Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Октября 2013 в 18:09, реферат
Потребность в макроэкономическом планировании в рыночном хозяйстве обуславливается объективными обстоятельствами:
- неспособность механизма свободного рынка обеспечить макроэкономическую устойчивость национальной экономики, преодолеть
- циклические колебания производства, валового дохода, занятости и т.д.;
рост масштабов воздействия человеческой деятельности на среду обитания, наличие отрицательных «внешних» эффектов экономической деятельности;
появление более сложных и важных форм взаимодействия друг с другом хозяйствующих субъектов, целых секторов экономики в результате расширения и интеграционных процессов;
обострение глобальных проблем;
возникновение чрезвычайных ситуаций.
Различают следующие группы норм и нормативов:
Балансовый метод предназначен для увязки общественных потребностей и ресурсов, для обеспечения необходимой пропорциональности и координации в развитии различных продуктов, производств, отраслей, территории и народного хозяйства в целом. Макроэкономическая сбалансированность выступает как совокупная пропорциональность между: производством и потреблением, предложением и спросом, факторами производства, его результатами, материально – вещественными и финансовыми потоками.
Балансовый метод в
В общей системе экономических балансов выделяются следующие виды балансов: - материальные (расчет сырья, ПФ, топлива, т.е. всесторонняя увязку производства и потребления материальных ресурсов);
- трудовые (потребность в рабочей
силе и источниках ее покрытия)
- стоимостные (финансовые
Программно-целевой метод – это способ формирования системы плановых решений крупных народнохозяйственных проблем. Его сущность заключается в отборе основных целей социального, экономического и научно – технического развития, разработке взаимоувязанных мероприятий по их достижению в намеченные сроки при сбалансированном обеспечении ресурсами и эффективном развитии общественного производства. Он предполагает разработку плановых документов с предварительной оценкой конечных общественных потребностей, исходя из народнохозяйственных целей при дальнейшем определении эффективных путей, средств и организационных мероприятий по их достижению и ресурсному обеспечению.
Связующим звеном между целью и средствами ее достижения выступают комплексные программы. Они составляются на весь период, необходимый для реализации поставленных целей, с выделением плановых периодов и основных этапов осуществления предусматривают все необходимые мероприятия социально-экономического, производственного, научно-исследовательского, организационно-хозяйственного характера для достижения конечных целей.
Целевая комплексная программа
– это документ, в котором отражаются
цель и комплекс различных задач
и мероприятий, направленных на реализацию
наиболее эффективным путем
Практическая реализация программно-целевого
подхода обеспечивается путем включения
целевых комплексных программ в
прогнозные и плановые документы, а
также посредством разработки и
утверждения федеральных и
Разработка целевой
Программы увязываются по времени, по ресурсам и исполнителям. Обычно охватывается ряд отраслей, регионов, которые должны обеспечивать решение наиболее важных задач. Задания по выполнению программы, рекомендации доводятся до соответствующих министерств и ведомств.
Важнейшими характерными чертами программного подхода являются:
- единство целевой и четкой ориентации;
- комплексность намеченных
- определенность сроков
- адресность и указание
Целевые программы реализуются за счет средств федерального бюджета Российской Федерации, бюджетов субъектов Федерации, местных бюджетов и внебюджетных источников, привлекаемых для выполнения этих программ.
Математический метод базируется на использовании экономико-математических моделей и решении задач с помощью электронно-вычислительных машин. Использование математики в экономики позволяет решить целый комплекс взаимоувязанных проблем: выделить и формально описать наиболее важные, существенные связи экономических переменных и объектов, методы математики и статистики позволяют путем индукции получать новые знания об объекте, использование математической терминологии позволяет точно и компактно излагать положения экономической теории, формулировать ее понятия и выводы.
Математические модели, используемые в экономике, можно подразделить на классы по ряду признаков, относящихся к особенностям моделируемого объекта, цели моделирования и используемого инструментария. Это модели макро- и микроэкономические, теоретические и прикладные, равновесные и оптимизационные, статические и динамические, детерминированные и стохастические.
Показатели планов представляют собой форму количественного выражения принимаемых плановых решений. Показатели определяют структуру и адресность плановых документов. Их роль в процессе подготовки и обоснования управленческих решений зависит от того, на сколько полно и последовательно они отражают особенности системы хозяйствования, механизм действия экономических законов, увязывают цели плана с ресурсами и эффективностью их использования, возможностями развития производства, общегосударственные интересы с интересами отдельных субъектов рыночного хозяйства.
Все плановые показатели по своему назначению, содержанию и форме можно подразделить на количественные и качественные, натуральные и стоимостные, абсолютные и относительные, утверждаемые, индикативные и расчетные, синтетические и индивидуальные. Система показателей зависит от целей и задач планового периода, поэтому она не может быть неизменной.
Логика планирования – упорядоченная последовательность и обоснованность процедур связанных с любой проблемой планирования. К основным составляющим логики можно отнести следующие компоненты:
В практике макроэкономического
Задачей конъюнктурных программ является
поддержание экономического равновесия,
т.е. достижение полной занятости населения,
равновесие платежности баланса,
стабилизация цен. Структурные программы,
направлены на достижение структурных
преобразований в экономике страны.
В этих программах должны ставиться
задачи, которые не могут быть решены
посредством рынка. Таким образом,
разработка и реализация государственных
целевых программ – это форма
регулирующего воздействия
Вопросы для самопроверки: