Тенденции развития рынка ценных бумаг

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Сентября 2011 в 13:13, реферат

Описание

Рынок ценных бумаг обеспечивает механизм, с помощью которого в экономику привлекаются инвестиции. Он связывает тех, кто привлекает инвестиции, выпуская ценные бумаги (эмитентов), тех, кто желает вложить свои средства в финансирование инвестиционных проектов (инвесторов, владельцев), и тех, кто осуществляет деятельность на рынке (профессиональных участников).

Работа состоит из  1 файл

ВведениеРЦБ.docx

— 39.39 Кб (Скачать документ)

Введение

Рынки ценных бумаг имеют богатую историю. Предшественниками современных  рынков ценных бумаг были средневековые  вексельные ярмарки и постоянные вексельные рынки, периодически возникавшие  и исчезавшие в XIII—XIV в.в. С торговлей  векселями связано появление  первых профессиональных участников рынка  ценных бумаг и первых бирж, на которых  совершались сделки и с товарами, и с векселями.

Рынок ценных бумаг (фондовый рынок) в современном  понимании этого слова зародился  в XVI в. в связи с появлением и  развитием акционерных компаний и усилением эмиссионной активности государства.

Однако  вплоть до XIX в. акционерные общества оставались редкостью и их ценные бумаги обеспечивали незначительную долю фондового оборота. Большая часть  операций с ценными бумагами приходилась  на государственные ценные бумаги —  именно торговля государственными бумагами привела к возникновению фондовых бирж и других подобных институтов.

Рынок ценных бумаг (фондовый рынок) представляет собой часть финансового рынка. Рынок ценных бумаг дополняет  систему банковского кредита  и взаимодействует с ней. Выпуская ценные бумаги, предприятие может  получить финансовые средства на длительный период времени: на несколько десятилетий (облигации) или вообще в бессрочное пользование (акции).

Рынок ценных бумаг обеспечивает механизм, с помощью которого в экономику  привлекаются инвестиции. Он связывает  тех, кто привлекает инвестиции, выпуская ценные бумаги (эмитентов), тех, кто  желает вложить свои средства в финансирование инвестиционных проектов (инвесторов, владельцев), и тех, кто осуществляет деятельность на рынке (профессиональных участников).

Рынок ценных бумаг начал формироваться  в России около 10-12 лет назад. 
Несмотря на его молодость, он пережил взлеты и падения сравнимые по размаху с зарубежными рынками, что повлекло за собой серьезные экономические последствия. Например, спад на рынке акций российских компаний, приведший к их обесцениванию более чем на 40% в мае 1998г., в связи с оттоком спекулятивных иностранных капиталов, вызванным кризисом на зарубежных фондовых рынках. Этот спад повлек за собой небезызвестный дефолт государства по ГКО в августе 1998г.

Возникновение РЦБ РФ было во многом обусловлено  внеэкономическими причинами, что  определило западную модель его формирования. Являясь составной частью мирового РЦБ, фондовый рынок РФ в то же время  имеет свои особенности, связанные  с рядом причин.

Важной особенностью РЦБ РФ является низкий уровень капитализации  отечественных компаний, составляющий ~10% от номинальной стоимости ВВП, тогда как в развитых странах  этот показатель колеблется в пределах от 55 до60%. Для приобретения российским РЦБ статуса развивающегося фондового рынка этот показатель должен возрасти до 35-40% от номинальной стоимости ВВП страны.

Следующей важной особенностью РЦБ РФ является использованием акционирования, как  формы передела собственности. В  первое десятилетие существования  фондового рынка РФ подавляющее  большинство эмиссий акций российских компаний преследовало отнюдь не экономические  цели, как-то: повышение капитализации  компании, привлечение инвестиций и  т.д.,  

Эволюционное  развитие российского рынка ценных бумаг.

