Сущность бюджета и бюджетной политики РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Мая 2012 в 23:37, реферат

Описание

Целью данной курсовой работы является определения перспектив государственного бюджета на основе изучения теоретического материала и анализа статистической информации.
В данной работе были поставлены и решены следующие задачи:
- изучить теоретические основы бюджетной системы и бюджетного устройства;
- проанализировать структуру и динамику доходов и расходов государственного бюджета Российской Федерации;
- провести анализ современной бюджетной политики Российской Федерации
- выявить основные направления совершенствования бюджетной политики Российской Федерации в среднесрочной перспективе.

Содержание

Введение
Глава 1. Сущность бюджета и бюджетной политики РФ.
1.1 Понятие бюджета. Роль бюджета в различные периоды развития истории.
1.2 Структура доходов и расходов государства.
1.3 Основные направления бюджетной политики РФ.
Глава 2. Анализ бюджета и бюджетной политики РФ на 2011-2013 года.
2.1 Прогноз доходов федерального бюджета.
2.2 прогноз расходов федерального бюджета.
2.3 Основные направления и цели развития бюджетной политики.
Заключение
Список используемой литературы

Работа состоит из  1 файл

бюджет и бюджетная политика - копия.docx

— 88.21 Кб (Скачать документ)

- налоги  на прибыль (доход), прирост капитала;

- налоги  на товары и услуги, лицензионные  и регистрационные сборы;

- налоги  на совокупный доход;

- налоги  на имущество;

- платежи  за пользование природными ресурсами;

- налоги  на внешнюю торговлю и внешнеэкономические  операции;

- прочие  налоги, пошлины, сборы.

Неналоговые доходы включают следующие подгруппы:

- доходы  от имущества, находящегося в  государственной и муниципальной  собственности, или от деятельности;

- доходы  от продажи земли и нематериальных  активов;

- поступления  капитальных трансфертов из негосударственных  источников;

- административные  платежи и сборы;

- штрафные  санкции, возмещение ущерба;

- доходы  от внешнеэкономической деятельности;

- прочие  неналоговые доходы.

Безвозмездные перечисления состоят из подгрупп:

- от нерезидентов;

- от бюджетов  других уровней;

- от государственных  внебюджетных фондов;

- от государственных  организаций;

- от наднациональных  организаций;

- средства, передаваемые в целевые бюджетные  фонды.

Доходы  целевых бюджетных фондов включают в себя следующие целевые бюджетные  фонды: дорожные фонды; экологические  фонды; Федеральный фонд МНС и  Федеральной службы налоговой полиции  РФ; Фонд развития таможенной системы  РФ; Государственный фонд борьбы с  преступностью; Фонд воспроизводства  минерально-сырьевой базы; Фонд Министерства РФ по атомной энергии; Целевой бюджетный  фонд содействия военной реформе; Фонд управления, изучения, сохранения и  воспроизводства водных биологических  ресурсов; Федеральный фонд восстановления и охраны водных объектов.

Расходы бюджета – это денежные средства, направляемые на финансовое обеспечение  задач и функций государственного и местного самоуправления. Бюджетную  классификацию расходов можно представить  в виде схемы (рис. 1).

 

Рис.1. Расходы  федерального бюджета

 

Каждая  группа расходов функционального назначения делится по ведомственному признаку.

Все расходы  бюджета состоят из текущих расходов и затрат капитального характера.

Текущие расходы включают закупки товаров  и услуг, оплату труда государственных  служащих, начисления на заработную плату, платежи по внутренним займам и государственному внешнему долгу и др.

Капитальные расходы включают капитальные вложения в основные фонды, капитальное строительство, капитальный ремонт.

В условиях рынка резко сокращаются бюджетные  ассигнования на народное хозяйство, прежде всего на централизованные капитальные  вложения.

Осуществление расходов бюджета производится путем  бюджетного финансирования, основными  принципами которого являются:

-·достижение  максимального эффекта при минимуме  затрат;

-·целевой  характер использования бюджетных  ассигнований;

-·предоставление  бюджетных средств в меру выполнения  производственных показателей и  с учетом использования ранее  отпущенных ассигнований;

-·безвозвратность  бюджетных ассигнований.

В области  расходов бюджета имеют место  серьезные недостатки. Поэтому основными  задачами в области государственных  расходов можно считать следующее:

-·сокращение  числа федеральных целевых программ  для обеспечения концентрации  бюджетных средств на наиболее  эффективных и социально-значимых  проектах;

-·снижение  расходов на содержание госаппарата;

-·продолжение  децентрализации инвестиционного  процесса с расширением практики  государственно-коммерческого финансирования  проектов;

-·повышение  эффективности использования ассигнований  на национальную оборону и  оборонный комплекс;

-·снижение  дотаций отдельным отраслям;

-·усиление  контроля за использованием бюджетных средств;

-·приоритетное  финансирование расходов на науку,  культуру, медицину, образование.

