Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Мая 2011 в 15:45, курсовая работа
Цель настоящей работы - анализ путей, механизмов и последствий воздействия развития нефтяного комплекса на экономику России. В соответствие с данной темой ставятся задачи:
- рассмотреть вопросы формирования политики иракского государства по нефтяному вопросу;
- проанализировать этапы освобождения иракской экономики от контроля зарубежных нефтяных корпораций;
- охарактеризовать условия развития нефтяной промышленности Ирака;
- провести анализ роли и места нефтяного комплекса Ирака в экономике и внешней торговле страны;
- исследовать причины и последствия войны в Персидском заливе, определить пути преодоления трудностей послевоенного периода.
Введение
Глава 1
1. Роль сырьевых ресурсов в экономическом развитии страны
2. Нефть как важнейший сырьевой ресурс и двигатель экономического развития
Глава 2
2.1. Роль нефтяного фактора в российской экономике
2.2. Перспективы экономического развития России как нефтедобывающей страны
Заключение
Содержание
Введение
Глава
1
Глава
2
2.1. Роль нефтяного фактора в российской экономике
2.2. Перспективы
экономического развития России как нефтедобывающей
страны
Заключение
Введение
Нефть в современном мире является не
просто одним из видов минерального сырья,
а необходимым источником самого существования
экономической системы. Работа энергетических
систем в значительной мере основывается
на использовании нефти. Различные виды
транс- порта практически полностью (без
учета электро - и атомных двигателей)
базируются на нефтеуглеродном сырье.
Значительная часть химической промышленности
занимается переработкой сырой нефти
и нефтепродуктов. Подобная стратегическая
роль нефти в развитии современной экономики
неизбежно вызывает интерес к анализу
данной темы со стороны исследователей.
Особое значение имеет анализ действий
крупнейших субъектов нефтяной политики
- нефтедобывающих (нефтеэкспортирующих)
государств. Нефтяной комплекс России
играет сегодня одну из ключевых ролей
в экономическом развитии страны. На его
долю приходится не менее 70% валютной выручки,
более 20% всех налоговых поступлений. Прибыль
нефтяников составляет около половины
объема всей прибыли, получаемой российской
промышленностью.
От того, как будут складываться дела в нефтяной промышленности, во многом зависят и наш экономический рост, и наши возможности по модернизации экономики, направленной на рост ее конкурентоспособности. Но существует не менее тесная и обратная связь. От того, как будет складываться система управления экономикой страны, насколько эффективными окажутся меры, нацеленные на улучшение действующей налоговой системы, вывозных пошлин, кредитования, и другие важные рычаги государственного регулирования, во многом зависит насколько эффективно будет развиваться нефтяной комплекс.
Поэтому при оценке роли и места нефтяной промышленности в долгосрочном развитии России необходимо исходить из учета как общих или народнохозяйственных интересов, так и локальных (отраслевых и корпоративных) интересов самих нефтяников. В процессе такого учета могут быть выявлены как независимые друг от друга, так и пересекающиеся области интересов двух определяющих субъектов рынка. А, следовательно, будет определена и система компромиссов, на основе которой нефтяной бизнес и государство могли бы заключить стратегическое соглашение о развитии нефтяной промышленности России. Рассмотрим в связи с этим каждую из перечисленных областей интересов в отдельности, а затем и область их возможных компромиссов.
Вопросы развития нефтяного комплекса
России являются предметом исследования
советских экономистов, таких как Андреасян
Р.Н., Герасимов 0., Рагимов Н.Р., Сейфульмулгоков
И.А., Нахбазян Г. С. и других, иракских и
арабских экономистов Аль-Мусави Мухсин,
Ассимак А., Осам Рашид X., Аль-Хафаджи Осам
и других, а также западных специалистов.
Но в основном эти работы относятся к периоду
до середины 80-х годов, тогда как последние
события в истории Ирака (война в Персидском
заливе и экономические санкции ООН против
Ирака) еще не нашли достаточного отражения
в научной литературе.
Предметом исследования в работе является
нефтяной комплекс Ирака, оценка его роли
в социально-экономическом развитии страны,
механизм управления и функционирования
нефтяного комплекса, государственная
политика в нефтяном вопросе.
