Сущность системы национального счетоводства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Ноября 2011 в 02:42, курсовая работа

Описание

Макроэкономические показатели имеют большое значение, так как позволяют оценить общее состояние экономики страны, измерить объем производства в конкретный период времени, раскрыть факторы, непосредственно определяющие функционирование экономики, как в краткосрочной, так и в долгосрочной перспективе. Макроэкономические показатели служат также основой для принятия тех или иных политических решений и определения государственной политики.

Работа состоит из  1 файл

Курсовая работа.docx

— 242.94 Кб (Скачать документ)

-  общественные  организации, обслуживающие домашнее  хозяйство; 

-  домашние хозяйства. 

Группировка по отраслям обеспечивает характеристику отраслевой структуры экономики, позволяет  установить вклад каждой отрасли  в создание ВВП, проследить межотраслевые  связи и пропорции. 

Группировка по секторам экономики, сформированным в зависимости  от функций, выполненных хозяйственными единицами в экономическом процессе, позволяет анализировать процессы в области распределения и перераспределения доходов, финансирования инвестиций. Так, счета для сектора "домашние хозяйства" обеспечат данными для анализа важных аспектов социальных процессов и уровня жизни (распределение доходов, потребление, сбережения и др.), а также роли сектора "домашние хозяйства" в создании и использовании ВВП. Экономические операции представляются в СНС в виде счетов. Каждый счет относится к одному аспекту экономической деятельности.[] 

Мировая экономическая  статистика давно осуществляет расчеты  отдельных обобщающих показателей, характеризующих экономическое  развитие различных стран (национального  дохода, национального богатства, занятости  и безработицы, производительности труда, эффективности производства и других). Однако, эти расчеты долгое время носили случайный характер и не были увязаны между собой, что не давало возможности получить законченную картину экономики страны. 

Такое положение  объяснялось тем, что до второй мировой  войны в западной экономической  науке господствовали различные  теории об идеальности капиталистической  системы ведения хозяйства. Утверждалось, в частности, что эта система, основанная на свободной конкуренции, способна самонастраиваться и само регулироваться я зависимости от рыночной конъюктуры. Поэтому большинство экономистов отрицало необходимость активного вмешательства государства в экономическую жизнь страны. Однако, ход мирового экономического развития наглядно доказал несостоятельность этих утверждений. 

Особенно тяжелый  удар по этим теориям нанесли "Великий  кризис" 1929-1933 годов и последовавшая  за ним "Великая депрессия", затянувшаяся вплоть до начала второй мировой войны. Грандиозные масштабы падения производства и роста безработицы развеяли миф об "идеальном характере" капиталистической экономики. Стала  очевидной необходимость активного  вмешательства государства с  целью стимулирования развития национальной экономики. Однако это вмешательство  было немыслимо без наличия соответствующей  информационной базы. 

Эти обстоятельства и обусловили быстрое развитие сводных  балансовых работ в буржуазной статистике. Следует отметить, что уже к  этому времени в Советском  Союзе был составлен впервые  в мире баланс народного хозяйства  за 1923/24 хозяйственный год, опубликованный в 1926 году. В зарубежной статистике первым опытом балансовых построений является межотраслевой баланс производственных взаимосвязей, составленный В. Леонтьевым на основании данных по США за 1929-1932 годы. К началу второй мировой войны  расчеты национального дохода, которые  более или менее регулярно  производились во всех развитых капиталистических  странах, постепенно перерастают в  систему национального счетоводства, Автором термина "национальное счетоводство" является голландский статистик  Эдвард ванн Клифф, который в 1941 году опубликовал данные по национальным счетам Голландии за 1938 год. К числу  создателей национального счетоводства относятся Стоун, Дерксен, Фроман, Грюзон и другие. 

В послевоенный период работы в области построения национальных счетов бурно развивались. Усиление экономической роли государства, попытки  планирования и программирования экономического развития, необходимость прогнозирования  — все это вызывало, потребность  в регулярном исчислении большого количества обобщающих экономических показателей (национального продукта и национального  дохода, капитальных вложений, сбережений, прибыли, потребительских расходов и других). 

