Сущность и основные функции макроэкономического планирования в условиях рыночной экономики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Октября 2013 в 18:09, реферат

Описание

Потребность в макроэкономическом планировании в рыночном хозяйстве обуславливается объективными обстоятельствами:
- неспособность механизма свободного рынка обеспечить макроэкономическую устойчивость национальной экономики, преодолеть
- циклические колебания производства, валового дохода, занятости и т.д.;
рост масштабов воздействия человеческой деятельности на среду обитания, наличие отрицательных «внешних» эффектов экономической деятельности;
появление более сложных и важных форм взаимодействия друг с другом хозяйствующих субъектов, целых секторов экономики в результате расширения и интеграционных процессов;
обострение глобальных проблем;
возникновение чрезвычайных ситуаций.

Работа состоит из  1 файл

Тема 1 и 2 МЭП.docx

— 43.24 Кб (Скачать документ)

Между индикативным и директивным  планированием нет ничего общего. Директивный план, который готовил  Госплан, был в основном производственно-техническим, а не экономическим. Он имел характер производства и распределения натуральной  продукции (тонны, метры, объемы). План строился, исходя из имеющихся показателей, а общеэкономические показатели как бы обрамляли эти натуральный  план, придавая ему экономический  характер, но сами по себе они не были объектами планирования. Макроэкономические показатели складывались из натуральных  показателей, из производственного, технологического планирования, выступали их следствием. Соответственно из плана производства строился и план распределения продукции, служивший основой установления хозяйственных связей. Тогда каждый поставщик крепко привязывался к  своему потребителю, зная, сколько должен поставить ему своей продукции, чтобы тот мог выпустить столько-то изделий. И, наоборот, потребитель знал, кто ему поставляет сырье, полуфабрикаты, комплектующие изделия.

В настоящее время этого нет. Такие связи устанавливает рынок, поэтому государственное регулирование  экономики перемещается в иную  плоскость. В принципе рынок способен не только развивать хозяйственные  связи, но и создать новую структуру  производства, приводя к банкротству  одни производства и стимулируя развитие других через перелив капитала.

Однако в любом государстве  существует столь же объективные  национальные интересы, которые требуют, чтобы в рыночные пропорции вмешивалось  государство. Можно назвать множество  причин такого вмешательства в установление чисто рыночных пропорций, но роль индикативного  плана  и состоит именно в том, чтобы указать, где нужно вмешаться  государству, строго соблюдая, конечно, при этом чувство меры.

Таким образом, индикативное планирование является способом вовлечения самостоятельных  субъектов рынка на паритетных началах  с государством в разработку и  реализацию программ развития. Исходной точкой здесь является смешанное  хозяйство, однако цель планирования меняется. Составленные плановые документы содержат лишь общие контуры государственного прогноза о желаемом развитии экономики, а также включают решения о  государственных расходах и капиталовложениях, о текущих расходах государственных предприятий. Прямой задачей плана здесь выступает координация использования государственных ресурсов, на претендующая на прямое определение решений представителей частного сектора. Однако публикация макроэкономических показателей (включая прогноз темпов экономического роста) и основных показателей деятельности государственных органов и предприятий делается с таким расчетом, чтобы формируемая экономическая среда некоторым образом влияла на решения частных предпринимателей. В принципе можно сказать, что индикативное планирование оказывает воздействие на частный сектор главным образом через спрос, через его стимулирующий (или ограничивающий) характер. И только весьма косвенным образом (через государственные предприятия) проявляется влияние «давления предложения». Здесь нет реального «разделения труда» между планом и рынком: план выполняет скромную, подчиненную роль при рынке.

Функции  макроэкономического планирования

Основными функциями макропланирования в условиях рыночной экономики можно назвать следующие:

-являясь составной частью государственного  регулирования рыночной экономики,  макропланирование выполняет по отношению к нему, прежде всего, функцию обоснования, настройки и координации;

-формирование рациональной структуры  национального хозяйства и проведение  политики, обеспечивающей равновесие  экономики, включая меры, направленные  на обеспечение населения общественными  благами, на предотвращение негативных  внешних эффектов производственной  деятельности и учет долгосрочных  общественных интересов;

-обеспечение социальной направленности  развития экономической системы  и социальной защиты населения  и др.

