Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Октября 2011 в 15:31, курсовая работа
В данном курсовом проекте рассматривается важнейшая часть экономики предприятия. В условиях рыночной экономики предприятие должно быстро и точно реагировать на изменяющуюся конъюнктуру рынка, постоянно повышающийся спрос на качественную продукцию и своевременно внедрять новую технику и технологию, что способствует обновлению ассортимента продукции.
Введение 2
I.Теоретическая часть 3
1.1. Структура затрат на производство 3
Издержки предприятия 3
Затраты предприятия 4
Затраты на производство 5
1.2. Виды цен и порядок их формирования 10
Классификация цен 13
Виды цен в зависимости от сфер торговли 13
Виды цен, различающиеся степенью и способами регулирования 14
Другие виды цен 17
Функции цены 20
Функция учета и изменения затрат общественного труда 20
Функция сбалансированности спроса и предложения 21
Стимулирующая функция 21
Функция распределения и перераспределения 22
Анализ ценообразующих факторов 22
1. Постановка задач ценообразования 22
2. Определение спроса на товар 24
3. Оценка издержек предпринимательской деятельности 26
4. Анализ цен и товаров конкурентов 28
5. Методы ценообразования 29
6. Установление окончательной цены на товар 33
Балансирующую функцию той или иной степени выполняют все виды рыночных цен. В условиях свободного рынка, естественной конкуренции, реализуя эту функцию, цена как бы выполняет роль стихийного регулятора общественного производства. Как следствие постоянных колебаний цен в рамках жизненного цикла товара (внедрение, рост, зрелость, насыщение, спад) происходит и прилив капитала из одной сферы в другую. Свертывается производство продукции, не пользующейся спросом, а ресурсы направляются на увеличение производства необходимых рынку товаров или услуг. Использование балансирующей функции цены реально только при введении в действие всего потенциала современного маркетинга, включающего комплексный анализ рынка, прогноз рыночной конъюнктуры, формирование товарной и ценовой политики.
Стимулирующая функция цены характеризуется ее взаимодействием на производство и потребление разных товаров. Цена стимулирует производителя через уровень заключенной в ней прибыли. В результате цены способствуют или препятствуют росту выпуска и потребления товаров.
Посредством
цен можно реально
Функция распределения и перераспределения. Эта функция цены связана с отклонением ее от стоимости в рамках действия рыночных факторов. Цены выступают инструментом распределения и перераспределения национального дохода между регионами, отраслями экономики, ее секторами, различными формами собственности, фондами накопления и потребления, различными социальными группами населения. Данная функция цены отражается через акцизы на конкретные группы товаров, налог на добавленную стоимость и другие формы изъятия налогового характера, поступающие в бюджет.
Функция цены как средство более рационального размещения производства. С помощью механизма цен происходит перелив капиталов в те секторы экономики, в развитие тех производств, где имеется высокая норма прибыли, что осуществляется под воздействием конкуренции и движения спроса. Законодательно предприятию предоставлено право самостоятельно определять, в какую сферу деятельности, в какую отрасль или область экономики инвестировать капитал.
Из
вышеизложенного материала
Установление цены на товар – это процесс, состоящий из шести этапов.
Предприятию прежде всего предстоит решить, каких целей оно стремится достигнуть при реализации конкретного товара. Чаще всего с помощью ценовой стратегии предприятия могут быть достигнуты следующие цели:
Любая цена, назначаемая предприятием-
Потребители с ограниченным бюджетом, столкнувшись с выбором альтернативных товаров, будут покупать меньше тех, цены на которые оказываются для них слишком высокими.
Зарубежные фирмы постоянно проводят замеры изменений спроса в зависимости от изменений цен, т.к. этот показатель является главным в осуществляемой политике цен. Различия в подходах к замерам диктуются типом рынка. В условиях чистой монополии кривая спроса свидетельствует о том, что спрос на товар обоснован ценой, которую предприятие за него запрашивает. Однако с появлением одного или более конкурентов кривая спроса будет меняться в зависимости от цен конкурентов.
Чувствительность спроса к изменению цены характеризуется показателем эластичности. Эластичность показывает, на сколько процентов изменится одна переменная в результате изменения другой переменной на 1 %.
Если под влиянием небольшого изменения цены спрос почти не меняется, значит он – неэластичен. Если же при этом спрос претерпевает значительные изменения, то принято считать, что он эластичен.
