Сущность государственного регулирования экономики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Февраля 2013 в 06:39, реферат

Описание

Любая рыночная экономика не может существовать и функционировать без государственного регулирования. Неконтролируемые рыночные процессы разрушительны для общества и природы. Поэтому рыночная экономика более чем любая иная, нуждается в регулировании.
В этом свете термин «регулируемая рыночная экономика» обладает выраженной избыточностью, таким образом, подобная экономика не может быть нерегулируемой. Прибавление эпитета «регулируемая» не лишена смысла, если мы подчёркиваем, что экономика в значительной степени регулируется со стороны государства.
Роль регулирующего центра может выполнить только государство – институт, представляющий всё общество и обладающий правом внеэкономического вмешательства в экономические отношения. Задача состоит в том, чтобы найти оптимальную меру и наиболее эффективные формы государственного регулирования экономики, которые, не разрушая её рыночную природу, в то же время обеспечили бы рыночной экономики максимальную социальную эффективность. Понятно, что бесконечное изменение конкретных обстоятельств превращают эту задачу в «вечную» проблему.

Работа состоит из  1 файл

курсовая.docx

— 64.51 Кб (Скачать документ)

В России, начиная с 1992 года цены стали свободными, однако между нынешними розничными ценами и прежними, прейскурантными, существует много общего:

-                 по месту их формирования;

-                 по составу цен (себестоимость, прибыль, налоги в составе цены);

-                 по сущности денежного выражения сделки купли-продажи в порядке опта.

Различия касаются структуры цен под влиянием изменений их налоговой компоненты за счет акцизов, налогов и др. Следовательно, в современных условиях управлять ценой на предприятии - значит управлять и величиной уплачиваемых в бюджет налогов.

Государственная политика регулирования цен реализуется в следующих основных прямых и косвенных формах:

-                 государственное лимитирование уровня цен, которое выражается, прежде всего, в административном ограничении роста, или минимального уровня цен на отдельные виды продукции, например, минимальных розничных цен на водочные изделия;

-                 государственное финансовое регулирование уровня цен, которое связано с возможным дотированием из соответствующих бюджетов - федерального, и особенно субъектов федерации и местных, отдельных видов продукции сельского хозяйства и промышленности например, мяса, молока, яиц, хлеба, сахара, фармацевтической продукции для отдельных категорий граждан;

-                 государственное монопольное установление цен, которое жестко проявляется например, при продаже золотодобытчиками своей продукции государству по государственным сдаточным ценам для дальнейшего использования на нужды ювелирного производства и пополнения золотых запасов страны, установлении цен на другие драгоценные металлы и камни, а также металлы, элементы и вещества, составляющие монополию государства на их производство, добычу и использование;

-                 государственное косвенное регулирование цен, которое проявляется, например, в государственной таможенной политике установления порядка исчисления, валюты оплаты и размеров экспортно-импортных пошлин по группам, видам и отдельным наименованиям вывозимой и ввозимой продукции. Косвенное регулирование не означает отсутствие воздействия на уровень цены. Однако такое воздействие не связано непосредственно с установлением или фиксацией новой цены. Косвенное регулирование цен может проявляться и в выделении целевого государственного финансирования в отдельные народнохозяйственные комплексы, имеющие определяющее значение в формировании общего уровня оптовых (отпускных) и розничных цен. К таким базовым отраслям хозяйства, от уровня цен и тарифов на продукцию которых фактически зависит  вся ценовая система страны, могут быть отнесены: электроэнергетика, газовая, нефтяная, нефтеперерабатывающая промышленность, железнодорожный транспорт и др.

Косвенной формой государственной финансовой политики регулирования цен выступает кредитное регулирование цен путем предоставления льготных кредитов, например сельскохозяйственным предприятиям и организациям на закупку техники, семян, создание запасов топлива под посевную. Отечественная практика знает неоднократные списания государством долгосрочной и текущей задолженности колхозов и совхозов по банковским кредитам.

Финансовая политика государства в области регулирования цен предприятий связана с применением двух основных методов финансового регулирования: изъятие, или предоставление финансовых ресурсов хозяйствующим субъектам. Эти два метода практически реализуются в ценовой системе государства через разнообразные налоговые и неналоговые формы. Первый метод выражает налоговое воздействие на уровень цен, через увеличение или уменьшение налоговых составляющих в ценах на тот или иной вид товара, что влияет на уровень его цены. Например, увеличение или уменьшение акциза на продажу автомобилей, устанавливаемого в процентах к отпускным ценам производителя, воздействует на уровень фактически оплачиваемой покупателем цены за данный товар. Финансовое регулирование первым методом может осуществляться также с использованием таких наиболее распространенных налоговых форм, как налог на добавленную стоимость, налог с продаж, налог на прибыль, государственные пошлины. Таким образом, важнейшей отличительной чертой первого метода финансового регулирования цен в хозяйстве выступает налоговый характер их регулирования, а также использование государством для этого налоговых форм изъятия дохода.

В настоящее время государственная ценовая политика определяются следующими актами: Указом Президента РФ от 28 февраля 1995 г. № 221 «О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)» и Постановлением Правительства РФ от 7 марта 1995 г. № 239 «О мерах по упорядочению государственного регулирования цен» и др. Ценовая политика субъектов РФ утверждается актами субъектов РФ.

В целях реализации государственной ценовой политики Постановлением Правительства РФ от 7 марта 1995 г. № 239 «О мерах по упорядочению государственного регулирования цен» утверждено три перечня товаров (работ, услуг), цены на которые на внутреннем рынке подлежат государственному регулированию.

Во-первых, перечень продукции, товаров, услуг, по которым государственное регулирование цен осуществляют Правительство РФ и федеральные органы исполнительной власти. В него включены, например, газ природный, кроме реализуемого населению; продукция ядерно-топливного цикла; продукция оборонного значения; алмазное сырье, драгоценные камни; транспортировка нефти и нефтепродуктов по магистральным трубопроводам; отдельные услуги почтовой и электрической связи, перевозки железнодорожным транспортом.

Во-вторых, перечень продукции, товаров, услуг, по которым государственное регулирование цен осуществляют в обязательном порядке органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации. В него входят газ, реализуемый населению; социальные услуги, предоставляемые населению Российской Федерации государственными и муниципальными учреждениями социального обслуживания; торговые надбавки к ценам на лекарственные средства и изделия медицинского назначения; перевозки пассажиров и багажа всеми видами общественного транспорта в городском (включая метрополитен) и пригородном сообщении и др.

В-третьих, перечень товаров и услуг, по которым органам исполнительной власти субъектов РФ предоставлено право вводить государственное регулирование тарифов и надбавок. В этот перечень входят, например, снабженческо-сбытовые и торговые надбавки к ценам на продукцию и товары, реализуемые в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях с ограниченными сроками завоза грузов; наценки на продукцию (товары), реализуемую на предприятиях общественного питания при общеобразовательных школах, профтехучилищах, средних специальных и высших учебных заведениях; торговые надбавки к ценам на продукты детского питания (включая пищевые концентраты); перевозки пассажиров и багажа автомобильным транспортом по внутриобластным и межобластным (межреспубликанским в пределах Российской Федерации) маршрутам, включая такси; перевозки пассажиров и багажа на местных авиалиниях и речным транспортом в местном сообщении и на переправах т. д.

Цены на товары, работы, услуги, не упомянутые в указанных перечнях, прямому государственному регулированию не подлежат и складываются свободно.

Государственное регулирование цен на включенные в перечни товары и услуги осуществляется специальными нормативными актами. Например, в отношении цен на электрическую и тепловую энергию действуют Федеральный закон от 14 апреля 1995 г. № 41-ФЗ «О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации» и иные акты. Цены на лекарственные средства регулируются Федеральным законом от 22 июня 1998 г. № 86-ФЗ «О лекарственных средствах», Постановлением Правительства РФ от 9 ноября 2001 г. N 782 «О государственном регулировании цен на лекарственные средства» и др.

Выделяют две группы способов государственного регулирования цен.

Способами прямого регулирования ценообразования является установление:

  • фиксированных цен (например, фиксированные тарифы на перевозки пассажиров и багажа всеми видами общественного транспорта);
  • предельных (максимальных и минимальных) цен (например, утверждены минимальные цены на водку, ликеро-водочную и другую алкогольную продукцию крепостью свыше 28 процентов);
  • базовых цен и предельных коэффициентов их изменения (например, при расчете тарифов на услуги связи (коэффициенты устанавливаются дифференцированно по видам услуг и категориям потребителей), на услуги по транспортировке газа по распределительным газопроводам);
  • предельных размеров снабженческо-сбытовых и торговых надбавок (например, устанавливаются предельные оптовые и розничные надбавки к ценам на лекарственные средства);
  • предельного уровня рентабельности (например, исчисление ставок платы за пользование вагонами, контейнерами устанавливается с учетом обеспечения 25-процентного уровня рентабельности грузовых перевозок);
  • гарантированных цен, которые применяются, если средние рыночные цены оказываются ниже гарантированных, (например, при закупках для государственных нужд).
  • В качестве мер экономического (косвенного) регулирования ценообразования следует назвать льготное кредитование, налоговые льготы бюджетные дотации, компенсации затрат производителям. Каждая такая мера позволяет снизить себестоимость выпускаемой продукции и, следовательно, уровень цен.
  • Особенностью государственного финансового регулирования цен является и предоставление финансовых ресурсов хозяйствующим субъектам. Типичная форма такого предоставления - бюджетное финансирование.
  • Наиболее эффективное управление ценами предприятий достигается на основе применения в мировой и отечественной практике дотирования цен производителей и потребителей. Бюджетное регулирование цен предприятий представляет собой неналоговую форму государственного и регионального финансового регулирования внутрихозяйственного соотношения цен, основанную на методе предоставления бюджетных ресурсов в распоряжение хозяйствующего субъекта для целевого формирования его финансовых ресурсов.
  • 3.2. Возможности и перспективы государственного регулирования цен.
  • В условиях рыночной экономики каждый производственный ресурс имеет свою цену, которая, как и товарная цена, реагирует на изменение спроса и предложения указанного ресурса. Действующие уровни цен на производственные ресурсы делают возможным выбор таких производственных ресурсов, при которых определенный объем производства достигается при минимуме издержек. Так, общеизвестно, что более высокая оплата рабочей силы стимулирует внедрение технически оснащенных процессов производства, и наоборот, низкая плата рабочей силы способствует консервации устаревших и трудоемких процессов производства. Тем самым цены производственных ресурсов, ориентируя предпринимателей на использование дешевых ресурсов и экономии на дорогих, в той же мере, как и товарные цены, воздействуют на более эффективное распределение производственных ресурсов в масштабе общества, то есть цена выполняет регулирующую роль в распределении производственных ресурсов.
  • В сравнение со странами Западной Европы Россия выглядит отсталой, но ряд улучшений по регулированию заработной платы и цен несомненно значительный.
  • РФ постепенно, но уверенно «встает на ноги» и сейчас данной проблеме уделяется много внимания и решение ее в ближайшем будущем прогнозируется.
  • Решение этой проблемы повысит уровень страны и на внешнем рынке.
  • В работе представлены ряд законов, постановлений, указов и числовых рядов, указывающих на тенденцию развития и улучшения социальной жизни общества.
  • Перенос акцента на использование рыночных методов воздействия государства на экономику в индустриально развитых странах потребовал оздоровления финансов. Это стало тем более актуально, что необходимость в перестройке хозяйственного механизма этих стран совпал с сильнейшим финансовым кризисом. Одной из важнейших статей увеличения доходной части бюджета стала приватизация государственного имущества. Важнейшим каналом регулирования экономической конъюнктуры стала государственная ценовая политика. Ориентация последнего десятилетия на либерализацию экономики нашла отражение в отказе от жестких форм регулирования цен и тарифов в ряде отраслей.
