Сущность и содержание финансов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2013 в 13:24, контрольная работа

Описание

В финансах проявляется одна из сторон экономических отношений общества, их существование обусловлено товарно-денежными отношениями и деятельностью государства, которое использует механизм финансов для выполнения своих задач. Государство не может реализовать свою внутреннюю и внешнюю политику, обеспечить выполнение социально-экономических программ, функций обороны и безопасности страны, если не располагает для этого необходимыми финансовыми ресурсами. Посредством использования финансового механизма государство имеет возможность активного воздействия на все эти явления.

Содержание

1. Сущность и содержание финансов 3
2. Бюджет и бюджетная классификация. 5
3. Содержание и классификация доходов бюджетов 8
4. Сущность государственного и муниципального кредита 14
5. Финансовый контроль, осуществляемый Федеральным казначейством. 20
Литература 21

Работа состоит из  1 файл

Контрольная работа по государственным финансам.docx

— 90.13 Кб (Скачать документ)

2) налоги на имущество: налог  на имущество физических лиц;  налог на имущество организаций;  налог на недвижимость; налог  на наследование или дарение; 

3) платежи на пользование природными  ресурсами: платежи на пользование  недрами; налог на воспроизводство  минерально-сырьевой базы; налог  на дополнительный доход от  добычи углеводородов; сбор за  право пользования объектами  животного мира и водными биологическими  ресурсами; лесной налог; водный  налог; экологический налог; земельный  налог;

4) налоги на внешнюю торговлю  и внешнеэкономические операции: таможенная пошлина; таможенные  сборы;

5) прочие налоги, пошлины  и сборы: государственная пошлина;  взносы в государственные фонды;  дорожный налог; транспортный  налог; налог на игорный бизнес; налог на рекламу; 

II. Неналоговые доходы:

6) доходы от имущества, находящегося  в государственной и муниципальной  собственности, или от деятельности: доходы от использования имущества,  находящегося в государственной  и муниципальной собственности;  дивиденды по акциям, принадлежащим  государству; доходы от сдачи  в аренду имущества, находящегося  в государственной собственности;  проценты, полученные от размещения  в кредитных организациях временно  свободных средств бюджета; проценты, полученные от предоставления  бюджетных ссуд внутри страны; доходы от оказания услуг или компенсации затрат государства; перечисление прибыли Центрального банка РФ; платежи от государственных и муниципальных организаций; плата за выделение квот вылова водных биологических ресурсов совместным предприятиям и иностранным юридическим лицам; прочие поступления от имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности, или от деятельности;

7) доходы от продажи имущества,  находящегося в государственной  и муниципальной собственности:  поступления от приватизации  организаций, находящихся в государственной  собственности; поступления от  продажи государством принадлежащих  ему акций организаций; доходы  от продажи квартир; доходы  от продажи государственных производственных  и непроизводственных фондов, транспортных  средств, другого оборудования; доходы  от реализации конфискованного,  бесхозного имущества, кладов  и другого имущества, перешедшего  в государственную и муниципальную  собственность; доходы от реализации государственных запасов; доходы от продажи земли и нематериальных активов; поступления капитальных трансфертов из негосударственных источников; административные платежи и сборы; штрафные санкции, возмещение ущерба; доходы от внешнеэкономической деятельности; прочие неналоговые доходы;

8) безвозмездные перечисления: от  бюджетов других уровней; от  государственных внебюджетных фондов; от государственных организаций;  от наднациональных организаций;  средства, передаваемые в целевые  бюджетные фонды; 

9) доходы целевых бюджетных фондов: дорожные фонды; экологические  фонды; фонд развития таможенной  системы РФ; государственный фонд  борьбы с преступностью; фонд  воспроизводства минерально-сырьевой  базы; целевой фонд Федеральной  пограничной службы РФ; целевой  фонд Министерства РФ по атомной  энергии.

Доходы бюджетов подразделяются на собственные и регулирующие. Собственные  доходы бюджетов — доходы, закрепленные на постоянной основе полностью или  частично за соответствующими бюджетами  действующим законодательством. К  собственным доходам бюджетов относятся: налоговые доходы, закрепленные за соответствующими бюджетами действующим  законодательством; часть неналоговых  доходов; безвозмездные перечисления.

