Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2011 в 16:19, курсовая работа
Переход к рыночной системе хозяйствования — это переход к экономике предпринимательского типа. Создание условий для развития предпринимательства является важнейшей составляющей трансформационных изменений переходной экономики.
В этой связи рассмотрение становления предпринимательства в нашей стране, а также, его основных признаков и закономерностей развития предпринимательства имеет чрезвычайно важное значение.
Введение 4
1. Сущность и виды предпринимательства 6
1.1. Сущность предпринимательства 6
1.2. Индивидуальное предпринимательство 11
1.3. Коллективное предпринимательство 13
1.4. Государственное предпринимательство 19
1.5. Смешанное предпринимательство. 25
2. Развитие предпринимательства в России 28
2.1. История развития предпринимательства 28
2.2. Современное состояние и проблемы предпринимательства…………….38
3. Предпринимательский потенциал России…………………………………..49
3.1. Характерные черты предпринимательского потенциала………………...49
3.2. Факторы и перспективы развития………………………………………….51
Заключение……………………………………………………………………….54
Список литературы……………………
По
мере совершенствования
Крупные иностранные компании действуют по четким планам развития, которые просчитываются обычно на 10-15 лет. Они используют в работе самые современные технологии, созданные в специализированных научных институтах и лабораториях.
Для российских компаний (как торговых, так и производственных) ситуация на рынке требует адекватного подхода и перестройки, в первую очередь системы планирования, управления бизнес-процессами и их оптимизации. Новые условия внешней среды требуют от руководителей отечественных компаний разработки тщательно продуманной и рассчитанной стратегии развития как минимум на 5-10 лет, если они хотят закрепиться или же просто выжить. Этот временной период позволяет освоить вложенные капиталы в строительство складских и иных объектов. При планировании деятельности компании на период от 10 до 15 лет появляется возможность окупить вложенные средства и рассчитать использование объекта для развития бизнеса с минимизацией расходов.
Рассмотрим некоторые показатели, характеризующие изменения в торговой сфере, как самой динамичной на сегодняшний день. Оборот розничной торговли в России растет быстрыми темпами.
Год | 2004 | 2005 | 2006 | 2007 | 2008 | 2009 |
млрд.руб. | 5565,5 | 7596,4 | 8862,7 | 10757,8 | 13853,2 | 14602,5 |
Оборот
розничной торговли РФ.
Бурный рост товарооборота происходит на фоне тенденции по уменьшению числа крупных и средних хозяйствующих субъектов в Российской Федерации. Это означает: уход с российского рынка российских компаний, не способных приспособиться к новым реалиям и не выдерживающим конкуренции в первую очередь с сильными иностранными компаниями.
При этом доля товаров российского производства
в общем товарообороте постепенно снижается.
Товарные ресурсы розничной торговли | 2004 | 2005 | 2006 | 2007 | 2008 | 2009 | 2010 |
Собственного производства, % | 60 | 59 | 59 | 57 | 57 | 55 | 54 |
Поступлений по импорту, % | 40 | 41 | 41 | 43 | 43 | 45 | 46 |
Структура
товарных ресурсов розничной торговли.
Перечислим проблемы, которые возникли на пути предпринимательства в основном по вине государства:
ограниченность
внутреннего рынка, в том числе
спроса на продукцию субъектов
доминирование
в экономике крупных
чрезмерная жесткость фискальной и кредитно-денежной политики, обостряющая проблему воспроизводства вследствие недостатка ресурсов для текущей деятельности и развития и вынуждающая субъектов предпринимательства к бегству в "теневую" экономику;
региональная дифференциация экономики и внутреннего рынка вследствие роста транспортных тарифов, недостаточного развития инфраструктуры и действия субъективных факторов, создающая неравные условия для развития малых предприятий в регионах;
неурегулированность и "непрозрачность" отношений между владельцами и наемными работниками, затрудняющие разрешение специальных конфликтов на правовой основе;
неполнота и противоречивость нормативно-правовой базы, неурегулированность отношений собственности и, как следствие, невозможность участия субъектов предпринимательства в институциональных преобразованиях и невозможность стратегического планирования;
дискриминация предпринимателей со стороны отдельных органов власти.
Поддержка частной инициативы пока еще не стала одним из основных принципов государственной политики и ориентиром для властей на местах. В системе целевых установок государственного регулирования экономики задача поддержки малого бизнеса вступает в противоречие с задачей достижения оптимальных макроэкономических показателей, фискальными механизмами наполнения бюджета, затратными методами решения социальных проблем. В таких условиях эффективность мер по государственной поддержке предпринимательства сводится к нулю в результате негативного воздействия на деловой климат других направлений государственного регулирования (налогового, лицензионного, внешнеэкономического).