 

1.3. Основные направления бюджетной  политики РФ.

Основу  бюджетной политики составляют стратегические направления экономической и  социальной политики государства; именно они определяют размеры и пропорции  централизуемых государством финансовых ресурсов, перспективы использования  бюджетных средств в интересах  решения главных экономических  и социальных задач. В условиях рынка  бюджетная политика - главный рычаг  определения основных направлений  экономического воздействия государства  на общественное производство. Для  обеспечения эффективности бюджетной  политики при ее разработке должны соблюдаться определенные требования. Главное из них - научный подход к  ее разработке, учитывающий реальное состояние экономики, финансов и  бюджетной системы страны. Бюджетная  политика не может быть эффективной, если четко не определены основные ее направления на ближайший период и перспективу, не сформулированы главные  цели и первоочередные задачи. При  этом обоснованность выдвигаемых мер  и предстоящих решений должна подкрепляться соответствующими расчетами, позволяющими определить не только общую  стоимость затрат государства в  связи с принимаемыми решениями, но и отдаленные финансовые последствия. Результативность бюджетной политики во многом зависит также от соблюдения двух условий: политической стабильности в стране и высокого уровня профессионализма работников бюджетной сферы. В разработке бюджетной политики участвуют законодательные (представительные) и исполнительные органы власти, причем, полномочия разных ветвей и уровней власти различаются  в разных странах в зависимости от особенностей государственного устройства, исторических традиций, сложившихся принципов разграничения полномочий и т.п. Специфика конституционного строя современной России обусловила то, что приоритет в разработке бюджетной политики принадлежит Президенту РФ, который определяет основные ее направления, цели и задачи на текущий год и на перспективу в ежегодных посланиях Федеральному Собранию.

Главной целью бюджетной политики России является повышение уровня и качества жизни населения. Государство должно способствовать повышению реальных доходов и занятости населения, росту сбережений и имущества  граждан, развитию рынка жилья. В  сфере его прямой ответственности - удовлетворение потребностей граждан  в качественном и доступном жилье, услугах образования, здравоохранения, культурном и духовном развитии, информации, досуге, безусловное выполнение всех законодательно установленные социальных гарантий, в том числе пенсионное и социальное обеспечение, социальная защита граждан, нуждающихся в государственной  помощи.

Основа  для решения социальных проблем - высокие темпы устойчивого экономического роста, обеспечивающего создание новых  рабочих мест, рост заработной платы  в экономике, расширению финансовых возможностей государства. Для этого, прежде всего, необходимо поддерживать финансовую стабильность (низкую инфляцию и стабильность национальной валюты), определяющей степень доверия людей  к государству и готовность инвестировать  в экономику страны. Важное значение для развития бизнеса имеет снижение налоговой нагрузки на экономику и административных барьеров, защита прав собственности, обеспечение экономическую свободы и условий равной конкуренции. Государство должно поддерживать развитие транспортной, коммуникационной и энергетической инфраструктуры, авиа- и судостроения, экспорта интеллектуальных услуг, космической отрасли и других стратегических отраслей экономики.

Обеспечение обороноспособности и безопасности - необходимое условие для развития страны. Социальный прогресс невозможен в стране, граждане которой страдают от военных конфликтов, терроризма, преступности, стихийных бедствий. Разрушительный потенциал насилия, природных и техногенных катастроф  постоянно растет, и долг государства - сделать все для защиты граждан  от этих угроз. Обеспечение высокой  боеготовности Вооруженных сил, их техническое переоснащение, создание профессиональной, мобильной армии, борьба с терроризмом и распространением оружия массового поражения, предупреждение локальных конфликтов, предотвращение и ликвидация последствий чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий входят в число основных приоритетов  бюджетных расходов.

Создание  условий для будущего развития - важнейшая миссия социально ответственного государства. Люди должны быть уверены  в завтрашнем дне, убеждены в том, что их дети и внуки будут благодарны старшим поколениям, заложившим основы будущего процветания страны в целом, а значит и каждой семьи в отдельности. Развитие природного и научного потенциала, конкурентоспособной системы образования, формирование инновационной среды, поддержка передовых технологий, обеспечение прав и свобод граждан, развитие демократии и гражданского общества, эффективная организация  самого государства, борьба с коррупцией - необходимые предпосылки для  достижения этой цели. Непосредственный вклад в ее достижение должно внести комплексное решение демографической  проблемы.

