Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2013 в 13:32, реферат
Сфера жилищно-коммунальных услуг – одна из наиболее затратных отраслей экономики, где крайне расточительно расходуются и потребляются вода, тепловая и электрическая энергия, другие материальные ресурсы. Издержки предприятий, предоставляющих коммунальные услуги, традиционно не покрываются тарифами, установленными для основной группы потребителей – населения.
Таблица 1 Выгоды и риски государственно-частного партнерства в коммунальной сфере
Виды выгод и рисков |
Власть (органы местного самоуправления) |
Бизнес (частные операторы) | ||
Выгоды |
Риски |
Выгоды |
Риски | |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
1. Финансовые |
1. Снижение нагрузки на бюджет 2. Реальная оценка стоимости
проектов (в отличие от завышения
смет по бюджетному 3. Получение дополнительных
доходов (в виде налогов) при
эффективном функционировании |
1. Риск изъятия монопольной ренты частными компаниями, ориентированными, прежде всего, на получение прибыли |
1. Наличие емкого, устойчивого
предсказуемого рынка сбыта 2. Обеспечение доходности
выше рыночного уровня при
внедрении ресурсосберегающих |
1. Низкая платежеспособность потребителей, определяющая их высокую чувствительность к изменениям уровня тарифов 2. Риск банкротства, вызванный
значительными |
2. Социально-экономические |
1. Улучшение состояния коммунальной инфраструктуры, собственником которой являются ОМСУ 2. Повышение качества
услуг, предоставляемых |
1. Риск финансовой недоступности услуг для отдельных слоев населения 2. Риск потери доверия
потребителей в случае |
– |
– |
3. Политические |
1. Возможность сохранения главной роли в определении стратегии развития коммунальной инфраструктуры и задач обслуживания потребителей |
1. Недостаточная прозрачность отношений власти и бизнеса и как результат недоверие потребителей-избирателей |
– |
1. Манипуляции органов МСУ 2. Недостаточная прозрачность отношений власти и бизнеса и как результат недоверие потребителей-плательщиков |
Различными являются и
цели, преследуемые каждой из сторон. Целью
органов местного самоуправления при
заключении договора с частным оператором
является получение максимальных социально-экономических
выгод от реализации проекта при
минимизации бюджетных
Мировой опыт свидетельствует
о широкой распространенности всех
форм ГЧП в инженерной инфраструктуре
поселений. При этом в электроснабжении
преобладают проекты типа ВОТ
и приватизации соответствующих
инфраструктурных объектов, тогда как
в водоснабжении и
Таблица 2 Специфика различных форм государственно-частного партнерства в коммунальной сфере
Форма ГЧП |
Управление и эксплуатация объектами |
Инвестирование |
Собственность на активы |
Достоинства (с позиции госсектора) |
Недостатки (с позиции госсектора) |
Сервисный контракт (аутсорсинг) |
Собственник коммунальных объектов |
Собственник объектов |
Органы МСУ |
1. Организация конкурсных
торгов на отдельные виды 2. Возможность привлечения фирм с лучшим оборудованием и специалистами для выполнения отдельных видов работ |
1. Не обеспечивает улучшение управленческой деятельности. 2. Сохранение ответственности
собственника за соблюдение |
Контракт на управление |
Частный оператор |
Собственник объектов |
Органы МСУ |
1. Внедрение современных систем и методов управления. 2. Повышение профессионального
уровня управленческого |
1. Планирование и финансирование
капитальных вложений и |
Контракт на передачу в аренду |
Частный оператор |
Собственник объектов |
Органы МСУ |
1. Сохранение госсектором
права собственности на 2. Ответственность частного
сектора за оборотный капитал
и принятие коммерческих |
1.Финансирование госсектором капитальных вложений. 2. Необходимость точной
оценки состояния основных |
Концессионное соглашение |
Частный оператор |
Частный оператор |
Органы МСУ |
1. Значительная часть
ответственности за выполнение
нормативных требований 2. Наличие у концессионера
максимальных стимулов к 3. Сохранение госсектором
права собственности на |
1. Необходимость наличия
мощной и действенной 2. Необходимость точной
оценки состояния основных 3. Вероятность требования
концессионером включения в |
Сокращение за последние годы объемов инвестиций в коммунальную инфраструктуру со стороны международных частных операторов и инвесторов связано с высоким уровнем рисков и низкой платежеспособностью бытовых потребителей в странах с невысокими доходами населения.
В России в настоящее время
могут реально развиваться
Концессия является более
приемлемой формой договора, по которому
подрядчик (или концессионер) отвечает
за капиталовложения. Концессионеры
редко финансируют
Обычно концессионер погашает основную сумму займа и проценты по нему в течение, например, 20 лет, причем на протяжении этого периода концессия приносит ему незначительную прибыль. В течение последних пяти лет он получает большую прибыль, что обеспечивает финансовую привлекательность всей концессии. Таким образом, срок действия концессионного договора имеет для концессионера огромное значение.
В рамках концессии тарифы, по которым потребители оплачивают услуги, включают эксплуатационные затраты, затраты на обслуживание и погашение займа для финансирования капвложений, а также прибыль, на которую рассчитывает концессионер. Экономическую целесообразность концессионного договора как для концессионера, так и для концедента укрупненно можно определить наличием двух условий:
Кроме того, при разделении
рисков между участниками
Анализируя возможное
соотношение государственных и
рыночных регуляторов в коммунальной
сфере России, можно предполагать,
что преобладающей сегодня
государство стратегия жкх муниципальное образование
Заключение
Государственная политика в сфере
жилищно-коммунальных услуг представляет
собой сложную совокупность различных
видов социально-экономических
Характерное для России большое
разнообразие территориальных особенностей,
связанных с экономическими, административными,
нормативно-правовыми, климатическими,
технологическими отличиями и размерами
муниципальных образований, порождает
региональную специфику адаптации
отрасли к рыночным условиям. Необходимость
согласованных действий территориальных
(региональных и муниципальных) и
федеральных органов в
Перспективное развитие отрасли должно
базироваться на внедрении рыночных
преобразований, сопровождающихся изменением
форм собственности (созданием управляющих
компаний, товариществ собственников
жилья), развитием конкурентных отношений
при сохранении регулирующей роли государства.
Кроме того, необходимо понимание
не только характера форм и методов
государственного регулирования сферы
жилищно-коммунальных услуг, но и изменение
природы рыночного
Основными инструментами государственной
политики в сфере жилищно-коммунальных
услуг являются тарифная политика,
социальная поддержка низкодоходных
групп населения, демонополизация,
развитие государственно-частного партнерства.
Последнее, в свою очередь, требует
наличия соответствующей
Институциональное состояние данной
сферы определяет направленность реформирования
таких составляющих хозяйственного
механизма, как управление, финансирование,
ценообразование. Изменение институциональной
среды в сфере ЖКХ, заключающееся
во внедрении новых
Модели ГЧП в сфере коммунальной инфраструктуры
Основное преимущество моделей
ГЧП состоит в существующем потенциале
и опыте привлечения
Частные компании заинтересованы
в том, чтобы включать объекты
коммунальной инфраструктуры в свой
бизнес, поскольку это означает,
в частности, стабильность их деятельности
(фактически речь идет о естественной
монополии, не являющейся таковой в
соответствии с законодательством)
и возможность получения