Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Января 2012 в 12:32, курсовая работа
Цель данной работы – изучить сущность и методологию планирования.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
рассмотреть сущность планирования ;
изучить методы планирования;
а также, сформировать финансовый план хозяйственного субъекта.
Введение……………………………………………………………………………2
Глава 1. Теоретические аспекты планирования…………………………………3
Сущность планирования, его преимущества и недостатки……………...3
Методология планирования………………………………………………..7
Глава 2. Формирование финансового плана хозяйственного субъекта………13
Расчет плановой суммы амортизационных отчислений………………..13
Расчет суммы отчислений в ремонтный фонд…………………………..14
Расчет плановой суммы прибыли………………………………………..14
Расчет необходимого прироста оборотных средств в плановом квартале…………………………………………………………………….15
Расчет суммы необходимого прироста кредиторской задолженности,
постоянно находящейся в распоряжении предприятия………………...16
Заключение………………………………………………………………………..18
Список использованной литературы……
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
МИНИСТЕРСТВО
ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ
Курсовая работа на тему:
«Сущность
и методология планирования »
Выполнила:
студентка IV курса, гр. 25Э514
направления «Экономика»
Козлова
Т.В
Тюмень, 2009
Содержание
Введение…………………………………………………………
Глава
1. Теоретические аспекты
Сущность планирования, его преимущества и недостатки……………...3
Методология планирования………………
Глава 2. Формирование финансового плана хозяйственного субъекта………13
Расчет плановой суммы
Расчет суммы отчислений в ремонтный фонд…………………………..14
Расчет плановой суммы прибыли…
Расчет необходимого прироста оборотных
средств в плановом квартале…………………………………………………………
Расчет суммы необходимого
постоянно находящейся в
Заключение……………………………………………………
Список использованной литературы……………………………………………21
Введение
На сегодняшний день планирование является одним из наиболее динамично развивающихся и востребованных направлений науки управления. Планирование является исходным моментом при реализации всего процесса управления. В рамках планирования происходит принятие решений о том, каким образом будут реализованы те или иные функции управления и организована деятельность предприятия для достижения перспективных целевых установок.
Цель данной работы – изучить сущность и методологию планирования.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
Предметом исследования
Объектом
исследования выступает процесс планирования
на предприятии.
Глава 1.
Теоретические аспекты
Сущность планирования, его преимущества и недостатки
В современных рыночных отношениях планирование экономической деятельности всех предприятий и фирм является важной предпосылкой свободного производства и предпринимательства, распределения и потребления ресурсов и товаров. В мире ограниченных производственных ресурсов рыночное планирование их использования служит основой экономической свободы как производителей товаров и услуг, так и потребителей материальных благ. В условиях рынка, когда действующие цены на все продукты и ресурсы свободно устанавливаются самими конкурирующими производителями и потребителями, каждое предприятие или фирма самостоятельно решают, какие товары и в каких количествах им следует производить в предстоящем плановом периоде. В повсеместной экономической деятельности предприятий и повседневной жизни людей, как писал А. Маршалл, возникли известная рыночная самостоятельность и привычка каждого самому выбирать свой правильный путь, вера в собственные силы, осмотрительность и вместе с тем быстрота в выборе решений и суждениях, умение и способности предвидеть будущее и определять курс своих действий с учетом реальных целей.
Планирование деятельности стало в настоящее время экономической основой свободных рыночных отношений отдельных людей и целых трудовых коллективов, малых и больших предприятий, разных фирм и организаций, всех хозяйствующих субъектов и экономических объектов с различными формами собственности. В процессе планирования обеспечивается необходимое равновесие между производством и потреблением продукции, величиной рыночного спроса на товары и услуги и объемом их предложения фирмами и предприятиями. При этом производители сами стремятся к наиболее полному удовлетворению своей продукцией и услугами всех существующих потребителей, рыночные запросы которых становятся по существу будущими планами производства предприятий и фирм.
В
рыночной экономике, ориентирующей
каждого производителя и
Следовательно, сущность планирования в свободных рыночных отношениях заключается в научном обосновании на предприятиях или фирмах предстоящих экономических целей их развития и форм хозяйственной деятельности, выборе наилучших способов их осуществления на основе наиболее полного выявления требуемых рынком видов, объемов и сроков выпуска товаров, выполнения работ и оказания услуг и установления таких показателей их производства, распределения и потребления, которые при полном использовании ограниченных производственных ресурсов могут привести к достижению прогнозируемых в будущем качественных и количественных результатов. Внутрифирменное планирование рыночной деятельности предприятий предусматривает не только целостное рассмотрение ряда производственно-хозяйственных, организационно-управленческих, финансово-экономических и многих иных проблем, но и ориентацию на будущее принимаемых решений. Поэтому всякое решение любой существующей проблемы в ходе планирования может рассматриваться как средство для достижения более отдаленного результата.
Задача планирования состоит в повышении эффективности работы предприятия посредством:
Планирование имеет как преимущества, так и недостатки.
Преимущества планирования:
Недостатки планирования:
Методология планирования
Основная задача планирования — разработка мероприятий, которые необходимо выполнить сегодня для того, чтобы предприятие могло эффективно работать в будущем. Поэтому средства и методы обоснования плановых решений являются связующим звеном между настоящим и будущим. Они в значительной мере определяют научно-технический уровень планирования и качество планов.
В планировании под методом обычно понимается технический прием, процедура или другой инструмент, имеющий существенное значение для успешного выполнения той или иной задачи.
Наиболее распространенными методами, используемыми в процессе принятия плановых решений, являются следующие.
Нормативный метод. Сущность нормативного метода планирования финансовых показателей заключается в том, что на основе заранее установленных норм и технико-экономических нормативов рассчитывается потребность хозяйствующего субъекта в ресурсах и в их источниках.
Норма — установленная мера, какая-то средняя величина. Норматив означает технический, экономический и другой показатель норм, в соответствии с которым выполняется какая-то программа. Норматив — расчетная величина. Таким образом, к норме как к установленной величине относят ставки тарифных взносов, ставки налогов, нормы амортизационных отчислений, нормы запасов сырья и товаров и др. К нормативу как к расчетной величине относят нормативы отчислений в ремонтный и в резервный фонды, норматив потребности в оборотных средствах и др.
В планировании применяется система норм и нормативов, которая включает:
Расчетно-аналитический метод заключается в том, что на основе анализа достигнутых величин показателей, принимаемых за базу, и индексов их изменения в плановом периоде рассчитываются плановые величины этих показателей. Данный метод планирования широко применяется в тех случаях, когда отсутствуют технико-экономические нормативы, а взаимосвязь между показателями может быть установлена косвенно, на основе анализа их динамики и связей. В основе этого метода лежит экспертная оценка. Расчетно-аналитический метод широко применяется при планировании суммы прибыли и доходов, определении величины отчислении от прибыли в фонды накопления, потребления, резервный, по отдельным видам использования ресурсов и т.п.
Балансовый метод заключается в том, что путем построения балансов достигается увязка имеющихся в наличии финансовых ресурсов и фактической потребности в них. Балансовый метод применяется при сравнении потребности в ресурсах и их наличия, при планировании распределения прибыли и других финансовых показателей.
Метод оптимизации плановых решений предполагает разработку, нескольких вариантов плановых расчетов, с тем чтобы выбрать из них наиболее оптимальный. При этом могут применяться разные критерии выбора: