Сущность бюджета и бюджетной политики РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Мая 2012 в 23:37, реферат

Описание

Целью данной курсовой работы является определения перспектив государственного бюджета на основе изучения теоретического материала и анализа статистической информации.
В данной работе были поставлены и решены следующие задачи:
- изучить теоретические основы бюджетной системы и бюджетного устройства;
- проанализировать структуру и динамику доходов и расходов государственного бюджета Российской Федерации;
- провести анализ современной бюджетной политики Российской Федерации
- выявить основные направления совершенствования бюджетной политики Российской Федерации в среднесрочной перспективе.

Содержание

Введение
Глава 1. Сущность бюджета и бюджетной политики РФ.
1.1 Понятие бюджета. Роль бюджета в различные периоды развития истории.
1.2 Структура доходов и расходов государства.
1.3 Основные направления бюджетной политики РФ.
Глава 2. Анализ бюджета и бюджетной политики РФ на 2011-2013 года.
2.1 Прогноз доходов федерального бюджета.
2.2 прогноз расходов федерального бюджета.
2.3 Основные направления и цели развития бюджетной политики.
Заключение
Список используемой литературы

Работа состоит из  1 файл

бюджет и бюджетная политика - копия.docx

— 88.21 Кб (Скачать документ)

                                                       План:

Введение                                                                                                                            

Глава 1. Сущность  бюджета и бюджетной  политики РФ.

1.1 Понятие  бюджета. Роль бюджета в различные периоды развития истории.

1.2  Структура   доходов и расходов государства.

1.3  Основные  направления бюджетной политики  РФ.

Глава 2. Анализ бюджета и бюджетной  политики РФ на 2011-2013 года.

2.1 Прогноз доходов федерального бюджета.

2.2 прогноз  расходов федерального бюджета.

2.3 Основные направления и цели развития бюджетной политики.

Заключение

Список используемой литературы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение.

       Для эффективной деятельности и выполнения возложенных задач любому институту необходимо наличие финансовых ресурсов. Особенно важно, когда этот институт – государство, т.к. именно государство берет обязательство выполнения определенных функций и задач перед своими гражданами. Основным централизованным фондом аккумулирования государственных доходов является – бюджет, который формируется на всех уровнях бюджетной системы.

      Современный этап экономического развития страны характеризуется быстро растущим интересом к распределению денег государственным бюджетом Российской Федерации. Ведущую, определяющую роль в формировании и развитии экономической структуры любого современного общества играет государственное регулирование, осуществляемое в рамках избранной властью экономической политики. Одним из наиболее важных механизмов, позволяющих государству осуществлять экономическое и социальное регулирование, является финансовый механизм - финансовая система общества, главным звеном которой является государственный бюджет. Именно посредством финансовой системы государство образует централизованные и воздействует на формирование децентрализованных фондов денежных средств, обеспечивая возможность выполнения возложенных на государственные органы функций. Поэтому данная тема на сегодняшний день очень актуальна. Это связанно с нестабильной экономической ситуацией в стране в кризис и послекризисный период.

Целью данной курсовой работы является определения перспектив государственного бюджета на основе изучения теоретического материала и анализа статистической информации.

В данной работе были поставлены и решены следующие задачи:

- изучить  теоретические основы бюджетной  системы и бюджетного устройства;

- проанализировать  структуру и динамику доходов  и расходов государственного  бюджета Российской Федерации;

- провести  анализ современной бюджетной  политики Российской Федерации

- выявить  основные направления совершенствования  бюджетной политики Российской  Федерации в среднесрочной перспективе.

Объектом исследования являются бюджет и бюджетная политика Российской Федерации.

Предметом исследования - особенности бюджетной политики Российской Федерации на современном этапе.

Информационной базой при написании данной работы явились законодательные и нормативные акты «Законы о Бюджете», публикации экономических газет и журналов, статистика Росстата, кроме этого была использована современная литература таких авторов, как Дробозина Л.А. "Финансы", Година А.М., Подпорина И.В. "Бюджет и бюджетная система РФ", и многие другие работы.

Данная  курсовая работа состоит из введения, главы 1, в которой изложены основные понятия, функции, свойства, направления  бюджета и бюджетной политики, главы 2, в которой представлен  анализ бюджета РФ на 2011-2013 года, заключения и списка используемой литературы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Сущность и роль бюджета  и бюджетной политики

 

1.1. Понятие бюджета. Роль бюджета  в различные периоды развития  истории.

