Сущность, формы и сферы предпринимательства в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2011 в 16:19, курсовая работа

Описание

Переход к рыночной системе хозяйствования — это переход к экономике предпринимательского типа. Создание условий для развития предпринимательства является важнейшей составляющей трансформационных изменений переходной экономики.
В этой связи рассмотрение становления предпринимательства в нашей стране, а также, его основных признаков и закономерностей развития предпринимательства имеет чрезвычайно важное значение.

Содержание

Введение 4
1. Сущность и виды предпринимательства 6
1.1. Сущность предпринимательства 6
1.2. Индивидуальное предпринимательство 11
1.3. Коллективное предпринимательство 13
1.4. Государственное предпринимательство 19
1.5. Смешанное предпринимательство. 25
2. Развитие предпринимательства в России 28
2.1. История развития предпринимательства 28
2.2. Современное состояние и проблемы предпринимательства…………….38
3. Предпринимательский потенциал России…………………………………..49
3.1. Характерные черты предпринимательского потенциала………………...49
3.2. Факторы и перспективы развития………………………………………….51
Заключение……………………………………………………………………….54
Список литературы……………………

Работа состоит из  1 файл

мой курсовик.docx

— 109.02 Кб (Скачать документ)

      Представительство и действия от имени полного или  смешанного товарищества любого из действительных его членов признаются деятельностью самого товарищества, если иное не предусмотрено учредительными документами товарищества.

      Собственное наименование полного и коммандитного  товариществ должно включать слова «полное (коммандитное) товарищество», фамилию или название одного или нескольких действительных членов товарищества. В случае если в наименовании полного товарищества указаны не все его участники, оно должно содержать слова «и компания» или иные слова, указывающие на наличие других участников.

      Для образования товарищества достаточно двух учредителей: один из них может быть директором, другой — главным бухгалтером с правом подписи. Для регистрации товарищества нужны протокол учредительного собрания и учредительный договор. В протоколе фиксируется договоренность между сторонами о создании предприятия, определяется вид деятельности, название предприятия, устанавливается его адрес. В учредительном договоре определяются взносы сторон в уставный капитал предприятия, распределение дохода и степень ответственности договаривающихся сторон. Избирается руководство предприятия: директор, его заместители, главный бухгалтер. На основе протокола учредительного собрания и договора составляется устав предприятия по стандартному образцу, единому для всех видов предприятий и форм предпринимательства.

           Обществами с ограниченной ответственностью (ООО) признаются организации, созданные по соглашению юридическими лицами и гражданами путем объединения их вкладов в целях осуществления хозяйственной деятельности. Такие общества являются юридическими лицами.

      Согласно  российскому законодательству число  участников ООО не должно превышать предела, установленного для подобного вида хозяйственных объединений, — в противном случае в течение года оно подлежит преобразованию в акционерное общество. Помимо того, ООО не может иметь в качестве единственного участника другое хозяйственное общество, состоящее из одного лица.

      Каждое  ООО имеет фирменное наименование, в котором указываются вид и предмет его деятельности. ООО могут от своего имени заключать договоры, приобретать имущественные и личные неимущественные права и исполнять обязанности, быть истцами и ответчиками в арбитраже, суде, третейском суде.

      ООО может состоять из двух участников и более, в их числе могут быть предприятия, учреждения, организации, государственные органы, а также граждане.

      Участники ООО могут участвовать в управлении делами общества в порядке, определяемом учредительными документами, получать часть прибыли (дивиденды) от деятельности общества, а также информацию о деятельности общества.

      Участники ООО обязаны вносить вклады в порядке, размере и способами, предусмотренными учредительными документами.

      Любое производство товаров или услуг, имеющее целью получение прибыли, связано с определенным риском организации капитала. При этом стремление снизить риск обеспечено созданием условий оптимального сочетания последовательности элементов деятельности предприятия.  Моделью данных условий в частности служит организационно-правовая форма хозяйствования, которую использует предприятие. Одновременно следует учитывать наличие двух шагов: организации предприятия (решение о вложении средств в целях получения прибыли от производства товаров (услуг) при определенном уровне риска) и отдельного шага по фиксации интересующих отношений в организационно-правовой форме. 

