Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Октября 2013 в 18:09, реферат
Потребность в макроэкономическом планировании в рыночном хозяйстве обуславливается объективными обстоятельствами:
- неспособность механизма свободного рынка обеспечить макроэкономическую устойчивость национальной экономики, преодолеть
- циклические колебания производства, валового дохода, занятости и т.д.;
рост масштабов воздействия человеческой деятельности на среду обитания, наличие отрицательных «внешних» эффектов экономической деятельности;
появление более сложных и важных форм взаимодействия друг с другом хозяйствующих субъектов, целых секторов экономики в результате расширения и интеграционных процессов;
обострение глобальных проблем;
возникновение чрезвычайных ситуаций.
Между индикативным и директивным
планированием нет ничего общего.
Директивный план, который готовил
Госплан, был в основном производственно-техническим,
а не экономическим. Он имел характер
производства и распределения натуральной
продукции (тонны, метры, объемы). План
строился, исходя из имеющихся показателей,
а общеэкономические показатели
как бы обрамляли эти натуральный
план, придавая ему экономический
характер, но сами по себе они не были
объектами планирования. Макроэкономические
показатели складывались из натуральных
показателей, из производственного, технологического
планирования, выступали их следствием.
Соответственно из плана производства
строился и план распределения продукции,
служивший основой установления
хозяйственных связей. Тогда каждый
поставщик крепко привязывался к
своему потребителю, зная, сколько должен
поставить ему своей продукции,
чтобы тот мог выпустить
В настоящее время этого нет.
Такие связи устанавливает
Однако в любом государстве существует столь же объективные национальные интересы, которые требуют, чтобы в рыночные пропорции вмешивалось государство. Можно назвать множество причин такого вмешательства в установление чисто рыночных пропорций, но роль индикативного плана и состоит именно в том, чтобы указать, где нужно вмешаться государству, строго соблюдая, конечно, при этом чувство меры.
Таким образом, индикативное планирование является способом вовлечения самостоятельных субъектов рынка на паритетных началах с государством в разработку и реализацию программ развития. Исходной точкой здесь является смешанное хозяйство, однако цель планирования меняется. Составленные плановые документы содержат лишь общие контуры государственного прогноза о желаемом развитии экономики, а также включают решения о государственных расходах и капиталовложениях, о текущих расходах государственных предприятий. Прямой задачей плана здесь выступает координация использования государственных ресурсов, на претендующая на прямое определение решений представителей частного сектора. Однако публикация макроэкономических показателей (включая прогноз темпов экономического роста) и основных показателей деятельности государственных органов и предприятий делается с таким расчетом, чтобы формируемая экономическая среда некоторым образом влияла на решения частных предпринимателей. В принципе можно сказать, что индикативное планирование оказывает воздействие на частный сектор главным образом через спрос, через его стимулирующий (или ограничивающий) характер. И только весьма косвенным образом (через государственные предприятия) проявляется влияние «давления предложения». Здесь нет реального «разделения труда» между планом и рынком: план выполняет скромную, подчиненную роль при рынке.
Функции макроэкономического
Основными функциями макропланирования в условиях рыночной экономики можно назвать следующие:
-являясь составной частью
-формирование рациональной
-обеспечение социальной
Вопросы для самопроверки:
Тема 2. Методология макропланирования и программный подход в системе макропланирования.
Макроэкономическое
Теория планирования определяет содержание общегосударственного планирования, как систему принятия решений о предстоящем социально-экономическом развитии, размещении производительных сил, потери страны во внешнеэкономических связях.
В планировании можно выделить две стороны:
Основные задачи, решаемые в процессе общегосударственного планирования:
В переходный период суть макроэкономического планирования состоит в научной расстановке целей предстоящего развития и выработки действительных средств и возможностей для их реального достижения.
Общегосударственное планирование направленно
на увязки всех факторов производства
и поддержание
Методология планирования - система подходов, принципов, показателей, методик и методов разработки и обоснования плановых решений и логика планирования.
Методология базируется на экономической
теории, изучающей закономерности и
законы развития общества, основные положения
и тенденции
Принцип планирования – это исходные положения, правила формирования, обоснования и организации разработки плановых документов.
Реализация этого принципа предполагает:
Этот принцип направлен на поддержание
материально – вещественных и
стоимостных пропорций и
Методы планирования – совокупность методов и приемов, с помощью которых разрабатываются и обосновываются плановые документы. Сюда относятся методы предплановых исследований, собственно методы планирования (балансовый, нормативный, программно-целевой) и математические методы.
Методы предплановых исследований используются на прогнозно–аналитической стадии планирования и составляют две группы: общие и конкретные.
Общие методы определяют методологическую, логическую направленность процесса обоснования планового решения. К их числу относят методы системного и экономического анализа. Системные анализ – это упорядоченный целенаправленный подход к поиску эффективный путей решения сложных проблем. Он включает вычленение организационно-экономической системы и определение ее границ, входов и выходов (формирование внешней структуры); выявление целей развития и функционирования систем; формирование внутренней структуры организационно-экономической системы; формирование альтернативных вариантов развития системы, выбор и обоснование предпочтительного из них.
Экономический анализ предназначен для регистрации, объяснения и использования в плановых документах результатов производственно-хозяйственной деятельности. Экономический анализ включает в себя анализ организационно-технического уровня производства, анализ использования основных фондов и производственных мощностей, материальных ресурсов, качества продукции и заработной платы, себестоимости продукции, прибыли и рентабельности, анализ финансового состояния.
Конкретные методы предплановых исследований можно назвать методами получения и анализа исходной плановой информации. К ним относятся следующие методы:
Собственно методы планирования. Нормативный метод основан на определении и использовании прогрессивных норм и нормативов отражающих достижение НТП и важнейшие цели развития экономики. Преимуществом нормативного метода является установление связи между ресурсами и конечными результатами производства.
Норма – научно-обоснованная мера общественно необходимых затрат ресурса на изготовление единицы продукции заданного качества в планируемом периоде.
Норматив – поэлементная составляющая нормы, которая характеризует степень использования ресурса или его удельного веса (расхода) на единицу измерения.
Комплекс норм и нормативов называется – нормативной массой. Система норм и нормативов – комплекс научно-обоснованных, материальных, трудовых и финансовых норм и нормативов, порядок и методы их формирования, обновления и использования при разработке прогнозных и плановых документов, их пропорциональности и сбалансированности, глубоком выявлении и учете резервов производства, способствующих повышению его эффективности. Развитие хозяйственного механизма, переход к рыночным отношениям обуславливает постоянное развитие системы норм и нормативов.