Сущность бюджета и бюджетной политики РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Мая 2012 в 23:37, реферат

Описание

Целью данной курсовой работы является определения перспектив государственного бюджета на основе изучения теоретического материала и анализа статистической информации.
В данной работе были поставлены и решены следующие задачи:
- изучить теоретические основы бюджетной системы и бюджетного устройства;
- проанализировать структуру и динамику доходов и расходов государственного бюджета Российской Федерации;
- провести анализ современной бюджетной политики Российской Федерации
- выявить основные направления совершенствования бюджетной политики Российской Федерации в среднесрочной перспективе.

Содержание

Введение
Глава 1. Сущность бюджета и бюджетной политики РФ.
1.1 Понятие бюджета. Роль бюджета в различные периоды развития истории.
1.2 Структура доходов и расходов государства.
1.3 Основные направления бюджетной политики РФ.
Глава 2. Анализ бюджета и бюджетной политики РФ на 2011-2013 года.
2.1 Прогноз доходов федерального бюджета.
2.2 прогноз расходов федерального бюджета.
2.3 Основные направления и цели развития бюджетной политики.
Заключение
Список используемой литературы

Работа состоит из  1 файл

бюджет и бюджетная политика - копия.docx

— 88.21 Кб (Скачать документ)

      3) Развитие образования, здравоохранения и социального обслуживания.

Должны  быть обеспечены как повышение качества образования, так и сопряженность  образования и модернизации экономики, удовлетворение потребностей рынка  труда в квалифицированных специалистах не только с высшим профессиональным образованием, но и со средним и  начальным профессиональным образованием.

В рамках соответствующих государственных  программ следует обеспечить реализацию национальной образовательной инициативы «Наша новая школа», продолжить развитие федеральных университетов и  национальных исследовательских университетов, а также закрепить положительные  результаты демографической политики, достигнутые во многом благодаря  реализации национального проекта  «Здоровье».

При планировании социальных расходов бюджета следует  обязательно предусмотреть средства на осуществление мероприятий по обеспечению комплексной безопасности социальных объектов, прежде всего организаций, предоставляющих услуги детям (включая вывод школьных зданий из аварийного состояния) и престарелым гражданам, а также по обеспечению полноценного доступа инвалидов к объектам и услугам социальной сферы.

     4) Обеспечение обороноспособности страны.

Финансирование  расходов на национальную оборону должно позволить решить все стоящие  перед Вооруженными Силами Российской Федерации задачи, включая закупку  новых видов вооружения, обеспечение  боевой подготовки, индексацию и реформирование денежного довольствия военнослужащих (с учетом сокращения их общего количества и совершенствования структуры  Вооруженных Сил Российской Федерации), реализацию социальных гарантий для  военнослужащих.

С 2011 года должна начаться реализация Государственной  программы вооружения на 2011–2020 годы, обеспечивающей комплексное переоснащение  войск современными видами новых  систем и образцов вооружения и военной  техники. На осуществление Государственной  программы вооружения должна быть направлена новая федеральная целевая программа  реформирования оборонно-промышленного  комплекса.

       5) Реформа органов внутренних дел.

Необходимо  обеспечить повышение эффективности  деятельности органов внутренних дел. С 2012 года финансовое обеспечение милиции общественной безопасности будет полностью осуществляться за счет средств федерального бюджета. Уже сегодня необходимо готовиться к столь серьезному изменению расходных обязательств Российской Федерации и субъектов Российской Федерации и соответствующих им финансовых потоков.

       6) Развитие транспортной инфраструктуры.

Наличие развитой транспортной инфраструктуры является необходимым условием экономического роста и повышения инвестиционной активности. Совершенствование транспортной инфраструктуры с внедрением современных  инновационных технологий продолжает оставаться одной из основных задач на среднесрочную перспективу.

При этом необходимы новые подходы к реализации инфраструктурных проектов с привлечением частных инвестиций, в том числе  на условиях заключения контрактов жизненного цикла.

В связи  с этим одним из приоритетных направлений  бюджетной политики должно являться устойчивое финансовое обеспечение  содержания и развития автомобильных дорог. Это требует детальной проработки всех вопросов, в том числе касающихся создания системы дорожных фондов, с учетом критериев и социальной справедливости, и экономической эффективности.

     

    1. Основные направления и цели развития бюджетной политики

2011-2013 годов.

Задачи, поставленные в Бюджетном послании Президента РФ о бюджетной политике в 2011–2013 годах, направлены на решение  проблем повышения эффективности  и конкурентоспособности экономики  России, что будет способствовать созданию условий привлечения частных  инвестиций в процесс модернизации.