  • Заключение.
  • В данной работе автором предпринята попытка исследования вопросов, связанных с государственным регулированием и поддержкой предпринимательской деятельности на региональном и федеральном уровнях Российской Федерации.
  • Рассмотрены далеко не все аспекты государственного регулирования предпринимательской деятельности, не все направления (сферы) такого регулирования, однако даже на основании проведенного анализа можно сделать следующие основные выводы:
  • 1. Объем изученного материала свидетельствует о том, что тезисы о саморегулируемом рынке предпринимательской деятельности являются несостоятельными и не имеют под собой реальной основы. Этот вывод подкрепляется огромным массивом нормативных правовых актов, касающихся государственного регулирования и государственной поддержки предпринимательской деятельности.
  • 2. Законодательство в сфере государственного регулирования и поддержки предпринимательской деятельности отличается излишним динамизмом. Оно постоянно изменяется и совершенствуется, но это происходит бессистемно и зачастую поспешно. Одна из объективных причин этого - развитие и совершенствование экономических отношений. В этих условиях задача законодателя должна состоять не только в правовой регламентации и констатации сложившихся хозяйственных отношений, но и в предвидении возможных тенденций их развития.
  • Можно было предположить, что при таком сложном и многоступенчатом (в угоду Европейскому союзу) механизме разработки и принятия технических регламентов, особенно с учетом российской специфики, Закон о техническом регулировании не заработает.
  • Другой пример - Закон об особых экономических зонах. В первоначальной редакции Закона об особых экономических зонах предусматривалось создание промышленно-производственных и технико-внедренческих особых экономических зон; затем Закон был дополнен нормами, касающимися создания туристско-рекреационных особых экономических зон; в настоящее время подготовлен проект федерального закона, предусматривающий создание портовых особых экономических зон.
  • 3. В сфере государственного регулирования и поддержки предпринимательской деятельности наблюдаются две противоположные тенденции. С одной стороны, происходит экспансионизм частного права, а с другой - при осуществлении государственного регулирования предпринимательской деятельности чрезмерно используются административно-правовые принципы и подходы, которые изначально по своей сути неадекватны рыночным отношениям.
  • 4. Отсутствие системообразующего нормативного правового акта в сфере государственного регулирования экономики и предпринимательской деятельности, каким мог бы стать предпринимательский (хозяйственный) кодекс, свидетельствует о том, что у государства в данной сфере регулирования нет единой стратегии.
  • 5. Отсутствие такого системообразующего акта активно восполняется отдельными нормами актов бюджетного и налогового законодательства, регулирующими вертикальные предпринимательские отношения. Положения Бюджетного и Налогового кодексов РФ в некоторой степени восполняют пробелы публично-правового регулирования предпринимательских отношений, однако фрагментарность и бессистемность, а также - в некоторой мере - административно-правовая основа этих норм не позволяют добиться последовательности в решении правовых проблем государственного регулирования экономики и предпринимательской деятельности.
  • 6. Обращается внимание на то, как со стороны законодателя, так и со стороны правоприменительных органов имеют место нарушения и игнорирование таких основополагающих принципов предпринимательской деятельности, как основополагающий принцип свободы предпринимательской деятельности и принцип равенства хозяйствующих субъектов, несмотря на то что эти принципы закреплены в Конституции РФ.
  • 7. В качестве позитивного момента можно отметить повышение роли саморегулируемых организаций в сфере регулирования экономики и предпринимательской деятельности, однако, во-первых, деятельность таких организаций не должна выходить из-под контроля со стороны государства, во-вторых, в отдельных сферах (например, строительство) эта деятельность ни в коем случае не должна заменять государственное регулирование и контроль - она может лишь дополнять их.
