Сущность и содержание финансов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2013 в 13:24, контрольная работа

Описание

В финансах проявляется одна из сторон экономических отношений общества, их существование обусловлено товарно-денежными отношениями и деятельностью государства, которое использует механизм финансов для выполнения своих задач. Государство не может реализовать свою внутреннюю и внешнюю политику, обеспечить выполнение социально-экономических программ, функций обороны и безопасности страны, если не располагает для этого необходимыми финансовыми ресурсами. Посредством использования финансового механизма государство имеет возможность активного воздействия на все эти явления.

Содержание

1. Сущность и содержание финансов 3
2. Бюджет и бюджетная классификация. 5
3. Содержание и классификация доходов бюджетов 8
4. Сущность государственного и муниципального кредита 14
5. Финансовый контроль, осуществляемый Федеральным казначейством. 20
Литература 21

Работа состоит из  1 файл

Контрольная работа по государственным финансам.docx

— 90.13 Кб (Скачать документ)

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО  ПО ОБРАЗОВАНИЮ

 

Государственное образовательное  учреждение высшего профессионального  образования

 

РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  ГУМАНИТАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

 

ИНСТИТУТ ЭКОНОМИКИ, УПРАВЛЕНИЯ И ПРАВА

 

ФАКУЛЬТЕТ ЭКОНОМИКА И  УПРАВЛЕНИЕ НА ПРЕДПРИЯТИИ

 

 

Кафедра ________________

Момотова Оксана Анатольевна

«1. Сущность и содержание финансов 2. Бюджет и бюджетная классификация.3. Содержание и классификация доходов бюджетов 4. Сущность государственного и муниципального кредита 5. Финансовый контроль, осуществляемый Федеральным казначейством»

Контрольная работа по <Государственным финансам> студентки  4 -го курса заочной (договорной) формы обучения

 

 

 

Руководитель

____________   С.В.Атнаева

 


Москва  2012

 

Оглавление

1. Сущность и содержание  финансов 3

2. Бюджет и бюджетная  классификация. 5

3. Содержание и классификация  доходов бюджетов 8

4. Сущность государственного  и муниципального кредита 14

5. Финансовый контроль, осуществляемый Федеральным казначейством. 20

Литература 21

 

 

1. Сущность и содержание  финансов

В финансах проявляется одна из сторон экономических отношений общества, их существование обусловлено товарно-денежными  отношениями и деятельностью  государства, которое использует механизм финансов для выполнения своих задач. Государство не может реализовать  свою внутреннюю и внешнюю политику, обеспечить выполнение социально-экономических  программ, функций обороны и безопасности страны, если не располагает для  этого необходимыми финансовыми  ресурсами. Посредством использования  финансового механизма государство  имеет возможность активного  воздействия на все эти явления.

Финансы по своему материальному выражению представляют собой денежные фонды и доходы государства, его территориальных подразделений (субъектов Федерации, муниципальных образований), предприятий, организаций, учреждений, используемые для потребностей общества и развития производства. Точнее, это финансовые ресурсы всей страны.

Подобной характеристики явно недостаточно, так как сущность финансов в качестве экономического механизма раскрывается не в их количественной стороне, хотя она и является важной, а в содержании тех общественных отношений, которые возникают при функционировании этого механизма, выполнении свойственных именно ему функций.

Финансы – это экономические денежные отношения по формированию, распределению и использованию денежных фондов и доходов государства, его территориальных подразделений, а также предприятий, организаций и учреждений для обеспечения расширенного воспроизводства и социальных нужд, в процессе осуществления которых происходит распределение и перераспределение общественного продукта и контроль за удовлетворением потребностей общества.

Финансам свойственны:

– распределительная функция;

– контрольная функция;

– регулирующая функция;

– стабилизационная функция.

Функции выражают сущность финансов и их социально-экономическую роль. При посредстве финансов происходит распределение и перераспределение валового внутреннего продукта (ВВП) и национального дохода (между производственной и непроизводственной сферами, отраслями экономики, регионами, формами собственности, социальными группами), а также контроль за производством и распределением материальных и социальных благ в стране.