Цель настоящей работы - анализ путей,
механизмов и последствий воздействия
развития нефтяного комплекса на экономику
России. В соответствие с данной темой
ставятся задачи:
- рассмотреть вопросы формирования политики
иракского государства по нефтяному вопросу;
- проанализировать этапы освобождения
иракской экономики от контроля зарубежных
нефтяных корпораций;
- 4 -
- охарактеризовать условия развития нефтяной
промышленности Ирака;
- провести анализ роли и места нефтяного
комплекса Ирака в экономике и внешней
торговле страны;
- исследовать причины и последствия войны
в Персидском заливе, определить пути
преодоления трудностей послевоенного
периода.
НАУЧНАЯ НОВИЗНА РАБОТЫ, предопределившая
положения, выносимые на защиту, состоит
в том, что в ней:
- рассмотрены особенности развития нефтяного
комплекса Ирака на различных этапах его
социально-экономического развития (период
до национализации нефтяной промышленности;
с середины 70-х до середины 80-х годов-этап
усиления государственного влияния в
экономике; после реформы 1987 года и усиления
позиций частного капитала в экономике
страны; война в Персидском заливе и период
существования в условиях экономических
санкций ООН);
- выделены основные направления использования
нефтяного фактора для формирования многоотраслевой
структуры э
1 глава
1.1. Роль сырьевых ресурсов в экономическом развитии страны
Наличие сырьевых ресурсов предоставляет значительные возможности для развития. Вместе с тем в долгосрочном плане темпы экономического роста в странах, богатых природными ресурсами, как правило, оказываются ниже ожидаемых, поскольку сырьевая рента повышает макроэкономическую волатильность и снижает стимулы к улучшению качества институциональных структур. Чтобы избежать «ресурсной ловушки», такие страны разработали ряд стратегий экономической диверсификации; впрочем, их реализация не всегда была успешной. Ключевой задачей остается совершенствование институтов.
Экономическое развитие стран, богатых ресурсами, в последние десять лет во многом зависело от характера использования сырьевого богатства и решения сопутствующих проблем. С одной стороны, благодаря доходам от продажи сырья в распоряжении правительств оказались огромные бюджетные ресурсы. С другой — экспорт сырья и рост прямых иностранных инвестиций (ПИИ) в добывающие отрасли способствовали масштабному притоку средств в иностранной валюте, что осложнило процесс управления экономикой на макроуровне и обусловило незащищенность этих стран от резких колебаний цен на сырье. Отчасти под влиянием обвала цен на нефть летом 2008 г. темпы роста ВВП Азербайджана резко снизились: с 16,5% в первом полугодии 2008 г. до 3,6% в первом полугодии 2009 г. В России они упали еще сильнее: с 8% в первом полугодии 2008 г. до –10,4% в первом полугодии 2009 г.
В долгосрочной перспективе показатели роста стран, богатых ресурсами, нередко оказываются хуже, чем в более бедных странах со сравнимым исходным уровнем доходов на душу населения. Это привело к возникновению концепции «ресурсного проклятия» [1]: в долгосрочном периоде изобилие ресурсов может не столько стимулировать, сколько замедлять экономическое развитие. В статье рассматриваются проблемы экономической политики, с которыми сталкиваются страны — крупные экспортеры сырья на постсоветском пространстве.
Экономическое развитие в странах, богатых природными ресурсами
В долгосрочном плане темпы роста определяются темпами накопления капитала, увеличения численности рабочей силы и технологического прогресса. Доходы от природных ресурсов позволяют повысить темпы роста за счет финансирования накопления капитала и создания стимулов для привлечения частных инвестиций, особенно в сектор природных ресурсов. Кроме того, благодаря доходам от сырьевых ресурсов развивающиеся страны могут выбраться из «ловушки отсталости». Если вложения в разработку новых технологий связаны с существенными постоянными издержками, а спрос на продукцию определенного сектора зависит от капиталовложений в других секторах, экономика страны сталкивается с угрозой хронического недофинансирования и низких темпов роста [2]. Имея сырьевые ресурсы, можно резко расширить агрегированный спрос, что приведет к росту инвестиций и позволит выбраться из этой ловушки.
