.
Реализовано большое количество элементов технологии стратегического планирования. Опыт разработки Стратегического плана г. Екатеринбурга можно оценить как удачный и достойный изучения. Он позволяет проанализировать методологию и тактику выработки стратегического плана, оценить организационные мероприятия, степень вовлечения в этот процесс различных городских социальных групп. Он так же предоставляет возможность рассмотреть ряд базовых теоретических проблем и технологических процедур, имеющих значение не только как локальный опыт Уральского города, но и для всех других крупнейших городов.
Однако в результате анализа процедур разработки и реализации стратегического плана выявлен ряд недостатков. Большая часть из них характерна для большинства городов и во многом не зависит от воли субъектов стратегического планирования, как например, проблемы статистической информации, дефицит нормативного обеспечения стратегических планов, отсутствие единой методики стратегического планирования, учитывающей опыт муниципалитетов, недофинансирование, несоответствие полномочий.
Среди специфических проблем следует отметить несоответствие некоторых показателей реализации плана целям стратегического развития (например, материально-ориентированные показатели направления «Сохранение и развитие человеческого потенциала»). Для решения данной проблемы рекомендуется включить показатели, которые ориентирует на восприятие человека не как на потребляющее существо (человек – средство), а как на человека – цель, самоценность, на качественное изменение человеческого потенциала. Проблему несоответствия объема показателей глобальности проектируемых направлений развития можно разрешить расширением перечня показателей, в частности, предложены дополнительные показатели, измеряющие уровень и качество жизни, критерии оценки инвестиционного потенциала, показатели для оценки инвестиционного риска. Другая выявленная проблема - слабая информированность граждан о промежуточных результатах стратегического управления, действиях городских властей в плане реализации стратегического плана, низкая степень вовлеченности гражданского общества в процессы стратегического планирования и управления. Для решения этой проблемы местным властям необходимо на регулярной основе формировать, публиковать и размещать в сети интернет отчеты о реализации стратегического плана, усилить действия PR служб местных властей в освещении в СМИ мероприятий, связанных с реализацией стратегических программ и проектов, а также их актуализацией, стимулировать формирование гражданского общества путем активного, не формального взаимодействия с общественными организациями. Далее, необходимо решить проблему систематического мониторинга реализации стратегического плана. Администрация города Екатеринбурга уже предпринимает действия в этом направлении. Остается надеяться, что начавшийся еще в 2008 году процесс по внедрению специализированной автоматический системы, которая сможет аккумулировать значения показателей, характеризующих различные аспекты социально-экономического развития города, будет доведен до конца в ближайшее время. Разрешение проблемы декларативности, снижение ее доли в стратегическом плане Екатеринбурга видится нам в адекватной оценке позиции города относительно его соседей, партнеров и конкурентов (повышение качества предпланового анализа за счет расширения инструментария оценки, улучшения качества прогноза социально-экономической ситуации), соблюдении в стратегии баланса стабильности и изменчивости (предусмотреть возможность актуализации стратегического плана каждые 4-5 лет), четкое имиджевое формулирование миссии, которая будет способствовать интеграции и самоидентификации городского населения, привлечет в город дополнительные человеческие, инвестиционные ресурсы.
18
1. Нормативно-правовые акты
1. О государственном прогнозировании и программах социально-экономического развития Российской Федерации: Федеральный закон от 20 июля 1995 г. № 115-ФЗ (с изм.) // Российская газета. 1995. 26 июля.
2. Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации: Федеральный закон от 6 октября 1999 г. № 184-ФЗ // Российская газета. 1999. 19 октября.
3. Об официальном статистическом учете и системе государственной статистики в Российской Федерации: Федеральный закон от 29 ноября 2007 г. № 282-ФЗ // Российская газета. 2007. 6 декабря.
4. О порядке предоставления органами местного самоуправления органам государственной власти статистических показателей, характеризующих состояние экономики и социальной сферы муниципального образования: Постановление Правительства РФ от 11 ноября 2006 г. № 670 // Российская газета. 2006. 17 ноября.
5. О Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года: Распоряжение Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. № 1662-р (с изм.) // Собрание законодательства РФ. 2008. № 47. Ст. 5489.
6. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 22 ноября 2008 г. № 1734-р // Собрание законодательства РФ. 2010. № 43. Ст. 5525.
7. О совершенствовании разработки, утверждения и реализации программ экономического и социального развития субъектов Российской Федерации: Приказ Минэкономразвития России от 17.06.2002 № 170. (Документ не опубликован, утратил силу).
8. Об организации работ по проведению конкурсного отбора программ и планов мероприятий по проведению административной реформы и проектов реализации административной реформы федеральных органов исполнительной власти и высших исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации для оказания поддержки проведения административной реформы в 2007 году: Приказ Минэкономразвития России от 23 марта 2007 г. № 102 // Российская газета. 2007. 24 апреля.
9. О задачах исполнительных органов государственной власти и органов местного самоуправления муниципальных образований в Свердловской области по реализации основных положений стратегии развития Российской Федерации на период до 2020 года: Постановление Правительства Свердловской области от 19 мая 2008 г. № 465-ПП // Собрание законодательства Свердловской области. 2008. № 5. Ст. 661.