Финансы – важный рычаг регулирования экономики с широкими возможностями воздействия на нее. Препятствием эффективному использованию механизма финансов стали негативные явления в экономике страны. Начавшиеся формироваться в российской экономике и финансах позитивные тенденции нуждаются в укреплении и устойчивом развитии.

Финансы и деньги отражают разные стороны (элементы) экономики. Если не учитывать их близость и определенное сходство внешнего выражения, они имеют различия в функциях и роли в общественной жизни. Если деньги выступают как средство платежа и обращения, мера стоимости и т. д., то финансы выполняют распределительную и контрольную функции. Финансовые отношения не охватывают всех денежных отношений: их содержанием являются только те из них, посредством которых образуются денежные фонды и доходы (финансовые ресурсы) государства, его территориальных подразделений, предприятий, организаций, учреждений. В то же время финансы и деньги взаимодействуют между собой, переходят из одного качества в другое.

 

2. Бюджет и бюджетная  классификация.

Бюджет — это конкретный подробный план сбора и использования ресурсов экономическими агентами за определенный период.

Государственный бюджет — документ, расписывающий доходы и расходы конкретного государства, как правило, за год (с 1 января до 31 декабря).

Функции государственного бюджета:

  • Регулирует денежные потоки государства, укрепляет связи между центром и субъектами федерации
  • Легально контролирует действия правительства
  • Несёт информацию о намерениях правительства участникам экономической деятельности
  • Определяет параметры экономической политики и задает рамки возможных действий правительства

Ввиду особой важности государственного бюджета для всех сфер экономической  жизни его составление, утверждение  и выполнение происходят на уровне законов. Вместе с тем сам бюджет государства является законом.

План сбора доходов и использования  расходов имеет практически каждый экономический институт (предприятие, фирма, отрасль экономики, банк, экономические  и финансовые фонды т. п.). Бюджеты  имеют и все социально-политические институты (госорганизации, политические партии и т.п.).

Государственный бюджет служит предпосылкой и финансовой базой функционирования государства и осуществления  им тех функций, которые общество уполномочило его осуществлять. При  помощи бюджета решаются вопросы  финансового регулирования на макроуровне и в масштабах всей экономики. Экономическое значение бюджета состоит в том, что он формирует значительную часть конечного спроса (за счет его средств формируется большая часть доходов от населения, приобретаются крупные объемы продукции, создаются госрезервы). Через бюджет проходят значительные финансовые потоки, он непосредственно влияет на формирование важных экономических показателей.

Доходы государственного бюджета  — завершающая стадия денежных потоков, идущих от реального сектора и  других крупных сфер финансовых отношений, а расходы государственного бюджета  — исходный пункт движения госресурсов на потребности, намеченные государством и обществом.






 


 




 

 

 

Бюджетная классификация представляет группировку доходов и расходов бюджетов всех уровней, а также источников финансирования их дефицитов. Она обеспечивает сопоставимость показателей всех бюджетов. С ее помощью достигается систематизация информации о формировании бюджетных доходов и осуществлении расходов.

Федеральный закон "О бюджетной  классификации Российской Федерации" принят Государственной думой РФ 7 июня 1996 г. В настоящее время  этот закон действует с изменениями  и дополнениями, принятыми федеральным  законом от 05.08.2000 г. № 115-ФЗ.

Бюджетная классификация Российской Федерации включает:

1. классификацию доходов бюджетов;

2. классификацию расходов бюджетов;

3. классификацию источников финансирования дефицитов бюджетов;

4. классификацию операций публично-правовых образований (далее — классификация операций сектора государственного управления).

Кроме того, предусмотрена классификация:

  • источников внутреннего финансирования дефицитов бюджетов;
  • источников внешнего финансирования дефицита федерального бюджета;
  • видов государственных внутренних долгов РФ, субъектов РФ, муниципальных образований;
  • видов государственного внешнего долга РФ.

 

3. Содержание и  классификация доходов бюджетов

Под доходами бюджета понимаются экономические отношения, складывающиеся у государства с хозяйствующими субъектами и физическими лицами в связи с формированием бюджетного фонда страны.

Доходы бюджета – денежные средства, поступающие в безвозмездном  и безвозвратном порядке в  соответствии с законодательством  в распоряжение органов власти.

