Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Октября 2013 в 18:09, реферат
Потребность в макроэкономическом планировании в рыночном хозяйстве обуславливается объективными обстоятельствами:
- неспособность механизма свободного рынка обеспечить макроэкономическую устойчивость национальной экономики, преодолеть
- циклические колебания производства, валового дохода, занятости и т.д.;
рост масштабов воздействия человеческой деятельности на среду обитания, наличие отрицательных «внешних» эффектов экономической деятельности;
появление более сложных и важных форм взаимодействия друг с другом хозяйствующих субъектов, целых секторов экономики в результате расширения и интеграционных процессов;
обострение глобальных проблем;
возникновение чрезвычайных ситуаций.
Тема 1 и 2 - учить, тема 3- ознакомиться для обсуждения
Тема 1. Сущность и основные функции макроэкономического планирования в условиях рыночной экономики.
Современное рыночное хозяйство ориентированно
на удовлетворение многообразных потребностей
человека. Во многих промышленных странах
оно обеспечивает защищенность граждан
посредством государственного вмешательства
в социально-экономические
Потребность в макроэкономическом планировании в рыночном хозяйстве обуславливается объективными обстоятельствами:
- неспособность механизма свободного рынка обеспечить макроэкономическую устойчивость национальной экономики, преодолеть
- циклические колебания производства, валового дохода, занятости и т.д.;
Существует множество форм планирования, например,
Являясь составной частью управления, планирование чрезвычайно разнообразно по своим объектам, методам и многим другим признакам. Между тем можно выделить ряд общих моментов. Назовем некоторые из них:
1. Планирование – это прежде всего принятие решений о поведении в будущем.
2. Как правило, планирование
имеет дело со сложной
3. Сложность планирования
4. Поскольку планируемые системы
развиваются, планирование
5. В связи с существенными неопределенностью и незнанием относительно будущего планирование должно быть гибким, адаптивным.
6. Несмотря на значительные
В современных условиях экономическое планирование все больше приобретает характер внутренне согласованного планового регулирования. В связи с этим следует отличать понятия «планирование» и «плановое регулирование».
В узком смысле слова планирование – это проектирование желаемого будущего и эффективных путей его достижения.
Опыт мировой теории и практики планирования позволяет выделить основные элементы планирования:
-определение целей и задач;
-выбор программ, способов действий, служащих достижению целей и выполнению задач;
-определение видов и
-построение процедур принятия
решений и способов их
-разработка методики
Таким образом, планирование выступает как средство оптимальной концентрации ресурсов и общественных отношений для научно – обоснованного развития экономики.
Что же касается понятия «плановое
регулирование», то это оптимальное
изменение процессов и
Государственное воздействие на экономику определяется следующими методами:
Для эффективной реализации экономической политики важно обеспечить комплексность и взаимоувязанность всех мер государственного воздействия на экономику. Они должны формироваться и обобщаться в едином пакете документов, отражающих социально-экономическую государства. После отказа от директивного планирования таким основным документом, характеризующим социально-экономические процессы в России и определяющим регулирующую роль государства, являются прогнозы социально-экономического развития на соответствующие периоды.
Виды (типы) макроэкономического планирования
Макроэкономическое
1. Директивное (административно-командное) планирование
В данном случае собственником средств производства является государство, а план воплощает государственную стратегию и приоритеты в распределении ресурсов и доходов, определении темпов экономического роста (в плане также отражаются административные указания, служащие средствами его реализации).
Директивное планирование образует ядро
централизованно управляемой
Основными рычагами директивного планирования
являются бюджетное финансирование,
лимиты капитальных вложений, фонды
материально-технических
В разработке показателей директивного плана его исполнители играют не главную роль. Основные разработчики плана берут на себя обязательства по материально-техническому обеспечению выполнения плановых показателей. Это положение оказывается уязвимым местом в директивном планировании, доведение планов часто не подкрепляется выделением под них необходимых ресурсов, что превращает в таком случае, план в бремя, разновидность налога.
2. Индирективное планирование
В данной ситуации также имеет место государственная собственность на средства производства. Государственное управление и тут реализует в планах свою стратегию и приоритеты. Тут, однако, меняется набор средств реализации планов: для распределения ресурсов в соответствии со своими целями у государства имеется богатый набор экономических регуляторов (цен, ставок, процентов, налогов, кредитов, валютных курсов и пр.). Хозяйственным единицам, на справившимся с планом, здесь можно уже не бояться административных наказаний; но и разумеется, приходится отказываться и от преимуществ (прежде всего материальных), связанных с выполнением плана (например, от премий рабочим и руководителям, от первоочередности выделения государственных ресурсов).
То есть, индирективное планирование имитирует рынок при сохранении государственной собственности на средства производства, примате централизованного планирования, отсутствии рынков факторов производства и т.д. При этом на смену административному распределению ресурсов и директивной регламентации всех сторон хозяйственной жизни приходит косвенное управление через цены оптимального плана, которое должно обеспечивать самонастройку в первичном звене экономики.
Общим для директивного и индирективного типов макроэкономического планирования является то, что они ориентированы на нерыночное по своей сути хозяйство, т.е. попадают под формулу «или план, или рынок».
3. Регулятивное планирование
Ему соответствует смешанная
План и рынок, таким образом,
имея одинаковую значимость, выполняют
разные задачи. Участники способны
действовать абсолютно
При регулятивном планировании между планом и рынком формируется действительное «разделение труда», в рамках которого и рынок, и план способны (до определенной меры) компенсировать ошибки друг друга. Т.е. регулятивное планирование опирается на весомый государственный сектор и имеет сильно выраженный нормативный характер.
4. Индикативное планирование
Индикативное планирование представляет
собой процесс формирования системы
параметров (индикаторов), которые характеризуют
состояние и развитие экономики
страны, соответствующее
В качестве индикаторов социально-
Главное содержание индикативного
планирования состоит в обосновании
целей, задач, направлений и методов
реализации государственной социально-