Финансовая помощь не относится  к собственным доходам соответствующего бюджета и государственного внебюджетного  фонда.

Регулирующие доходы бюджетов —  виды доходов, получаемые бюджетами  в форме отчислений от собственных  доходов бюджетов других уровней  бюджетной системы в соответствии с установленными на определенный срок нормативами отчислений.

Нормативы отчислений определяются законом о бюджете того уровня бюджетной системы, который передает собственные доходы, или который  распределяет переданные ему собственные  доходы бюджета другого уровня

 

4. Сущность государственного  и муниципального кредита

Государственный кредит – одна из форм кредитных отношений, имеющая следующие признаки кредита:

- наличие кредитора и заемщика  как юридически самостоятельных  субъектов кредитной сделки;

- аккумуляции свободных денежных  средств населения, предприятий  и организаций на принципах  возвратности срочности и платности  (в исключительных случаях допускается  беспроцентный заем ресурсов);

- возможность использования госкредитных операций внутри страны и в международных отношениях .

Государственный кредит является составной частью такого звена финансовой системы Российской Федерации, как кредит.

К основным целям государственного и муниципального кредитования относятся:

- решение проблем финансирования  бюджетного дефицита;

- проведение региональной финансово-кредитной  политики, направленной на выравнивание  социально-экономических условий  жизни населения и функционирования  региональных экономик;

- поддержка муниципальных образований  в решении неотложных социально-экономических  задач;

В периоды экономического кризиса, коренных изменений в хозяйственном  механизме, нарушения сбалансированности бюджета государство испытывает острый недостаток финансовых ресурсов. Главным способом получения дополнительных финансовых ресурсов становится государственный  кредит. В период экономического подъема, напротив, потребность в государственном  кредите сокращается, и сфера его применения сужается.

Государственный кредит представляет отношения вторичного распределения стоимости валового внутреннего продукта и части национального богатства. В сферу его применения попадает часть доходов и фондов, сформированных на стадии первичного распределения стоимости. Через государственный кредит перераспределяются средства, направляемые в фонды потребления. Обычно ими являются временно свободные денежные средства населения предприятий и организаций, не предназначенные для текущего потребления. Но при определенных экономических и политических ситуациях население и хозорганы могут идти на сознательное ограничение потребления и в сферу государственного кредита втягиваются средства, предназначенные для текущих производственных или социальных нужд (в истории были примеры, когда подобное ограничение потребностей происходило по принуждению государства – подписка на государственные займы).

Формирование посредством госкредитных отношений дополнительных финансовых ресурсов отражает одну сторону сущности государственного кредита как особой формы движения стоимости (ссудного фонда). Второй стороной выступают отношения, обусловленные возвратностью и платностью ресурсов, мобилизуемых с помощью государственного кредита. Государство гарантирует возврат средств с уплатой кредиторам установленного дохода в виде процентов. Госкредитные отношения и налоговые не подменяют друг друга и являются самостоятельными финансовыми инструментами. Отношения по возврату средств и выплате вознаграждения также имеют перераспределительный характер.

Кредиторами выступают физические и юридические лица, заемщиком  – государство в лице его органов (министерства финансов, местных органов  власти). Для заемщика ценная форма  кредита позволяет мобилизировать дополнительные денежные ресурсы для покрытия бюджетного дефицита без использования для этих целей бумажно-денежной эмиссии, для не инфляционного кредитно-денежного обращения путем операций на открытом рынке, формирование финансового рынка. В условиях развития инфляционного процесса государственные займы у населения временно уменьшают его платежеспособный спрос. Из обращения изымается избыточная денежная масса, т.е. происходит отвлечение средств из денежного оборота на заранее оговоренный срок. Чрезмерное увеличение государственного долга вместе с тем может привести к платежам по обязательствам, сумма которых составит величину большую, чем поступления от займов, что отрицательно скажется на состоянии финансов государства.

В последнее время государство  в отношениях по госкредиту выступает  в роли не только заемщика, но и кредитора. Так, государство на безвозмездных  либо льготных условиях предоставляет  казначейские ссуды предприятиям, учреждениям, организациям, деятельность которых  имеет важное значение для всего  общества в целом, либо в целях  стабилизации экономики страны.

