Сущность и основные показатели экономической безопасности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2012 в 15:09, реферат

Описание

Становление правового государства в России, создание благоприятных экономических основ для улучшения уровня жизни населения – сложный и противоречивый процесс. Одним из важнейших условий решения социально значимых задач в государстве является упрочение конституционных основ, обеспечение законных интересов граждан (налогоплательщиков) и юридических лиц. Эффективная защита общественных отношений должна основываться на знании природы, проявлений, интенсивности угроз существующему государственному строю, его экономической безопасности.

Содержание

Введение………………………………………………………………………
3
Глава 1 О понятии и системе экономической безопасности……………..
4
Глава 2 Банковская система как элемент как фактор национальной безопасности на примере Российской Федерации и республики Казахстан……………………………………………………………………..


11
Заключение…………………………………………………………………….
21
Литература……………………………………………………………………..

Работа состоит из  1 файл

экономическая безопасность.doc

— 119.00 Кб (Скачать документ)

Так, например, Федеральный закон от 20 июня 1997 г. № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» определяет правовые, экономические и социальные основы обеспечения безопасной эксплуатации опасных производственных объектов и направлен на предупреждение аварий на опасных производственных объектах и обеспечение готовности организаций, эксплуатирующих опасные производственные объекты, к локализации и ликвидации последствий указанных аварий. Закон содержит требования, предъявляемые к промышленной безопасности, определяет федеральные органы исполнительной власти, которым предоставлено право осуществлять отдельные функции нормативно-правового регулирования, специальные разрешительные, контрольные или надзорные функции в области промышленной безопасности, регламентирует порядок федерального надзора в данной сфере безопасности.

Обеспечению безопасности в налоговой сфере служит Налоговый кодекс РФ. НК РФ устанавливает систему налогов и сборов в Российской Федерации, специальные налоговые режимы для отдельных групп налогоплательщиков, определяет виды налогов и сборов, полномочия законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Федерации и представительных органов муниципальных образований по установлению налогов и сборов, содержит общие правила исполнения обязанности по уплате налогов и сборов. НК РФ определяет, какие действия следует рассматривать как налоговые правонарушения, и устанавливает ответственность за их совершение.

Отдельные аспекты обеспечения безопасности в финансовой сфере регулируются Законом РФ от 2 декабря 1990 г. № 395-1 «О банках и банковской деятельности» и Федеральным законом от 23 июня 1999 г. № 117-ФЗ «О защите конкуренции на рынке финансовых услуг».

Таким образом, система экономической безопасности предстает как трехуровневая структура.

1. Нижний (базисный) уровень экономической безопасности составляет материальная база, включающая в себя:

1) материальное производство (промышленность и сельское хозяйство);

2) финансовую систему;

3) бюджетную систему и бюджетное финансирование всех уровней;

4) систему налогов и сборов (механизм, обеспечивающий приток достаточных средств в федеральный бюджет, бюджеты субъектов Федерации и муниципальных образований).

2. Средний уровень экономической безопасности состоит из организационной и правовой основ.

Организационная основа экономической безопасности – это система органов государственной власти, обеспечивающих формирование и реализацию политики в области экономической безопасности.

Правовая основа – система нормативных правовых актов, регулирующих отношения в сфере экономической безопасности и служащих правовым средством обеспечения экономической безопасности.

3. Верхний уровень системы экономической безопасности составляют меры ее обеспечения.

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2   Банковская система как элемент как фактор национальной безопасности на примере Российской Федерации и республики Казахстан

 

 

Для более глубокого понимания сущности экономической безопасности необходимо определить ее взаимосвязь с понятиями «развитие» и «устойчивость». Устойчивость экономики означает прочность и надежность связей между ее элементами, а также внутри самих элементов, способность выдерживать внутренние и внешние угрозы. Развитие – один из компонентов экономической безопасности. Отсюда следует, что банковская система как элемент национальной экономики будет играть положительную роль в обеспечении экономической безопасности тогда и только тогда, когда она устойчива и постоянно развивается. Устойчивость банковской системы означает прочность связей между элементами самой банковской системы (например, между Банком России и коммерческими банками), а также между банковской системой и другими элементами национальной экономики (например, между производственным сектором и банковским). Таким образом, при нарушении устойчивости банковской системы, при несоблюдении безопасности внутри нее самой, при ее недостаточной развитости банковская система сама может явиться угрозой экономической безопасности.

