Тенденции развития рынка ценных бумаг

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Сентября 2011 в 13:13, реферат

Описание

Рынок ценных бумаг обеспечивает механизм, с помощью которого в экономику привлекаются инвестиции. Он связывает тех, кто привлекает инвестиции, выпуская ценные бумаги (эмитентов), тех, кто желает вложить свои средства в финансирование инвестиционных проектов (инвесторов, владельцев), и тех, кто осуществляет деятельность на рынке (профессиональных участников).

Работа состоит из  1 файл

ВведениеРЦБ.docx

— 39.39 Кб (Скачать документ)

ГКО в  Москве, осуществления расчетов и  учета по ним. Этимдокументом закреплялась двойственная правовая роль Центрального банка на рынке ГКО. С одной  стороны, он выступапредставителем  должника, т. е. государства в лице Министерства финансов, а с другой — в качестве инвестора, т. е. кредиторагосударства.

Взаимоотношения Центрального банка и Министерства финансов на фондовом рынке, помимо вышеотмеченных, регулировались также договором  о размещении и обслуживании вы-пусков ГКО. Согласно этому договору, Центральный  банк былуполномочен заключать договоры с дилерами, т. е. осуществлятьдопуск профессиональных участников фондового рынка на рынок ГКО, поскольку его обязанностями являлись также организация и обеспечение проведения операций и расчетов по сдел-

кам с  ГКО, Центральный банк имел право  заключать договорыс организациями, которым поручалось осуществление  функцийдепозитария, расчетной и  торговой систем. По результатам конкурса, проведенного им накануне размещения первого выпускаГКО. осуществление  этих функций было возложено на Московскую межбанковскую валютную биржу. При  этом ММВБ неимела права выступать  в качестве инвестора на рынке  ГКО, т. е.

совершать сделки от своего имени и за свой счет.Примерно годом раньше в соответствии с Указом ПрезидентаРФ О мерах по урегулированию внутреннего валютного долгабывшего СССР было положено начало размещению облигацийВнутреннего государственного валютного займа (ВВЗ). Условияего вьшуска были утверждены постановлением Правительства вначале 1993 г. В соответствии с ним Министерство финансов было уполномочено осуществлять, начиная с мая 1993 г., эмиссию

облигаций ВВЗ.

Облигации номинировались в долларах США, их нарицательная  стоимость равнялась 1, 10 и 100 тыс. долл. Первоначальный объем эмиссии составил около 8 млрд долл., разбитыхна пять траншей  со сроками погашения от 1 до 15 лет. В 1996 г.были произведены дополнительные выпуски облигаций ВВЗ: по4 и 5 траншам  —на сумму немногим более 1,5 млрд долл., по6 и 7 —на 3,5 млрд долл. Облигации  выпускались в бумажной__форме  с ежегодной выплатой купонного  дохода в размере 3%годовых в валюте займа.

Накануне  размещения займа Центральным банком РФ былустановлен Порядок осуществления  на территории РоссийскойФедерации  операций с облигациями ВВЗ. Облигации  ВВЗ являлись ценными бумагами на предъявителя и относились к категории  валютных ценностей, поэтому был  введен запрет на ихвывоз за пределы  Федерации.

В этот же период постановлением Правительства  были утверждены Основные условия продажи  золота путем выпуска

Министерством финансов золотых сертификатов 1993 г. Нарицательная стоимость сертификата  составляла 10 кг золота самойвысокой пробы. Эта ценная бумага являлась именной. Погашение сертификатов, помимо традиционных способов, могло осу-

ществляться путем поставки самого металла. Выбор  способа погашения предоставлялся держателю сертификата. Сертификат псуществу представлял собой  государственное долговое обязательство, обеспеченное залогом. Здесь прослеживается определенная аналогия с известными займами 20-х годов.

Высокая номинальная стоимость сертификата  значительноограничивала его обращаемость. Поэтому коммерческие банкипрактиковали  дробление золотых сертификатов путем эмиссиипроизводных от них  ценных бумаг. Однако эти бумаги не являлись государственными и во многом теряли свою привлекательность. В связи  с этим первый опыт выпуска золотых  сертифика-

тов оказался не вполне удачным — Министерству финансов уда-

лось  реализовать не более 30% их эмиссии.

