Сущность, формы и сферы предпринимательства в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2011 в 16:19, курсовая работа

Описание

Переход к рыночной системе хозяйствования — это переход к экономике предпринимательского типа. Создание условий для развития предпринимательства является важнейшей составляющей трансформационных изменений переходной экономики.
В этой связи рассмотрение становления предпринимательства в нашей стране, а также, его основных признаков и закономерностей развития предпринимательства имеет чрезвычайно важное значение.

Содержание

Введение 4
1. Сущность и виды предпринимательства 6
1.1. Сущность предпринимательства 6
1.2. Индивидуальное предпринимательство 11
1.3. Коллективное предпринимательство 13
1.4. Государственное предпринимательство 19
1.5. Смешанное предпринимательство. 25
2. Развитие предпринимательства в России 28
2.1. История развития предпринимательства 28
2.2. Современное состояние и проблемы предпринимательства…………….38
3. Предпринимательский потенциал России…………………………………..49
3.1. Характерные черты предпринимательского потенциала………………...49
3.2. Факторы и перспективы развития………………………………………….51
Заключение……………………………………………………………………….54
Список литературы……………………

Работа состоит из  1 файл

мой курсовик.docx

— 109.02 Кб (Скачать документ)

      

        3. ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ РОССИИ 

3.1. Характерные черты предпринимательского потенциала России 

      Характер  предпринимательского потенциала России обусловлен переходным состоянием российской экономики. С одной стороны, Россия продемонстрировала способность к быстрому формированию предпринимательской инфраструктуры и самого класса предпринимателей, тем более что сами эти понятия на протяжении многих предшествовавших десятилетий воспринимались в стране исключительно негативно. За 90-е гг. в России образовались тысячи рыночных институтов, возникли миллионы собственников.

      С другой стороны, многие рыночные структуры  остаются крайне несовершенными и неэффективными, например рынок ценных бумаг (фондовый рынок). Сохраняется весьма заметной доля государства как в национальном богатстве, так и в собственности акционированных и частично приватизированных предприятий. Есть все основания полагать, что в силу многих исторических и культурных традиций Россия сохранит значительный государственный сектор и в будущем. Весьма велика будет и роль государственного регулирования в экономике. При этом одной из характерных черт переходной экономики России является тесное переплетение частного и государственного капитала, заметная роль государственного аппарата, а значит, и государственного предпринимательства. Одновременно с этим продолжает оставаться сильная зависимость частных предпринимателей (как сохранивших свои позиции прежних директоров приватизированных государственных предприятий, так и новых менеджеров, возглавивших вновь созданные коммерческие структуры) от органов государственного управления и их многочисленных чиновников, имеющих огромные возможности для контроля за деятельностью частного бизнеса, его разрешения или запрещения, часто небескорыстно.

      Все еще слабое развитие получили малые  предприятия, являющиеся главным двигателем предпринимательства во всем мире. В России насчитывается лишь 840 тыс. таких предприятий с числом занятых на них 6,3 млн человек (9,5% от общего числа занятых), что несопоставимо со среднемировым уровнем (40— 50% занятых). При этом малые предприятия крайне неравномерно распространены по территории страны. Так, в 2009 г. на Москву приходилось 22% этих предприятий, на Санкт-Петербург — 10%, на них было занято 25% общей численности работающих на малых предприятиях. В то же время в 28 субъектах РФ было зарегистрировано менее чем по 0,5% от общего чиста таких предприятий.

      Нельзя  не отметить специфику состава формирующегося российского предпринимательского класса. Согласно проведенным исследованиям, около 60% российской бизнес-элиты являются выходцами из прежней советской номенклатуры (партийной, комсомольской, хозяйственной) со всеми присущими ей традициями клановой закрытости, специфической моралью и привычкой функционировать в контролируемой государством высокомонополизированной экономике. Одна часть этих кадров сумела адаптироваться к требованиям рынка, успешно осваивает новые знания и стиль поведения, другая — продолжает руководить предприятиями и фирмами во многом по старинке, полагаясь главным  образом на личные связи и покровительство государственных    чиновников. 