Стабильность функционирования банковской системы тесно связана с развитием экономики, социальной сферы, с финансовым состоянием государства, является основным фактором национальной безопасности.

Ключевое положение банковской системы в обеспечении функционирования экономики, эффективного привлечения и перераспределения финансовых ресурсов предопределяет высокую степень зависимости экономической безопасности страны от состояния экономической безопасности банковского сектора экономики.

Криминализация банковской сферы имеет особую опасность в силу тех угроз, которые она представляет для стабильности денежно-кредитной системы, подчиняя своему влиянию ключевых сегментов рынка, формированию финансовой базы по врастанию организованной преступности в различные органы государственной власти с помощью коррупции.

Криминализация банковской сферы развивается в различных формах: уклонение от уплаты налогов с использованием неучтенных наличных денежных средств, обналичивание денег и отмывание средств, полученных преступным путем, утечка капиталов за рубеж, преднамеренные банкротства и захват собственности, финансирование терроризма и другие.

Экономические преступления становятся частью скрытой преступности, непосредственно связанной с экономическими отношениями в стране и в мире.

В условиях нарастающих угроз со стороны преступности борьба с ней становится важной задачей государства, без решения которой невозможно обеспечить экономическую безопасность страны.

Реформирование кредитной системы является важнейшей составной частью проводимых в России социально-экономических преобразований. Основное звено этой системы – банковская система – должно быть надежно защищено в сложных условиях переходной экономики и мировой финансовой глобализации. Объективная необходимость ее качественного изменения очевидна. Это, прежде всего, законодательное формирование совершенно новых отношений между государством и кредитными организациями, между налогоплательщиками, вкладчиками, клиентами и банками, обновление организационной структуры, переориентация банковской системы на ускоренные темпы роста, долгосрочное кредитование реального сектора экономики страны. Эти меры позволят значительно сократить объемы теневых процессов и предупредить дальнейший их рост.

Предупреждение экономической преступности с учетом высокого процента ее организованности должно включать выявление и устранение причин и условий, способствующих воспроизводству организованных преступных формирований в экономической сфере; выявление и ликвидацию организованных преступных формирований в экономике; организацию взаимодействия государственных органов с целью координации усилий по борьбе с организованными преступными формированиями.

В сфере кредитно-денежного обращения большое значение имеет предупредительное воздействие, которое направлено на регулирование денежного и кредитного обращения в России, так как расстройство системы денежного и кредитного обращения является важнейшим элементом экономического кризиса.

Серьезную угрозу как для развития реального сектора, так и в целом для экономики нашей страны представляет собой процесс легализации доходов, полученных преступным путем. Запущенные в оборот «грязные» деньги наносят огромный вред обществу. Скрытые от контроля средства и последующее их использование ставят в неравные конкурентные условия законопослушных субъектов хозяйствования и тех, кто совершает преступления. Честному предпринимателю в таких условиях тяжело развиваться. Поэтому борьба с легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным путем, стала одной из основных функций государственных органов власти. Основными субъектами, через которые преступные капиталы проникают в экономику, являются финансовые учреждения; в первую очередь это кредитные организации. В этой связи на кредитные организации была возложена обязанность по выявлению операций с денежными средствами или иным имуществом, осуществляемых с целью легализации доходов, полученных преступным путем, и направления сообщений о таких операциях в уполномоченные органы. Выполняя эту обязанность, кредитные организации выступают своего рода фильтром или щитом, минимизируют проникновение криминальных доходов в легальную экономику. Поэтому выполнение этой функции прямым образом влияет на экономическую безопасность нашей страны.

Одной из базовых подсистем в системе обеспечения экономической безопасности страны объективно является банковская система, опосредующая непрерывный кругооборот денежных потоков в процессе обслуживания финансовых взаимосвязей всех экономических субъектов, включая население. Отличительная особенность роли банковской системы в обеспечении экономической безопасности связана со следующими обстоятельствами. Обеспечение экономической безопасности представляет из себя многоуровневую проблему, где в качестве основных уровней выделяются: отдельная личность, страна, мировая экономическая система. Соответственно, экономическую безопасность отдельного объекта можно пытаться обеспечить в рамках соответствующего уровня и с помощью соответствующего этому уровню инструментария. Однако и результат в этом случае будет ограничен потенциалом самого объекта. Гораздо более целесообразным с точки зрения прогнозирования возникновения угроз национальной безопасности и своевременного принятия мер по их предотвращению или нейтрализации представляется управление экономической безопасностью через использование инструментария, позволяющего влиять сразу на все базовые уровни. Именно таким инструментом и является банковская система. Кредитные учреждения опосредуют движение денежных потоков, обслуживающих интересы и жизнедеятельность всех уровней экономических субъектов внутри страны, а также денежных потоков на межстрановом и мировом уровне.