В 1994 г. в соответствии с постановлением Правительства О

выпуске казначейских векселей 1994 г. Министерством  финансов

РФ* последнее  утвердило основные условия этой эмиссии. Казнаейские векселя предполагалось размещать среди юридических  лицв безбумажной форме, что в  определенной степени противоречилосущности  векселя как формального абстрактного обязательства иодновременно оборотной  ценной бумаги. Это могло привести квозникновению ряда проблем как  юридического, так и технического характера в ходе работы с векселями. Поэтому спустя почтичетыре месяца бьгао принято еще одно постановление  о выпускеГосударственных казначейских обязательств (КО) и утверждены

основные  условия их эмиссии. В первой половине 1996 г. Правительство РФ по объективным  причинам решило отказаться от обращения  КО, и Министерством финансов были погашены послед-ние серии этих ценных бумаг.369__В конце 1995 г. постановлением Правительства О выпуске

государственных ценных бумаг, предусматривающим право их

владельца на получение слитков золота, была реализована шторая, более успешная попытка размещения облигаций золотого

федерального  займа.

В этом же году соответствующими нормативными документа-

ми бьшо положено начало размещению вьшусков среднесрочныхоблигаций Федерального займа с переменным купонньм доходом(ОФЗ-ПК) и серий облигаций Государственною  сберегательногозайма (ОГСЗ), а в 1996 г. — среднесрочных облигаций  Федерального займа с постоянным купонным доходом (ОФЗ-ПД).

Период  обращения среднесрочных ОФЗ  изменялся в пределахот немногим более одного года до пяти лет. Они  выпускались побезбумажной технологии аналогично ГКО и имели нарицательную  стоимость 1 млн неденоменированных руб. Купонный доходОФЗ-ПК выплачивался ежеквартально и был привязан к средневзвешенной доходности ГКО  за определенный период времени.

Купонный  доход ОФЗ-ПД имел неизменный размер за все времяобращения облигаций  и выплачивался ежеквартально.Срок обращения ОГСЗ составлял один год, а размер эмиссии — 10 трлн неденоминированных руб., разбитых на 10 траншей. Нарицательная  стоимость облигаций равнялась 100 и

500 руб.  Они выпускались в бумажной  форме, являлись предъявительскими  облигациями и имели четыре  купона для ежеквартальных выплат  дохода. Размер дохода определялся  последнейофициальной ставкой дохода  по ОФЗ-ПД с выплатой дополнительной  премии от Министерства финансов  РФ.

В 1996 г. в бездокументарной форме были выпущены в об-

ращение облигации Государственного нерыночного  займа. Объ-

ем эмиссии  составил 15 трлн неденоминированных руб. Облигации не могли обращаться на вторичном рынке, их нарицательная  стоимость составляла 1 млн руб., а доход в виде процента к номиналу, установленный Министерством финансов, вы-плачивался ежегодно.

Еще одним  видом ценных бумаг, выпускавшихся  Правительством в это время, были Государственные жилищные сертификаты. Они также не имели хождения на рынке, предназначались

для граждан  страны, лишившихся жилья в результате стихийных

бедствий  и других форс-мажорных обстоятельств, и номинировались в квадратных метрах жилой площади. Сертификаты выпускались  в бумажной форме, являлись именными ценнымПомимо эмиссии ценных бумаг  Правительство практиковалотакже  предоставление государственных гарантий по отдельнымвыпускам корпоративных  облигаций. Примером могут служитьоблигации Российского акционерного общества Высокоскоростные магистрали (ТАО ВСМ), крупнейшим участником которого является государство. Министерство финансов стало гаран-

том этих ценных бумаг, а Банк России — генеральным  агентомпо размещению займа. Продажа  облигаций РАО ВСМ началасьв  начале 1996 г. на ММВБ и была первым ее опытом в частикорпоративных инструментов.

На российском рынке государственных ценных бумаг  начался процесс интеграции в  мировую финансовую систему. Вомногом этому способствовал допуск на него нерезидентов. До-ля их участия на рынке  ГКО - ОФЗ составляла, например, в1997 г. около 30% совокупного оборота.

