Тенденции и перспективы развития финансовой деятельности в Российской Федерации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Мая 2013 в 00:29, курсовая работа

Описание

Цель данной работы – выявление тенденций и обоснование перспектив развития финансовой деятельности с учетом современных реалий экономического развития страны. Исходя из поставленной цели сформулируем следующие задачи:
- раскрыть понятие и охарактеризовать сущность и структуру финансовой деятельности как вида экономической деятельности; - систематизировать факторы и условия функционирования и развития финансовой деятельности на уровне национальной экономики; - проанализировать проблемы развития финансовой деятельности;
- представить систему показателей оценки состояния финансовой деятельности и на их основе выявить тенденции и факторы развития финансовой деятельности в России;
- охарактеризовать нормативно – правовую базу функционирования субъектов финансовой деятельности в РФ;

Содержание

Введение
1 Теоретические аспекты исследования финансовой деятельности как вида экономической деятельности 5
1.1 Финансовая деятельность как вид экономической деятельности: понятие, сущность, структура5
1.2 Факторы и условия функционирования и развития финансовой деятельности в стране19
1.3 Показатели оценки состояния финансовой деятельности в стране
2 Анализ современных процессов развития финансовой деятельности в РФ
2.1 Общая характеристика современного состояния финансовой деятельности в России
2.2 Тенденции и факторы развития финансовой деятельности в России 38
2.3 Нормативно – правовая база функционирования субъектов финансовой деятельности
Заключение
Список использованных источников

Работа состоит из  1 файл

Финансовая деятельность.doc

— 203.00 Кб (Скачать документ)

Kл = (d + ra ) / (Kt + Rp ) (2)

Этот коэффициент отражает прогнозируемые платежные возможности  предприятия при условии своевременного проведения расчетов с дебиторами.

Если в состав ликвидных  средств включаются также запасы и затраты, то получается коэффициент покрытия. Он равен отношению стоимости всех оборотных (мобильных) средств предприятия к величине краткосрочных обязательств, формула (3):

Кп = Z + (Ra – ИМ) / (Kt + Rp ) (3)

где  ИМ - иммобилизация оборотных средств.

Коэффициент покрытия показывает платежные возможности предприятия, оцениваемые при условии не только своевременных расчетов с дебиторами и благоприятной реализации готовой  продукции, но и продажи в случае нужды прочих реализуемых элементов запасов и затрат.

Нормальный уровень  коэффициента промежуточного покрытия должен быть не менее 0, 7.

  • Оценка кредитоспособности

Кредитоспособность –  это возможность, имеющаяся у  предприятия для своевременного погашения кредитов. Следует учесть, что кредитоспособность – это не только наличие у предприятия возможности вернуть кредит, но и уплатить проценты за него.

Основными показателями для оценки кредитоспособности предприятия  являются:

Отношение объема реализации к чистым текущим активам:

К1=Nр / Aчт      (4)

где  Ачт – чистые текущие активы, тыс.руб.;

Nр – объем реализации, тыс.руб.

Чистые текущие активы – это оборотные активы за вычетом  краткосрочных долгов предприятия. Коэффициент К1 показывает эффективность использования оборотных активов. Высокий уровень этого показателя благоприятно характеризует кредитоспособность предприятия. Однако в случае, когда он очень высок или очень быстро увеличивается, можно предположить, что деятельность ведется в объемах, не соответствующих стоимости оборотных активов. Такая ситуация повышает вероятность замедления оборачиваемости задолженности или может вызвать падение продаж и вследствие этого – затруднения в расчетах предприятия со своими кредиторами.

Отношение объема реализации к собственному капиталу, формула (5):

К2=Nр / СК, (5)

где  СК – собственный капитал, тыс.руб.

Этот показатель характеризует  оборачиваемость собственных источников средств.

Отношение краткосрочной  задолженности к собственному капиталу, формула (6):

К3=Дк / СК, (6)

где  Дк – краткосрочная задолженность, тыс.руб.

Данный коэффициент  показывает долю краткосрочной задолженности  в собственном капитале предприятия.

Отношение дебиторской  задолженности к выручке от реализации, формула (7):

К4=ДЗ / Nр, (7)

где  ДЗ – дебиторская задолженность, тыс.руб.

Этот показатель дает представление о величине среднего периода времени, затрачиваемого на получение причитающихся с покупателей  денег.

Отношение ликвидных  активов к краткосрочной задолженности  предприятия, формула (8):

К5=Ал / Дк, (8)

где  Ал – ликвидные активы, тыс.руб.

Как известно, под ликвидными активами подразумеваются оборотные  активы за вычетом запасов и других позиций, которые нельзя немедленно обратить в деньги.

  • Оценка финансовой устойчивости

В отличие от понятий  «платежеспособность» и «кредитоспособность», понятие «финансовая устойчивость» - более широкое, так как включает в себя оценку разных сторон деятельности предприятия.

