Сущность и основные показатели экономической безопасности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2012 в 15:09, реферат

Описание

Становление правового государства в России, создание благоприятных экономических основ для улучшения уровня жизни населения – сложный и противоречивый процесс. Одним из важнейших условий решения социально значимых задач в государстве является упрочение конституционных основ, обеспечение законных интересов граждан (налогоплательщиков) и юридических лиц. Эффективная защита общественных отношений должна основываться на знании природы, проявлений, интенсивности угроз существующему государственному строю, его экономической безопасности.

Содержание

Введение………………………………………………………………………
3
Глава 1 О понятии и системе экономической безопасности……………..
4
Глава 2 Банковская система как элемент как фактор национальной безопасности на примере Российской Федерации и республики Казахстан……………………………………………………………………..


11
Заключение…………………………………………………………………….
21
Литература……………………………………………………………………..

Работа состоит из  1 файл

экономическая безопасность.doc

— 119.00 Кб (Скачать документ)

– активная экспансия банков США, Западной Европы и Китая на рынках капитала России и Казахстана;

– значительная доля «теневой банковской деятельности», как правило связанной с отмыванием и легализацией доходов, полученных преступным путем; при этом необходимо отметить, что основная угроза кроется в планомерном увеличении объемов легализуемых денежных средств, несмотря на ужесточение национальных законодательств в данной сфере;

– высокий уровень монополизации банковского сектора экономики, что является существенным препятствием для развития малых и средних, в том числе региональных, банков, что естественным образом тормозит сбалансированное развитие банковской системы в целом.

На сегодняшний день в условиях постоянного усиления тенденции к глобализации и интеграции национальных экономик кредитная экспансия стала одним из наиболее эффективных прикладных инструментов, позволяющих активно влиять на экономическую и геополитическую стратегию наших стран. В самом общем виде кредитную экспансию можно представить как кредитный процесс с мультипликационным и инфляционным ожиданием, протекающий в финансовой системе и включающий в себя активное финансирование зарубежными синдикатами банковской системы России и Казахстана в объемах, сравнимых или превышающих финансовые резервные запасы этих стран.

Несовершенство надзорного и контрольного механизмов в национальных банковских системах обусловливает широкое распространение различных теневых процессов, в особенности незаконной легализации доходов, полученных преступным путем, уклонение от уплаты налогов посредством переноса центра налогового бремени в зоны льготного офшорного налогообложения.

Акценты борьбы с легализацией денежных средств и иного имущества, имеющих незаконное происхождение, в последнее время приобрели повышенную актуальность во всем мире, и особенно в наших странах. Развитие и реформирование национальной экономики невозможны без создания эффективного механизма противодействия легализации преступных доходов. Острота данной проблемы для России усугубляется масштабами страны, менталитетом и недопустимо высокой (по разным оценкам, от 25 до 40%) долей теневой экономики. Отмывание денег в России и Казахстане прямо связано с такими явлениями, как коррупция, незаконный вывоз капиталов из страны, использованием офшорных зон для сокрытия прибыли и ухода от налогов, в том числе целенаправленной деятельностью организованных преступных групп.

В офшорных зонах (Кипр, остров Науру в Тихом океане, Багамские и Антильские острова, а также другие территории) зарегистрировано около 60 тыс. компаний и филиалов с участием российского капитала. Практически все крупные российские корпорации имеют филиалы или своих юридических представителей в указанных офшорных зонах.

Все вышеперечисленное, а также отсутствие достаточных законодательных, финансовых, административных и правоохранительных механизмов для борьбы с подобными криминальными явлениями делает проблему борьбы с легализацией (отмыванием) незаконных доходов одной из первоочередных задач, стоящей не только перед центральными банками двух стран, но и перед правоохранительными и налоговыми органами.

Однако усиление контроля над банковской системой естественным образом формирует дополнительные административные барьеры, препятствующие как выходу новых участников данного рынка, так и создающие значительные затруднения для уже действующих. В особенности это касается средних и мелких банковских учреждений. На сегодняшний день одной из основных тенденций развития и функционирования банковской системы является тенденция к монополизации данной сферы несколькими крупнейшими финансово-кредитными учреждениями.

Высокий уровень монополизации банковской системы стал реальной угрозой для выживания малых и средних банков в условиях неравной конкуренции сверхмонополизированным банковским сектором. Не секрет, что сегодня на три крупнейших банка России с высокой долей государственного участия приходится более 90% всех частных вкладов. Похожая ситуация сложилась в финансовой системе Казахстана, где три крупнейших частных банка контролируют около 60% рынка, что делает банковскую систему Казахстана более уязвимой и зависимой от состояния дел в данных системообразующих банках. При этом планомерное вхождение иностранных банков на казахстанский рынок через скупку банков первой десятки значительно нарушает национальные интересы страны и дисбалансирует рынок в условиях жестокого кризиса ликвидности.

