Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Сентября 2011 в 13:13, реферат
Рынок ценных бумаг обеспечивает механизм, с помощью которого в экономику привлекаются инвестиции. Он связывает тех, кто привлекает инвестиции, выпуская ценные бумаги (эмитентов), тех, кто желает вложить свои средства в финансирование инвестиционных проектов (инвесторов, владельцев), и тех, кто осуществляет деятельность на рынке (профессиональных участников).
Введение
Рынки ценных бумаг имеют богатую историю. Предшественниками современных рынков ценных бумаг были средневековые вексельные ярмарки и постоянные вексельные рынки, периодически возникавшие и исчезавшие в XIII—XIV в.в. С торговлей векселями связано появление первых профессиональных участников рынка ценных бумаг и первых бирж, на которых совершались сделки и с товарами, и с векселями.
Рынок
ценных бумаг (фондовый рынок) в современном
понимании этого слова
Однако
вплоть до XIX в. акционерные общества
оставались редкостью и их ценные
бумаги обеспечивали незначительную долю
фондового оборота. Большая часть
операций с ценными бумагами приходилась
на государственные ценные бумаги —
именно торговля государственными бумагами
привела к возникновению
Рынок ценных бумаг (фондовый рынок) представляет собой часть финансового рынка. Рынок ценных бумаг дополняет систему банковского кредита и взаимодействует с ней. Выпуская ценные бумаги, предприятие может получить финансовые средства на длительный период времени: на несколько десятилетий (облигации) или вообще в бессрочное пользование (акции).
Рынок ценных бумаг обеспечивает механизм, с помощью которого в экономику привлекаются инвестиции. Он связывает тех, кто привлекает инвестиции, выпуская ценные бумаги (эмитентов), тех, кто желает вложить свои средства в финансирование инвестиционных проектов (инвесторов, владельцев), и тех, кто осуществляет деятельность на рынке (профессиональных участников).
Рынок
ценных бумаг начал формироваться
в России около 10-12 лет назад.
Несмотря на его молодость, он пережил
взлеты и падения сравнимые по размаху
с зарубежными рынками, что повлекло за
собой серьезные экономические последствия.
Например, спад на рынке акций российских
компаний, приведший к их обесцениванию
более чем на 40% в мае 1998г., в связи с оттоком
спекулятивных иностранных капиталов,
вызванным кризисом на зарубежных фондовых
рынках. Этот спад повлек за собой небезызвестный
дефолт государства по ГКО в августе 1998г.
Возникновение РЦБ РФ было во многом обусловлено внеэкономическими причинами, что определило западную модель его формирования. Являясь составной частью мирового РЦБ, фондовый рынок РФ в то же время имеет свои особенности, связанные с рядом причин.
Важной особенностью РЦБ РФ является низкий уровень капитализации отечественных компаний, составляющий ~10% от номинальной стоимости ВВП, тогда как в развитых странах этот показатель колеблется в пределах от 55 до60%. Для приобретения российским РЦБ статуса развивающегося фондового рынка этот показатель должен возрасти до 35-40% от номинальной стоимости ВВП страны.
Следующей
важной особенностью РЦБ РФ является
использованием акционирования, как
формы передела собственности. В
первое десятилетие существования
фондового рынка РФ подавляющее
большинство эмиссий акций
Эволюционное развитие российского рынка ценных бумаг.
Период
1993—1997 гг. отличался динамичным и
качественным развитием рынка
политику, проводимую им в то время, нельзя было признать эффективной. Долгосрочные займы, по известным причинам, непользовались популярностью. Поэтому важное значение приобрела диверсификация деятельности в сфере ценных бумаг, где отношения государства и инвесторов начали складываться на добровольной основе. Эти отношения регламентировались как нормами общегражданского, так и специального законодательства страны.
Главным
документом, призванным регулировать
отношения государства с
Контроль за состоянием государственного Долга был возло жен на Верховный Совет, а управление долгом и его обслуживание — соответственно на Правительство и Центральный банк РФ.
Закон закрепил в роли эмитента ценных бумаг Правительство РФ, которое наделялось полномочиями определять условия и порядок эмиссий государственных долговых обязательств, а также несло ответственность по ним. Эта ответственность не распространялась на ценные бумаги, эмитированные субъектами Федерации и местными органами власти.
Первая часть Гражданского кодекса РФ, введенная в действие в конце 1994 г., классифицируя виды ценных бумаг, первыми назвала государственные облигации, что не является случайным, учитывая развитие экономики страны в этот период. Во второй части данного документа, введенной в действие в начале 1996 г., было сформулировано понятие ≪договор государствен-
ного займа≫. В соответствии с ним устанавливалось, что госзаймы являются добровольными, а изменения их условий после выпуска в обращение не допускаются. Заемщиком может выступать Российская Федерация и ее субъекты, а правила по договору госзайма применяются и к муниципальным займам, хотя государство не отвечает по обязательствам ни субъектов РФ, ни
муниципальных образований.