Распад мировой  колониальной системы империализма, по явление большого числа независимых  государств, выбор ими путей самостоятельного развития также явились важной предпосылкой работ в области национального  счетоводства. Необходимость осуществления  международных сопоставлений обусловила пристальный интерес к национальным счетам со стороны статистических органов  различных международных организаций (ООН, ЕЭС, Международного валютного  фонда и других). 

В 1951 году конференция  по национальным счетам ЕЭС, состоявшаяся в Париже, приняла проект стандартной  системы национальных счетов для  стран-членов ЕЭС. Этот проект был разработан группой экономистов под руководством Р. Стоуна. 

В 1952 году группа экспертов-статистиков  по поручению Статистического бюро ООН подготовила методологическое исследование "Система национальных счетов и сопроводительные таблицы", составленное на основе работ по национальному  счетоводству в США и Англии. Кроме  описания самой системы счетов, доклад содержал основные принципы расчета  важнейших обобщающих показателей. Этот доклад обсуждался Статистической комиссией ООН в 1953-1955 годах. 

После принятия в 1953 году первой системы национальных счетов статистические органы ООН продолжали теоретическую и методологическую работу по совершенствованию и раз  витию национальных счетов. Эта работа завершилась в 1969 году опубликованием новой стандартной системы национальных счетов, которая с некоторыми модификациями  продолжает функционировать в настоящее  время. 

По своим задачам  СНС, в общем, аналогична применяемой до сих пор в советской статистической практике системе баланса народного хозяйства (БНХ). Однако принципы, положенные в основание обеих систем различны. 

Баланс народного  хозяйства основан на теоретической  посылке существования двух сфер деятельности — производственной и  непроизводственной. При этом считается, что в производственной сфере  создается весь совокупный общественный продукт и национальный доход, а  непроизводственная сфера участвует  только в перераспределении и  конечном использовании доходов  и продуктов. То есть производство материальных благ, в принципе отлично от оказания услуг населению или обществу в целом и их нельзя смешивать  между собой. Такой подход характерен для советской экономической  науки, утверждавшей примат материального  производства над любым другим видом  экономической деятельности. 

В СНС не делается различий между производственной и  непроизводственной сферами деятельности и само понятие сфер деятельности не применяется. С самого начала в  ее основу кладутся стоимостные, а не натуральные показатели. Это позволяет  учитывать стоимость услуг наравне  со стоимостью товаров и таким  образом выйти на полный охват  всего народного хозяйства. Все  обобщающие показатели системы: Валовой  внутренний и Валовой национальный продукт. Валовой выпуск товаров  и услуг, промежуточное потребление  учитывают товары и услуги на совершенно одинаковой основе. 

Теоретической основой  построения национальных счетов являются основные положения буржуазной политэкономии. Важнейшим из них является учение об экономической и неэкономической  деятельности. Буржуазные экономисты трактуют экономическую деятельность как процесс создавания полезностей. Под полезностью они понимают способность экономических благ удовлетворять ту или иную потребность человека. 

Понятие экономической  деятельности базируется на теории факторов производства. Основоположником этой теории является французский экономист  Ж.-Б.Сэй, который выделял в качестве факторов производства труд, землю и капитал. В настоящее время имеются многочисленные варианты этой теории (так, американский экономист Зобель дал классификацию, состоящую из 23 различных факторов). Однако общепринятой является теория, рассматривающая в качестве факторов производства труд, землю, капитал и предпринимательскую деятельность. Буржуазные экономисты утверждают, что эти факторы на равных основаниях принимают участие в производстве национального продукта и национального дохода, а поэтому имеют право на соответствующее вознаграждение (трудящиеся получают зарплату; владельцы земли — ренту; владельцы капитала — прибыль или процент; предприниматели — прибыль, процент, дивиденты). Более того, важнейшим фактором производства объявляется предпринимательская деятельность, которая позволяет сочетать остальные факторы производства в наиболее оптимальном соотношении. Из этого делается вывод, что и часть национального дохода, приходящаяся на долю предпринимателей, должна быть соответственно выше. 