Для оценки финансовой устойчивости применяется система коэффициентов:

1. Коэффициент концентрации  собственного капитала (автономии,  независимости), формула (9):

Ка = Ис /В (9) 

где Иc - величина источников собственных средств предприятия;

B - итог баланса.

Этот показатель характеризует  долю владельцев предприятия в общей сумме средств, авансированных в его деятельность. Считается, что чем выше значение этого коэффициента, тем более финансов устойчиво, стабильно и независимо от внешних кредиторов.

Весьма существенной характеристикой устойчивости финансового  состояния является коэффициент маневренности, равный отношению собственных оборотных средств предприятия к общей величине источников собственных средств, формула (10):

Км = ЕС - ИС (10)

 

 

 

 

 

 

 

 

2 АНАЛИЗ СОВРЕМЕННЫХ ПРОЦЕССОВ РАЗВИТИЯ ФИНАНСОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РФ

2.1 ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА СОВРЕМЕННОГО СОСТОЯНИЯ ФИНАНСОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РОССИИ

 

2.2  ТЕНДЕНЦИИ И ФАКТОРЫ РАЗВИТИЯ ФИНАНСОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РОССИИ

2.3 НОРМАТИВНО – ПРАВОВАЯ  БАЗА ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ СУБЪЕКТОВ  ФИНАНСОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Формы финансовой деятельности государства разнообразны. В каждой из них практически выражаются действия государственных органов (и органов местного самоуправления) по образованию, распределению и использованию финансовых ресурсов на соответствующем уровне. По своему характеру эти формы могут быть правовыми и неправовыми.

Финансово-правовые акты — это принятые в предусмотренной форме и имеющие юридические последствия решения государственных органов и органов местного самоуправления по вопросам финансовой деятельности, входящим в их компетенцию.

Финансово-правовые акты можно классифицировать по юридическим  свойствам, юридической природе, органам, издающим их, и другим основаниям.

По юридическим свойствам  финансово-правовые акты подразделяются на нормативные и индивидуальные. К нормативным относятся акты, которые регулируют группу однородных финансовых отношений и содержат общие правила поведения их участников, т. е. правовые нормы. Нормативные финансово-правовые акты устанавливают виды финансовых обязательства (налогов и других платежей) предприятий и граждан перед государством, порядок исчисления установленных платежей, типичные признаки плательщиков, порядок расходования государственных денежных средств, порядок проведения финансового контроля и т. д.

По юридической природе  финансово-правовые акты делятся на:

  • законодательные, к которым относятся законы, принимаемые Государственной думой РФ, законы субъектов Федерации по вопросам финансовой деятельности государства;
  • подзаконные.

Данная классификация  финансово-правовых актов основывается на общеправовых знаниях о таких категориях как "закон" и "подзаконный акт". Закон - это нормативный правовой акт, обладающий высшей юридической силой, принятый в строго определенном порядке, устанавливающий основные нормы всех отраслей права и регулирующий наиболее важные общественные отношения. По предметам ведения Российской Федерации принимаются федеральные конституционные законы, имеющие прямое действие на всей территории страны. Федеральные законы не могут противоречить федеральным конституционным законам.

Законы принимаются либо представительными (законодательными) органами власти - как федеральными, так и субъектов Федерации - в процессе законотворческой деятельности, либо в результате непосредственного правотворчества всего народа (референдума). Процедура принятия закона предусмотрена в Конституции России, включая определение круга субъектов законодательной инициативы, условия прохождения законопроекта, порядок подписания и опубликования. Детально процесс принятия законов должен определяться регламентами соответствующих законодательных органов. В Регламенте российского парламента специально устанавливается сама процедура законотворчества, предусматривающая все стадии проработки проекта закона, его обсуждения и принятия.

Законы подлежат официальному опубликованию. Неопубликованные законы не применяются. Любые нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения.

Нормативные правовые акты Президента, Правительства, министерств, ведомств, государственных комитетов, исполнительно-распорядительных органов субъектов Федерации многообразны по своему характеру (указы Президента, постановления Правительства, приказы, инструкции, положения и т.д.) являются подзаконными актами, так как принимаются на основе и во исполнение законов.

Всем подзаконным актам  государственных органов присуща  общая черта - они издаются в пределах компетенции исполнительного органа государственной власти, не должны противоречить закону, но могут его детализировать и конкретизировать.

Подзаконные нормативно-правовые акты вместе с актами законодательной  власти составляют единую систему актов  государства, поэтому невозможно какое  бы то ни было противопоставление подзаконных  актов закону, автономность их функционирования.

