Сырьевой фактор в развитии страны,нефтяной фактор РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Мая 2011 в 15:45, курсовая работа

Описание

Цель настоящей работы - анализ путей, механизмов и последствий воздействия развития нефтяного комплекса на экономику России. В соответствие с данной темой ставятся задачи:

- рассмотреть вопросы формирования политики иракского государства по нефтяному вопросу;

- проанализировать этапы освобождения иракской экономики от контроля зарубежных нефтяных корпораций;

- охарактеризовать условия развития нефтяной промышленности Ирака;

- провести анализ роли и места нефтяного комплекса Ирака в экономике и внешней торговле страны;

- исследовать причины и последствия войны в Персидском заливе, определить пути преодоления трудностей послевоенного периода.

Содержание

Введение
Глава 1
1. Роль сырьевых ресурсов в экономическом развитии страны
2. Нефть как важнейший сырьевой ресурс и двигатель экономического развития

Глава 2
2.1. Роль нефтяного фактора в российской экономике
2.2. Перспективы экономического развития России как нефтедобывающей страны
Заключение

Работа состоит из  1 файл

кур2.doc

— 247.50 Кб (Скачать документ)
 
 
 
 

Содержание 

Введение 

Глава 1 

    1.  Роль сырьевых ресурсов в экономическом развитии страны
    2. Нефть как важнейший сырьевой ресурс и двигатель экономического развития
 

Глава 2 

2.1. Роль нефтяного фактора в российской экономике

2.2. Перспективы экономического развития России как нефтедобывающей страны 

Заключение 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение  
 
Нефть в современном мире является не просто одним из видов минерального сырья, а необходимым источником самого существования экономической системы. Работа энергетических систем в значительной мере основывается на использовании нефти. Различные виды транс- порта практически полностью (без учета электро - и атомных двигателей) базируются на нефтеуглеродном сырье. Значительная часть химической промышленности занимается переработкой сырой нефти и нефтепродуктов. Подобная стратегическая роль нефти в развитии современной экономики неизбежно вызывает интерес к анализу данной темы со стороны исследователей. 
 
Особое значение имеет анализ действий крупнейших субъектов нефтяной политики - нефтедобывающих (нефтеэкспортирующих) государств. Нефтяной комплекс России играет сегодня одну из ключевых ролей в экономическом развитии страны. На его долю приходится не менее 70% валютной выручки, более 20% всех налоговых поступлений. Прибыль нефтяников составляет около половины объема всей прибыли, получаемой российской промышленностью.

От того, как будут складываться дела в  нефтяной промышленности, во многом зависят  и наш экономический рост, и  наши возможности по модернизации экономики, направленной на рост ее конкурентоспособности. Но существует не менее тесная и обратная связь. От того, как будет складываться система управления экономикой страны, насколько эффективными окажутся меры, нацеленные на улучшение действующей налоговой системы, вывозных пошлин, кредитования, и другие важные рычаги государственного регулирования, во многом зависит насколько эффективно будет развиваться нефтяной комплекс.

Поэтому при оценке роли и места нефтяной промышленности в долгосрочном развитии России необходимо исходить из учета как общих или народнохозяйственных интересов, так и локальных (отраслевых и корпоративных) интересов самих нефтяников. В процессе такого учета могут быть выявлены как независимые друг от друга, так и пересекающиеся области интересов двух определяющих субъектов рынка. А, следовательно, будет определена и система компромиссов, на основе которой нефтяной бизнес и государство могли бы заключить стратегическое соглашение о развитии нефтяной промышленности России. Рассмотрим в связи с этим каждую из перечисленных областей интересов в отдельности, а затем и область их возможных компромиссов.

 
 
 
Вопросы развития нефтяного комплекса России являются предметом исследования советских экономистов, таких как Андреасян Р.Н., Герасимов 0., Рагимов Н.Р., Сейфульмулгоков И.А., Нахбазян Г. С. и других, иракских и арабских экономистов Аль-Мусави Мухсин, Ассимак А., Осам Рашид X., Аль-Хафаджи Осам и других, а также западных специалистов. Но в основном эти работы относятся к периоду до середины 80-х годов, тогда как последние события в истории Ирака (война в Персидском заливе и экономические санкции ООН против Ирака) еще не нашли достаточного отражения в научной литературе. 
 
Предметом исследования в работе является нефтяной комплекс Ирака, оценка его роли в социально-экономическом развитии страны, механизм управления и функционирования нефтяного комплекса, государственная политика в нефтяном вопросе. 
 
