Структура доходов работников предприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Апреля 2012 в 21:26, курсовая работа

Описание

В условиях перехода к системе рыночного хозяйствования в соответствии с изменениями в экономическом и социальном развитии страны, существенно меняется и политика в области оплаты труда, социальной поддержки и защиты работников. Многие функции государства по реализации этой политики переданы непосредственно предприятиям, которые самостоятельно устанавливают формы, системы и размеры оплаты труда, материального стимулирования итогов, результатов.

Содержание

Содержание
Введение
1. Доходы работников предприятия
1.1 Личный доход. Функции и роль личного дохода
1.2 Структура доходов работников предприятия
1.3 Дифференциация вознаграждения за труд
1.4 Формы и системы заработной платы
1.5 Виды и элементы премиальных систем
1.6 Доплаты
1.7 Надбавки
1.8 Анализ других элементов личного дохода
2. Анализ структуры личного дохода в Российской Федерации
Заключение
Список литературы

Работа состоит из  1 файл

экономика и социология труда.doc

— 332.50 Кб (Скачать документ)

Основное назначение надбавок состоит в том, чтобы стимулировать:

      Повышение работником квалификации и уровня мастерства;

      Длительное выполнение трудовых обязанностей в определённой местности или сфере производственной деятельности.

      Выплата этих надбавок не связана с возложением на работников новых трудовых функций сверх тех, которые определены при заключении трудового договора. Надбавки начисляются сверх основной заработной платы работника.

Широкое применение в отраслях экономики получили надбавки, имеющие целью стимулировать работников к быстрейшему овладению необходимыми знаниями и опытом:

   За квалификационные классы;

   За высокое профессиональное мастерство;

   За продолжительность непрерывной работы;

   За подвижной и разъездной характер работы, производство работ вахтовым методом постоянную работу в пути;

Надбавки руководителям объединений, предприятий и организаций до 50% должностного оклада за выполнение указанных или других показателей, обеспечивающих повышение эффективности производства, устанавливаются органом, уполномоченным управлять государственным имуществом, и предусматривается контрактом.

В итоге делаем вывод, что надбавки - это повышение зарплаты работника, основанное на его личных результатах. Надбавка отличается от премии тем, что премия представляет собой единовременную выплату, а надбавка — выплата постоянная. Надбавки имеют своих противников и сторонников. Защитники говорят, что только такого рода выплаты, прямо привязанные к результатам труда, могут способствовать его улучшению. Они полагают, что раздача надбавок без разбора (независимо от личных результатов) может отвлечь от результатов труда, так как в глазах работников они не будут иметь никакого значения.

 

1.7. Доплаты

Доплаты к тарифным ставкам рабочих применяются в случаях, предусмотренных законодательством или в коллективном договоре. Они начисляются сверх основного заработка работника. При помощи доплат компенсируется повышенная интенсивность труда. В то время как надбавки имеют целью привлечения работников к выполнению определённых работ. Все доплаты подразделяются на доплаты, установленные для возмещения дополнительных затрат труда, и доплаты, установленные в целях компенсации потерь в заработке, происшедших не по вине работника.

Для возмещения дополнительных затрат труда в отраслях экономики применяются следующие доплаты:

   За работу с вредными (особо вредными) условиями труда.

   За работу с тяжёлыми условиями труда.

   За интенсивность труда.

   За ненормированный рабочий день.

   За выполнение обязанностей бригадира.

   За совмещение профессий (должностей) и выполнение обязанностей временно отсутствующего работника.

   За работу в зонах радиоактивного загрязнения в связи с аварией на Чернобыльской АЭС;

   За работу в лесных массивах;

   За работу в ночное время;

Компенсация потерь в заработке, происшедшая не по вине работника, производится в следующих случаях:

   При выполнении работ различной квалификации.

   При невыполнении норм выработки, браке и простое.

   При переводе на более лёгкую работу.

   При переводе по состоянию работы на более лёгкую ниже оплачиваемую работу.

   В связи с вынужденным прогулом.