Период 1993—1997 гг. отличался динамичным и  качественным развитием рынка государственных  ценных бумаг. Они сталииграть ведущую  роль на фондовом рынке страны, так  как былисамыми надежными среди  прочих инструментов. Кроме тогр,государство  остро нуждалось в дополнительных ресурсах для выравнивания хронически дефицитного бюджета, а налоговую

политику, проводимую им в то время, нельзя было признать эффективной. Долгосрочные займы, по известным причинам, непользовались популярностью. Поэтому важное значение приобрела диверсификация деятельности в сфере ценных бумаг, где отношения государства и инвесторов начали складываться на добровольной основе. Эти отношения регламентировались как нормами общегражданского, так и специального законодательства страны.

Главным документом, призванным регулировать отношения государства с инвесторами, стал Закон О государственном внутреннем долге Российской Федерации, принятый в ноябре 1992 г. Он определил понятие государственного долга, а также выделил среди прочих его форм государственные займы, осуществляемые с помощью эмиссии ценных бумаг.

Контроль  за состоянием государственного Долга  был возло жен на Верховный Совет, а управление долгом и его обслуживание — соответственно на Правительство и Центральный банк РФ.

Закон закрепил в роли эмитента ценных бумаг  Правительство РФ, которое наделялось полномочиями определять условия и порядок эмиссий государственных долговых обязательств, а также несло ответственность по ним. Эта ответственность не распространялась на ценные бумаги, эмитированные субъектами Федерации и местными органами власти.

Первая  часть Гражданского кодекса РФ, введенная  в действие в конце 1994 г., классифицируя  виды ценных бумаг, первыми назвала  государственные облигации, что  не является случайным, учитывая развитие экономики страны в этот период. Во второй части данного документа, введенной в действие в начале 1996 г., было сформулировано понятие договор государствен-

ного  займа. В соответствии с ним устанавливалось, что госзаймы являются добровольными, а изменения их условий после выпуска в обращение не допускаются. Заемщиком может выступать Российская Федерация и ее субъекты, а правила по договору госзайма применяются и к муниципальным займам, хотя государство не отвечает по обязательствам ни субъектов РФ, ни

муниципальных образований.

Большим событием для упорядочения деятельности на российском фондовом рынке, в частности  на рынке государственных облигаций, следует считать появление в 1996 г. Федерального закона О рынке ценных бумаг. Он установил, что эмитентами ценных бумаг, помимо прочих юридических лиц, выступают органы исполнительной власти и местного самоуправления. Кроме того, закон систематизировал терминологию фондового рынка, классифицировал виды ценных бумаг и профессиональной деятельности участников, регламентировал вопросы организации деятельности фондовой биржи.

Важное  значение в Законе было придано информационному обеспечению рынка ценных бумаг, в частности, раскрытию информации эмитентами, ответственности за неправомерное использование служебной информации, рекламе на фондовом рынке. Кроме того, большое значение имел раздел, посвященный регулированию фондового рынка, в том числе организации

деятельности  Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг1. Следует заметить, что в соответствии с Законом полномочия комиссии не распространялись на процедуру эмиссии долговых обязательств Правительства и ценных бумаг субъектов Федерации. Была установлена также ответственность за нарушение этого и других законодательных актов Российской Федерации в отношении ценных бумаг и порядок возмещения

ущерба.

В этом же году Указом Президента была утверждена Кон-цепция развития рынка ценных бумаг  в Российской Федерации.

Она обобщила пятилетий опыт развития рынка, й также констатировала факт наиболее высоких темпов мобилизации финансовых ресурсов в стране за счет рынка государственных ценныхбумаг. Его развитие способствовало усилению концентрацииресурсов в Москве и некоторых других крупных центрах. Основными инструментами этого рынка стали государственныеценные бумаги, предназначенные для финансирования бюджетного дефицита (ГКО, ОФЗ, ОГСЗ); реструктуризации внутреннего валютного долга (ОВВЗ); сглаживания дефицита финансовых ресурсов в обращении (КО, налоговые освобождения, векселя); аккумуляции свободных ресурсов посредством денежной приватизации (инвестиционные торги и конкурсы, залоговые аукционы и т. д.).

