Тарифное регулирование как инструмент государственной политики в жилищно-коммунальной сфере

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2013 в 13:32, реферат

Описание

Сфера жилищно-коммунальных услуг – одна из наиболее затратных отраслей экономики, где крайне расточительно расходуются и потребляются вода, тепловая и электрическая энергия, другие материальные ресурсы. Издержки предприятий, предоставляющих коммунальные услуги, традиционно не покрываются тарифами, установленными для основной группы потребителей – населения.

Работа состоит из  1 файл

гчп.docx

— 177.92 Кб (Скачать документ)

Таблица 1 Выгоды и риски  государственно-частного партнерства  в коммунальной сфере

Виды

выгод

и рисков

Власть

(органы местного

самоуправления)

Бизнес

(частные операторы)

Выгоды

Риски

Выгоды

Риски

1

2

3

4

5

1. Финансовые

1. Снижение нагрузки на  бюджет

2. Реальная оценка стоимости  проектов (в отличие от завышения  смет по бюджетному финансированию)

3. Получение дополнительных  доходов (в виде налогов) при  эффективном функционировании частного  оператора

1. Риск изъятия монопольной  ренты частными компаниями, ориентированными, прежде всего, на получение  прибыли

1. Наличие емкого, устойчивого  предсказуемого рынка сбыта услуг

2. Обеспечение доходности  выше рыночного уровня при  внедрении ресурсосберегающих проектов (при условии длительного временного  лага на тарифы)

1. Низкая платежеспособность  потребителей, определяющая их высокую  чувствительность к изменениям  уровня тарифов

2. Риск банкротства, вызванный  значительными технологическими  рисками

2. Социально-экономические

1. Улучшение состояния  коммунальной инфраструктуры, собственником  которой являются ОМСУ

2. Повышение качества  услуг, предоставляемых частным  сектором

1. Риск финансовой недоступности  услуг для отдельных слоев  населения

2. Риск потери доверия  потребителей в случае банкротства  частного оператора

3. Политические

1. Возможность сохранения главной роли в определении стратегии развития коммунальной инфраструктуры и задач обслуживания потребителей

1. Недостаточная прозрачность отношений власти и бизнеса и как результат недоверие потребителей-избирателей

1. Манипуляции органов МСУ

2. Недостаточная прозрачность  отношений власти и бизнеса  и как результат недоверие  потребителей-плательщиков


Различными являются и  цели, преследуемые каждой из сторон. Целью  органов местного самоуправления при  заключении договора с частным оператором является получение максимальных социально-экономических  выгод от реализации проекта при  минимизации бюджетных вложений. Частный сектор имеет целью максимальное увеличение своего дохода, а также  повышение рентабельности вложенного капитала.

Мировой опыт свидетельствует  о широкой распространенности всех форм ГЧП в инженерной инфраструктуре поселений. При этом в электроснабжении преобладают проекты типа ВОТ  и приватизации соответствующих  инфраструктурных объектов, тогда как  в водоснабжении и водоотведении  – концессии [5, с. 71].

Таблица 2 Специфика различных  форм государственно-частного партнерства  в коммунальной сфере

Форма ГЧП

Управление

и эксплуатация

объектами

Инвестирование

Собственность

на активы

Достоинства

(с позиции госсектора)

Недостатки

(с позиции госсектора)

Сервисный контракт

(аутсорсинг)

Собственник коммунальных объектов

Собственник

объектов

Органы МСУ

1. Организация конкурсных  торгов на отдельные виды работ,  позволяющая значительно снизить  затраты.

2. Возможность привлечения  фирм с лучшим оборудованием и специалистами для выполнения отдельных видов работ

1. Не обеспечивает улучшение  управленческой деятельности.

2. Сохранение ответственности  собственника за соблюдение нормативных  требований, капиталовложения и оборотные средства, сохранение ответственности за коммерческие риски

Контракт

на управление

Частный

оператор

Собственник

объектов

Органы МСУ

1. Внедрение современных  систем и методов управления.