В системе подзаконных  нормативно-правовых актов ведущее  место принадлежит указам и распоряжениям  Президента России как главы государства, которые отличаются наибольшей широтой  и глубиной воздействия на регулируемые общественные отношения. Правительство РФ на основе и во исполнение Конституции России, федеральных законов, нормативных указов Президента издает постановления и распоряжения, обязательные к исполнению на всей территории страны. В случае их противоречия Конституции, федеральным законам и указам Президента они могут быть отменены Президентом.

Среди подзаконных актов  важное место отводится нормативным  актам, принимаемым министерствами, ведомствами, федеральными комиссиями, федеральными службами и агенствами. Эти акты обладают рядом особенностей. Прежде всего, они уступают по юридической силе решениям Правительства; носят отраслевой характер, так как предназначены, за редким исключением, для регулирования общественных отношений в процессе реализации своих полномочий в определенной сфере управления; отличаются большим многообразием. Наиболее распространенными среди них являются: приказы, решения коллегии, инструкции, правила, положения, уставы, распоряжения.

Основной формой ведомственного акта является приказ, который по своему содержанию может быть как нормативным, так и ненормативным. Приказом опосредуется различная по характеру деятельность, им утверждается и тем самым придается соответствующая юридическая сила нормативным актам, исходящим от того или иного министерства, комитета, ведомства, федеральной службы. Иными словами, он имеет нормотворческое значение, является актом детализации постановления Правительства. Приказы и распоряжения, имеющие разовое, распорядительное значение, не содержат нормативных предписаний, поэтому нормативно-правовыми актами не являются.

Самостоятельную группу актов образуют решения органов  местного самоуправления. Законодательством  была установлена только такая форма  актов указанных органов. И хотя соответствующее законодательство действовало достаточно длительное время, практика пошла по пути расширения конкретных видов актов нормативного содержания - стали издаваться регламенты, положения. Особенностью актов местного самоуправления является территориальная ограниченность их действия и самостоятельность в принятии решений, касающихся вопросов управления муниципальной собственностью, формирования, утверждения и исполнения местного бюджета, установления местных налогов и сборов, осуществления охраны общественного порядка и т.п.

Финансово-плановые акты — это акты, принимаемые в процессе финансовой деятельности государства и органов местного самоуправления, которые содержат конкретные задания в области финансов на определенный период, т. е. являются планами по мобилизации, распределению и использованию финансовых ресурсов.

К финансово-плановым актам  относятся:

  • основной финансовый план государства — федеральный бюджет РФ, государственные бюджеты субъектов РФ и местные бюджеты;
  • финансовые планы государственных и муниципальных целевых фондов;
  • финансово-кредитные и кассовые планы банков;
  • финансовые планы страховых организаций;
  • финансовые планы и сметы министерств, ведомств, других органов государственного управления;
  • финансовые планы (балансы доходов и расходов) предприятий и объединений;
  • сметы учреждений, организаций, состоящих на государственном и местном бюджете.

Финансово-плановые акты получают свое юридическое оформление в актах соответствующих государственных органов. Так, федеральный бюджет утверждается законом РФ, смета учреждения — министерством, которому это учреждение подчинено. Утвержденный в установленном порядке финансово-плановый акт регулирует финансовые отношения и вызывает юридические последствия как любой финансово-правовой акт.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Мальцев В.А. Финансовое право:  учебник для студентов сред. проф. учеб. заведений / В.А. Мальцев.- 3-е  изд., испр. и доп. – М.: Издательский  центр «Академия», 2008 – 256 с.

2.  Финансовое право в вопросах и ответах: учеб. пособие/ отв. ред. Е.Ю. Грачева. – М., 2004

3. Шевчук Д.А. Экономика организации: Конспект лекций. – Ростов-на-дону: Феникс, 2007

4. Финансовое право:  Учебник/ отв. ред. Н.И. Химичева. – Ф59 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Юристъ, 2004 – 749 с.

5. Клитгаард Р. Рыночные реформы.  М.- 1992

6. Финансовое право: Учебное  пособие/ отв. ред. И.В. Рукавишникова,  М.: Норма, 2007.

7. Крохина Ю.А., Ульянова В.Н. Финансовое  право России: Учебное пособие.  Саратов: СЮИ МВД РФ, 1999

 

 

 

1 Анализ и диагностика финансово-хозяйственной деятельности предприятия: учеб. пособие для вузов / Табурчак П.П [и др.]; под ред. П.П. Табурчака. – СПб.: Химиздат, 2001. – 288 с.

2 Баканов М.И., Шеремет А.Д. Теория экономического анализа: Учебник. – М.: Финансы и статистика, 2007 – 212 с.

3 Батурина, Н.А. Анализ инвестиционной привлекательности оборотных активов хозяйствующего субъекта / Н.А. Батурина // Экономический анализ. – 2008. – №3. – С. 17–23.

Информация о работе Тенденции и перспективы развития финансовой деятельности в Российской Федерации