Цель настоящей работы - анализ путей, механизмов и последствий воздействия развития нефтяного комплекса на экономику России. В соответствие с данной темой ставятся задачи: 
 
- рассмотреть вопросы формирования политики иракского государства по нефтяному вопросу; 
 
- проанализировать этапы освобождения иракской экономики от контроля зарубежных нефтяных корпораций; 
 
- 4 - 
 
- охарактеризовать условия развития нефтяной промышленности Ирака; 
 
- провести анализ роли и места нефтяного комплекса Ирака в экономике и внешней торговле страны; 
 
- исследовать причины и последствия войны в Персидском заливе, определить пути преодоления трудностей послевоенного периода. 
 
НАУЧНАЯ НОВИЗНА РАБОТЫ, предопределившая положения, выносимые на защиту, состоит в том, что в ней: 
 
- рассмотрены особенности развития нефтяного комплекса Ирака на различных этапах его социально-экономического развития (период до национализации нефтяной промышленности; с середины 70-х до середины 80-х годов-этап усиления государственного влияния в экономике; после реформы 1987 года и усиления позиций частного капитала в экономике страны; война в Персидском заливе и период существования в условиях экономических санкций ООН); 
 
- выделены основные направления использования нефтяного фактора для формирования многоотраслевой структуры э
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1 глава 

1.1. Роль сырьевых ресурсов в экономическом развитии страны

      Наличие сырьевых ресурсов предоставляет значительные возможности для развития. Вместе с тем в долгосрочном плане темпы экономического роста в странах, богатых природными ресурсами, как правило, оказываются ниже ожидаемых, поскольку сырьевая рента повышает макроэкономическую волатильность и снижает стимулы к улучшению качества институциональных структур. Чтобы избежать «ресурсной ловушки», такие страны разработали ряд стратегий экономической диверсификации; впрочем, их реализация не всегда была успешной. Ключевой задачей остается совершенствование институтов.

      Экономическое развитие стран, богатых ресурсами, в последние десять лет во многом зависело от характера использования  сырьевого богатства и решения  сопутствующих проблем. С одной  стороны, благодаря доходам от продажи сырья в распоряжении правительств оказались огромные бюджетные ресурсы. С другой — экспорт сырья и рост прямых иностранных инвестиций (ПИИ) в добывающие отрасли способствовали масштабному притоку средств в иностранной валюте, что осложнило процесс управления экономикой на макроуровне и обусловило незащищенность этих стран от резких колебаний цен на сырье. Отчасти под влиянием обвала цен на нефть летом 2008 г. темпы роста ВВП Азербайджана резко снизились: с 16,5% в первом полугодии 2008 г. до 3,6% в первом полугодии 2009 г. В России они упали еще сильнее: с 8% в первом полугодии 2008 г. до –10,4% в первом полугодии 2009 г.

      В долгосрочной перспективе показатели роста стран, богатых ресурсами, нередко оказываются хуже, чем  в более бедных странах со сравнимым исходным уровнем доходов на душу населения. Это привело к возникновению концепции «ресурсного проклятия» [1]: в долгосрочном периоде изобилие ресурсов может не столько стимулировать, сколько замедлять экономическое развитие. В статье рассматриваются проблемы экономической политики, с которыми сталкиваются страны — крупные экспортеры сырья на постсоветском пространстве. 

      Экономическое развитие в странах, богатых природными ресурсами

      В долгосрочном плане темпы роста  определяются темпами накопления капитала, увеличения численности рабочей силы и технологического прогресса. Доходы от природных ресурсов позволяют повысить темпы роста за счет финансирования накопления капитала и создания стимулов для привлечения частных инвестиций, особенно в сектор природных ресурсов. Кроме того, благодаря доходам от сырьевых ресурсов развивающиеся страны могут выбраться из «ловушки отсталости». Если вложения в разработку новых технологий связаны с существенными постоянными издержками, а спрос на продукцию определенного сектора зависит от капиталовложений в других секторах, экономика страны сталкивается с угрозой хронического недофинансирования и низких темпов роста [2]. Имея сырьевые ресурсы, можно резко расширить агрегированный спрос, что приведет к росту инвестиций и позволит выбраться из этой ловушки.

      Но  наличие сырьевых ресурсов может  дестимулировать инвестиции, свести на нет положительный эффект ресурсного богатства и сформировать условия  для возникновения «ресурсного  проклятия». Они проявляются в  двух сферах: накоплении физического и человеческого капитала (особенно в секторах, не связанных с ресурсами) и развитии политических институтов. 