10. О Стратегии социально-экономического развития Свердловской области на период до 2020 год: Постановление Правительства Свердловской области от 27 августа 2008 г. № 873-ПП // Собрание законодательства Свердловской области. 2008. № 8-1. Ст. 1274.
11. О задачах исполнительных органов государственной власти Свердловской области и органов местного самоуправления муниципальных образований, расположенных на территории Свердловской области, по реализации основных положений Стратегии социально-экономического развития Свердловской области на период до 2020 года: Постановление Правительства Свердловской области от 1 октября 2008 г. № 1043-ПП // Областная газета. 2008. 14 октября.
12. О контрольных параметрах экономических и социальных показателей развития Свердловской области на 2010 год: Постановление Правительства Свердловской области от 20 января 2010 г. № 28-ПП // Собрание законодательства Свердловской области. 2010. № 1-1. Ст. 55
13. О Стратегическом плане Екатеринбурга: Решение Екатеринбургской городской Думы от 10 июня 2003 г. № 40/6 // Вестник Екатеринбургской городской Думы. 2003. 21 июля.
14. Об отчете главы Екатеринбурга «Об итогах деятельности администрации города Екатеринбурга по социально-экономическому развитию города Екатеринбурга в 2005 году»: Решение Екатеринбургской городской Думы от 23 мая 2006 г. № 34/25 // Вестник Екатеринбургской городской Думы. 2006. 29 мая.
15. Об итогах реализации Стратегического плана Екатеринбурга в 2007 году: Решение Екатеринбургской городской Думы от 14.10.2008 № 60/64 // Вестник Екатеринбургской городской Думы. 2008. 28 октября.
16. О Прогнозе социально-экономического развития муниципального образования «город Екатеринбург» на 2011 год и основных параметрах прогноза на период до 2013 года и Основных направлениях бюджетной и налоговой политики на территории муниципального образования «город Екатеринбург» на 2011-2013 годы, а также прогнозы на 2007 и 2013 годы: Решение Екатеринбургской городской Думы от 23 ноября 2010 г. № 60 // Вестник Екатеринбургской городской Думы. 2010. 30 ноября.
17. О процессе стратегического планирования в городе Екатеринбурге: Постановление Главы города Екатеринбурга от 28 июня 2000 г. № 674. (Документ не опубликован).
18. Об организации проведения международной научно - практической конференции «Российские города на пороге XXI в.: Теория и практика стратегического управления»: Постановление Главы города Екатеринбурга от 21 сентября 2000 г. № 990. (Документ не опубликован).
19. О деятельности тематических групп в рамках разработки Стратегического плана развития города Екатеринбурга: Постановление Главы города Екатеринбурга от 21 сентября 2000 г. № 991. (Документ не опубликован, утратил силу).
20. О дополнениях к Постановлениям Главы города № 990 от 21.09.2000 и № 991 от 21.09.2000: Постановление Главы города Екатеринбурга от 5 октября 2000 г. № 1044. (Документ не опубликован, утратил силу).
21. О четвертом этапе стратегического планирования в городе Екатеринбурге: Постановление Главы города Екатеринбурга от 5 декабря 2000 г. № 1275. (Документ не опубликован, утратил силу).
22. О разработке стратегического плана развития города Екатеринбурга (с Положением о координационном совете по подготовке проекта стратегического плана): Постановление Главы города Екатеринбурга от 16 августа 2001 г. № 955. (Документ не опубликован).
23. Об утверждении календарного плана мероприятий по разработке Стратегического плана развития города на 2002 г.: Постановление Главы города Екатеринбурга от 13 марта 2002 г. № 250. (Документ не опубликован).
24. Об утверждении «Основных направлений деятельности Администрации по социально-экономическому развитию г. Екатеринбурга на 2002 год»: Постановление Главы города Екатеринбурга от 15 марта 2002 г. № 270. (Документ не опубликован).
25. Об утверждении перечня «пилотных» проектов в рамках реализации Стратегического плана развития города: Постановление Главы города Екатеринбурга от 19 ноября 2002г. № 1246. (Документ не опубликован).
26. Об утверждении основных направлений деятельности администрации по социально-экономическому развитию г.Екатеринбурга на 2003 год: Постановление Главы города Екатеринбурга от 17 марта 2003 г. № 255. (Документ не опубликован).
27. О разработке стратегических проектов в 2003 г.: Распоряжение Главы города Екатеринбурга от 18 сентября 2003 г. № 433-р. (Документ не опубликован).
28. Об утверждении положения о муниципальной статистической информации в муниципальном образовании «город Екатеринбург»: Постановление Главы города Екатеринбурга от 14 марта 2008 г. № 870 // Вечерний Екатеринбург. 2008. 15 марта.
29. О создании Комитета стратегического планирования администрации города Екатеринбурга» (вместе с «Положением о Комитете стратегического планирования администрации города Екатеринбурга»): Распоряжение Главы Екатеринбурга от 11 июня 2008 г. № 178-р. (Документ не опубликован).
Информация о работе Стратегическое планирование социально-экономического развития территории