Помимо  экспансии внутренних государственных  займов вэтот период в Российской Федерации началась эмиссия международных ценных бумаг. В 1996—1997 гг. Правительство разместило три выпуска еврооблигаций. Первый транш, выпущенныйв ноябре 1996 г. на пять лет объемом 1 млрд долл. под 9,25%годовых, разошелся достаточно успешно, преимущественно среди инвесторов из Юго-Восточной Азии. Поскольку Министерство финансов изначально ориентировалось на американских иевропейских инвесторов, второй транш, выпущенный в марте1997 г. на семь лет объемом 2 млрд немецких марок под 9% годовых, было решено номинировать именно в марках ФРГ. Покосвенным данным участников размещения, этот выпуск разошелся с трудом, и часть эмиссии осталась у андеррайтероввследствие ряда неучтенных эмитентом особенностей рынка.Выпуск третьего транша в июне этого же года объемом 2 млрддолл. на 10 лет под 10% годовых не изменил ситуацию: 53%займа было размещено в США, 24% — в Азии и 23% — в Евро-пе. К концу рассматриваемого периода цены на российские ев-

рооблигации начали снижаться из-за кризисных  явлений на ми-ровых финансовых рынках.Практика эмиссии муниципальных ценных бумаг в нашей стра-не возобновилась и наиболее динамично стала развиваться в Мо-скве и некоторых других крупных центрах. Одним из первых до-кументов, регулирующих этот процесс, стало вышедшее в конце1996 г. постановление Правительства Москвы О выпуске город-ских займов Москвы на 1996—1997 гг.. В соответствии с нвыделялись два типа ценных бумаг — связанные с заимство__ния банковских ресурсов. К первым относились:московские

муниципальные облигации, конвертируемые в акции  привати-зируемых предприятий: муниципальные  жилищные векселя;долговые обязательства, гарантированные Правительством Мо-сквы, ко вторым ~ муниципальные земельные  векселя и муни-ципальные облигации  с земельным купоном.

В конце 1997 г. был принят Федеральный закон О финан-

совых основах' местного самоуправления в  РФ, в котором определялось, что муниципальными называются облигации, жилищные сертификаты и другие ценные бумаги, выпускаемыеорганами местного самоуправления. Граждане и юридическиелица, приобретая их, заключают договор муниципального займа.Назначением выпуска этих ценных бумаг является реализацияпрограмм и проектов развития так называемых муниципальных

образований. Выпуск муниципальных облигаций  обеспечивается

имуществом  и другими ресурсами местных  бюджетов. Закон установил, что размер привлечения средств органами местногосамоуправления не должен превышать 15% объема расходнойчасти соответствующего бюджета.

Вскоре  практика эмиссии местных ценных бумаг распространилась на регионы. В числе крупных эмитентов  подобныхфондовых инструментов можно  назвать Челябинск и Челябинскую  область. Администрацией Челябинска в  соответствии с положением Об обслуживании и обращении выпусков муници-пальных инвестиционных облигаций (МИО), принятым в ап-реле 1997 г., была предпринята успешная попытка размещения

бескупонных облигаций номинальной стоимостью 1 млн неденоминированных рублей общим  объемом 50 млрд руб. Эмиссия

осуществлялась  отдельными сериями со сроком обращенияшесть месяцев для неограниченного  круга инвесторов. МИОвыпускались в  бездокументарной форме и являлись именнымиценными бумагами. Средства, вырученные от их реализации,направлялись на финансирование городских инвестиционныхпрограмм. Выполнение обязательств по займу гарантировалосьрешением  Челябинской городской Думы. МИО  котировались наЮжно-Уральской фондовой бирже. Срок их обращения завершился в декабре 1997 г.

Администрация Челябинской области в 1995 г. осуществилаэмиссию областных краткосрочных бескупонных  облигаций(ОКО) номинальной стоимостью 100 тыс. неденоминированныхрублей на общую  сумму 50 млрд руб. Первый выпуск имел__и  в дальнейшем эмиссия ОКО приобрела  регулярный характер,а общая сумма  заимствований последующих вьшусков возрослав два раза. Срок обращения  облигаций составлял шесть месяцев.

Они выпускались  в бездокументарной форме, являлись именными ценными бумагами и были предназначены для неограниченного  круга инвесторов. Решения об их выпусках принимались Челябинской  областной Думой. Срок окончания  размещения ОКО завершился в июне 1998 г.

Информация о работе Тенденции развития рынка ценных бумаг