      Зависимость от природных ресурсов — очевидный  источник волатильности макроэкономических показателей. Высокие цены на сырье  вызывают экономический бум, который сменяется спадом при последующем снижении цен (см. рис. 2, где показано, что волатильность цен на нефть гораздо выше волатильности относительных цен на продукты экспорта и импорта в крупной стране с диверсифицированной экономикой — США). Застраховаться от этих рисков можно, имея развитую финансовую систему (например, поставив погашение государственного долга в зависимость от динамики цен на нефть). Однако в отсутствие развитых финансовых рынков у инвесторов возникают проблемы со страхованием. В результате изменчивость условий внешней конъюнктуры отрицательно сказывается на темпах роста, поскольку хозяйствующие субъекты могут отказаться от проектов в слишком волатильной экономической среде [3]. 

      Волатильность может отрицательно повлиять на процессы накопления человеческого капитала. Поскольку инвестиции в образование носят долгосрочный характер, в условиях, когда спрос на квалифицированную рабочую силу характеризуется повышенной неопределенностью, эти вложения становятся невыгодными, что и наблюдается в странах, богатых ресурсами [4].

      С волатильностью также связана проблема «голландской болезни» (когда экспорт  природных ресурсов может осуществляться в ущерб развитию обрабатывающего  производства) [5]. Инвестиции и потребление, обусловленные доходами от продажи сырья, приводят к повышению стоимости рабочей силы и относительных цен на неторгуемые товары (услуги). Рабочая сила и капитал перетекают в растущие отрасли добычи природных ресурсов, услуг и строительства жилья, что тормозит развитие обрабатывающей промышленности [6], а значит, и долгосрочный экономический рост [7].

      Кроме того, «голландская болезнь» может  усилить макроэкономическую волатильность. Если в обрабатывающей промышленности велика отдача от масштаба, то в периоды  повышения цен на ресурсы объем производства будет сокращаться. Но при падении этих цен не наблюдается его соответствующий рост: из-за снижения объемных показателей производительность труда в ней начинает отставать от индикаторов зарубежных стран. В результате конкурентоспособность обрабатывающей промышленности снижается, а восстановить ее трудно по причине потери доли рынка и динамического эффекта масштаба [8]. Как следствие, в условиях снижения обменного курса показатели развития национальной экономики ухудшаются в большей степени, чем в иной ситуации. 

      Несмотря  на неутихающие споры на эту тему, в настоящее время складывается консенсус, базирующийся на результатах  межстрановых сравнительных исследований [12] по проблемам экономического роста: богатые ресурсами страны развиваются менее успешно, чем бедные. Воздействие изобилия ресурсов на институты определяется исходными параметрами качества последних [13]. Если оно изначально было низким, ресурсное богатство вредно для институционального развития и, следовательно, для экономического роста. Наоборот, в странах с развитыми институтами изобилие ресурсов не оказывает негативного воздействия на темпы экономического развития.

      Вопрос  о влиянии ресурсной ренты  на институты обсуждается в ряде работ. Показано, что доходы от продажи нефти негативно сказываются на состоянии имущественных прав, корпоративного управления, свободы СМИ, институтов демократии и реформ, улучшающих условия функционирования средних предприятий в отраслях, не связанных с ресурсами [14]. В нестабильных обществах ресурсные доходы могут существенно подрывать социальную сплоченность, увеличивать вероятность гражданских беспорядков и вооруженных конфликтов [15].

      Дискуссия о «ресурсном проклятии» далека от завершения. Многие результаты межстрановых сравнительных исследований зависят от выборки изучаемых стран и периодов времени. Межстрановые регрессии также не могут разрешить ряд известных методологических проблем [16]. 

      Наличие сырьевых ресурсов создает широкие  возможности для финансирования инвестиций, образования и в конечном счете — для экономического роста. Вместе с тем нестабильность цен на ресурсы может вызвать волатильность макроэкономических показателей, что отрицательно сказывается на инвестиционной активности (в том числе и на инвестициях в человеческий капитал), особенно в странах с неразвитыми финансовыми институтами. Но главная проблема заключается в том, что в условиях высокой ресурсной ренты у элит появляется стимул к поиску личной выгоды, а не к созданию институтов с целью поддержать экономический рост.

      Чтобы решить эти проблемы, богатые ресурсами  страны могут обеспечить диверсификацию своих экономик с помощью ряда стратегий: прямые инвестиции в избранные  несырьевые отрасли; инвестиции в инфраструктуру и сферу образования в интересах  развития всех несырьевых отраслей; перераспределение бюджетных доходов для более равномерного доступа населения к ресурсному богатству; развитие финансовой системы и превращение ее в эффективно действующего посредника по привлечению средств, полученных от продажи сырья и из других источников, во все отрасли экономики. Они также могут создавать государственные фонды национального благосостояния для аккумулирования большой части доходов от углеводородов в целях устранения макроэкономической волатильности, защиты ресурсной ренты и обеспечения прозрачности ее использования.

Информация о работе Сырьевой фактор в развитии страны,нефтяной фактор РФ