 

Вопросы для самопроверки:

  1. Какие типы макроэкономического планирования вы знаете? В чем их отличие?
  2. В чем заключаются основные функции макроэкономического планирования?
  3. Дайте определение понятия «плановое регулирование»?
  4. Какие формы планирования существуют?

 

 

Тема 2. Методология макропланирования и программный подход в системе макропланирования.

Макроэкономическое планирование – научное приведение развития и  результата функционирования общественного  воспроизводства, основанное на установлении закономерностей тенденций социального  и научно технического прогресса, объективных  зависимостей в народном хозяйстве.

Теория планирования определяет содержание общегосударственного планирования, как  систему принятия решений о предстоящем  социально-экономическом развитии, размещении производительных сил, потери страны во внешнеэкономических связях.

В планировании можно выделить две  стороны:

  1. Совокупность принципов и методов планирования.
  2. Организационная сторона (структура плановых органов и разработка планов).

Основные задачи, решаемые в процессе общегосударственного планирования:

  • Определение общих потребностей;
  • Выявление возможных для их удовлетворения материальных, трудовых и финансовых ресурсов;
  • Обоснование наиболее рациональных направлений использования ресурсов в соответствии с перспективными и текущими потребностями;
  • Обеспечение сбалансированности развития между отдельными сферами экономики, отраслями и видами производств, между экономическими районами страны;
  • Повышение эффективности использования всех видов ресурсов для достижения максимально-возможных социальных результатов экономической деятельности.

В переходный период суть макроэкономического  планирования состоит в научной  расстановке целей предстоящего развития и выработки действительных средств и возможностей для их реального достижения.

Общегосударственное планирование направленно  на увязки всех факторов производства и поддержание сбалансированности натурально-вещественных финансово  стоимостных потоков, обеспечение  рационального и эффективного использования  ресурсов, для достижения поставленных целей и задач.

Методология планирования  - система подходов, принципов, показателей, методик и методов разработки и обоснования плановых решений и логика планирования.

Методология базируется на экономической  теории, изучающей закономерности и  законы развития общества, основные положения  и тенденции воспроизводственных  процессов; развивается и совершенствуется по мере развития самой экономической  теории и хозяйственной практики.

Принцип планирования – это исходные положения, правила формирования, обоснования и организации разработки плановых документов.

Основные  принципы планирования следующие:

  1. Принцип научности. Плановые документы разрабатываются на основе глубокого познания и использования законов общественного развития. В процессе разработки плана проводится глубокий анализ тенденций и перспектив экономического и социального развития, разрабатываются прогнозы, технико-экономические обоснования темпов и пропорций экономического роста, разрабатывается система стоимостных, трудовых и материальных балансов с использованием прогрессивных норм и нормативов.
  2. Принцип социальной направленности и приоритета общественных потребностей предполагает, что в планировании следует исходить из интересов человека и общества. Удовлетворение потребностей населения должно быть исходной позицией общегосударственных планов, ибо это общественно необходимо. Экономика не должна и не может развиваться  вне интересов личного и общественного потребления.
  3. Принцип повышения эффективности общественного благосостояния предусматривает то, что все цели и задачи планирования должны осуществляться с наименьшими затратами, т.е. с максимальной экономией живого и овеществленного труда при производстве единицы продукции. Он реализуется через возможные направления эффективности: рост производительности труда, снижение материало– и энергоемкости производства, повышение фондоотдачи.
  4. Принцип пропорциональности и сбалансированности. Рынок формирует экономический механизм регулирования и стимулирования производства, его технического совершенства. С помощью рыночных механизмов обеспечивается производство той продукции, которая удовлетворяет запросы потребителей. Но формировать пропорции и структуру общественного производства, отвечающего интересам всего общества, должно государство через систему планирования.

Реализация этого принципа предполагает: 

                  1. эквивалентность обмена результатами производственной деятельности во всех сферах производства;
                  2. равновесие совокупного спроса и совокупного предложения по всему народнохозяйственному обороту ресурсов;
                  3. рациональное соотношение между разумными потребностями и всеми имеющимися ресурсами;
                  4. паритет различных форм собственности в пользовании материальными, трудовыми и финансовыми ресурсами общества.

