Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2013 в 13:32, реферат
Сфера жилищно-коммунальных услуг – одна из наиболее затратных отраслей экономики, где крайне расточительно расходуются и потребляются вода, тепловая и электрическая энергия, другие материальные ресурсы. Издержки предприятий, предоставляющих коммунальные услуги, традиционно не покрываются тарифами, установленными для основной группы потребителей – населения.
Риски тарифного регулирования возникают из-за прямого законодательного запрета на установление и поддержание тарифов соглашением между бизнесом и властью. Таким образом, частный оператор может лишиться необходимой доходной базы для реализации инвестиционной программы. Минимизировать данный риск можно путем включения в инвестиционный договор с муниципалитетом условия, в соответствии с которым обязательства частного инвестора обусловлены наличием необходимого уровня выручки для реализации программы модернизации и развития систем коммунальной инфраструктуры.
Риски параллельного инвестирования в инфраструктуру могут быть частично сняты инвестиционным договором, дающим инвестору право технического надзора за работами, осуществляемыми из бюджетных источников в развитие коммунальных систем.
Риски регистрации прав на недвижимое имущество[9], также как и риски, связанные с проведением конкурса и участия в нем, аналогичны возникающим в арендной схеме.
Опыт использования приватизационной модели. По пути приватизации унитарных предприятий пошло весьма незначительное количество муниципальных образований. Причем по большей части они остановились на первом этапе – акционирование соответствующего унитарного предприятия и сохранение в собственности муниципалитета 100% акций вновь созданного акционерного общества. В качестве примеров можно назвать: ОАО «Нижегородский водоканал», ОАО «Ярославльводоканал», ОАО «Водоканал» г. Чебоксары, ОАО «Водоканал-Чита», ОАО «Теплосеть» (Мытищинский район Московской области) и ряд иных предприятий.
Устойчивую правовую модель
ГЧП с использованием инструментов
российского приватизационного
и инвестиционного
Концессии
Принятый летом 2005 года Федеральный
закон «О концессионных соглашениях»,
как и утвержденное в его исполнение
Типовое концессионное
Изменения, внесенные в указанный закон, а также принятие летом 2008 года иных нормативных правовых актов, значительно улучшили ситуацию, однако, к сожалению, пока еще не привели к широкому использованию этой модели ГЧП в отрасли, что вызвано порой не только объективными причинами, но и недостатком квалификации лиц, призванных имплементировать закон на практике.
Модель концессионного соглашения в сфере коммунальной инфраструктуры представлена на Схеме 5 (см.приложение).
Рассмотрим, с какими проблемами могут столкнуться участники концессионной модели и каковы наиболее оптимальные способы разрешения этих проблем.
Уже упоминавшиеся риски лицензирования, подбора персонала, оформления функций сбыта, тарифного регулирования, а также риски банкротства муниципального унитарного предприятия в данной схеме аналогичны описанным в арендной модели, так как частному оператору необходимо создавать новое юридическое лицо – эксплуатанта коммунальной инфраструктуры. Способом минимизации этих рисков может стать введение некоего «переходного периода» между подписанием концессионного соглашения и началом операционной деятельности консессионером. Указанный период должен завершиться в тот момент, когда у концессионера будут:
1) необходимые лицензии и разрешения;
2) персонал, обслуживающий соответствующее имущество;
3) заключенные договоры с потребителями услуг;
4) утвержденный тариф.
Помимо прочего, концессионное
соглашение (и только оно) предоставляет
сторонам возможность договорного
регулирования порядка и
Общая норма закона предусматривает внесение концессионером концеденту концессионной платы[11] за пользование объектом концессионного соглашения. Применительно к коммунальной инфраструктуре такая плата служила бы аналогом «псевдоналога» в виде арендной платы, описанного выше. Поправки, внесенные в закон летом 2008 года, изменили ситуацию, предусмотрев возможность отсутствия концессионной платы в двух случаях:
1) если концессионер оказывает услуги по регулируемым тарифам и
2) если условиями концессионного соглашения предусмотрено принятие концедентом на себя части расходов на создание и/или реконструкцию, использование (эксплуатацию) объекта концессионного соглашения.
Представляется, что использование обеих возможностей при реализации модели концессионного соглашения в коммунальной сфере способно значительно повысить инвестиционную привлекательность соответствующих проектов.
Применение механизма инвестиций в объект со стороны концедента существенно сближает российскую модель концессионного соглашения с хорошо зарекомендовавшей себя в мировой практике схемой контрактов жизненного цикла (Life Cycle Contracts – LCC), а также снимает риски параллельного инвестирования в инфраструктуру.
