Структура теневой экономики в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2011 в 09:20, курсовая работа

Описание

Теневая деятельность в России в ходе трансформации экономики в рыночную систему, которая не сопровождалась адекватными институциональными преобразованиями, в условиях быстротечной либерализации хозяйственной деятельности, глубокого спада производства, стала быстро распространяться в самых различных формах. Масштабы ее деятельности расширяются, набирают быстрые темпы и приобретают угрожающий характер экономической безопасности страны, ведут к расточительному использованию национального богатства, ресурсов государства, вносят диспропорцию в воспроизводственные процессы.

Содержание

Глава 1. Теоретический аспект теневой экономики.
Понятие теневой экономики.
Причины возникновения теневой экономики.
Механизм функционирования теневой экономики.

Глава 2. Теневые процессы в российской транзитивной экономике.
2.1 Структура теневой экономики в России.
Масштабы и динамика теневых процессов.
Пути преодоления теневой экономики.

Заключение.
Список использованной литературы.

Работа состоит из  1 файл

Теневая экономика.doc

— 209.00 Кб (Скачать документ)

     Потеряв все надежды на государство, трудоспособные образованные кадры ищут дополнительные занятия, расширяют домашнее хозяйство, укрывая доходы от налогообложения, находя работу у теневиков. Вторичная занятость для миллионов людей превратилась из дополнительного в основной источник жизнеобеспечения. Причем для многих она имеет теневую природу. Так, Рывкина Р.В. ссылаясь на данные МВД, отмечает, что в середине 1990-х годов в качестве рабочей силы соприкасалось примерно 58-60 млн. человек.

     Вышесказанное относительно теневой занятости  относилось к активности самих рабочих. Помимо нее еще существует скрытая занятость по инициативе «сверху» - по заказам, которые находит для работников сама администрация, не оформляя соответствующие документы и выплачивая вознаграждение в виде «черного нала».

     Таким образом, можно сказать, что между величиной дохода, вторичной занятостью и расширением сферы теневой деятельности существует тесная связь, которая в первую очередь проявляется в виде роста скрытой занятости – реальной основы теневой экономики.

     Многие  отечественные  западные ученые считают, что основной, а то и единственной, причиной развития теневой экономики в настоящее время является налоговый прессинг. Сегодня практически любая теневая активность предприятий, независимо от ее исходных мотивов, связана, как правило, с уклонением от уплаты налогов, таможенных и других платежей. Важную информацию по этому поводу содержит показатель собираемости налогов, т.е. соотношение между фактическими налоговыми поступлениями и начисленными налогами. В России собираемость налогов до 1999 г. неуклонно сокращалась, а объем накопленных недоимок в федеральный бюджет составил в 1996 г. 31% ВВП и в 1997 г. – 41% ВВП. По оценкам Рабочего центра экономических реформ при Правительстве РФ в конце 1990-х годов только 1,5% российских предприятий своевременно уплачивали все налоги, около 2/3 скрывали часть своих доходов, а около 1/3 вообще уклонялись от их уплаты.9 Эти данные наглядно характеризуют масштабы теневой экономики в современной России.

     Таким образом, по всем вышеперечисленным параметрам (уровень безработицы, размеры дохода, его дифференциация, налогообложение и т.д.) Россия в 1990-е годы находилась в зоне активного роста теневых отношений.

       Естественно, что с ростом масштаба  «тени» растет сфера криминального  поведения. Об их увеличении свидетельствуют данные Главного информационного управления МВД РФ о состоянии преступности в России за 1999 год. По этим данным общее число зарегистрированных преступлений по состоянию на конец 1999 года составляло 3001749. Рост по отношению к соответствующему периоду 1998 года составлял 16,3%. В том числе прирост по отдельным видам преступлений составлял (%): тяжкие и особо тяжкие преступления – 18,4; причинившие особо крупный ущерб или совершенные в особо крупных размерах – 27,7; убийства и покушения на убийства – 5,4; грабеж – 13,6; кражи – 23,7; мошенничество – 9,0. Связи между теневизацией экономики (общества) и преступностью двусторонние: «тень» создает благоприятную среду для преступлений, а преступления, в свою очередь, нуждаются в «тени», вследствие чего усиливают ее.

     В общем, ситуация в современной России характеризуется самыми широкими  масштабами распространения неформальных взаимодействий социально-экономических  субъектов. Власть и общество долгое время соблюдали определенный нейтралитет в отношении неформальных экономических отношений, а наиболее предприимчивые представители обеих сторон с максимальной выгодой использовали сложившуюся ситуацию и получили немалые доходы. Более того, сложилась целая система норм повседневного поведения, опирающегося на неформальные связи, уклонение от исполнения закона, а законопослушание сегодня уже не входит в состав основных ценностей российского населения (например, по данным исследований, на протяжении последних пяти лет число людей, считающих, что закон надо соблюдать везде и во всем, не превышает 20%). 