Вывод, что доплаты к тарифным ставкам работников применяются в случаях, предусмотренных законодательством или в коллективном договоре. Они начисляются сверх основного заработка работника. При помощи доплат компенсируется повышенная интенсивность труда. В то время как надбавки имеют целью привлечения работников к выполнению определённых работ. Все доплаты подразделяются на доплаты, установленные для возмещения дополнительных затрат труда, и доплаты, установленные в целях компенсации потерь в заработке, происшедших не по вине работника.

 

1.8. Анализ других элементов личного дохода

Помимо заработной платы организация предоставляет своим работникам различные дополнительные льготы, которые раньше называли «мелкими привилегиями». Однако так как эти доплаты составляют значительную часть пакета вознаграждений, выплачиваемых организацией, сейчас их называют дополнительными льготами. Сегодня, само собой разумеется, что такие льготы как оплаченные отпуска, оплата больничных листов, а так же пенсионное обеспечение, являются составной частью любой постоянной работы. К просим видам льгот относятся субсидируемые предприятиями кафетерии, ссуды с пониженной процентной ставкой на обучение детей сотрудников, детские учреждения, программы физического оздоровления, коллективные гаражи и т.д.

Традиционный подход к предоставлению дополнительных льгот заключается в том, что одинаковые льготы имеют все работники одного уровня. Однако при этом не учитываются различия между людьми. Исследования показывают, что на все служащие ценят такие льготы. Воспринимаемая ценность дополнительных льгот зависит от таких факторов, как возраст, семейное положение, размер семьи, и т. д. Так, например люди с большими семьями обычно весьма сильно озабочены размерами льготного медицинского обслуживания и страхованием жизни, пожилые люди – льготами, предоставляемыми при выходе на пенсию, молодые работники – немедленным получением наличных денег. Некоторые организации разработали систему, которую иногда называют «системой вознаграждений по принципу кафетерия». Работнику разрешается самому выбрать в установленных пределах тот пакет льгот, который наиболее его устраивает.

Финансовые поощрения предоставляются отдельным служащим, чья работа соответствует стандартам. Пособия доступны всем служащим и включают страхование здоровья и жизни, отпускные и средства для ухода за детьми.

Существует большое количество схем пособий, и для простоты мы их классифицируем как дополнительные пособия (за неотработанное время), выплата страховок, пособия отставникам и услуги.

Относительно каникул, ключевые области политики персонала включают: ряд оплаченных выходных, компенсация праздника, попадающего на субботу или воскресенье, премиальная плата за работу в праздники.

Отпуск по болезни обеспечивает оплату служащему в случае его отсутствия на работе по причине болезни.

Некоторые предприятия обеспечивают плату при увольнении — одноразовую выплату при уходе служащего с работы. Другие предприятия обеспечивают оплатой служащих (особенно менеджеров), сохраняя их в ведомости на зарплату в течение нескольких месяцев, пока они не нашли новую работу. Такие платежи имеют несколько оснований. Во-первых, это гуманный жест и производит хорошее впечатление на широкую публику. Во-вторых, большинство менеджеров ожидают, что служащие предоставят им хотя бы за одну или две недели уведомление о том, что они планируют уходить; поэтому кажется, вполне уместным обеспечить оплату, по крайней мере, одной или двух недель, если служащий увольняется.

Многие предприятия также обеспечивают служащих рядом услуг, в том числе персональными услугами (такими, как консультации), услугами, связанными с работой (средства для заботы о детях) и различными реквизитами (такими, как служебные машины и их обслуживание).

Большое количество компаний обеспечивают своих работников различными привилегиями в форме персональных услуг, в которых большинство работников нуждаются, время от времени. Они включают юридические услуги, консультации и социальные возможности и возможности для развлечения. Предприятия также обеспечивают широкий диапазон консультативных услуг служащим.

Наконец, некоторые предприятия обеспечивают широкий диапазон социальных и развлекательных услуг для своих служащих, включая оплаченные компанией спортивные занятия, танцевальные клубы, ежегодные летние пикники, прогулки по воде и вечеринки. Практически все, что Вы можете предложить, ограничивается только Вашей фантазией.

