Сырьевой фактор в развитии страны,нефтяной фактор РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Мая 2011 в 15:45, курсовая работа

Описание

Цель настоящей работы - анализ путей, механизмов и последствий воздействия развития нефтяного комплекса на экономику России. В соответствие с данной темой ставятся задачи:

- рассмотреть вопросы формирования политики иракского государства по нефтяному вопросу;

- проанализировать этапы освобождения иракской экономики от контроля зарубежных нефтяных корпораций;

- охарактеризовать условия развития нефтяной промышленности Ирака;

- провести анализ роли и места нефтяного комплекса Ирака в экономике и внешней торговле страны;

- исследовать причины и последствия войны в Персидском заливе, определить пути преодоления трудностей послевоенного периода.

Содержание

Введение
Глава 1
1. Роль сырьевых ресурсов в экономическом развитии страны
2. Нефть как важнейший сырьевой ресурс и двигатель экономического развития

Глава 2
2.1. Роль нефтяного фактора в российской экономике
2.2. Перспективы экономического развития России как нефтедобывающей страны
Заключение

Работа состоит из  1 файл

кур2.doc

— 247.50 Кб (Скачать документ)

     Однако  Энергетическая стратегия не стала  документом, который бы реально определял  перспективы развития ТЭК страны, не стала эталоном, с которым сверялись бы все практические действия государственных и хозяйствующих субъектов в энергетическом секторе страны. Принимаемые государственными органами власти решения и нормативноправовые акты зачастую имели и имеют прямо противоположную направленность по сравнению с рекомендациями и утверждениями Энергетической стратегии.

     Важнейшая компонента нефтяного фактора —  мировые цены на нефть. США как  крупнейший в мире потребитель нефти  заинтересованы в дешевой нефти. Дешевая нефть — двигатель американской экономики, основа благополучия нации. И как крупнейший потребитель нефти США всегда оказывали значительное влияние на цены на нефть. Напротив, Россия как экспортер нефти заинтересована в высоких мировых ценах на нее, но возможностей серьезно влиять на их уровень у страны никогда не было.

     Тем не менее и Россия, и США объективно заинтересованы как минимум в  предсказуемых ценах на нефть. Следовательно, и в рамках «Большой восьмерки», и в рамках энергетического диалога «Россия — США» необходимо выработать общие согласованные подходы к этой проблеме, а затем и условия, необходимые для создания и поддержания коридора «справедливых» цен на нефть, цен, приемлемых для потребителя, но одновременно и дающих возможность вести прибыльный нефтяной бизнес странам-производителям.

     Анализ  показывает, что за последние 10 лет  период колебаний цен на мировом  рынке нефти сократился, а амплитуда  выросла. Это значит, что в прошедшем  десятилетии на мировом рынке  нефти появились новые дестабилизирующие факторы, влияние которых постепенно росло. Среди этих факторов — неконтролируемый рост экспорта нефти из России, Казахстана и других стран-экспортеров нефти, не входящих в ОПЕК. Но именно по России колебания цен бьют особенно больно, поскольку ее экономика очень сильно зависит от экспорта углеводородов. Выход один — принимать вместе с ОПЕК и другими производителями углеводородов самое активное участие в регулировании мирового рынка нефти.

     У России имеются объективные причины, из-за которых она не может пока предложить простой и эффективный  метод управления своими поставками нефти на мировой рынок. И все  же она обязана участвовать в  регулировании мирового рынка нефти, так как является одним из главных поставщиков этого сырья в мире и ее экономика сильно зависит от мировых цен на нефть.

     В ряду стратегических действий США по обеспечению своей энергетической безопасности находятся и маневры  вокруг Каспия. Этот регион, прогнозные ресурсы углеводородов в котором оцениваются почти в 70 млрд. т н.э., еще в начале 1990-х гг. официально провозглашен зоной стратегических интересов США. И многое уже делается для установления контроля над нефтегазовыми ресурсами Каспия, начиная с обвинения лидеров ряда стран региона в коррупции и антидемократии и кончая поддержкой соответствующих трубопроводных проектов.

     Но  должна ли пугать или озлоблять такая  политика Россию? Да, Каспий — точка  пересечения наших с США интересов, и не только в сфере нефти, да, нас здесь «вчистую» переигрывают. Но злиться надо на себя, а не на Америку. У нас были и есть возможности, было и еще есть время для действий, правда, ограниченное.

     Вместе  с тем необходимо отметить, что  после войны в Ираке значение Каспия возросло сразу на несколько  ступеней. И Каспий в новых условиях может стать либо зоной мира — через совместные проекты, — либо новым источником международной напряженности, а то и военных действий. Поэтому мы бы сформулировали по этому региону наш основной тезис так: у нас нет другой стратегии, кроме как инвестировать в Азербайджан, Туркмению, Казахстан, Узбекистан и минимум до 30% углеводородных ресурсов этих стран иметь под влиянием или управлением наших компаний. Это возможно и отвечает интересам и России, и самих этих стран. Если же мы упустим время, туда придет иной капитал, неважно — американский или европейский. И когда российские компании, наконец, надумают входить в их бизнес, придется платить втридорога.

     В последнее время, похоже, эта позиция  начинает завоевывать признание  и в правительственных кругах, и в нефтяном бизнесе России.

     И еще несколько слов об одной компоненте глобализации мировых энергетических рынков. Это — европейское направление  российской нефтяной политики. Европа традиционно является основным экспортным рынком для жидкого российского топлива, как и для нашего газа. Такой она, несмотря на все меры по диверсификации, останется и на ближайшие десятилетия. Но время не стоит на месте. Процессы глобализации и интеграции требуют активных действий и новых решений даже в традиционных видах бизнеса.

     Поэтому основная задача для российских компаний — и нефтяных, и газовых —  выйти на внутренние рынки Европы, на конечного потребителя с готовым  продуктом, минуя посредников. Выйти, приобретая нефтеперерабатывающие  заводы и сбытовые компании, стимулируя и участвуя в развитии нефте- и газопроводов, связанных с Россией. Это даст нам гарантированный сбыт, гарантированный доход, в меньшей степени зависящий от мировой экономической конъюнктуры, и соответственно, стабильность валютного курса и наполняемость бюджета. Тогда уже через несколько лет нас не так уж сильно будет волновать, что и как происходит у ОПЕК, и в каком состоянии находится американская экономика.

     В решении данной основной задачи огромная роль принадлежит государству: это и гармонизация нормативно-правовой базы РФ и ЕС, и унификация налоговой и таможенной политики, и поддержка компаний в их стремлении приобретать собственность в зарубежных странах.

     Таким образом, и в ситуации с Ираком, и вокруг Каспия, и на европейском  направлении требуется, прежде всего, координация усилий государства, бизнеса и дипломатии. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Заключение 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Приложение

О состоянии рынка  нефти 
в январе-сентябре 2010 года

Добыча, поступление  на переработку и экспорт нефти:

  Январь-сентябрь 2010г. Сентябрь 
2010г., 
млн.тонн
В % к
млн.тонн в % к  
январю-сентябрю 
2009г.
сентябрю 2009г. августу 2010г.
Добыча1) 376,5 102,3 41,7 101,4 98,0
Поступило на переработку 185,4 105,1 21,0 108,7 95,5
Экспорт2) 185,8 100,8 21,7 106,4 101,9
доля  экспорта в добыче (в %) 49,4   52,0    
_______________________ 
1) Включая газовый конденсат. 
2) По данным ФТС России, включая данные по Республике Беларусь. Данные включают оценку Росстата экспорта Российской Федерации в Республику Казахстан в июле-сентябре 2010 года. Оценка произведена ввиду отсутствия информации, в связи с отменой с 1 июля 2010г. таможенного оформления товаров на российско-казахстанской границе в рамках Таможенного Союза.

Удельный вес  экспорта нефти в общем объеме российского экспорта в январе-сентябре 2010г. составил 34,8%, в экспорте топливно-энергетических товаров - 50,9% (в январе-сентябре 2009г. соответственно 33,5% и 50,5%).

Сравнительные данные о добыче нефти в Российской Федерации и ведущих странах-экспортерах  нефти:

тыс. баррелей в день

  2010г.
сентябрь август июль
Россия1) 9749 9971 10078
Страны  ОПЕК - всего2) 29177 29170 29151
из  них: 
Ирак
2434 2305 2353
Саудовская  Аравия 8211 8238 8213
_________________ 
1) Без газового конденсата. 
2) По данным публикации ОПЕК "Market indicators as at end:September-2010".

В сентябре 2010г. средняя фактическая экспортная цена на нефть составила 535,6 доллара  США за 1 тонну (100,1% к августу 2010г.). Средняя цена мирового рынка на нефть "Юралс" составляла 565,0 доллара  США за 1 тонну (102,3% к августу 2010г.).

Изменение средних фактических экспортных цен Российской Федерации и мировых цен на нефть:

  Средняя фактическая экспортная цена 
Российской Федерации
Средняя мировая цена 
на нефть "Юралс"1)
долларов 
за тонну
в % к  декабрю  
предыдущего 
года
долларов 
за тонну
в % к  декабрю 
предыдущего 
года
2009г.        
Январь 291,6 89,7 312,4 109,1
Февраль 295,4 90,8 309,7 108,2
Март 298,1 91,7 329,7 115,2
Апрель 322,4 99,1 356,3 124,4
Май 358,7 110,3 415,7 145,2
Июнь 417,8 128,5 498,7 174,2
Июль 445,9 137,1 471,0 164,5
Август 467,0 143,6 527,6 184,3
Сентябрь 475,6 146,2 490,2 171,2
Октябрь 478,4 147,1 529,3 184,9
Ноябрь 507,1 155,9 555,6 194,1
Декабрь 508,7 156,4 537,9 187,9
2010г.        
Январь 521,2 102,5 554,2 103,0
Февраль 508,4 99,9 531,0 98,7
Март 522,5 102,7 560,0 104,1
Апрель 548,7 107,9 602,4 112,0
Май 559,0 109,9 535,5 99,6
Июнь 522,8 102,8 542,0 100,8
Июль 530,2 104,2 541,4 100,7
Август 535,0 105,2 552,4 102,7
Сентябрь 535,6 105,3 565,0 105,0
________________ 
1) По данным Минэкономразвития России.

  

Поступление валютных средств на счета организаций  от экспорта нефти:

  Поступило валютных средств 
на транзитные валютные счета
В том числе 
на текущие валютные счета
млн. 
долларов
в % к  соответ- 
ствующему 
периоду предыдуще- 
го года
млн. 
долларов
в % к  соответ- 
ствующему 
периоду предыдуще- 
го года
2009г.        
I квартал 15707,6 44,7 15910,8 48,2
I полугодие 35529,2 46,4 35223,8 48,4
Январь-сентябрь 61233,5 49,7 59148,7 50,6
Год 91877,9 62,1 88168,3 62,6
2010г.        
I квартал 26454,2 168,4 21564,6 135,5
I полугодие 55984,7 157,6 48529,0 137,8
Январь-сентябрь 86596,1 141,4 75038,8 126,9

Срочная информация по актуальным вопросам

Информация о работе Сырьевой фактор в развитии страны,нефтяной фактор РФ