2. Повышение профессионального  уровня управленческого персонала

1. Планирование и финансирование  капитальных вложений и текущих  расходов, а также общая ответственность  за выполнение нормативных требований  остается за госсектором

Контракт

на передачу в аренду

Частный

оператор

Собственник

объектов

Органы МСУ

1. Сохранение госсектором  права собственности на объекты,  контроля за инфраструктурой  и темпами ее развития.

2. Ответственность частного  сектора за оборотный капитал  и принятие коммерческих рисков, связанных с деятельностью

1.Финансирование госсектором  капитальных вложений.

2. Необходимость точной  оценки состояния основных средств,  передаваемых в аренду, и системы  контроля качества предоставляемых услуг

Концессионное соглашение

Частный

оператор

Частный

оператор

Органы МСУ

1. Значительная часть  ответственности за выполнение  нормативных требований перекладывается  на частный сектор.

2. Наличие у концессионера  максимальных стимулов к эффективному  и экономному оказанию услуг.

3. Сохранение госсектором  права собственности на объекты,  контроля за инфраструктурой  и темпами ее развития, а также  снижение обязательств по капвложениям

1. Необходимость наличия  мощной и действенной законодательной  базы.

2. Необходимость точной  оценки состояния основных средств,  передаваемых по договору концессии  (инвентаризации).

3. Вероятность требования  концессионером включения в договор  минимального условия об обязательной  приемке работ (услуг) или выплате  неустойки


Сокращение за последние  годы объемов инвестиций в коммунальную инфраструктуру со стороны международных  частных операторов и инвесторов связано с высоким уровнем  рисков и низкой платежеспособностью  бытовых потребителей в странах  с невысокими доходами населения.

В России в настоящее время  могут реально развиваться только те формы государственно-частного партнерства, которые имеют существенные преимущества по сравнению с моделью унитарных  предприятий. В частности, и сервисный  контракт, и договор на управление оставляют за властью большее число рисков, чем она сегодня несет в рамках модели унитарных предприятий. Брать на себя новые риски власти абсолютно ни к чему.

Концессия является более  приемлемой формой договора, по которому подрядчик (или концессионер) отвечает за капиталовложения. Концессионеры  редко финансируют капиталовложения из своих собственных средств, предпочитая  привлекать для этих целей заемный  капитал в виде банковских кредитов. Компании, имеющие долгую историю  успешного участия в концессиях, обычно обладают высоким кредитным  рейтингом и могут брать займы  с меньшими процентными ставками, нежели те компании, у которых нет  кредитной истории.

Обычно концессионер погашает основную сумму займа и проценты по нему в течение, например, 20 лет, причем на протяжении этого периода концессия  приносит ему незначительную прибыль. В течение последних пяти лет  он получает большую прибыль, что  обеспечивает финансовую привлекательность  всей концессии. Таким образом, срок действия концессионного договора имеет  для концессионера огромное значение.

В рамках концессии тарифы, по которым потребители оплачивают услуги, включают эксплуатационные затраты, затраты на обслуживание и погашение  займа для финансирования капвложений, а также прибыль, на которую рассчитывает концессионер. Экономическую целесообразность концессионного договора как для  концессионера, так и для концедента укрупненно можно определить наличием двух условий:

  1. Возможность привлечения заемных средств для финансирования капиталовложений под меньшие проценты, нежели те, которые были бы установлены для коммунального предприятия, если бы оно само выступало в роли заемщика.
  2. Достижение повышения эффективности и снижения эксплуатациионных затрат, которые в своей совокупности обеспечат экономию, превышающую норму прибыли концессионера, что позволит установить тарифы на более низком уровне, чем это было бы возможно без концессии.

Кроме того, при разделении рисков между участниками государственно-частного партнерства необходимо руководствоваться  двумя принципами:

    • принимаемый риск должен покрываться, т.е. количество рисков, принятых на себя партнером, должно быть пропорционально выгоде, извлекаемой из проекта;
    • риск должен покрываться тем партнером, который может покрыть его с наименьшими затратами.

Анализируя возможное  соотношение государственных и  рыночных регуляторов в коммунальной сфере России, можно предполагать, что преобладающей сегодня является следующая концепция: наличие публичной  собственности на коммунальные объекты (системы водоснабжения, водоотведения, теплоснабжения) и частное управление этими системами. В условиях естественной монополии коммунальных систем, когда  конкуренция на рынке практически невозможна, такая концепция позволяет развивать конкуренцию за рынки.