В условиях обострившейся банковской конкуренции особо остро выявилась проблема выживания региональных банков, которые все более вытесняются с местных рынков филиалами крупных московских банков. Кроме того, конкуренция с иностранными банками зачастую не под силу малым и средним банкам регионального уровня. Это объясняется меньшей доходностью и объемами операций на рынке. Что, в свою очередь, является частью проблемы «кредитной экспансии», рассмотренной выше.

Проблема обеспечения финансовой устойчивости и высоких темпов роста для большинства крупных банков в такой период незначительна, так как многие из них зарабатывают на доходных экспортных операциях, занимаясь гораздо менее рисковыми операциями (по сравнению с инвестированием в реальный сектор экономики, особенно в региональные проекты), однако обеспечивающими стабильный доход и высокий уровень рентабельности.

Таким образом, подводя итог описанным выше угрозам экономической безопасности современной банковской системы, можно сделать вывод, что опережающие темпы роста финансово-кредитных институтов России и Казахстана создают высокие риски для устойчивости и сбалансированности всей финансовой системы.

Стремительные темпы развития банковского сектора не позволили адекватно оценить все риски, угрозы и вызовы глобализации мировой экономики, включая кризисы текущей ликвидности финансовой системы. В условиях жесткого кризиса необходимы постоянные консультации частного финансового бизнеса с правительственными и общественными организациями по вопросам взаимодействия банковской системы с органами банковского и валютно-финансового контроля; формирования банковской резервной системы; обеспечение государственных и иных гарантий по вкладам; государственного управления фондовым рынком; государственных требований к выпуску и финансовому обеспечению различных видов ценных бумаг; разграничения компетенции правительства в банковской и налогово-бюджетной сфере и т.д. Именно эти направления сегодня требуют повышенного внимания и доработки.

Таким образом, одним из важнейших вопросов мониторинга системного уровня экономической безопасности государства является обеспечение стабильного развития и финансовой устойчивости национальной банковской системы, что невозможно без равноправного партнерства государства в лице его финансовых регуляторов, а также всех участников финансового рынка.

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

 

Сегодня экономическая безопасность страны выдвинулась в число проблем, привлекающих внимание специалистов самого различного профиля. Все исследователи проблем экономической безопасности рассматривают ее как элемент национальной безопасности вместе с такими ее слагаемыми, как обеспечение обороноспособности страны, поддержание социального мира в обществе, защита от экологических бедствий. Связано это, прежде всего, с тем, что экономическая сфера государства является стержневой и определяет жизнеспособность прочих сфер. Не может быть военной безопасности и социального мира при слабой и неэффективной экономике. Влияние экономической сферы на другие более ощутимо, чем влияние этих сфер на нее. Соответственно, и экономическая безопасность является доминирующей по отношению к прочим видам безопасности и играет главную роль в обеспечении национальной безопасности. Экономическая безопасность традиционно рассматривается как важнейшая качественная характеристика экономической системы, которая определяет ее способность поддерживать нормальные условия жизнедеятельности населения, устойчивое обеспечение ресурсами развития народного хозяйства, а также последовательную реализацию национально-государственных интересов.

Целью безопасности должно быть все же не удержание экономики от падения, а рост, не противодействие ее ослаблению, а содействие ее усилению. В условиях мировой глобализации необходимо устойчивое развитие экономики нашей страны, в противном случае позиция, занимаемая Россией в мировом сообществе, будет утеряна. Таким образом, наиболее полно сущность экономической безопасности изложена в определении В.К. Сенчагова: «Безопасность государства складывается из значительного числа отдельных ее направлений, но базисным, обеспечивающим и в основном определяющим жизнестойкость, жизнеспособность и дееспособность всех остальных элементов, составляющих общую безопасность общества в государства, является защищенность экономической сферы. Она представляет собой такое состояние народнохозяйственного комплекса, которое, во-первых, позволяет добиться устойчивого и эффективного экономического развития, достаточного для формирования необходимой обороноспособности, своевременного и прогрессивного технологического перевооружения хозяйствующих субъектов, охраны окружающей среды, во-вторых, обеспечивает рациональную занятость, реализацию потребностей людей в образовании и повышении квалификации, сохранение здоровья нации, благосостояние людей, решение комплекса социально-культурных и социально-бытовых проблем.»[4]

Сущность экономической безопасности можно определить как состояние экономики и институтов власти, при котором обеспечиваются гарантированная защита национальных интересов, социальная направленность политики, достаточный оборонный потенциал даже при неблагоприятных условиях развития внутренних и внешних процессов. Иными словами, экономическая безопасность - это не только защищенность национальных интересов, но и готовность и способность институтов власти создавать механизмы реализации и защиты национальных интересов развития отечественной экономики, поддержания социально-политической стабильности общества.