     §3. Пути преодоления  теневой экономики.

     Несмотря  на  терпимость общества к сложившейся  ситуации в стране, уже сегодня  идут процессы, направленные на сопротивление  неформализации общественной жизни.

     Необходима  выработка эффективной политики относительно теневой экономической  деятельности, которая требует комплексного социально-экономического и экономико-правового  подхода. Односторонние акценты, с  упором на чисто экономические или  только на институциональные решения могут лишь усугубить проблему, обострить социальные последствия соответствующих мер.

     Основным  направлением борьбы с теневой экономикой, когда ею охвачена значительная часть  физических и юридических лиц, следует  считать ее легализацию,  создание условий для их вовлечения в нормальную экономическую жизнь в сочетании с привлечением к уголовной ответственности криминальной ее части.

     Мировой опыт подсказывает, что количественный критерий  успешного решения задачи противодействия развитию теневой экономики соответствует 5-10% ВВП страны, причем этого уровня лишь силовыми методами не достичь.

     В настоящее время борьба с проявлениями теневой экономики возложена  на МВД, МНС, ФСНП России, хотя эта проблема давно уже стала общегосударственной. Каждый из этих органов преимущественно действует в своей области  работы и не охватывает всю сферу теневой деятельности, и, что самое главное, не касается корней, причин этого явления. Поэтому для борьбы с теневой экономикой, возможно, необходимо создание самостоятельного органа, который занимался бы комплексной системой контроля над финансово-хозяйственной деятельностью физических и юридических лиц и разработкой правовых основ их функционирования в сфере предпринимательства.

     При таких масштабах теневой экономики общегосударственной задачей является ее легализация. Ведь она становится необходимым фактором для обеспечения жизнедеятельности отечественного производства. Средний слой “теневой экономики” сейчас заинтересован в легализации своих доходов законными способами. Правильно было бы вопросы легализации теневой экономики начать  решать с устранения корней ее развития, с учетом видов экономической деятельности, оказывающих разрушительное воздействие на экономику страны. При этом  надо исходить, с одной стороны, из реально происходящих в обществе объективных экономических, политических, социальных и других процессов, с другой – из всего комплекса действия институциональных механизмов в экономической сфере и практики деятельности правоохранительных органов по борьбе с теневой экономикой.

     Одним из основных факторов развития теневой  экономики является поляризация  доходов населения и обнищание  его основной массы. В целях предупреждения преступлений в свое время еще  Платон предлагал установить пределы  разрыва между бедностью и богатством в 4 раза. Это предположение не беспочвенно. В европейских странах он близок к пятикратному, в США к восьмикратному. Социально опасным  и наиболее криминогенным считается соотношение 1:10 и более. По данным же правительственной программы социальных реформ РФ на 1996-2000 годы этот разрыв был двадцатичетырехкратным. 10 Практика показывает, что резкое имущественное расслоение населения, сосредоточение значительных имущественных ценностей в руках малой части населения при обнищании большинства, снижение социальных и правовых гарантий, потеря социальной ориентации и жизненных перспектив у многих граждан является питательной средой для растущей криминализации общества. Поэтому одной из мер в решении этой сложной проблемы России является сокращение растущей поляризации доходов между различными слоями общества.

     В постсоветский период в России сложилось  ошибочное представление о либеральной  рыночной экономике, о характере  и степени свободы субъектов  хозяйствования на рынке. Абсолютной свободы  в рыночной экономике нет и быть не может, ее результатом может быть только анархия и широкомасштабная теневая экономика. Это подтверждается нашей действительностью. Поэтому одной из предпосылок борьбы с теневой экономикой и условием ее легализации является совершенствование нормативно-правовой базы. Начатое в последние годы совершенствование уголовного законодательства – это начало и одно из направлений борьбы с теневой экономикой. В ряде принимаемых законов, определяющих налоговую, финансовую, бюджетную политику, необходимо предусмотреть статьи, направленные на концентрацию национального капитала в российской, а не зарубежной экономике. При этом нужно четкое разграничение капиталов криминальных элементов и теневиков-хозяйственников, чтобы деятельность последних переориентировать в нормальную, легальную хозяйственную жизнь, потому что она предоставляет людям возможность трудиться и зарабатывать , расширять свои объемы производства товаров и услуг.