        Довольно пестрым является и  «неноменклатурный» сегмент российского предпринимательства: здесь и рядовые граждане, прежде всего молодежь, активно работающая в бизнесе (в основном в розничной и «челночной» торговле, не требующей значительного первоначального капитала, в посреднических услугах), и высококвалифицированные специалисты, открывающие консультативные фирмы, например, в области управления, подготовки кадров, программного обеспечения. Расширяется малый бизнес в сфере ремонта, строительства и технического обслуживания. Значительных масштабов достиг в России туристический бизнес, ставший весьма привлекательным для предпринимательского капитала.

      В то же время положение российского  предпринимательства, особенно малого и среднего, чрезвычайно нестабильно. Это в полной мере продемонстрировал финансовый кризис 2008 г., разоривший или поставивший на грань разорения множество фирм, банков и страховых компаний.

      К сожалению, отличительной чертой современного российского предпринимательства является его криминализация. Немалая часть (трудно определить какая) нового предпринимательства вышла из прежнего «теневого» бизнеса и находится под прямым контролем криминальных структур. Эти структуры втягивают в свою орбиту и вполне «чистый» бизнес, облагая его всевозможными поборами. Массовым стало уклонение предпринимателей от уплаты налогов, расцвет теневой экономики, прямые хищения бюджетных средств государства и средств населения. По различным оценкам, масштабы теневой экономики достигают 25—40% ВВП страны. Особенно болезненным явлением, подрывающим сами основы цивилизованного предпринимательства, стала коррупция, криминальное сращивание бизнесменов и государственного аппарата.

    1. Факторы и  перспективы развития
 

                Таким образом, исходные рубежи для формирования российского предпринимательского класса являются далеко не самыми благоприятными. Потребуется немало лет и усилий для «выращивания» не только умелых и опытных, но и «цивилизованных» предпринимателей. Пожалуй, одним из ключевых факторов, наряду с продолжением либеральных экономических реформ, является система образования, способная не только дать нынешним и будущим российским предпринимателям современные управленческие знания, но и привить определенную систему моральных ценностей, выработать новую предпринимательскую этику, широко распространившуюся в развитых странах. Учитывая весьма высокий образовательный и квалификационный уровень российских трудовых ресурсов, развитую систему образования, возможности для этого имеются.

      Другой  ключевой фактор — осознание предпринимателями  своей социальной ответственности. В такой стране, как Россия, где чувство социальной справедливости обострено, а от руководителя ожидают решения социальных проблем его подчиненных, предприниматели могут стать потенциально более важным элементом общественно-политической жизни, чем в некоторых странах с развитой рыночной экономикой.

      Еще одна важная задача — перевести  большинство российских старых предприятий (фирм) на рельсы рыночной экономики  за счет учета воздействия рынка не только на его внешние условия хозяйствования, но и на внутренние, т.е. перестроить отношения в рамках компаний, внедрить современную систему управления, расширить экономическую демократию. Чрезвычайно важной представляется также задача формирования на приватизированных и акционированных предприятиях новой культуры отношений между работниками, многие из которых стали одновременно и собственниками, и управляющими, осознания акционерами своих прав и обязанностей.

      В этой связи чрезвычайно важны  роль и усилия государства, а также  других общественных институтов (образования, средств массовой информации и др.), направленные на формирование цивилизованного класса предпринимателей в нашей стране, законодательное и организационное обеспечение этого процесса.

      В частности, одна из ключевых задач государства  — оказание финансово-кредитной поддержки предпринимательству, особенно малому и среднему, принятие стабильного законодательства, в том числе налогового, способствующего развитию бизнеса. Важным фактором становления отечественного предпринимательства должно стать создание соответствующей институциональной структуры — развитие бизнес-инкубаторов, информационно-консультативное обслуживание предприятий, более активная деятельность фондов и других организационных структур поддержки предпринимательства.