Бюджетная политика на 2011-2013 годы будет направлена, с одной стороны, на восстановление экономики после кризиса и  решение важнейших социальных задач, с другой – на формирование инновационной  экономики.

Основными целями бюджетной политики в 2011-2013 годах  являются:

1) использование  бюджета в качестве одного  из важнейших инструментов макроэкономического  регулирования;

2) разработка  и внедрение инструментов поддержки  инноваций;

3) обеспечение  долгосрочной устойчивости и  сбалансированности пенсионной  системы;

4) повышение  качества человеческого капитала;

5) повышение  доступности и качества государственных  и муниципальных услуг;

6) реализация  Программы повышения эффективности  бюджетных расходов на период  до 2012 года.

В ближайшее  время бюджетная политика должна быть главным образом нацелена на восстановление стабильного функционирования экономики, дальнейшее стимулирование кредитования реального сектора, а  также перестройку предприятий  на работу в новых внешних и  внутренних условиях при безусловном  исполнении принятых расходных обязательств.

Поскольку в процессе сокращения дефицита расходы  федерального бюджета должны сократиться  с 22,8% к ВВП в 2010 году до 19,0% к ВВП  в 2013 году, сохранить их уровень по некоторым направлениям не удастся. Это важная особенность бюджетной  политики трех лет.

При этом для развития экономики инновационного типа планируется осуществлять государственную  поддержку инновационных проектов и развития современной инновационной  инфраструктуры. Одним из наиболее значимых проектов является проект по построению научнотехнологического комплекса по разработке и коммерциализации новых технологий в Сколково.

Кроме того, сохраняется особое значение ассигнований на социальные цели, прежде всего –  обеспечение сбалансированности пенсионной системы, с которой связаны наиболее острые вопросы бюджетной устойчивости. В среднесрочной перспективе  запланировано дальнейшее повышение  уровня расходов на пенсионное обеспечение  населения. Это решение обусловлено  низким уровнем доходов пенсионеров  и направлено на восстановление социальной справедливости, на решение проблемы бедности старшего поколения, что накладывает  дополнительные обязательства на федеральный  бюджет в части покрытия дефицита бюджета Пенсионного фонда России.

При формировании долгосрочной бюджетной политики необходимо учитывать, что Россию в ближайшие 20 лет ждет значительное сокращение численности населения трудоспособного возраста и увеличение численности населения старшего возраста.

Так, в 2010 году доля трудоспособного населения  составит 62% от общей численности  россиян, а доля населения пенсионного  возраста – 22%. По прогнозу Минэкономразвития  России, к 2030 году численность трудоспособного  населения сократится до 52%, а доля населения пенсионного возраста возрастет до 27%. В связи с ухудшением демографической ситуации проблема финансирования пенсий еще больше обострится и потребует новых ресурсов –  для покрытия дефицита бюджета Пенсионного фонда РФ, который может быть обеспечен использованием средств Фонда национального благосостояния.

Если  в 2008-2009 годах дефицит бюджета  Пенсионного фонда  составлял 0,5% к ВВП и 1,0% к ВВП соответственно, то в 2010 году он вырастет до 2,6% к ВВП. В 2011-2013 гг. дефицит бюджета фонда  ожидается на уровне 1,8% к ВВП. Такой  высокий уровень дефицита бюджета  Пенсионного фонда РФ обуславливает  выделение значительных межбюджетных трансфертов из федерального бюджета  на его покрытие.

В федеральном  бюджете запланированы ассигнования на выполнение в полном объеме принятых обязательств по выплате социальных пособий и компенсаций, кроме  того, предусмотрена индексация зарплат  работникам бюджетной сферы и  военнослужащим. Однако следует отметить слабую направленность социальной политики на поддержку нуждающихся граждан. В этой связи и в соответствии с Бюджетным посланием Президента Российской Федерации о бюджетной политике в 2011–2013 годах в среднесрочной перспективе потребуется повысить адресность предоставления помощи. Это позволит увеличить защищенность нуждающихся в поддержке государства.

Еще одним  приоритетом бюджетной политики, направленным на повышение качества человеческого капитала, будут оставаться расходы на здравоохранение, физическую культуру и спорт.

Повышение страховых взносов на 2% принесет в систему обязательного медицинского страхования порядка 460 млрд. рублей за два года.