Целый ряд  публичных обязательств исполняется  за счет государственных внебюджетных фондов. Однако решающий вклад в  реализацию стратегических целей развития страны вносит федеральный бюджет. Основные его параметры существенно  влияют на уровень инфляции, динамику валютного курса, налоговую нагрузку и другие условия экономического развития. Финансовое обеспечение деятельности государства в стратегических сферах деятельности и наиболее значимых социальных гарантий осуществляется за счет средств  федерального бюджета. Наконец, из федерального бюджета предоставляются значительные объемы трансфертов бюджетам субъектов Российской Федерации и бюджетам государственных внебюджетных фондов Российской Федерации.

Основные  задачи бюджетной политики при формировании проекта федерального бюджета на  и стратегии на долгосрочную перспективу:

- превращение  федерального бюджета в эффективный  инструмент макроэкономического  регулирования;

- обеспечение  долгосрочной сбалансированности  бюджета;

- дальнейшее  удлинение горизонта бюджетного  планирования;

- обеспечение  исполнения расходных обязательств;

- проведение  анализа эффективности всех расходов  бюджета;

- переход  на современные принципы осуществления  государственных капитальных вложений;

- применение  механизмов, стимулирующих бюджетные  учреждения к повышению качества  оказываемых ими услуг и повышению  эффективности бюджетных расходов, расширение полномочий главных  распорядителей бюджетных средств  по определению форм финансового  обеспечения оказания государственных  услуг;

- повышение  качества финансового менеджмента  в бюджетном секторе;

- решение  проблемы несбалансированности  Пенсионного фонда Российской  Федерации;

- содействие  опережающему социально-экономическому  развитию Дальнего Востока и  Забайкалья.

Бюджет  обычно направлен на повышение уровня жизни населения и выполнение всех обязательств перед гражданами, поддержку стратегических и инновационных  отраслей, обеспечение безопасности, создание потенциала для устойчивого  развития страны.

На этапе  исполнения бюджета важно, чтобы  отраслевые министерства и ведомства  обладали достаточным объемом полномочий для наиболее эффективного управления финансовыми ресурсами в целях достижения запланированных результатов.

Планирование  и исполнение бюджета должно сопровождаться полной информацией о направлениях и результатах использования  ресурсов, на основании которой должны приниматься решения об изменении  бюджетной политики, а органы исполнительной власти - нести ответственность за качественное исполнение своих функций.

В настоящее  время перед Российской Федерацией стоит задача обеспечения долгосрочной бюджетной и макроэкономической устойчивости.

Основная  задача бюджетной политики на среднесрочную  перспективу - сохраняя макроэкономическую стабильность, сбалансированность и  устойчивость бюджетной системы, обеспечить максимально эффективное и прозрачное использование средств для достижения конечных, измеримых, общественно значимых результатов, которые, в свою очередь, ведут к дальнейшему увеличению финансовых возможностей государства.

Вывод:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2. Анализ бюджета и бюджетной политики РФ на 2011-2013 года.

 

2.1 Прогноз доходов федерального  бюджета.

       На протяжении докризисных (после дефолта 1998 года) годов Россия развивалась с профицитом федерального бюджета. В 2009 году профицит сменился дефицитом: превышение расходов над доходами федерального бюджета в составило 5,9% к ВВП, а в 2010 году, по оценке Минфина России, дефицит удастся снизить примерно до 5,4% - 5,5% к ВВП.

                                                           Таблица 1. Доходы федерального бюджета

Показатель

2009 год

 

2010 год

 

2011 год

 

2012 год

 

2013 год

Доходы, всего

13 552,5

 

14 994,1

 

17 392,8

 

18 756,9

 

20 271,6

%% к ВВП

34,7

 

33,4

 

35,0

 

34,0

 

32,8

Федеральный бюджет

7 337,8

 

7 783,8

 

8 617,8

 

9 131,7

 

9 983,9

Бюджеты государственнывнебюджетных фондов РФ

3 789,2

 

5 251,1

 

5 884,7

 

6 440,3

 

7 049,3

- в том числе доходы без учета межбюджетных трансфертов

1 656,4

 

2 409,3

 

3 416,1

 

3 740,2

 

4 114,2

Консолидированные бюджеты субъектов РФ

5 923,6

 

5 832,0

 

6 157,7

 

6 428,6

 

6 963,0

- в том числе доходы без учета  межбюджетных трансфертов

4 437,5

 

4 665,1

 

4 965,2

 

5 438,9

 

6 024,5

Территориальные фонды обязательного медицинского страхования

479,1

 

502,8

 

789,7

 

850,2

 

915,4

- в том числе доходы без учета межбюджетных трансфертов

120,8

 

135,9

 

393,7

 

446,1

 

149,0

Информация о работе Сущность бюджета и бюджетной политики РФ