Риски организации конкурса и участия в конкурсе по сути аналогичны тем, которые существуют в арендной и приватизационной моделях. Специфика концессии состоит в необходимости более детальной и глубокой проработки финансово-экономического обоснования проекта при подготовке конкурсной документации и заключении концессионного соглашения.
Отдельная категория – риски несогласованности концессионного законодательства с иными отраслями, как-то: земельным, градостроительным, водным, лицензионным законодательством. Предотвращение и минимизация таких рисков относятся не столько к правоприменительной деятельности, сколько к кропотливой нормотворческой работе по изменению соответствующих правовых норм.
Также существенным предварительным условием реализации концессионной модели является принятие потенциальным концедентом регионального и/или муниципального уровня нормативных правовых актов:
1) о порядке заключения концессионных соглашений органами публичной власти соответствующего уровня; а также
2) о наделении этих органов необходимыми полномочиями по проведению конкурса и заключению концессионных соглашений.
Такие нормативные правовые акты могут носить общий характер, или предусматривать отдельные особенности регулирования в отношении определенных объектов коммунального хозяйства.
Опыт использования концессионной модели. В настоящее время существует весьма незначительное количество примеров использования концессионного соглашения как формы ГЧП в коммунальной отрасли:
По имеющейся в нашем
распоряжении информации, в настоящее
время в Краснодарском крае готовится
конкурс на заключение концессионного
соглашения в отношении коммунальных
систем водоснабжения и канализации,
значительное часть которых находится
не в муниципальной собственности,
а в государственной
Сравнение моделей
Сравнительную характеристику
моделей ГЧП в коммунальной отрасли,
допускаемых действующим
Использование любой из описанных выше моделей может являться mutatis mutandis достаточно эффективным способом привлечения инвестиций, внешних по отношению и к публичному партнеру (муниципальному образованию или субъекту Российской Федерации), так и к частному оператору коммунальных систем.
Основным источником привлечения инвестиций на безвозвратной основе в настоящее время по-прежнему остается Инвестиционный фонд РФ, а также долгосрочные целевые программы как федерального, так и регионального уровня. Бюджетные инвестиции в ситуации финансового кризиса не потеряли своей актуальности, так как призваны оставаться «рычагом», способным привлечь частный капитал в инфраструктурные отрасли экономики, и в частности в коммунальное хозяйство.
В силу длительности периода
окупаемости и возвратности инвестиций
при значительной стабильности бизнеса
привлекательным источником кре
Такой перспективный инструмент финансирования инфраструктурных проектов, как инфраструктурные облигации, также может быть использован в коммунальной отрасли. Однако применение их ограничено только концессионными проектами на уровне субъекта Российской Федерации[22]. Таким образом, инфраструктурные облигации могут стать механизмом привлечения инвестиций лишь в регионах, где та или иная коммунальная система находится в собственности субъекта Федерации, а не муниципальных образований (например, системы водоснабжения и канализации в Краснодарском и Ставропольском краях).
Выводы
Для реализации моделей ГЧП в коммунальной отрасли необходима прежде всего заинтересованность органов публичной власти соответствующего уровня и их готовность инициировать действия по созданию инвестиционной схемы и нормативной среды и привлечению потенциальных инвесторов. Ответственность за предварительные работы по привлечению потенциального инвестора (принятие правовых актов, разработка конкурсной документации) полностью лежит на стороне публичных органов, хотя и существуют механизмы распределения соответствующих рисков между публичным и частным партнерами.
Риски реализации представленных
моделей ГЧП в коммунальной сфере
несопоставимы с рисками
При наличии взаимопонимания
публичной власти и частных инвесторов-
Библиографический список
1. Христофорова, И.В. Проблемы капитализация предприятий сферы услуг в период становления сервисного общества в России: маркетинговый аспект : монография / И.В. Христофорова. – М. : Изд-во МГУС, 2007. – 160 с.
2. Руткаускас, Т.К. Формирование
и развитие рыночных отношений
в жилищно-коммунальном
3. Бреев, Б. Развитие сферы услуг и экономический рост / Б. Бреев, В. Галецкий // Российский экономический журнал. – 2010. – № 10. – С. 57–63.
4. Карандеев, А.А. Формирование
рыночного механизма
5. Минц, И.Г. Финансирование
6. Ряховская, А.Н. Коммунальная
реформа: в плену старых идей
/ А.Н. Ряховская, Ф.Г. Таги-Заде
// Жилищное и коммунальное