   Бюджет (англ. budget – «денежная сумка») – роспись доходов и расходов государства, учреждения, семьи на определенный срок.1 Государственный бюджет обычно составляется на год. С одной стороны, бюджет – это совокупность, масса финансовых ресурсов, средств, которыми располагает любой экономический субъект, будь то государство, территория, предприятие или семья. С другой стороны, это соотношение между доходами и расходами экономического субъекта, баланс его денежных средств, характеризующий соответствие их поступления и расходования в течение определенного периода, чаще всего одного года.2 Иначе говоря, бюджет определяет и содержимое «денежной сумки», наличие в ней денежных средств или их дефицит, и динамику ее наполнения и опорожнения, каналы прихода и расхода денег, соотношение между доходами и расходами.

Целенаправленное  социально-экономическое развитие государства обеспечивается образованием различных централизованных фондов, и, прежде всего общегосударственного фонда денежных средств – государственного бюджета.

Бюджетное устройство Российской Федерации определяется ее государственным федеративным устройством  и закреплено Конституцией Российской Федерации. Составляющей частью бюджетного устройства России является бюджетная  система.

Бюджетная система – система, основанная на экономических отношениях и государственном устройстве РФ, регулируемая нормами права совокупность федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ, местных бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов. Статья 10 Бюджетного кодекса Российской Федерации закрепляет в России трехуровневую бюджетную систему:

  • первый уровень – федеральный бюджет и бюджеты государственных фондов;
  • второй уровень – бюджеты субъектов РФ и бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов;
  • третий уровень – местные бюджеты.

Каждый  из бюджетов на каждом уровне служит финансовой базой для деятельности соответствующих  государственных или местных  органов. Статья 11 Бюджетного кодекса  Российской Федерации закрепляет правовую форму бюджетов каждого уровня. Годовой  бюджет любого уровня составляется на один финансовый год, который соответствует  календарному году – длится с 1 января по 31 декабря.

Бюджетный процесс представляет собой регламентированную законом деятельность органов власти по составлению, рассмотрению, утверждению  и исполнению бюджетов. Его составной  частью является бюджетное регулирование, т.е. частичное перераспределение  финансовых ресурсов между бюджетом разных уровней.

Бюджетное законодательство РФ содержит понятие "консолидированный бюджет" - свод бюджетов всех уровней бюджетной  системы на соответствующей территории (ст. 6 БК РФ). Консолидированный бюджет субъекта РФ составляют бюджет самого субъекта и свод бюджетов находящихся  на его территории муниципальных  образований. Консолидированный бюджет РФ - это федеральный бюджет и  консолидированные бюджеты субъектов  РФ. Консолидированные бюджеты позволяют  получить полное представление обо  всех доходах и расходах региона  или Федерации в целом, они  не утверждаются и служат для аналитических  и статистических целей.

Бюджетным кодексом РФ (Глава 5) законодательно закреплены следующие принципы бюджетной системы Российской Федерации:

- принцип  единства бюджетной системы РФ;

- принцип  разграничения доходов и расходов  между уровнями бюджетной системы  РФ;

- самостоятельность  бюджетов;

- принцип  полноты отражения доходов и  расходов;

- принцип  сбалансированности бюджета;

- принцип  эффективности и экономности  использования бюджетных средств;

- принцип  общего (совокупного) покрытия расходов;

- принцип  гласности;

- принцип  достоверности;

- принцип  адресности и целевого характера бюджетных средств.

Для составления  и исполнения бюджетов и обеспечения  сопоставимости показателей бюджетов всех уровней бюджетной системы  Российской Федерации используется бюджетная классификация Российской Федерации, утвержденная федеральными законами от 15 августа 1996 г. № 115-ФЗ "О  бюджетной классификации Российский Федерации" и от 8 августа 2001 г. № 127-ФЗ "О внесении изменений и  дополнений в Федеральный закон "О бюджетной классификации  Российской Федерации".

Бюджетная классификация Российской Федерации является группировкой доходов  и расходов бюджетов всех уровней  бюджетной системы Российской Федерации, а также источников финансирования дефицитов этих бюджетов. Она обеспечивает сопоставимость показателей бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации.