Но наличие сырьевых ресурсов может дестимулировать инвестиции, свести на нет положительный эффект ресурсного богатства и сформировать условия для возникновения «ресурсного проклятия». Они проявляются в двух сферах: накоплении физического и человеческого капитала (особенно в секторах, не связанных с ресурсами) и развитии политических институтов.
Зависимость
от природных ресурсов — очевидный
источник волатильности
Волатильность может отрицательно повлиять на процессы накопления человеческого капитала. Поскольку инвестиции в образование носят долгосрочный характер, в условиях, когда спрос на квалифицированную рабочую силу характеризуется повышенной неопределенностью, эти вложения становятся невыгодными, что и наблюдается в странах, богатых ресурсами [4].
С волатильностью также связана проблема «голландской болезни» (когда экспорт природных ресурсов может осуществляться в ущерб развитию обрабатывающего производства) [5]. Инвестиции и потребление, обусловленные доходами от продажи сырья, приводят к повышению стоимости рабочей силы и относительных цен на неторгуемые товары (услуги). Рабочая сила и капитал перетекают в растущие отрасли добычи природных ресурсов, услуг и строительства жилья, что тормозит развитие обрабатывающей промышленности [6], а значит, и долгосрочный экономический рост [7].
Кроме того, «голландская болезнь» может усилить макроэкономическую волатильность. Если в обрабатывающей промышленности велика отдача от масштаба, то в периоды повышения цен на ресурсы объем производства будет сокращаться. Но при падении этих цен не наблюдается его соответствующий рост: из-за снижения объемных показателей производительность труда в ней начинает отставать от индикаторов зарубежных стран. В результате конкурентоспособность обрабатывающей промышленности снижается, а восстановить ее трудно по причине потери доли рынка и динамического эффекта масштаба [8]. Как следствие, в условиях снижения обменного курса показатели развития национальной экономики ухудшаются в большей степени, чем в иной ситуации.
Несмотря на неутихающие споры на эту тему, в настоящее время складывается консенсус, базирующийся на результатах межстрановых сравнительных исследований [12] по проблемам экономического роста: богатые ресурсами страны развиваются менее успешно, чем бедные. Воздействие изобилия ресурсов на институты определяется исходными параметрами качества последних [13]. Если оно изначально было низким, ресурсное богатство вредно для институционального развития и, следовательно, для экономического роста. Наоборот, в странах с развитыми институтами изобилие ресурсов не оказывает негативного воздействия на темпы экономического развития.
Вопрос о влиянии ресурсной ренты на институты обсуждается в ряде работ. Показано, что доходы от продажи нефти негативно сказываются на состоянии имущественных прав, корпоративного управления, свободы СМИ, институтов демократии и реформ, улучшающих условия функционирования средних предприятий в отраслях, не связанных с ресурсами [14]. В нестабильных обществах ресурсные доходы могут существенно подрывать социальную сплоченность, увеличивать вероятность гражданских беспорядков и вооруженных конфликтов [15].
Дискуссия о «ресурсном проклятии» далека от завершения. Многие результаты межстрановых сравнительных исследований зависят от выборки изучаемых стран и периодов времени. Межстрановые регрессии также не могут разрешить ряд известных методологических проблем [16].
Наличие сырьевых ресурсов создает широкие возможности для финансирования инвестиций, образования и в конечном счете — для экономического роста. Вместе с тем нестабильность цен на ресурсы может вызвать волатильность макроэкономических показателей, что отрицательно сказывается на инвестиционной активности (в том числе и на инвестициях в человеческий капитал), особенно в странах с неразвитыми финансовыми институтами. Но главная проблема заключается в том, что в условиях высокой ресурсной ренты у элит появляется стимул к поиску личной выгоды, а не к созданию институтов с целью поддержать экономический рост.
Чтобы
решить эти проблемы, богатые ресурсами
страны могут обеспечить диверсификацию
своих экономик с помощью ряда
стратегий: прямые инвестиции в избранные
несырьевые отрасли; инвестиции в инфраструктуру
и сферу образования в
Информация о работе Сырьевой фактор в развитии страны,нефтяной фактор РФ