Динамичное  развитие рынка государственных  долговых инструментов, отмеченное в  Концепции, позитивно влияло на бюджетный  процесс, способствовало отвлечению средств  инвесторов от вложений в суррогаты ценных бумаг некоторых коммерческих структур, оказало доминирующее воздействие на ценовую динамику. Однако относительно высокая доходность государственныхдолговых инструментов создавала проблемы привлечения средств на развитие корпоративного сектора экономики и высокой стоимости заимствований на рынке государственного долга.

Концепция определила также общую стратегию  государства

на рынке  ценных бумаг, в частности, государства  как крупнейшего заемщика. В документе  отмечается, что, несмотря на приоритет  Министерства финансов в части публичных  заимствований на отечественном рынке за последние годы, их доля в валовом внутреннем продукте была существенно ниже, чем в развитых странах. Поэтому в перспективе государство намеревалось расширить

использование фондового рынка для финансирования бюджетного дефицита, в том числе  для обеспечения целевых программ и

обслуживания  накопленного государственного долга.

Прогнозировалось, что поступление ресурсов в недалекой перспективе приобретет плановый характер в общем контексте бюджетной политики, а стоимость заимствований на рынке государственных ценных бумаг будет целенаправленно снижаться.

Изменится структура государственных ценных бумаг, и преждевсего увеличится эмиссия инструментов рынка капиталов(т. е. среднесрочных и долгосрочных облигаций), а также расширится спектр их видов (дисконтные и с купоном, купонные с фиксированной и плавающей ставкой и т. д.). Постепенно будет увеличиваться доступ нерезидентов на отечественный рынок__государственных ценных бумаг, усилится координация действий

на нем  органов федеральной и региональных властей. Концепция, помимо прочего, предусматривала упорядочение и совершенствование средств и методов регулированиярынка государственных ценных бумаг. На основе новейших компьютерных технологий предполагалось создание государ-

ственной  долговой книги, что позволило бы осуществлять прямое владение ценными бумагами всем инвесторам и не принимать на себя риски третьих лиц, связанные с хранением и обслуживанием этих инструментов. Кроме того, Правительство РФ намеревалось стимулировать максимально широкий

доступ  всех групп инвесторов на рынок государственных  ценных бумаг, а также активно  способствовать развитию расчетных, депозитарных и клиринговых систем.

Концепция развития рынка ценных бумаг стала основой начального этапа осуществления единого государственного подхода к управлению отечественным стендовым рынком, обеспечению сочетания интересов государства и всех групп инвесторов, привлечению инвестиций в промышленность, а также усиления защиты прав инвесторов.

Как отмечалось выше, государственные долгосрочные займы не имели успеха, хотя отдельные из них продолжали оставаться в обращении. Примером являются Государственные долгосрочные облигации (ГДО), выпущенные на 30 лет в 1991 г. Объем займа составлял 80 млрд неденоминированных руб. и был разбит на 16 траншей. Нарицательная стоимость ГДО равнялась 100 тыс.руб., а купонный доход — 15% к номиналу, выплачивается он ежегодно. Банк России проводит еженедельную котировку ГДО.

Наиболее  популярным видом государственных  ценных бумагв 90-е годы, бесспорно, считались  ГКО. В 1993 г. на основаниисоответствующего  постановления Правительства Министерствомфинансов  и Центральным банком РФ было утверждено Полоных краткосрочных бескупонных  облигаций (ГКО). Это былапервая удачная  попытка выпуска облигаций в  безбумажнойформе, предназначенных  для юридических и физических лиц.

Срок  обращения разных серий ГКО составлял 3, 6 и 12 месяцев, а номинал 1 млн руб. (неденоминированных). Они выпускались  в виде записей на специальных  счетах депо, не имелкупонов и продавались  на аукционах со скидкой к номиналу,чти  при погашении определяло доход  инвестора. За весь период367__существования  этого рынка в стране доходность ГКО изменя-

лась  от 30 до 200%.Центральный банк, обслуживавший  эмиссию облигаций, утвердил Временный  порядок проведения операций на рынке

Информация о работе Тенденции развития рынка ценных бумаг