государство стратегия жкх  муниципальное образование

Заключение

Государственная политика в сфере  жилищно-коммунальных услуг представляет собой сложную совокупность различных  видов социально-экономических и  политических факторов и инструментов воздействия на хозяйственные процессы в сфере ЖКХ для удовлетворения граждан жилищно-коммунальными услугами надлежащего качества.

Характерное для России большое  разнообразие территориальных особенностей, связанных с экономическими, административными, нормативно-правовыми, климатическими, технологическими отличиями и размерами  муниципальных образований, порождает  региональную специфику адаптации  отрасли к рыночным условиям. Необходимость  согласованных действий территориальных (региональных и муниципальных) и  федеральных органов в осуществлении  реформирования сферы жилищно-коммунальных услуг определяет перспективу функционирования отрасли в условиях посткризисной  экономики.

Перспективное развитие отрасли должно базироваться на внедрении рыночных преобразований, сопровождающихся изменением форм собственности (созданием управляющих  компаний, товариществ собственников  жилья), развитием конкурентных отношений  при сохранении регулирующей роли государства. Кроме того, необходимо понимание  не только характера форм и методов  государственного регулирования сферы  жилищно-коммунальных услуг, но и изменение  природы рыночного саморегулирования  на основе жесткой самоорганизации.

Основными инструментами государственной  политики в сфере жилищно-коммунальных услуг являются тарифная политика, социальная поддержка низкодоходных  групп населения, демонополизация, развитие государственно-частного партнерства. Последнее, в свою очередь, требует  наличия соответствующей институциональной  среды.

Институциональное состояние данной сферы определяет направленность реформирования таких составляющих хозяйственного механизма, как управление, финансирование, ценообразование. Изменение институциональной  среды в сфере ЖКХ, заключающееся  во внедрении новых организационно-правовых форм управления и функционирования, способно сделать данную отрасль  более привлекательной в плане  инвестиций, создать более благоприятные  условия для перевода ЖКХ на самоокупаемость. Для эффективного функционирования управляющих компаний, внедрения  концессионных отношений в отрасли  необходимо соответствующее законодательное, нормативное и методологическое обеспечение.

 

 

 

 

Модели  ГЧП в сфере коммунальной инфраструктуры  

 

Основное преимущество моделей  ГЧП состоит в существующем потенциале и опыте привлечения внебюджетных и внетарифных инвестиций в реконструкцию, модернизацию и развитие коммунальной инфраструктуры, что должно гарантироваться  правовой и организационной устойчивостью  таких моделей. Существующее концессионное, приватизационное и инвестиционное законодательство позволяет реализовывать  государственно-частное партнерство  с учетом тарифного регулирования  и специфики коммунальной отрасли.  

 

Частные компании заинтересованы в том, чтобы включать объекты  коммунальной инфраструктуры в свой бизнес, поскольку это означает, в частности, стабильность их деятельности (фактически речь идет о естественной монополии, не являющейся таковой в  соответствии с законодательством) и возможность получения небольшого, но гарантированного дохода в течение  длительного периода времени  при условии грамотного структурирования и квалифицированного управления инвестициями (что весьма актуально в существующих условиях финансовой нестабильности). Длительность периода получения  гарантированного дохода позволяет  реализовать в коммунальной сфере  достаточно значительные по объему инвестиционные программы, привлекая для этого  как государственное финансирование на безвозвратной основе, так и  кредитные ресурсы финансовых институтов развития (Внешэкономбанка, Европейского банка реконструкции и развития, Международной финансовой корпорации и т.п.). В то же время в соответствии с российским законодательством  муниципалитет сохраняет значительные рычаги влияния на организации коммунального  комплекса. Это и тарифное регулирование, и осуществление полномочий собственника соответствующего имущества (в ряде моделей ГЧП), и договорные механизмы  воздействия на ОКК. 

Информация о работе Тарифное регулирование как инструмент государственной политики в жилищно-коммунальной сфере