Сущность, функции и формы собственности. Эволюция форм собственности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Марта 2012 в 20:25, реферат

Описание

Виды и формы собственности, характер отношений собственности служат определяющим признаком экономической системы. Так, если централизованно-распорядительной системе свойственна в основном так называемая государственная форма собственности на средства производства, то рыночная экономика чаще всего опирается на весь спектр форм и отношений собственности, исходит из принципа их равных прав на существование.

Содержание

Введение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 3
1. Сущность и формы собственности. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 4
1.1. Собственность в экономическом и юридическом смысле. . . . . . . . . . . . . . . 4
1.2. Классификация собственности. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 10
2. Эволюция собственности при капитализме . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 15
2.1. Система типов присвоения . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 15
2.2. Государственный сектор хозяйства. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .17
3. Россия: преобразование отношений собственности . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 22
3.1. Полное огосударствление собственности при капитализме. . . . . . . . . . . . .22
3.2. Преобразование государственной собственности. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .23
Список литературы. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .26

Работа состоит из  1 файл

ЭКОНОМИКА СОБСТВЕННОСТЬ.doc

— 169.50 Кб (Скачать документ)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Россия: преобразование отношений собственности

3.1. Полное огосударствление собственности при социализме

И 1917 г. социалистическая революция в нашей стране провозгласила цель — заменить капитализм социализмом. Но для исторического перехода к новому, более высокоразвитому общественному строю не было необходимых предпосылок. Более того, Россия не имела даже тех достижений цивилизации, которые были в высоко развитых странах:

а) отставание от них в техническом отношении выражалось в том, что Россия в основном пребывала на доиндустриальной стадии производства и ей еще предстояло совершить переход в индуст­риальную стадию;

б) задержка в организационно-экономическом и социально-эконо­мическом развитии проявлялась в том, что в первичной и основной сфере экономики (сельском хозяйстве) преобладали мелкие и раз­дробленные крестьянские хозяйства, применявшие общинное зем­лепользование;

в) велико было отставание от передовых государств и в культурном отношении — население почти поголовно было неграмотным (но данным переписи населения 1897 г. 73% граждан России в возратсе от 9 лет и старше не умели читать и писать).

За короткий исторический срок в СССР были созданы современ­ное промышленное производство, плановая организация народного хозяйства, проведена культурная революция. Но все эти преобразования проводились ценой низкого жизненного уровня населения, отсутствия демократии и гражданских свобод. Важно отметить, что огромную долю создаваемого богатства государство направляло на развитие мощной оборонной промышленности.

В СССР с 1930-х годов утвердился общественный строй, кото­рый может быть назван государственным социализмом. Государственный социализм — это искусственная социально-экономическая система, для которой характерно полное овладение собственностью государством. В руках государства оказалась вся система отношений присвоения. Во-первых, собственность народа на основные средства производства была превращена в безраздельную собственность государства. Во-вторых, государственный аппарат сосредоточил в своих руках управление народным хозяйством. В-третьих, государство в максимальной степени централизовало ос­новную массу выпускаемой всеми предприятиями продукции и финансовые   средства. Трудящиеся   же   оказались   у   государства наемными работниками, отчужденными от материальных условий труда и его плодов, от управления производством и превратились в простых исполнителей распоряжений вышестоящих органов. Они естественно, не были достаточно материально заинтересованы в конечных результатах хозяйствования. Не случайно государство широко и часто применяло административные, внеэкономические способы привлечения миллионов людей к труду.

Стало быть, всеохватывающее огосударствление экономики родило все более обостряющееся противоречие между действительным уровнем обобществления производства, необходимостью функционирования в интересах всего народа и господством государственной собственности. Это, по существу, было противоречие между коренными интересами всех трудящихся, приумножающих эту собственность, и интересами присваивающей результаты их труда государственной власти.

 

3.2.           Преобразование государственной собственности

 

Указанное выше противоречие может быть разрешено лишь и средством коренного изменения господствующей формы собственности. Существо преобразований состоит в том, чтобы произвести в значительных масштабах разгосударствление собственности – превращение государственной формы присвоения в разнообразные иные формы хозяйства.                                                                

Однако преобразование государственной собственности отнюдь не должно вести к полной ее ликвидации. Ибо, как известно, во второй половине XX в. общее совместное имущество везде используется в национальных интересах. Поэтому речь может идти о правильном   определении   границ   разгосударствления   и   установлении нормальных соотношений между государственным и негосударственным секторами экономики страны.

Во всех странах разгосударствление собственности именуют при­ватизацией. Означает ли это, что госу­дарственные предприятия, средства транспорта, жилые здания и дру­гое имущество передаются (или продаются) только отдельным лицам? Так,    наверное, могло бы быть только на начальной фазе капитализма.   Но и это маловероятно, поскольку у государства тогда не было производственного имущества. Во второй половине XX в. приватизация означает передачу (или продажу) государственного имущества физическим и юридическим лицам, т.е. преобразование государственного достояния в частную и общую долевую собственность.

В России приватизация началась с октября 1992 г. На первом ее этапе все граждане страны бесплатно получили так называемые ваучеры — приватизационные чеки. Каждый ваучер соответствовал стоимости государственного имущества на сумму 10 тыс. р. Были провозглашены задачи приватизации: покончить с господством государственной собственности и сформировать класс частных собственников, который по уровню доходов превратится в зажиточный «средний класс» (это совершенно недостижимая цель, особенно в условиях громадного обесценения рубля и кризисного производства). По официальным данным, за период ваучерной приватизации (до 1 июля 1994 г.) было разгосударствлено 70% промышленных предприятий. Доля государственной собственности в общем объеме стоимости имущества составила 35%.

С 1 июля 1994 г. был объявлен второй этап приватизации, во время  которого  имущество  государственных  и  муниципальных предприятий должно продаваться за деньги. Предполагались продажа предприятий или их акций на аукционах (публичных торгах), разного рода конкурсах; выкуп арендованного имущества и другие способы приватизации. При этом была объявлена основная цель – способствовать появлению новых собственников, которые будут заинтересованы развивать производство и вложат в него средства, повышающие   эффективность   (результативность)   хозяйственной деятельности.

Между тем появлению «эффективных собственников» с самого начала препятствовал ряд обстоятельств:

      многие крупные промышленные предприятия были проданы по чрезмерно низким ценам (нередко путем преступных сделок); их новые владельцы не были заинтересованы вкладывать значительные суммы денег в техническое обновление производства;

      3/4 акционированных промышленных предприятий находились в   собственности   трудовых   коллективов,   которые   имели   контрольный пакет акций и не собирались продавать его постороннему лицу;

большое количество акций приобрели бесплатно за ваучеры мелкие собственники. Они были заинтересованы лишь в получении наибольших дивидендов (доходов на акции) и не давали акционированным предприятиям никаких денежных средств.

В  итоге сложилось явно ненормальное экономическое положение. Приватизация не принесла обществу и государству сколько-нибудь существенного положительного результата. Более того, новоявленные собственники, как правило, не проявляли заинтересованности в расширении и техническом совершенствовании производства.

Начало преобразования государственной собственности открыло переходный период от государственного социализма к новой социально-экономической системе.

2

 



Информация о работе Сущность, функции и формы собственности. Эволюция форм собственности