Одной из базовых подсистем в системе обеспечения экономической безопасности страны объективно является банковская система, опосредующая непрерывный кругооборот денежных потоков в процессе обслуживания финансовых взаимосвязей всех экономических субъектов, включая население. Отличительная особенность роли банковской системы в обеспечении экономической безопасности связана со следующими обстоятельствами. Обеспечение экономической безопасности представляет из себя многоуровневую проблему, где в качестве основных уровней выделяются: отдельная личность, страна, мировая экономическая система. Соответственно, экономическую безопасность отдельного объекта можно пытаться обеспечить в рамках соответствующего уровня и с помощью соответствующего этому уровню инструментария. Однако и результат в этом случае будет ограничен потенциалом самого объекта. Гораздо более целесообразным с точки зрения прогнозирования возникновения угроз национальной безопасности и своевременного принятия мер по их предотвращению или нейтрализации представляется управление экономической безопасностью через использование инструментария, позволяющего влиять сразу на все базовые уровни. Именно таким инструментом и является банковская система. Кредитные учреждения опосредуют движение денежных потоков, обслуживающих интересы и жизнедеятельность всех уровней экономических субъектов внутри страны, а также денежных потоков на межстрановом и мировом уровне.

Ключевое положение банковской системы в обеспечении бесперебойного функционирования экономики и устойчивости денежной системы предопределяет высокую степень зависимости экономической безопасности от состояния банковской системы. Уровень организованности и стабильности банковской системы выступает в этой связи одной из доминант безопасности экономики и одновременно характеризует эффективность проводимой денежно-кредитной и финансовой политики государства.

 

 

 

 

 

 

 

 

Литература

 

 

1.      Федеральный закон от 02.12.1990 № 395-1 «О банках и банковской деятельности» // Правовая база «КонсультантПлюс».

2.      Государственная стратегия экономической безопасности Российской Федерации (основные положения). Одобрена Указом Президента Российской Федерации от 29 апреля 1996 г. № 608 // Правовая база «КонсультантПлюс».

3.      Концепция национальной безопасности Российской Федерации. Утверждена Указом Президента Российской Федерации от 17 декабря 1997 г. № 1300 (в ред. Указа Президента Российской Федерации от 10 января 2000 г. № 24) // Правовая база «КонсультантПлюс».

4.      Абалкин Л. Экономическая безопасность России: угрозы и их отражение // Вопросы экономики. 1994. № 12. С. 5

5.      Абишев А.Б. Несовершенство банковской системы как угроза экономической безопасности государства (на примере Российской Федерации и Республики Казахстан) // Налоги (журнал). 2008, № 3(2)

6.      Богданов И.Я. Экономическая безопасность России: теория и практика. – М.: ИСПИ РАН, 2007.

7.      Бурцев В.В. Как государство должно обеспечивать свою финансовую безопасность // Финансовый вестник: финансы, налоги, страхование, бухгалтерский учет. 2009. № 6.

8.      Елизарова В.В. Влияние банковской системы на экономическую безопасность страны  // Налоги (журнал). 2008. № 3(2))

9.      Загашвили В.С. Экономическая безопасность России. – М.: Юристъ, 2007.

10. Загашвили В.С. Экономическая безопасность России. – М.: Юристь, 2007 г.

11. Ипполитов К.Х. Экономическая безопасность: стратегия возрождения России. – М.: Российский Союз предприятий безопасности, 2006 г.

12. Основы экономической безопасности (государство, регион, предприятие, личность) / Под ред. Олейникова Е.А. – М.: ЗАО «Бизнес школа «Интел-Синтез», 2007

13. Ромащенко Т.Д. Экономическая безопасность национального хозяйства: теория, методология, воспроизводство: Дис. ... докт. экон. наук. - Воронеж, 2003. - С. 67.

14. Сенчагов В.К. Экономическая безопасность России. Общий курс: Учебник. – М.: Дело, 2005.

15. Тамбовцев В.Л.  Экономическая  безопасность  хозяйственных  систем: структура, проблемы. // Вестник МГУ. Серия 6 «Экономика». 2005. №3.

16. Тосунян Г.А. Совершенная банковская система - залог политического суверенитета России // Финансы. Экономика. Безопасность. 2006. № 6.

12

 



[1] Указ Президента Российской Федерации от 29.04.1996 № 608 «О государственной стратегии экономической безопасности Российской Федерации (основных положениях)» // Российская газета, № 89, 14.05.1996.

 

[2] Ромащенко Т.Д. Экономическая безопасность национального хозяйства: теория, методология, воспроизводство: Дис. ... докт. экон. наук. - Воронеж, 2003. - С. 67.

[3] Абалкин Л. Экономическая безопасность России: угрозы и их отражение // Вопросы экономики. 1994. № 12. С. 5

[4] Сенчагов В.К. Экономическая безопасность России. Общий курс: Учебник. М.: Дело, 2005. С. 36

 


Информация о работе Сущность и основные показатели экономической безопасности