  • 8. Повышение роли предпринимательского договора как правовой формы государственного регулирования вертикальных предпринимательских отношений также является положительной тенденцией, адекватной реалиям рыночной экономики.
  • 9. Уделение более достаточного внимания перспективам развития государственной поддержки предпринимательской деятельности, являющейся специфической формой государственного регулирования предпринимательской деятельности. Особенно это касается таких сфер, как инвестиционная и инновационная деятельность.
  • 10. Все правовые, экономические и организационные формы государственного регулирования предпринимательской деятельности должны быть систематизированы и в значительной мере унифицированы на базе единого нормативного правового акта. В первую очередь это необходимо сделать в отношении организационных форм, без определенного минимума которых не обойтись и в условиях развитой рыночной экономики.
  • Список литературы
  • 1. Андреанов, В. Государственное регулирование и механизмы саморегуляции в рыночной экономике // Экономист. - 2007. - №5.
  • 2. Ахмедуев, А. Государственные предприятия: типы и механизм функционирования // Вопросы экономики. - 2007. - №8.
  • 3. Введение в рыночную экономику: Учебное пособие / Лившиц А.Я., Никулина И.Н. - М.: Высшая школа, 2006.
  • 4. Государственное регулирование экономики в России // Инвестиции в России. – 2009. - №6.
  • 5. Дайджест экономической теории // Соколинский В.М., Васильева Е.Н. М., Аналитика-Пресс, 2006.
  • 6. Журавлев, С. Государственное регулирование экономики в переходный период//Экономист. – 2006.
  • 7. Ионов, М. Роль государства в экономике // Экономист. - 2007. - №8.
  • 8. Иохин, В.Я. Экономическая теория - М.:2005.
  • 9. Костюк, В.Н. Макроэкономика. Издательство «Центр», Москва, 2008.
  • 10. Лузин, С.П., Павлов К.В. Соотношение государственных и рыночных методов экономического регулирования в условиях переходного периода. - Апатиты, Изд. КНЦ РАН, 2007.
  • 11. Макроэкономика: Учебное пособие./ М.К. Бункина, В.А.Семёнов. – М.: Эльф К – пресс, 2007.
  • 12. Максимова, В.Ф., Шишов, А.Л.. Теория рыночной экономики. М.: СОМИНТЕК, 2009.
  • 13. Назаренко, А., Борхунов, Н., Регулирование цен// Вопросы экономики. - 2007.
  • 14. Общая экономическая теория./ Под ред.: Баликоева В.З.- М.: ЭконоМ, 2006.
  • 15. Официальный сайт министерства экономики России // www.economy.gov.ru/
  • 16. Официальный сайт ФАС России // http://fas.gov.ru/
  • 17. Правовая система Консультант плюс.
  • 18. Ревенков, А. Планирование в системе государственного регулирования экономики. // Экономист. - 2007. - №3.
  • 19. Сажина, М.А., Чибриков, Г.Г. Основы экономической теории - М.:2007.
  • 20. Улыбышева, Е. Антимонопольное регулирование в ЕС // Мировая экономика и международные отношения. - 2006. - №2.
  • 21. Финансы рыночного хозяйствования. / Под ред. проф. Родионова В.М. - М.: Экономическая литература, 2009.
  • 22. Хавина, С.А. Основные тенденции развития государственного регулирования экономики за рубежом и в России. В сб. «Государственное регулирование экономики: мировой опыт и реформа в России (теория и практика)». Институт экономики РАН. - М.: 2007.
  • 23. Ходов, А. Экономические интересы и государственное регулирование экономики: прямая и обратная связь // Российский экономический журнал. - 2007. - №1.
  • 24. Цены и ценообразование./ Под ред.: Есипова В.Е.- Ст.-Пб.: Налогъ, 2009.
  • 25. Цены. Ценообразование. Ценовая политика./ Под ред.: Уткина Э.А.- М.: Единорог, 2006.
  • 26. Шмелев, Н. Экономика и общество // Вопросы экономики. - 2009. - №1.
  • 27. Экономика: Учебник / Под. ред. А.С. Булатова. 3-е изд., перераб. И доп. М.: БЕК, 2009.
  • 28. Экономикс: Принципы, проблемы и политика. Часть 1./Макконел К.Р., Брю С.Л – М, 2007.
  • 29. Экономическая теория./ Под ред.: Булатова А.С. – М.: Экономистъ, 2008.
  • 30. Экономическая теория./ Под ред.: Иохин В.Я.- Учебник- М.: Юристъ, 2009.

Информация о работе Сущность государственного регулирования экономики