Основные принципы построения системы 

Система национального  счетоводства построена на основе применения принципов бухгалтерского учета. Таблицы  строятся в виде бухгалтерских счетов и состоят из двух частей — ресурсной  и расходной. Применяется принцип "двойной записи", то есть показатели отражаются в счета дважды — один раз в расходной части одного счета, второй раз в ресурсной  части другого счета. Последняя  позиция счета получается балансовым путем как разность между итогом ресурсной части и известными пози-ци51ми использования ресурсов. Затем эта позиция переходит  в следующий счет в его ресурсную  часть. Каждой из стадий процесса воспроизводства  соответствует один или несколько  счетов. Таким образом, отдельные  счета увязываются в единую систему, и появляется возможность проследить движение созданной на стадии производства добавленной стоимости через  другие стадии — распределение и  конечное использование. 

В РФ в настоящее  время внедряется система национальных счетов, принятая в ЕЭС. 

Эта система содержит следующие счета: 

а)Счета внутренней экономики: 

-  счет продуктов  и услуг (сводный), 

-  счет производства, 

-  счет образования  доходов, 

-  счет распределения  доходов, 

-  счет использования  доходов, 

-  счет капитальных  затрат, 

-  финансовый счет 

б)Счета внешнеэкономических связей («остального мира»): 

-  счет текущих  операций, 

-  счет капитальных  затрат, 

-  финансовый счет. 

Характерной чертой СНС является использование двух типов хозяйственных единиц и  двух подходов к подразделению экономики, которые значительно различаются  и служат разным аналитическим целям. 

Для характеристики процессов производства и соотношения  между ресурсами и использованием товаров и услуг наиболее важной является группировка единиц по отраслям. В СНС используется понятие «чистой  отрасли». Чистые отрасли состоят  из групп условных хозяйственных  единиц, однородных с точки зрения состава производимой продукции  и занятых производством одного продукта или группы однородных продуктов. «Чистые отрасли» получаются расчетно, путем выделения основного вида деятельности реальных предприятий, фирм и т.д. Выбор таких единиц обусловлен необходимостью анализа технико-экономических аспектов производственных процессов независимо от организационных форм, в которых протекает производство. Для каждой отрасли составляется только счет производства. 

С другой стороны, описание финансовых потоков основывается на группировке экономики по секторам. Они охватывают так называемые институционные единицы, то есть организационно оформленные предприятия, организации, домашние хозяйства, вне зависимости от того, каким видом деятельности (одним, или несколькими одно временно) они занимаются. Выбор типа единицы здесь диктуется необходимостью анализа поведения единиц в отношении операций с доходами, конечными расходами и финансами.

В СНС РФ будут  выделяться следующие сектора и  под сектора:

·  предприятия  по производству товаров и услуг, кроме финансовых услуг (нефинансовые предприятия),

·  финансовые учреждения:

—центральные банковские учреждения,

—другие финансовые институты,

—другие кредитные  институты,

—страховые предприятия;

·  органы государственного управления:

—центральное правительство,

—местное правительство,

—фонды социального  обеспечения;

·  общественные некоммерческие организации, обслуживающие домашние хозяйства;

·  домашние хозяйства; 

·  внешнеэкономические  связи («Остальной мир):

—страны — члены  СНГ {бывшие союзные республики),

—институты СНГ,

—третьи страны и  международные организации. 

Следующая таблица  показывает принципиальные функции  и происхождение основных ресурсов, характерных для каждого сектора. 

Сектор Тип экономического поведения
Принципиальная  функция Принципиальные  ресурсы
Нефинансовые  предприятия Производство товаров  и нефинансовых рыночных услуг Выручка от продажи  выпуска
Финансовые  учреждения Финансы, т.е. сбор, перевод  и распределение финансовых ресурсов (фондов), страхование Обязательные налоги, получаемые прямо или косвенно
Общественные  некоммерческие организации, обслуживающие  домашние хозяйства Производство нерыночных услуг для отдельных групп  домашних хозяйств  Добровольные взносы, сделанные домашними хозяйствами  как потребителями, доход от собственности
      Домашние хозяйства:

- как потребители;

- как предприниматели; 

Потребление 

Производство товаров  и нефинансовых рыночных услуг 

Оплата труда, доход  от собственности, трансферты из других секторов 

Выручка от продажи  их продукции

«Остальной  мир»       Этот  сектор не характеризуется какой-либо принципиальной функцией или принципиальными  ресурсами; он группирует иностранные  единицы (нерезиденты), поскольку они  осуществляются операции с отечественными институционными единицами (резидентами данной страны)

Информация о работе Сущность системы национального счетоводства