                                                        
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                                                 ЗАКЛЮЧЕНИЕ

          

        Итак,   предпринимательство   является   стержнем   любой   социально-экономической  системы,  основанной  на  началах  частной   собственности   и конкуренции.  Предприниматель-собственник, центральная  фигура  в  гражданском и  торговом  обороте.  Предприниматель  не  только  организует  производство товаров, но и сам принимает непосредственное участие в этом процессе;  далее он организует все движение товарных  масс  и  доводит  их  через  посредство рынка до  конечного  потребителя,  связывая,  таким  образом,  экономическую жизнь общества в единое целое.

        Предпринимательство  у  каждого   может  проявляться  по-своему,  но  в процессе исследования  темы  курсовой  работы  выявились   следующие  основные факторы  предпринимательства:

  • деятельность в условиях повышенного риска;
  • быстрая смена направлений деятельности;
  • при необходимости быстрая смена места осуществления деятельности;
  • инвестирование в новые не выпускавшиеся ранее виды товаров.

        Наличие в любом обществе условий для предпринимательства,  существование в таком обществе предпринимательского корпуса — это  не  только  дань  моде.

      Это  и  показатель  уровня  экономической  свободы  граждан,   и   отражение понимания   прогрессивного   характера   предпринимательства   со    стороны представителей   властных   структур,   определяющих,   разрабатывающих    и реализующих  экономическую   политику,   в   том   числе   и   в   отношении предпринимательства.

                 В  настоящее  время   многое   говорится   о   возрождении   российского предпринимательства. Однако, если быть точными, то, что сегодня происходит в социально-экономической жизни России, есть попытка вторичного  возрождения предпринимательства в нашей стране. Первая попытка (после октября  1917  г.) была предпринята в процессе реализации так называемой  новой  экономической политики (НЭП), единственной — как представлялось в то время — формы  вывода России из экономического и социального кризиса.

            Предприятия  малого  бизнеса   играют  решающую  роль  в   таких  сферах экономики   как  бытовое  обслуживание  населения,  консультационные  услугу, технические  услуги,  включая  ремонт  и  техническое  обслуживание   машин, торгово-закупочные операции, посредническая деятельность.

            Каждый предприниматель должен  найти себя в хозяйственном  пространстве - времени, найти свою  хозяйственную  нишу.  Другими  словами  предпринимателю нужно обладать информацией об «общем климате  предпринимательства»:  условия и  возможности  вложения  денег   в   различных   отраслях   или   регионах, государственная поддержка  предпринимательства,  состояние  рынка  (спрос  и предложение),  мера  насыщения  отраслей  или  регионов  предпринимательской инициативой и деятельностью. Все это «внешние»  условия  предпринимательской деятельности, они как бы заранее заданные,  и  самими  предпринимателями  не определяются. Делая свой выбор  в  этих  условиях,  предприниматель  находит приемлемую среду обитания. 
 
 
 
 

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 

      1. Червяков В.В., Чередниченко В.А., Шапиро В.Д. Россияне о предпринимательстве  и предпринимателях // СОЦИС. - 2009. - № 10

      2. Чепуренко А.Ю. Предпринимательский  класс в возрождающейся России // Мир России. - 2010. - № 1

      3. Фетисов Э.Н., Яковлев И.Г. О  социальных аспектах предпринимательства  (концептуальное введение в проблему) // СОЦИС. - 2009. - № 5

       4. Смольков В.Г. Предпринимательство  как особый вид деятельности // СОЦИС. - 2008. - № 2

      5. Нельсон Л.Д., Бабаева Л В., Бабаев  Р.О. Перспективы предпринимательства  и приватизации в России: политика  и общественное мнение // СОЦИС. - 2009. - № 1

      6. Журавлёв А.Л., Позняков В.П. Российские  предприниматели в современной  социальной структуре // СОЦИС. - 2009. - № 5

      7. Грузинов В.,Грибов В. Предпринимательские  формы и методы организации  предпринимательской деятельности // Экономика предприятия.–2008

      8. Бусыгин Л. Предпринимательство: Основной курс. - Москва. 2008

      9. Малое предпринимательство в России. – М.: ФСГС, 2009. – С. 14.

      10. Герчикова И.Н. Регулирование предпринимательской деятельности: государственное и межфирменное. – М.: Консалтбанкир, 2008. – С.98.

Информация о работе Сущность, формы и сферы предпринимательства в России