Доходы бюджетов представляют собой часть национального дохода, подлежащую централизации в бюджеты  различных уровней. Доходы могут  формироваться на налоговой и  неналоговой основе и за счет безвозмездных  перечислений в соответствии с бюджетным  и налоговым законодательством.

В доходах бюджетов могут быть частично централизованы доходы, зачисляемые  в бюджеты других уровней бюджетной  системы Российской Федерации для  целевого финансирования централизованных мероприятий, а также безвозмездные  перечисления. Нормативы централизации  доходов утверждаются федеральным  законом о федеральном бюджете  на очередной финансовый год, законом  субъекта РФ о бюджете на очередной  финансовый год.

В составе доходов бюджетов обособленно  учитываются доходы целевых бюджетных  фондов.

Денежные средства считаются зачисленными в доход соответствующего бюджета  или бюджета государственного внебюджетного  фонда с момента совершения Банком России или кредитной организацией операции по зачислению денежных средств  на счет органа, исполняющего бюджет или  бюджет государственного внебюджетного  фонда.

В состав доходов бюджетов включаются налоговые и неналоговые доходы, а также безвозмездные перечисления. Обособленно в составе доходов  бюджета учитываются доходы целевых  бюджетных фондов (рис. 1.1).

 

 


 

 

 

 

 

 

Рис. 1.1. Состав доходов бюджетов

 

Закон о бюджете, будучи одним из важнейших законов, определяющим многие параметры развития страны на предстоящий  год и среднесрочную перспективу, представляет собой юридически оформленную  роспись государственных доходов  и расходов. Доходы бюджета выражают экономические отношения, возникающие  у государства с субъектами воспроизводства  в процессе формирования бюджетного фонда страны. Формой проявления этих экономических отношений служат различные виды платежей предприятий, организаций и населения, а материально-вещественным воплощением – денежные средства, мобилизуемые в бюджетный фонд.

С помощью доходов осуществляется процесс формирования бюджетных  ресурсов, тогда как расходы опосредствуют  процесс их использования. Управление бюджетными ресурсами, сосредоточение их на ключевых направлениях экономического и социального развития страны позволяет реализовать финансовую политику на всей территории страны.

Вне зависимости от уровня и направления  воздействия процесс управления любой системой может быть разделен на отдельные этапы, представленные и характеризуемые определенным видом управленческой деятельности. Условная последовательность осуществления  управленческих действия осуществления  управленческих действий отражена на рис. 1.2.

 

 


Рис. 1.2. Последовательность этапов процесса управления

По экономическому содержанию источники  доходов бюджета можно классифицировать следующим образом:

- от хозяйственных субъектов;

- от государственного имущества  и угодий;

- от государственной внешнеэкономической  и другой деятельности;

- от личных доходов граждан  и временно свободных денежных  средств предприятий всех форм собственности.

Источником доходов бюджета  от хозяйствующих субъектов могут  служить части валового внутреннего  продукта – прибыль и заработная плата, являющиеся налогообразующей базой для исчисления ряда доходов бюджета.

2. Классификация доходов  бюджета

Классификация доходов бюджетов — это группировка доходов  бюджетов всех уровней бюджетной  системы в соответствии с источниками  их формирования, установленными соответствующими законодательными актами. Группы доходов  состоят из статей доходов, объединяющих конкретные виды доходов по источникам и способам их получения.

В составе бюджетной классификации  доходов бюджетов выделяются следующие основные группы, подгруппы и статьи доходов.

I. Налоговые доходы:

- налог на прибыль (доход)  организаций;

- налог на доходы от капитала;

- подоходный налог с физических  лиц;

1) налоги на товары и услуги, лицензионные и регистрационные  сборы: налог на добавленную  стоимость; акцизы по подакцизным  товарам (продукции) и отдельным видам минерального сырья, производимым на территории РФ и ввозимым на территорию РФ; федеральные, региональные и местные, лицензионные сборы; налог на покупку иностранных денежных знаков и платежных документов, выраженных в иностранной валюте; налог с продаж; единый налог на совокупный доход для субъектов малого предпринимательства — вмененный налог на доходы;

Информация о работе Сущность и содержание финансов