Этот принцип направлен на поддержание  материально – вещественных и  стоимостных пропорций и проявляется  через общеэкономические, межотраслевые, отраслевые и территориальные пропорции.

  1. Принцип приоритетности. Первенство в каком либо открытии изобретении, либо как преобладающее значение чего либо. Необходимость выбора приоритетных направлений в развитии экономики обусловлена, во-первых, ограниченностью ресурсов, которая имеет место при любом общественно – экономическом строе и, во-вторых, неотложность решения важнейших общегосударственных проблем.
  2. Принцип согласования краткосрочных и перспективных целей и задач предполагает сочетание текущих целей и задач социально- экономического развития страны с достижением научно обоснованных стратегических целей,  позволяет добиться их одинаковой направленности и непротиворечивости.

Методы планирования – совокупность методов и приемов, с помощью которых разрабатываются и обосновываются плановые документы. Сюда относятся методы предплановых исследований, собственно методы планирования (балансовый, нормативный, программно-целевой) и математические методы.

Методы предплановых исследований используются на прогнозно–аналитической стадии планирования и составляют две группы: общие и конкретные.

Общие методы определяют методологическую, логическую направленность процесса обоснования планового решения. К их числу относят методы системного и экономического анализа. Системные анализ – это упорядоченный целенаправленный подход к поиску эффективный путей решения сложных проблем. Он включает вычленение организационно-экономической системы и определение ее границ, входов и выходов (формирование внешней структуры); выявление целей развития и функционирования систем; формирование внутренней структуры организационно-экономической системы; формирование альтернативных вариантов развития системы, выбор и обоснование предпочтительного из них.

Экономический анализ предназначен для регистрации, объяснения и использования в плановых документах результатов производственно-хозяйственной деятельности. Экономический анализ включает в себя анализ организационно-технического уровня производства, анализ использования основных фондов и производственных мощностей, материальных ресурсов, качества продукции и заработной платы, себестоимости продукции, прибыли и рентабельности, анализ финансового состояния.

Конкретные методы предплановых исследований можно назвать методами получения и анализа исходной плановой информации. К ним относятся следующие методы:

  • Метод экономических группировок (объекты анализа объединяются в группы по однородным признакам);
  • Метод прямого счета (показатели рассчитываются, исходя из научно обоснованных норм и нормативов расхода материальных, трудовых и финансовых ресурсов);
  • Метод социологического изучения (применяется для получения разного рода информации о социальной действительности посредством опроса, наблюдения и анализа документов  для последующего обобщения в процессе обоснования плановых решений);
  • Метод структуризации (построение дерева «цели – средства», т.е. поэтапное расчленение общих целей на их составляющие);
  • Метод соотношений (сравнение каких-либо показателей двух различных периодов времени, например, индексный метод);
  • Экспертные методы (получение информации исходя из суждений отдельных специалистов – экспертов по определенным вопросам).

Собственно методы планирования. Нормативный метод основан на  определении и использовании прогрессивных норм и нормативов отражающих достижение НТП и важнейшие цели развития экономики. Преимуществом нормативного метода является установление связи между ресурсами и конечными результатами производства.

Норма – научно-обоснованная мера общественно необходимых затрат ресурса на изготовление единицы продукции заданного качества в планируемом периоде.

Норматив – поэлементная составляющая нормы, которая характеризует степень использования ресурса или его удельного веса (расхода) на единицу измерения.

 Комплекс норм и нормативов  называется – нормативной массой. Система норм и нормативов – комплекс научно-обоснованных, материальных, трудовых и финансовых норм и нормативов, порядок и методы их формирования, обновления и использования при разработке прогнозных и плановых документов, их пропорциональности и сбалансированности, глубоком выявлении и учете резервов производства, способствующих повышению его эффективности. Развитие хозяйственного механизма, переход к рыночным отношениям обуславливает постоянное развитие системы норм и нормативов.

Информация о работе Сущность и основные функции макроэкономического планирования в условиях рыночной экономики