Сущность, формы и сферы предпринимательства в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2011 в 16:19, курсовая работа

Описание

Переход к рыночной системе хозяйствования — это переход к экономике предпринимательского типа. Создание условий для развития предпринимательства является важнейшей составляющей трансформационных изменений переходной экономики.
В этой связи рассмотрение становления предпринимательства в нашей стране, а также, его основных признаков и закономерностей развития предпринимательства имеет чрезвычайно важное значение.

Содержание

Введение 4
1. Сущность и виды предпринимательства 6
1.1. Сущность предпринимательства 6
1.2. Индивидуальное предпринимательство 11
1.3. Коллективное предпринимательство 13
1.4. Государственное предпринимательство 19
1.5. Смешанное предпринимательство. 25
2. Развитие предпринимательства в России 28
2.1. История развития предпринимательства 28
2.2. Современное состояние и проблемы предпринимательства…………….38
3. Предпринимательский потенциал России…………………………………..49
3.1. Характерные черты предпринимательского потенциала………………...49
3.2. Факторы и перспективы развития………………………………………….51
Заключение……………………………………………………………………….54
Список литературы……………………

Работа состоит из  1 файл

мой курсовик.docx

— 109.02 Кб (Скачать документ)

      По  мере совершенствования законодательства, укрепления экономики и стабилизации ситуации в стране на российский рынок  хлынули сначала торговые, а затем  и производственные иностранные  компании. Имея отработанную и опробованную на практике в других странах стратегию развития бизнеса и обладая большими финансовыми возможностями, они начали проникать в разные отрасли российской экономики и создавать свою инфраструктуру (сети магазинов, складов, различные производства).

      Крупные иностранные компании действуют  по четким планам развития, которые просчитываются обычно на 10-15 лет. Они используют в работе самые современные технологии, созданные в специализированных научных институтах и лабораториях.

      Для российских компаний (как торговых, так и производственных) ситуация на рынке требует адекватного подхода и перестройки, в первую очередь системы планирования, управления бизнес-процессами и их оптимизации. Новые условия внешней среды требуют от руководителей отечественных компаний разработки тщательно продуманной и рассчитанной стратегии развития как минимум на 5-10 лет, если они хотят закрепиться или же просто выжить. Этот временной период позволяет освоить вложенные капиталы в строительство складских и иных объектов. При планировании деятельности компании на период от 10 до 15 лет появляется возможность окупить вложенные средства и рассчитать использование объекта для развития бизнеса с минимизацией расходов.

      Рассмотрим  некоторые показатели, характеризующие  изменения в торговой сфере, как самой динамичной на сегодняшний день. Оборот розничной торговли в России растет быстрыми темпами.

            

      Год 2004 2005 2006 2007 2008 2009
млрд.руб. 5565,5 7596,4 8862,7 10757,8 13853,2 14602,5
 

      Оборот  розничной торговли РФ. 

      Бурный  рост товарооборота происходит на фоне тенденции по уменьшению числа крупных и средних хозяйствующих субъектов в Российской Федерации. Это означает: уход с российского рынка российских компаний, не способных приспособиться к новым реалиям и не выдерживающим конкуренции в первую очередь с сильными иностранными компаниями.

          При этом доля товаров российского производства в общем товарообороте постепенно снижается. 

Товарные  ресурсы розничной торговли 2004 2005 2006 2007 2008 2009 2010
Собственного  производства, % 60 59 59 57 57 55 54
Поступлений по импорту, % 40 41 41 43 43 45 46

      

Структура товарных ресурсов розничной торговли. 

      Перечислим  проблемы, которые возникли на пути предпринимательства в основном по вине государства:

      ограниченность  внутреннего рынка, в том числе  спроса на продукцию субъектов предпринимательства, в связи с сокращением поставок для государственных нужд, недостатком свободных финансовых ресурсов у предприятий-потребителей и низкой покупательной способностью населения в условиях растущего давления со стороны зарубежных поставщиков (кризис сбыта);

      доминирование в экономике крупных хозяйственных  и финансовых структур, монополизация  факторов производства и каналов  движения товаров;

      чрезмерная  жесткость фискальной и кредитно-денежной политики, обостряющая проблему воспроизводства вследствие недостатка ресурсов для текущей деятельности и развития и вынуждающая субъектов предпринимательства к бегству в "теневую" экономику;

      региональная  дифференциация экономики и внутреннего  рынка вследствие роста транспортных тарифов, недостаточного развития инфраструктуры и действия субъективных факторов, создающая неравные условия для развития малых предприятий в регионах;

      неурегулированность и "непрозрачность" отношений между владельцами и наемными работниками, затрудняющие разрешение специальных конфликтов на правовой основе;

      неполнота и противоречивость нормативно-правовой базы, неурегулированность отношений собственности и, как следствие, невозможность участия субъектов предпринимательства в институциональных преобразованиях и невозможность стратегического планирования;

      дискриминация предпринимателей со стороны отдельных  органов власти.

      Поддержка частной инициативы пока еще не стала  одним из основных принципов государственной политики и ориентиром для властей на местах. В системе целевых установок государственного регулирования экономики задача поддержки малого бизнеса вступает в противоречие с задачей достижения оптимальных макроэкономических показателей, фискальными механизмами наполнения бюджета, затратными методами решения социальных проблем. В таких условиях эффективность мер по государственной поддержке предпринимательства сводится к нулю в результате негативного воздействия на деловой климат других направлений государственного регулирования (налогового, лицензионного, внешнеэкономического).

2.3. Современное состояние предпринимательства в России

       

      Начиная с конца 80-х годов сначала в  СССР, затем и в России происходило бурный развитие предпринимательства. Предпринимательство - это такой тип деятельности, который имеет следующие признаки:

  • основной мотив этой деятельности
  • получение прибыли;
  • свобода и автономность принятия решений предпринимателем;
  • самостоятельность, выражающаяся в личном риске и ответственности предпринимателя.

      Предприниматель - это лицо, занимающееся предпринимательской  деятельностью. Предприниматели входят в особый слой общества - бизнес-слой. Формирование этого общества происходит вместе с развитием предпринимательства.

      Бизнес-слой - общее понятие, объединяющее всех россиян, в той или иной степени занятых в бизнесе, начиная с классических предпринимателей и кончая наемными работниками, в свободное время тоже пытающиеся "делать деньги". Этот слой охва­тывает всю совокупность субъектов производительной, коммерческой и финансовой деятельности, осуществляемой на базе автономно принимаемых решений и с целью получения прибыли.

      Этот  слой далеко не однороден по составу. В нем можно выделить несколько основных бизнес-групп:

      - предприниматели - частные собственники  преимущественно мелких предприятий  и фирм, лично управляющие последними, не совмещающие эту деятельность с работой по найму;

      - самозанятые - лица, занятые мельчайшим предпринимательством на базе индивидуальной трудовой деятельности с помощью собственных средств производства;

      - бизнесмены-менеджеры - наемные директора  мелких и средних предприятий, главным образом акционированного и частного секторов экономики, совмещающие управленческую работу по най­му с ведением собственного бизнеса;

      - полупредприниматели - наемные работники, в основном акционированного и частного секторов экономики, не выполняющие управленческих функций и совмещающие основную работу с теми или иными видами предпринимательства;

      - менеджеры-совладельцы - хозяйственные  руководители мелких и средних  акционированных предприятий, работающие  по найму, но вместе с тем  располагающие пакетами акций  управляемых предприятий;

      - "классические" менеджеры - хозяйственные  руководители, управляющие государственными или частными предприятиями на основе найма.

      Небольшое число предпринимателей в общей  структуре бизнес-слоя (11%) объясняется тем, что для многих представителей бизнес-слоя сохранение должности (рабочего места) играет защитно-вспомогательную роль - одним она служит социальным прикрытием, другим - способом накопления трудового стажа, третьим - страховкой на случай банкротства, четвертым - источником дефицитных ресурсов, деловых связей и льгот.

      Бизнес-слой можно также дифференцировать по показателям доходов различных бизнес-групп. Он делится на три ступени:

    1. Предприниматели, бизнесмены-менеджеры и самозанятые.

      Доходы  предпринимателей превышают средний  уровень доходов основных бизнесменов почти в 2 раза, а "работников вне бизнеса" - почти в 5 раз.

    1. Полупредприниматели и менеджеры-совладельцы. Доходы

      этой  группы в 2 раза ниже доходов 1-й группы и в 2 раза выше заработков "работников вне бизнеса".

    1. "Классические" менеджеры. их заработок всего на 40 %

      выше  зарплаты работников исполнительного  труда, что вряд ли компенсирует разницу в уровнях образования, квалификации и ответственности труда тех и других.

      Из  этого можно сделать вывод, что  никакой вид труда по найму, включая самый квалифицированный и управленческий, не обеспечивает доходов, сравнимых с простейшим предпринимательством.

      Проанализируем  важнейшую часть бизнес-слоя России - предпринимателей .

      Если  рассмотреть их возрастные рамки, то можно выделить следующие закономерности:

      - крупные предприниматели: 40% из них стали предпринимателями в возрасте 31 до 40 лет, 18% - от 41 до 45 .

      - мелкие и средние предприниматели: около 30% из них стали предпринимателями не старше 30 лет , 30-40% - от 30 до 40 лет и около 30% - старше 40 лет.

      В мире бизнес всегда был преимущественно  мужским занятием. В России доля мужчин-предпринимателей достигает 83 %.

      Самой же характерной чертой, отличающей российский предпринимателей - это их уровень образования. По данным различных опросов доля лиц с высшим образованием среди предпринимателей превышает 80%. Среди крупных предпринимателей доля лиц с кандидатской степенью почти 38% , имеющих второе высшее - 6,5%. опросов. Если сопоставить эти данные с уровнем образования предпринимателей в других странах, то оказывается, что российский предприниматель самый интеллектуальный предприниматель в мире.

      Сейчас  в России преобладает мнение, что  главными качествами предпринимателя являются инициативность, находчивость, энергичность и хорошие организаторские способности. Профессионализм отступил на второй план. На мой взгляд, это неправильно, так как дальнейшее развитие предпринимательства в России возможно только при наличии высокообразованных и профессиональных людей. Только профессионал может правильно оце­нить состояние рынка и сделать правильные выводы. В связи с этим встает проблема повышения доли специалистов, получивших именно экономическое высшее образование.

      Развитие  предпринимательства в России происходит в достаточно неблагоприятных для формирования слоя цивилизованных бизнесменов условиях. На них давит гнет налогов и рэкета, своеобразного вида налога. Но, несмотря ни на что, российские предприниматели постепенно завоевывают твердые позиции на ми­ровой арене, и наверняка через какой-то промежуток времени они будут лидировать, так как по своим качествам они не только не отстают, но и во многом опережают западных коллег. 
 

 

Информация о работе Сущность, формы и сферы предпринимательства в России