Важнейшим приоритетом бюджетной политики является поддержка образования  как основы инновационной экономики. Объемы финансирования образования позволят обеспечить переход к образованию по стандартам нового поколения, отвечающим требованиям современной экономики; решение проблем, связанных с оптимизацией сети образовательных учреждений на всех уровнях; существенное повышение роли вузов в развитии науки; разработку стимулов для привлечения частного сектора в отрасль и увязку программ подготовки специалистов с требованиями рынка труда. Структурные изменения в образовании необходимы в связи с тем, что в результате демографической ситуации в течение 2-3 лет количество студентов в вузах сократится на 20-30%.

Общий объем  ассигнований на поддержку культуры, кинематографии и СМИ из федерального бюджета планируется поддерживать на уровне расходов в 2009-2010 годах. Это  позволит обеспечить проведение мероприятий  по обеспечению сохранности и  доступности объектов культурного  наследия России; по поддержке театров  и отечественного кинематографа; по развитию библиотек; проведение реставрации  и реконструкции объектов национального  достояния. В помощь творческой деятельности предусматривается финансирование грантов в области искусства, выделяются средства на выплату премий выдающимся деятелям культуры и талантливой  молодежи.

Отдельное внимание будет уделяться интеграции российской культуры в глобальное культурное сообщество, в том числе за счет бюджетной поддержки участия  России в мероприятиях мирового уровня.

Среди приоритетов  бюджетной политики - обеспечение  национальной обороны на основе перевооружения армии, в рамках новой государственной  программы вооружения на 2011-2020 годы.

Предусмотренные в федеральном бюджете ассигнования обеспечат продолжение реализации ряда инвестиционных проектов по развитию инфраструктуры экономики, имеющих общефедеральное и региональное значение.

Реализация  федеральных целевых программ (ФЦП) и непрограммной части федеральной адресной инвестиционной программы (ФАИП) в среднесрочной перспективе будет осуществляться исходя из приоритетов экономического развития и с учетом бюджетных ограничений. В 2011 году  реализовалось 43 действующих федеральных программ, а в 2012 году планируется 37. Объем ассигнований на эти цели в 2011 году увеличился более чем на 15% к текущему году, а в 2012 году сократится (на 16% к 2011 году) в связи с завершением ряда программ, в том числе крупных – таких, например, как ГЛОНАСС.

Увеличатся  ассигнования на дорожное строительство  за счет целевого направления доходов  от повышения акцизов на нефтепродукты (индексация ставок позволила дополнительно  получить в федеральный бюджет в 2011 году 82,9 млрд. рублей, из которых 34 млрд. рублей пошло на строительство и  ремонт дорог в крупных городах). В 2012 году дополнительные доходы составят 174,6 млрд. рублей, из которых 87,3 млрд. рублей (50%) будет направлены субъектам РФ, а в 2013 году дополнительные доходы составят 279,4 млрд. рублей, из которых в бюджеты субъектов РФ будет направлено 139,7 млрд. рублей (50%)). В составе федерального бюджета будет создан Федеральный дорожный фонд.

Необходимо  отметить, что с 2010 по 2013 годы доходы консолидированных бюджетов субъектов  РФ уменьшатся с 13,0% к ВВП до 11,3% к  ВВП %, расходы – с 13,7% к ВВП  до 11,4% к ВВП. В 2009 году дефицит консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации составлял 0,8% к ВВП, в 2010 году – 0,7% к ВВП. Ожидается, что за три года дефицит последовательно снизится до 0,6 % к ВВП в 2012 году и до 0,1 % к ВВП в 2013 году.

Объем долговых обязательств бюджетов субъектов РФ и муниципальных образований  с учетом погашения и привлечения  бюджетных кредитов и кредитов коммерческих организаций оценивается по состоянию на 1 января 2011 года в сумме 973,4 млрд. рублей, на 1 января 2012 года – 806,5 млрд. рублей, на 1 января 2013 года – 482,1 млрд. рублей, на 1 января 2014 года – 480,1 млрд. рублей.

В среднесрочной  перспективе сохраняется необходимость  выделения ассигнований в форме  межбюджетных трансфертов субъектам  Российской Федерации, которые должны помочь регионам обеспечить на достойном  и качественном уровне получение  гражданами государственных и муниципальных  услуг.

 

Вывод:

1 Словарь «Борисов А.Б. Большой экономический словарь. — М.: Книжный мир, 2003. — С.205

2 Бюджетная система России: Учебник для вузов/Под ред . Г.Б. Поляка –М.: ИНФРА-М, 2000. –С.14

 


Информация о работе Сущность бюджета и бюджетной политики РФ