Как показывает опыт стран с рыночной экономикой, использование государственного кредита для покрытия дефицита бюджета  является эффективным и разумным средством по сравнению с монетарными  приемами.

Итак, государственный кредит –  это совокупность экономических  отношений между государством в  лице его органов власти и управления с одной стороны, и юридическими и физическими лицами, с другой, при которых государство выступает  преимущественно в качестве заемщика, а также кредитора и гаранта.

Государственные заимствования, их формы.

Государственный займ – форма государственного кредита, когда государство выступает главным образом в качестве должника (заемщика).

Государственные займ – способ получения государственных доходов, который одновременно приводит к образованию государственного долга.

В зависимости от места размещения займов их подразделяют на внутренние – на внутреннем финансовом рынке (представляются юридическими и физическими лицами данной страны и нерезидентами) –  и внешние – поступают извне  от правительств, юридических и физических лиц, других государств, международных  организаций и финансовых институтов.

По форме займы могут быть облигационными и безоблигационными. Облигационные займы связаны с эмиссией ценных бумаг. Безоблигационные займы оформляются подписанием соглашений, договоров, а также путем записей в долговых книгах и выдачей особых обязательств.

Муниципальный кредит, его  особенности. Субъекты отношений в  сфере муниципального кредита.

Муниципальный кредит – денежные экономические отношения, в которых муниципальное образование является кредитором или должником, гарантом или принципалом (лицом, в пользу которого дают гарантию). Другой стороной в этих отношениях могут быть юридические и физические лица (резиденты и нерезиденты), государственные или муниципальные органы другого уровня бюджетов, иностранные государства или международные организации.

Муниципальный кредит включает в себя следующие отношения:

1) муниципальное кредитование –  муниципалитет является кредитором;

2) муниципальное заимствование  – муниципалитет является должником  или должником и принципалом.

3) муниципальные гарантии –  муниципалитет является гарантом.

Гарантия – способ обеспечения  выполнения гражданско-правовых обязательств, при котором одно лицо (гарант) обязуется отвечать по обязательствам другого лица (принципала) перед его кредитором (бенефициаром) полностью или частично в случае невыполнения принципалом своих обязательств.

Муниципальный кредит выполняет следующие функции.

1. Распределительная функция. Муниципалитет:

1) собирая налоги и расходуя  их на кредитование, перераспределяет  средства из фонда потребления  в фонд накопления;

2) осуществляя займы и направляя  их на покрытие дефицита, перераспределяет  сбережения на финансирование  текущих расходов.

2. Регулирующая функция. Муниципалитет:

1) действуя на рынке капиталов,  влияет на ставку процента, объемы  займов и кредитов;

2) распределяя кредиты между  отраслями, осуществляет структурную  политику.

3. Стимулирующая функция, при  которой муниципалитет стимулирует  развитие экономики с помощью  кредитов и инвестиций.

4. Контрольная функция. По объему  возврата выданных кредитов государство  определяет эффективность своей  экономической политики, по объему  и стоимости привлеченных займов  – эффективность своей финансовой  политики.

Особенность этой формы кредита  определяется именно участием в ней  муниципальных образований. Они  выполняют важные общественные функции, и их финансовая устойчивость играет большую роль в этом. В условиях, когда муниципальные образования  не способны выполнить свои обязательства, к ним почти никогда не применяют  принудительные меры. В некоторых  странах (и в нашей – во времена Советского Союза) государственные кредитные отношения имели принудительный и конфискационный характер, когда госзаймы размещались в обязательном порядке и часто списывались по решению государства.

В настоящее время в России провозглашено  равноправие сторон в отношениях государственного и муниципального кредита. Государственные и муниципальные  займы размещаются только на добровольных началах, в случае невыполнения обязательств у кредиторов есть право взыскать средства в судебном порядке за счет государственной и муниципальной казны. Государство и муниципалитеты отвечают по своим обязательствам всем своим имуществом, составляющим государственную или муниципальную казну. Причем казну составляют средства соответствующего бюджета и иное государственное имущество, не закрепленное за государственными предприятиями и учреждениями.

Информация о работе Сущность и содержание финансов