1.4 Государственное предпринимательство 

        В России в первой половине 1990-х годов ускоренными темпами стала осуществляться тотальная приватизация основной массы предприятий. «На начало 1998 г. общее число приватизированных предприятий составило 126,7 тыс., или 59% от количества государственных предприятий к началу приватизации в 1991 г. Параллельно создавались новые частные предприятия, в результате общее число предприятий возросло почти в 10 раз и составило 2,76 млн., в том числе по основным отраслям, тыс.:

      торговля  и общественное питание - 868,3

      промышленность - 341,6

      сельское  хозяйство - 336,7

      строительство - 289,1.

      Почти 50% от общего числа хозяйствующих  субъектов создано отдельными гражданами; в торговле их доля - 81,7%, строительстве - 70,2%. Государственных предприятий насчитывается не более 40 тысяч. На долю негосударственного сектора экономики теперь приходится около 70% валового национального продукта» .

      Государство рассталось с подавляющей частью производственных мощностей. Но в его  собственности остаются природные  ресурсы, в том числе ресурсы континентального шельфа и морской экономической зоны, акции предприятий промышленности, транспорта, иное имущество, необходимое для выполнения хозяйственно-организаторских функций. Разведанные сырьевые ресурсы России составляют 28 трлн долл., а потенциальные - 140 трлн долл. Их можно использовать для залога, концессии и т. д.

      Конституцией  РФ определен базовый перечень объектов государственной собственности в двух ее формах: федеральная собственность и собственность субъектов РФ (региональная собственность). В ведении Российской Федерации находятся:

  • федеральные энергетические системы, ядерная энергетика, расщепляющиеся материалы;
  • федеральные - транспорт, пути сообщения, связь, информация;
  • оборонное производство, производство ядовитых веществ, наркотических средств;
  • деятельность в космосе;
  • федеральные банки;
  • денежная эмиссия.

      Природопользование (владение, пользование и распоряжение землей, недрами, водными и другими  природными ресурсами), общие вопросы  образования, науки, культуры, координация вопросов здравоохранения, социальное обеспечение являются предметом совместного ведения Российской Федерации и субъектов РФ.

      Местное самоуправление обеспечивает самостоятельное  решение вопросов владения, пользования и распоряжения муниципальной собственностью, его органы утверждают и исполняют бюджет и решают иные вопросы местного значения.

      Разграничение государственной собственности  на федеральную собственность, собственность субъектов РФ и муниципальную собственность позволяет разделить функции федеральных, региональных и местных органов по управлению природными ресурсами, капиталом, финансовыми средствами.

      Имущество, находящееся в государственной  собственности, закрепляется за государственными предприятиями и учреждениями во владение, пользование и распоряжение. Государственное имущество, не закрепленное за предприятиями и учреждениями (средства бюджетов и др.), составляет государственную казну Российской федерации или субъекта РФ.

      К государственному сектору относят  акционерные общества, в которых  контрольные пакеты голосующих акций  находятся в собственности государства, государственные предприятия, государственные учреждения. Соответственно формируется и план развития государственного сектора по названным хозяйствующим субъектам. Показатели плана производственно-финансовой деятельности государственных предприятий и учреждений определяются федеральными законами о госпредприятиях.

      Кроме показателей планов деятельности предприятий  и учреждений в план развития государственного сектора включаются:

  • программа приватизации и приобретения имущества в государственную (муниципальную) собственность;
  • предельная штатная численность государственных (муниципальных) служащих и военнослужащих (по главным распорядителям бюджетных средств);
  • план предоставления услуг бюджетными учреждениями (по основным распорядителям бюджетных средств);
  • план получения и использования доходов от распоряжения государственным имуществом;
  • программа повышения эффективности использования федеральной собственности.