Таким образом, банковская сфера, с одной стороны, является сферой повышенной концентрации угроз экономической безопасности, с другой – объективно обладает способностью обеспечивать как национальные интересы государства в целом, так и интересы отдельных предприятий и их объединений и отдельной личности (в части повышения качества и уровня жизни людей посредством привлечения средств населения на надежное хранение в доходных вкладах и различных форм кредитования физических лиц). Следовательно, выступать в роли их связующего элемента, в роли инструмента интеграции: различных экономических секторов и уровней внутри страны; интересов экономических субъектов всех уровней; страны в мировое сообщество. Характер взаимосвязей банковской системы с другими составляющими экономической системы государства имеет еще одну специфическую черту. Банковский сектор, как показала практика, может какое-то время успешно действовать и обеспечивать свои интересы вне жесткой взаимосвязи с интересами других экономических субъектов и даже вопреки им.

Тенденции изменения отдельных макропараметров развития экономики могут в течение некоторого временного промежутка идти вразрез с тенденциями развития банковского сектора. Однако при достижении определенного уровня качественных изменений (как позитивных, так и негативных) в экономике траектория развития банковского сектора неизбежно начинает идти в том же направлении, что и траектория развития экономики в целом. И здесь кроется следующая опасность. За время «относительного благоденствия» банковского сектора на фоне негативных процессов в экономике реальной становится утрата банковской системой своих функций как инструмента интеграции интересов всех экономических субъектов и, соответственно, предупреждения и нейтрализации угроз этим интересам. Более того, банковская система не только сама разрушается, но и становится проводником, каналом распространения угроз экономической безопасности на все уровни. Причем негативные тенденции в деятельности этой системы, многократно умножаясь, оказывают огромное влияние на состояние всего процесса функционирования экономики.

Таким образом, ключевое положение банковской системы в обеспечении бесперебойного функционирования экономики и устойчивости денежной системы предопределяет высокую степень зависимости экономической безопасности от состояния банковской системы. Уровень организованности и стабильности банковской системы выступает в этой связи одной из доминант безопасности экономики и одновременно характеризует эффективность проводимой денежно-кредитной и финансовой политики государства.

Глубокая структурная трансформация в экономике, начавшаяся в середине 90-х годов прошлого века в России и Казахстане, сопровождалась коренными изменениями в характере экономических отношений. Переход к рыночной экономике на основе крупномасштабной приватизации основных объектов добывающей и перерабатывающей отраслей промышленности, появление различных форм собственности и соответствующих им форм хозяйствования привели к существенным изменениям, а также радикальной реструктуризации всех сфер национальных экономик.

Один из существенно изменившихся секторов экономики – банковский сектор, где процессы преобразования собственности и формирования рыночных структур прямо отражали все скрытые и деформированные формы постсоветской модели экономики.

На начальном этапе реформ особенно очевидным было использование данной площадки в большей мере не как инструмента повышения эффективности экономики, а скорее как инструмента передела собственности и формирования национальных финансово-промышленных групп.

За достаточно короткий срок своего существования банковская система в России и Казахстане претерпела ряд серьезных испытаний, включая финансовые кризисы, продемонстрировав при этом хорошую выживаемость. Несмотря на тяжелые потрясения и в целом неблагоприятную экономическую и политическую внешнюю среду, банковский сектор достойно вышел из кризисного состояния и даже превзошел докризисный уровень своего развития и продолжает развиваться, несмотря на вызовы нового мирового финансового кризиса.

Однако задачи, стоящие перед банковским сектором страны, все время усложняются. Российская экономика в целом переживает переломный исторический момент как в плане определения ее места в глобальной мировой экономике, все более испытывающей на себе риски суперглобализации, так и с точки зрения необходимости скорейшего решения крупнейших и чрезвычайно сложных проблем, накопившихся за последние десятилетия в ней самой. В связи с этим можно прогнозировать основные угрозы экономической безопасности России и Казахстана, источником которых является их национальная банковская система, в частности:

Информация о работе Сущность и основные показатели экономической безопасности