Большим
событием для упорядочения деятельности
на российском фондовом рынке, в частности
на рынке государственных
Важное значение в Законе было придано информационному обеспечению рынка ценных бумаг, в частности, раскрытию информации эмитентами, ответственности за неправомерное использование служебной информации, рекламе на фондовом рынке. Кроме того, большое значение имел раздел, посвященный регулированию фондового рынка, в том числе организации
деятельности Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг1. Следует заметить, что в соответствии с Законом полномочия комиссии не распространялись на процедуру эмиссии долговых обязательств Правительства и ценных бумаг субъектов Федерации. Была установлена также ответственность за нарушение этого и других законодательных актов Российской Федерации в отношении ценных бумаг и порядок возмещения
ущерба.
В этом же году Указом Президента была утверждена Кон-цепция развития рынка ценных бумаг в Российской Федерации.
Она обобщила пятилетий опыт развития рынка, й также констатировала факт наиболее высоких темпов мобилизации финансовых ресурсов в стране за счет рынка государственных ценныхбумаг. Его развитие способствовало усилению концентрацииресурсов в Москве и некоторых других крупных центрах. Основными инструментами этого рынка стали государственныеценные бумаги, предназначенные для финансирования бюджетного дефицита (ГКО, ОФЗ, ОГСЗ); реструктуризации внутреннего валютного долга (ОВВЗ); сглаживания дефицита финансовых ресурсов в обращении (КО, налоговые освобождения, векселя); аккумуляции свободных ресурсов посредством денежной приватизации (инвестиционные торги и конкурсы, залоговые аукционы и т. д.).
Динамичное развитие рынка государственных долговых инструментов, отмеченное в Концепции, позитивно влияло на бюджетный процесс, способствовало отвлечению средств инвесторов от вложений в суррогаты ценных бумаг некоторых коммерческих структур, оказало доминирующее воздействие на ценовую динамику. Однако относительно высокая доходность государственныхдолговых инструментов создавала проблемы привлечения средств на развитие корпоративного сектора экономики и высокой стоимости заимствований на рынке государственного долга.
Концепция определила также общую стратегию государства
на рынке ценных бумаг, в частности, государства как крупнейшего заемщика. В документе отмечается, что, несмотря на приоритет Министерства финансов в части публичных заимствований на отечественном рынке за последние годы, их доля в валовом внутреннем продукте была существенно ниже, чем в развитых странах. Поэтому в перспективе государство намеревалось расширить
использование
фондового рынка для
обслуживания накопленного государственного долга.
Прогнозировалось, что поступление ресурсов в недалекой перспективе приобретет плановый характер в общем контексте бюджетной политики, а стоимость заимствований на рынке государственных ценных бумаг будет целенаправленно снижаться.
Изменится
структура государственных
на нем
органов федеральной и
ственной долговой книги, что позволило бы осуществлять прямое владение ценными бумагами всем инвесторам и не принимать на себя риски третьих лиц, связанные с хранением и обслуживанием этих инструментов. Кроме того, Правительство РФ намеревалось стимулировать максимально широкий
доступ всех групп инвесторов на рынок государственных ценных бумаг, а также активно способствовать развитию расчетных, депозитарных и клиринговых систем.
Концепция развития рынка ценных бумаг стала основой начального этапа осуществления единого государственного подхода к управлению отечественным стендовым рынком, обеспечению сочетания интересов государства и всех групп инвесторов, привлечению инвестиций в промышленность, а также усиления защиты прав инвесторов.
Как отмечалось выше, государственные долгосрочные займы не имели успеха, хотя отдельные из них продолжали оставаться в обращении. Примером являются Государственные долгосрочные облигации (ГДО), выпущенные на 30 лет в 1991 г. Объем займа составлял 80 млрд неденоминированных руб. и был разбит на 16 траншей. Нарицательная стоимость ГДО равнялась 100 тыс.руб., а купонный доход — 15% к номиналу, выплачивается он ежегодно. Банк России проводит еженедельную котировку ГДО.
Наиболее
популярным видом государственных
ценных бумагв 90-е годы, бесспорно, считались
ГКО. В 1993 г. на основаниисоответствующего
постановления Правительства
Срок обращения разных серий ГКО составлял 3, 6 и 12 месяцев, а номинал 1 млн руб. (неденоминированных). Они выпускались в виде записей на специальных счетах депо, не имелкупонов и продавались на аукционах со скидкой к номиналу,чти при погашении определяло доход инвестора. За весь период367__существования этого рынка в стране доходность ГКО изменя-
лась от 30 до 200%.Центральный банк, обслуживавший эмиссию облигаций, утвердил Временный порядок проведения операций на рынке