Услуги, связанные с питанием, обеспечиваются в той или иной форме большим количеством предприятий, они дают возможность служащим купить горячее блюдо, закуски и кофе, обычно по относительно низким ценам. Большинство действий, связанных с организацией питания, не коммерческие, и фактически некоторые фирмы обеспечивают услуги, связанные с питанием, по цене ниже их стоимости. Преимущества для служащего ясны, а для предприятия это может означать гарантии того, что служащие не будут далеко и надолго уходить в часы обеденного перерыва.

Образовательные субсидии типа оплаты обучения являются популярной льготой для служащих, стремящихся продолжить или закончить свое образование. Образовательные субсидии варьируются от полной оплаты всего обучения до некоторого процента затрат на оплату годового взноса.

Вывод: дополнительные льготы составляют значительную часть пакета вознаграждений, входящих в структуру личного дохода, выплачиваемых организацией. Они бывают как в материальной, так и в нематериальной форме, основное назначение их стимулировать труд на определённом предприятии. Пакет льгот формируется исходя из категорий работников.

 

2. Анализ структуры личного дохода в Российской Федерации.

Одним из условий контракта с руководителем государственного предприятия является установление ежемесячного гарантированного должностного оклада, на основании утверждённой тарифной сетки.

Условия оплаты труда руководителей, определяемые в контрактах, устанавливаются в зависимости от результатов производственно-хозяйственной и финансовой деятельности предприятия. Переменная часть заработной платы (надбавки, доплаты, премии и др.) должна ориентироваться на достижение краткосрочных и долговременных результатов хозяйственной деятельности. Она должна устанавливаться в зависимости от выполнения конкретных обязательств по эффективному использованию собственности предприятия и выплачиваться в зависимости от их своевременного выполнения (увеличение объемов производства и реализации продукции, прибыли, повышения рентабельности, ввода новых мощностей и объектов, повышения конкурентоспособности продукции, увеличения валютной прибыли и др.)

Надбавки к должностному окладу должны устанавливаться за обязательства долговременного характера: выпуск конкурентоспособной на мировом рынке продукции, экспорт продукции, повышенную сложность управления и др.

Премии и вознаграждения должны выплачиваться за выполнение конкретных показателей и обязательств по эффективному хозяйствованию и их размер должен быть оговорен в контракте. Вознаграждение (премия) выплачивается руководителю предприятия по результатам финансово-хозяйственной деятельности за счет прибыли, остающейся в распоряжении предприятия за вычетом из нее налогов, других обязательных платежей в бюджет и средств, направляемых на потребление.

Для повышения эффективности производства на государственных предприятиях наряду с вознаграждением за результаты финансово-хозяйственной деятельности может вводиться в порядке аванса текущее премирование руководителей за увеличение объемов производства (реализации) продукции в сопоставимых ценах, а также за своевременное и качественное выполнение важнейших видов работ.

Размер переменной заработной платы должен быть достаточным для создания необходимой материальной заинтересованности работника в выполнении принятых обязательств, предусмотренных в контракте.

При этом премии и вознаграждения за выполнение текущих показателей лучше устанавливать в меньших размерах, чем за осуществление мер, имеющих перспективное значение для предприятия и требующих определенного времени для их реализации.

Сравним величину прожиточного минимума в Российской Федерации с 2000 по 2010 год.

 

Таблица 1.

 

2000

2001

2002

2003

2004

2005

2006

2007

2008

2009

2010

I квартал

1232

1513

1865

2228

2502

3138

3640

3993

4755

5497

 

5518

II квартал

1290

1635

1960

2328

2588

3290

3717

4116

5024

5607

 

5625

III квартал

1350

1658

1980

2318

2629

3288

3709

4197

5017

5620

 

5707

IV квартал

1406

1711

2065

2341

2690

3302

3714

4330

5086

5562

 

5902

Информация о работе Структура доходов работников предприятия