Для общего спроса на многие товары промышленного назначения характерна низкая ценовая эластичность. Что определяет эластичность спроса по ценам? Спрос, вероятнее всего, будет менее эластичен при следующих обстоятельствах: 1) товару нет или почти нет замены или отсутствуют конкуренты; 2) покупатели не сразу замечают повышение цен; 3) покупатели медленно меняют свои покупательские привычки; 4) покупатели считают, что повышенная цена оправдана улучшением качества товара, естественным ростом инфляции и т.д.
Если спрос можно определить как эластичный, продавцам стоит задуматься о снижении цены. Сниженная цена принесет больший объем общего дохода. И такой подход имеет смысл до тех пор, пока нет непропорционального роста издержек производства и сбыта товара.
Положительные значения эластичности отражают одинаково направленные изменения взаимосвязанных величин: обе возрастают и обе уменьшаются, отрицательные – разную направленность изменений: одна величина возрастает, другая – уменьшается, или наоборот, одна – уменьшается, другая – возрастает.
Эластичность
спроса в зависимости от изменения
цены обычно является отрицательной
величиной, эластичность предложения
– как правило, положительной
величиной. Показатели эластичности спроса
(предложения) широко используются зарубежными
предприятиями при установлении цен на
товары. Рассмотрим основные направления
использования показателей эластичности.
Прежде всего, зная эластичность спроса
на выпускаемый на рынок товар, предприниматель
заранее имеет возможность определить
реакцию покупателей на изменение цены.
Характер спроса | Поведение покупателей в случае, когда | |
Цена снижается | Цена возрастает | |
Эластичный | Значительно увеличивают объем закупок (спрос растет более высокими темпами, чем снижается цена) | Значительно снижают объем закупок (спрос снижается более высокими темпами, чем растет цена) |
Неэластичный | Темп роста спроса меньше темпа снижения цены | Темп снижения спроса меньше темпа роста цены |
Единичная эластичность | Спрос растет тем же темпом, каким падает цена | Спрос снижается тем же темпом, каким растет цена |
Большинство американских предпринимателей в своем арсенале информационного материала имеют рассчитанные ценовые эластичности спроса. Возможно, они могут оказаться полезными для общей ориентации отечественных предпринимателей с учетом того, что у большинства из них пока нет достаточной практики в таких расчетах
Спрос, как правило, определяет максимальную цену, которую предприятие может запросить за свой товар. В то же время минимальная цена определяется издержками предприятия.
Предприятие стремится установить на товар такую цену, которая полностью будет покрывать все издержки по производству, распределению и сбыту товара, включая справедливую норму прибыли за предложенные усилия и риск.
Издержки производства и реализации товаров (продукции, работ, услуг) представляют собой затраты средств производства, включающих сырье, материалы, топливо, электроэнергию, основные фонды, транспортные средства, посреднические и общественные услуги, расходы, связанные с непосредственным применением труда, выраженные в денежной форме.
Издержки в ценообразовании на предприятии имеют особое значение. Их учет необходим для определения цены предложения и, самое главное, для выработки эффективной стратегии и тактики всей деятельности предприятия. При сложившейся рыночной конъюнктуре обеспечение более низких издержек по отношению к доходу (выручке) предприятия – определяющее условие его выживаемости и эффективной работы. Правильное определение издержек, их снижение, а иногда и повышение имеют непосредственное значение для прибыльной работы предприятия и его благополучия.
В отечественной практике ценообразования на предприятии, работающем в условиях рынка, необходимо различать два вида издержек: бухгалтерские издержки производства и реализации товаров и экономические (предпринимательские) издержки.
Бухгалтерские издержки производства и реализации товара (продукции, работ, услуг) определяются в соответствии с утвержденным 05.08.1992 г. постановлением Правительства РФ Положением о составе затрат на производство и реализацию продукции (работ, услуг), включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг), и о порядке формирования финансовых результатов, учитываемых при налогообложении прибыли. Согласно указанному Положению затраты, образующие себестоимость продукции (работ, услуг), группируются в соответствии с их экономическим содержанием по следующим элементам:
Экономические, или предпринимательские, издержки производства и реализации товара (продукции, работ, услуг) по своему существу определяют цену предложения товара. Выраженные в денежной форме издержки, которые предприятие учитывает, чтобы функционировать на рынке, исходя из минимально необходимых условий осуществления нормальной деятельности – это затраты, связанные с простым и расширенным воспроизводством в данной отрасли.
В экономические (предпринимательские) издержки производства и реализации товара (продукции, работ, услуг) предприятия включают: бухгалтерские издержки производства товаров и реализации услуг, исчисленные в соответствии с указанным выше Положением нормальную предпринимательскую прибыль, которая определяется выбранным методом ценообразования с учетом всех обязательных выплат.