Бюджеты и бюджетное регулирование существуют в любой социально-экономической  системе, присущи экономике как  рыночного, так и нерыночного  типа. Однако характер бюджетного устройства, способы формирования, утверждения, исполнения бюджетов в них обладают принципиальными различиями. В особенности  это касается государственного бюджета. В централизованной экономике бюджет целиком подчинен государственному экономическому плану, следует из него и не имеет сколько-нибудь важного самостоятельного значения. Такой подход на государственном уровне следует из господствующей в планово-распорядительной экономике тенденции придания главенствующей роли материально-вещественным факторам и второстепенной – финансовым.

В период господства в России социалистической системы хозяйствования истинное состояние  государственного бюджета было известно только аппарату центральных финансовых органов. Народ не имел о нем представления. Партийно-государственная власть выносила на рассмотрение и утверждение законодательных  органов во многом фиктивные, неполные, нераскрытые плановые и отчетные бюджеты, которые автоматически  одобрялись и утверждались законодательными органами. При этом система не только не вырабатывала, но последовательно  отбивала у людей интерес к  тому, чтобы узнать, куда же идут народные деньги, средства налогоплательщиков, попавшие в государственную денежную сумку. Да и бюджет предприятий оставался  для его работников за семью печатями. Отсутствие глубокого интереса со стороны  граждан к анализу государственных, республиканских, местных бюджетов и бюджетов предприятий можно  объяснить нежеланием «считать деньги в чужом кармане». Ведь подавляющее  число граждан полагает «чужими» любые деньги, не попавшие в собственный  или семейный карман или изъятые  из этих карманов посредством налогов  и платежей. В действительности это  тоже кровные, «свои» деньги граждан, но направляемые по государственным, территориальным, коллективным, производственным, социальным каналам использования.

В странах  с рыночной экономикой ситуация несколько  иная. Составлению, утверждению, анализу  исполнения государственных годовых  бюджетов уделяется огромное внимание. Сами бюджеты на государственном  уровне и уровне территориальных  единиц служат ведущей, определяющей формой финансового планирования. Кстати, этот факт опровергает представление  о том, что в условиях рыночной экономики нет места централизованному государственному планированию. Реальная ситуация говорит об обратном. Бюджетно-финансовое планирование в странах с рыночной экономикой поставлено лучше, чем в государствах с традиционно плановой социалистической системой ведения хозяйства. Принципиально важен и тот несомненный факт, что в большинстве развитых стран установилась и соблюдается демократическая процедура принятия бюджетов на общегосударственном и муниципальном уровнях. Бюджеты обсуждаются в парламентах и их комиссиях самым детальным образом, по всем расходным статьям. И даже по отдельным объектам. Тем самым правительства лишены возможности тратить народные деньги направо и налево, как им заблагорассудится.

 

1.2.  Структура  расходов и  доходов государства.

Основным  методологическим документом, на основе которого составляются и исполняются  бюджеты, является бюджетная классификация.

Бюджетная классификация - это группировка  доходов и расходов бюджетов всех уровней, а также источников покрытия дефицита этих бюджетов с присвоением  объектам классификации группировочных кодов. Такая классификация является единой для бюджетов всех уровней и утверждается федеральным законом. Она имеет важное значение, так как используется:

- для  составления, утверждения и исполнения  бюджета;

- контроля за выделением и использованием бюджетных средств;

- обеспечения  сопоставимости показателей бюджетов  всех уровней;

- составления  консолидированных бюджетов всех  уровней.

Бюджетная классификация Российской Федерации  включает:

- классификацию  доходов бюджетов;

- классификацию  расходов бюджетов;

- классификацию  источников финансирования дефицитов  бюджетов;

- классификацию  операций публично-правовых образований.

Доходы  бюджета – это денежные средства, поступающие в безвозмездном  и безвозвратном порядке в  соответствии с законодательством  РФ в распоряжение органов государственной  власти РФ, субъектов РФ и местного самоуправления. Доходы делятся на группы, подгруппы, статьи и подстатьи (четыре уровня). Они подразделяются на четыре группы: налоговые, неналоговые, безвозмездные поступления и  доходы целевых бюджетных фондов. Налоговые доходы состоят из следующих  подгрупп:

Информация о работе Сущность бюджета и бюджетной политики РФ