      Органы  государственной власти и местного самоуправления могут определять дополнительные показатели и требования к плану развития государственного (муниципального) сектора экономики.

      Экономическую структуру государственного сектора  образуют предприятия материального производства, управляемые государством непосредственно или через контрольные пакеты акций акционерных обществ. К ним относятся в первую очередь предприятия топливно-энергетического комплекса, основных видов транспорта, связи, оборонного комплекса, по добыче драгоценных металлов и камней, по производству алкогольной продукции.

      Основу  государственного сектора России составляют унитарные предприятия и учреждения. Экономическая функция унитарного предприятия заключается в непосредственном удовлетворении общественных потребностей, выполнении в основном государственных заказов на продукцию и услуги особой значимости. Гражданским кодексом РФ предусмотрены два типа унитарных предприятий: на праве хозяйственного ведения и на праве оперативного управления. Государство на базе общественной собственности создает предприятия, которым передает имущество в хозяйственное ведение или оперативное управление.

      По  отношению к государственным  унитарным предприятиям органы государственной  власти осуществляют непосредственное планово-регулирующее воздействие. Оно  выражается в утверждении устава предприятия, назначении его руководителя, заключении с ним контракта, осуществлении контроля за деятельностью посредством периодической отчетности и другими способами. Предприятие обязано заниматься только теми видами деятельности, которые определены в его уставе, и распоряжаться закрепленным за ним имуществом с согласия учредителя.

      В уставе отражаются предмет деятельности, порядок распределения доходов, виды обязательной отчетности, ответственность  руководителя за результаты хозяйственной  деятельности и другие положения. В  контракте с руководителем предприятия  содержатся условия, ставящие размер вознаграждения в зависимость от финансово-экономического положения, устанавливающие ответственность за принятие решений, наносящих ущерб предприятию.

      Основными общими признаками государственного предприятия  в России являются:

      1. Имущество предприятия находится  в государственной (муниципальной) собственности и принадлежит ему на праве хозяйственного ведения или оперативного управления.

      2. Руководитель предприятия назначается  собственником и ему подотчетен.

      3. Предприятие отвечает по своим  обязательствам всем принадлежащим ему имуществом; не несет ответственности по обязательствам собственника имущества.

      Государственное предприятие на праве хозяйственного ведения более самостоятельно в  организации производства, имея ряд  признаков, характерных для хозяйственных обществ. Действующее законодательство не предусматривает каких-либо ограничений по производительному использованию имущества предприятия на праве хозяйственного ведения. Размер уставного фонда предприятия не может быть меньше суммы, определенной законом о государственных предприятиях, чистые активы не могут быть меньше уставного фонда. При принятии решения об уменьшении уставного фонда необходимо письменное уведомление об этом кредиторов. Предприятие может создавать в качестве юридического лица другое унитарное предприятие (дочернее предприятие) путем передачи ему части своего имущества в хозяйственное ведение. Собственник имущества предприятия не отвечает по его обязательствам, но решает вопросы определения предмета и целей его деятельности, назначения руководителя, создания, реорганизации и ликвидации предприятия.

      Все созданные до введения в декабре 1994 г. ГК РФ государственные предприятия  обладают имуществом на праве хозяйственного ведения и могут распоряжаться  недвижимостью только с согласия собственника. Они функционируют до их приватизации или ликвидации. Приватизация осуществляется в соответствии с программой приватизации, утверждаемой Государственной Думой. При этом устанавливается перечень предприятий, приватизация которых запрещена. Основанием для ликвидации государственного предприятия могут стать нецелевое расходование федеральных средств, отсутствие прибыли по итогам последних двух лет, использование недвижимого имущества с нарушением действующих правил.

      На  базе ограниченного круга государственных  предприятий создаются казенные предприятия, основанные на праве оперативного управления. Казенным может стать государственное предприятие в сфере промышленного и сельскохозяйственного производства, которое:

Информация о работе Сущность, формы и сферы предпринимательства в России