2.3. Современное состояние предпринимательства в России
Начиная с конца 80-х годов сначала в СССР, затем и в России происходило бурный развитие предпринимательства. Предпринимательство - это такой тип деятельности, который имеет следующие признаки:
Предприниматель
- это лицо, занимающееся предпринимательской
деятельностью. Предприниматели входят
в особый слой общества - бизнес-слой.
Формирование этого общества происходит
вместе с развитием
Бизнес-слой - общее понятие, объединяющее всех россиян, в той или иной степени занятых в бизнесе, начиная с классических предпринимателей и кончая наемными работниками, в свободное время тоже пытающиеся "делать деньги". Этот слой охватывает всю совокупность субъектов производительной, коммерческой и финансовой деятельности, осуществляемой на базе автономно принимаемых решений и с целью получения прибыли.
Этот слой далеко не однороден по составу. В нем можно выделить несколько основных бизнес-групп:
-
предприниматели - частные собственники
преимущественно мелких
- самозанятые - лица, занятые мельчайшим предпринимательством на базе индивидуальной трудовой деятельности с помощью собственных средств производства;
- бизнесмены-менеджеры - наемные директора мелких и средних предприятий, главным образом акционированного и частного секторов экономики, совмещающие управленческую работу по найму с ведением собственного бизнеса;
- полупредприниматели - наемные работники, в основном акционированного и частного секторов экономики, не выполняющие управленческих функций и совмещающие основную работу с теми или иными видами предпринимательства;
-
менеджеры-совладельцы - хозяйственные
руководители мелких и средних
акционированных предприятий,
- "классические" менеджеры - хозяйственные руководители, управляющие государственными или частными предприятиями на основе найма.
Небольшое число предпринимателей в общей структуре бизнес-слоя (11%) объясняется тем, что для многих представителей бизнес-слоя сохранение должности (рабочего места) играет защитно-вспомогательную роль - одним она служит социальным прикрытием, другим - способом накопления трудового стажа, третьим - страховкой на случай банкротства, четвертым - источником дефицитных ресурсов, деловых связей и льгот.
Бизнес-слой можно также дифференцировать по показателям доходов различных бизнес-групп. Он делится на три ступени:
Доходы предпринимателей превышают средний уровень доходов основных бизнесменов почти в 2 раза, а "работников вне бизнеса" - почти в 5 раз.
этой группы в 2 раза ниже доходов 1-й группы и в 2 раза выше заработков "работников вне бизнеса".
выше зарплаты работников исполнительного труда, что вряд ли компенсирует разницу в уровнях образования, квалификации и ответственности труда тех и других.
Из этого можно сделать вывод, что никакой вид труда по найму, включая самый квалифицированный и управленческий, не обеспечивает доходов, сравнимых с простейшим предпринимательством.
Проанализируем важнейшую часть бизнес-слоя России - предпринимателей .
Если рассмотреть их возрастные рамки, то можно выделить следующие закономерности:
- крупные предприниматели: 40% из них стали предпринимателями в возрасте 31 до 40 лет, 18% - от 41 до 45 .
- мелкие и средние предприниматели: около 30% из них стали предпринимателями не старше 30 лет , 30-40% - от 30 до 40 лет и около 30% - старше 40 лет.
В мире бизнес всегда был преимущественно мужским занятием. В России доля мужчин-предпринимателей достигает 83 %.
Самой же характерной чертой, отличающей российский предпринимателей - это их уровень образования. По данным различных опросов доля лиц с высшим образованием среди предпринимателей превышает 80%. Среди крупных предпринимателей доля лиц с кандидатской степенью почти 38% , имеющих второе высшее - 6,5%. опросов. Если сопоставить эти данные с уровнем образования предпринимателей в других странах, то оказывается, что российский предприниматель самый интеллектуальный предприниматель в мире.
Сейчас в России преобладает мнение, что главными качествами предпринимателя являются инициативность, находчивость, энергичность и хорошие организаторские способности. Профессионализм отступил на второй план. На мой взгляд, это неправильно, так как дальнейшее развитие предпринимательства в России возможно только при наличии высокообразованных и профессиональных людей. Только профессионал может правильно оценить состояние рынка и сделать правильные выводы. В связи с этим встает проблема повышения доли специалистов, получивших именно экономическое высшее образование.
Развитие
предпринимательства в России происходит
в достаточно неблагоприятных для формирования
слоя цивилизованных бизнесменов условиях.
На них давит гнет налогов и рэкета, своеобразного
вида налога. Но, несмотря ни на что, российские
предприниматели постепенно завоевывают
твердые позиции на мировой арене, и наверняка
через какой-то промежуток времени они
будут лидировать, так как по своим качествам
они не только не отстают, но и во многом
опережают западных коллег.
Информация о работе Сущность, формы и сферы предпринимательства в России