     Правительство России признало, что чем больше ставка налогов, тем больше от них скрываются налогоплательщики. Поэтому новая экономическая программа направлена на возврат теневых доходов. Сначала 2001 года вступила в силу новая «плоская» шкала подоходного налога (13%) и регрессивный единый социальный налог, был также снижен налог на прибыль с 35 до 24% при отмене почти всех налоговых льгот. Специалисты считают, что введение такой шкалы соцналога выведет из тени 10-15% налогоплательщиков, но ее эффективность еще не доказана. Вообще в современной рыночной экономике России налоги должны выполнять не только фискальную функцию, но и являться инструментом воздействия на накопление капитала и совокупный спрос.

     Так как в состав теневой экономики  включается законная деятельность, которая  в целях уклонения от налогов  скрывается или преуменьшается, то меры по преодолению подобного подпольного бизнеса в ходе производства товаров народного потребления и услуг, должны:

  • обеспечить равноправие всех субъектов хозяйствования не только в законодательстве, но и в реальной экономической жизни общества;
  • упростить процесс оформления создаваемого предприятия, перекрыв этим каналы взяточничества чиновников;
  • пресекать любые формы подпольного предпринимательства, для чего нужно усилить меры административного и уголовного воздействия на подпольных производителей;
  • создать единые, на уровне мировых стандартов, правовые, финансовые и бухгалтерские нормативные акты.

     Таким образом, чтобы снизить теневую  активность в России, необходима не просто легализация ее государством, а повышение адекватности государственного регулирования в целом. Государственное воздействие на экономику должно быть таким, чтобы функционирование вне  рамок закона было экономически невыгодным, а в открытой экономике – выгодным.

     Что же касается черной экономики, действующей  на организованной основе и создающей базу экономической организованной преступности, то ее преодоление предполагает осуществление конкретных уголовно-процессуальных мер в рамках борьбы с экономической преступностью. 

 

     Заключение.

     Теневые процессы – это такие перемены в жизни общества, которые не оставляют никаких официальных следов. Здесь нет таких документальных следов, как, например, официальные отчеты, которые Комитет по статистике РФ получает от предприятий страны. Нет финансовых следов в виде уплаты налогов. Нет и психологических реакций в виде массовых реакций людей (таких как забастовки, демонстрации, пикеты). То есть процесс идет, и, надо сказать немалыми темпами, но для общества его «как бы» нет. «Тень» находится вне информационной доступности.

     Подводя итоги всему вышесказанному, можно сделать вывод, что в настоящее время роль неформальных отношений существенно возросла. Новые неформальные отношения создали крупные сегменты в экономике страны, кроме того, они пронизывают практически все экономические отношения, в том числе и считающиеся формальными.

     Российской  экономике, уникальной по масштабам  сферы неформальной хозяйственной  деятельности, присуще многообразие субъектов неформальных отношений. Наряду с особыми социальными  группами наблюдалась и в советское  время и имеет место до сих пор повседневная причастность практически каждого жителя страны к неформальным отношениям. Покупка товаров у спекулянтов, отдых «дикарем», оплата медицинских услуг при бесплатном медицинском обслуживании, низкая заработная плата продавцов и работников общепита, а также неформальные способы ее компенсации и т. д. сопровождали жизнь каждого советского человека.

     Сейчас, естественно многое изменилось, но многое остается по-прежнему. Добавились новые деформирующие экономику  и укрепляющие ее теневой характер отношения: бартер; уход от налогов; завышенная оценка натуральных продуктов, выдаваемых вместо зарплаты, и необходимость реализации этой продукции; поиск дополнительных заработков…

     Вообще  теневая экономика оказывает  двойственное влияние на социально-экономическое положение в стране: стабилизирующее и дестабилизирующее. Степень проявления той или иной формы воздействия в значительной мере определяется состоянием экономики в целом. Считается, что основными направлениями стабилизирующего влияния теневой экономики на российское общество и его экономику являются: формирование более эффективных форм экономической деятельности, создание в период спада и падения уровня жизни населения новых рыночных ниш, формирование негосударственной финансовой базы для решения социальных задач. К основным дестабилизирующим направлениям влияния теневой экономики относят: вытеснение официальных механизмов налогообложения, дезорганизация производственных процессов в официальной экономике, усиление криминальной обстановки в обществе.

     По  оценкам специалистов в России завершилось  два этапа: 1991-1994 гг., когда имело  место стабилизирующее воздействие  теневой экономики, и 1995-1998 гг., когда  преобладали дестабилизирующие  факторы.

     В настоящее же время идет третий этап процесса развития теневой экономики. Это институционализация связи теневой экономики с официальными структурами. Речь идет о выработке определенных правил взаимодействия теневой экономики и официальной политики, что может привести к криминализации властных структур. Все это вызывает необходимость решительного наступления государства на теневой сектор, создание таких правовых, экономических и социальных условий предпринимательства в стране, которые способствовали бы прозрачности действий экономических структур, их заинтересованности в полной легализации своего бизнеса.

Информация о работе Структура теневой экономики в России